Этилен.
план-конспект урока

Корбукова Надежда Михайловна

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Цель урока:                                                                                                                                                                                                                                                              создать условия для восприятия, осознания и осмысления новой учебной информации; ознакомить обучаемых с гомологическим рядом этилена; рассмотреть строение молекул алкенов на примере этилена; виды изомерии характерные для углеводородов ряда этилена; их физические свойства и основные способы получения.

Задачи:

образовательные:  рассмотреть гомологический ряд, строение, физические свойства, получение алкенов;                                                       

развивающие: развивать у обучающихся умение сравнивать, обобщать и делать выводы;                                                                                          

воспитательные: формировать у ребят навыки культурного поведения, чувство товарищества, развивать диалектическое мышление.

Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                                                                               

предметные:                                                                                                                                                                                                                                                          знать: определения понятий непредельные углеводороды, алкены, реакция дегидратации, общую формулу алкенов, их родовой суффикс;  строение углеводородов ряда этилена, физические свойства алкенов; способы получения алкенов;                                                                           

метапредметные: использовать знако - символическое моделирование, классифицировать объекты и явления; устанавливать причинно-следственные знаки, создавать обобщение, делать выводы, проводить наблюдения;                                                                                                       

личностные: понимать связи между целью изучения темы урока и тем для чего эта цель осуществляется; понимать значимость естественно-научных знаний для решения практических задач.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

 

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.

Средства обучения: компьютер, проектор, поделка из картона этилена, шарико-стержневые модели углеводородов ряда этилена, предметы из полиэтилена (контейнер, пластмассовые шприцы пищевая плёнка, ручка, линейка….), стенд №Углеводороды»; видеоурок «Этилен».

Литература:                                                                                                                                                                                                                                                  ●О.С.Габриелян Химия 10 класс, Москва. Просвещение. 2020 год;                                                                                                                                                              

●поурочные разработки по химии КУМК О.С.Габриеляна  10 класс. Москва. ВАКО 2017 год;                                                                                        

●всероссийский научно-методический журнал «Химия. Всё для учителя», №10, октябрь 2017 год;                                                                             

●А.С.Егоров. Химия. Современный курс для поступающих в ВУЗы. Ростов на Дону. Феникс. 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroketilen_10kl.docx112.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ    Отрадненская    СОШ

Конспект урока

по химии 10 класс

«Этилен»

Учитель химии и биологии

Корбукова Н.М.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Цель урока:                                                                                                                                                                                                                                                              создать условия для восприятия, осознания и осмысления новой учебной информации; ознакомить обучаемых с гомологическим рядом этилена; рассмотреть строение молекул алкенов на примере этилена; виды изомерии характерные для углеводородов ряда этилена; их физические свойства и основные способы получения.

Задачи:

образовательные:  рассмотреть гомологический ряд, строение, физические свойства, получение алкенов;                                                      

развивающие: развивать у обучающихся умение сравнивать, обобщать и делать выводы;                                                                                          

воспитательные: формировать у ребят навыки культурного поведения, чувство товарищества, развивать диалектическое мышление.

Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                                                                              

предметные:                                                                                                                                                                                                                                                          знать: определения понятий непредельные углеводороды, алкены, реакция дегидратации, общую формулу алкенов, их родовой суффикс;  строение углеводородов ряда этилена, физические свойства алкенов; способы получения алкенов;                                                                          

метапредметные: использовать знако - символическое моделирование, классифицировать объекты и явления; устанавливать причинно-следственные знаки, создавать обобщение, делать выводы, проводить наблюдения;                                                                                                        

личностные: понимать связи между целью изучения темы урока и тем для чего эта цель осуществляется; понимать значимость естественно-научных знаний для решения практических задач.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.

Средства обучения: компьютер, проектор, поделка из картона этилена, шарико-стержневые модели углеводородов ряда этилена, предметы из полиэтилена (контейнер, пластмассовые шприцы пищевая плёнка, ручка, линейка….), стенд №Углеводороды»; видеоурок «Этилен».

Литература:                                                                                                                                                                                                                                                  ●О.С.Габриелян Химия 10 класс, Москва. Просвещение. 2020 год;                                                                                                                                                              

●поурочные разработки по химии КУМК О.С.Габриеляна  10 класс. Москва. ВАКО 2017 год;                                                                                        

●всероссийский научно-методический журнал «Химия. Всё для учителя», №10, октябрь 2017 год;                                                                            

●А.С.Егоров. Химия. Современный курс для поступающих в ВУЗы. Ростов на Дону. Феникс. 2014 год.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организаци-

онный

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас и наших дорогих гостей, которые присутствуют на уроке. Сегодня у нас хорошее настроение,  а это значит, что мы хорошо поработаем и у нас всё получится.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

2. Введение в тему

Мы продолжаем изучать углеводороды. А чтобы это сделать, вспомним:

- Что называется углеводородами?

-Какую группу углеводородов мы изучили?

Проверим домашнее задание по этой теме:

1-й ученик решает задачу у доски: Мr(алкана) =100г/моль. Найти формулу алкана.

2-й ученик осуществляет превращения

Задание. Осуществить превращения:

CH4 → CH3CI → C2H6→CO2

3-й и 4-й ученики выполняют задание на местах по карточке

5-й ученик у доски даёт характеристику алканов по плану (устно)

(после выступления 5-го ученика проверяется задача, превращения и карточки самостоятельной работы на местах у двух обучаемых и поводит мини итог этого этапа урока)

Углеводороды – это органические вещества, состоящие из углерода и водорода.

Мы изучили алканы.

1-ый ученик:

Задача.                                                                         Решение

Дано:                                                           СnН2n+2  =100  

Мr(алкана)=100г/моль                           12n +2n + 2 =100

СnН2n+2 -?                                                      14n =98

                                                                       n=7

                                                                       C7H16

                                                                     Ответ: C7H16 – гептан

2-й ученик

Задание. Осуществить превращения:

CH4 → CH3CI → C2H6→CO2

  1. CH4 → CH3CI

CH4 +CI2 = CH3CI + HCI    (на свету)

  1. CH3CI → C2H6

2 CH3CI + 2 Na = C2H6 + 2 NaCI   (реакция Вюрца)

  1. C2H6→CO2

2C2H6  + 7О2 = 4СО2  + 6Н2О

3-й и 4-й ученики.

Задание: составить и назвать три гомолога и три изомера гептана

5-й ученик

План характеристики алканов:

1.Общая формула

2.Химические  связи

3. Циклические или ациклические

4. Предельные или непредельные

5. угол связи

6. Гибридизация

7. Длина связи

8. Углеродная цепь

9. Полярность

10. Характерная реакция

11. Физические свойства

12. Что называется алканами

3. Формули -ровка темы урока и

целей урока

Мы познакомились а первым представителем углеводородов.

- А с какими ещё углеводородам можем познакомиться. Известно, что первый представитель гомологического ряда этих углеводородов – газ, используется для быстрого созревания фруктов.

Запись на доске. Тема. Алкены. Этилен.

- Что вы хотите узнать по этой теме?

Цель урока:             значение,   получение

строение                                                          свойства

- А что вы уже знаете о алкенах

Мы можем познакомиться с Алкенами и Этиленом

Ученики записывают в тетради тему урока

Мы хотим узнать строение, получение, свойства

Ученики по плану (12 пунктов) выясняют что они знают из предыдущих тем и что нужно узнать. Таким образом, обучаемые  выходят на цель урока, проговаривают её. Цель урока в виде треугольника записана на доске.

Цель урока: изучить значение, строение, получение свойства алкенов.

4.Изучение

нового материала

Существуют углеводороды, в которых атомы углерода соединены с меньшим числом атомов водорода, чем это нужно углероду для полного насыщения, образуя кратные связи.

- Какие вы знаете углеводороды с кратными связями?

Сегодня мы познакомимся с этиленом-первым представителем гомологического ряда алкенов.

- А заем нам нужно это знать? Где находят применение этилен и углеводороды ряда этилена.

(демонстрация пластмассового контейнера и его содержимого)

Откройте учебник на странице 24 п.4 , рис 9 и рассмотрите где ещё применяют полиэтилен. .

Чтобы понять почему этилен и гомологи этилена имеют такое широкое применение, - нужно познакиться с его строением.

Запишите в тетради: Строение этилена

- Записать  схему строения атома углерода в свободном и в возбуждённом состоянии

На основе этой записи  картинки с строения этилена учитель объясняет строение атома углерода , демонстрирует модели атома этилена, характеристику по плану этилена.

C:\Users\Надежда\Desktop\строение этилена.jpg

Учитель выполняет зарисовку схемы молекулы этилена и предлагает перенести схему в тетрадь.

Обсуждаются вопросы в процессе изучения строения молекулы этилена:

-какие связи характерны для  этилена

-возможно ли свободное вращение атома углерода в молекуле

- сколько каждого вида связи в молекуле- вид гибридизации

- форма молекулы

- дайте определение алкенам

Откройте учебник на странице 25 и проверьте правильность определения алкенов.

Рассмотрим гомологический ряд алкенов

(запись на доске: Гомологический ряд алкенов)

Откройте стр. 25 и изучите табл №2, где показаны гомологи алкенов

Учитель записывает на доске первые четыре представителя гомологического ряда алкенов.

- Как вы думаете, какие типы изомеров будут характерны для олефинов? (в ходе беседы выясняют, что четыре типа изомеров характерны для олефинов)

Домашним задание (№1) будет написать примеры 4-х типов изомеров , характерные для алкенов

Просмотрите фрагмент видиоурока «Этилен» и запишите в тетрадь физические свойства олефино.

- Все ли цели урока достигнуты? (обращает внимание обучающихся на треугольник целей)

Химические свойства рассмотрим на следующем уроке, а получение алкенов рассмотрим сейчас.

Начертите таблицу получения алкенов в тетрадь. ( учитель на доске чертит таблицу и заполняет первую графу.

Домашнее задание( №2) Заполниь таблицу.

Запись в тетради

Углеводороды с кратными связями:

Алкены ( 1=связь) этиленовые (олифены)

Алкадиены (2 = связи)   диеновые

Алкины   (1 ≡ связь) ацетиленовый

Рассматривают предметы , изготовленные из углеводородов ряда этилена.

Открывают учебник, рассматривают, озвучивают что видят.

Запись в тетради. Строение этилена

Стоение углерода

C:\Users\Надежда\Desktop\2cd82326fcb012aeace318234ce13b81.jpg

Строение этилена

Плоская молекула

  1.  δꞱ  π
  2. 1 π и 2δ
  3. SP2  - гибридизация
  4. Нет свободного вращения атомов углерода

Алнены – это углеводороды, содержат одну двойную связь и имеют общую формулу CnH2n+2

Обучающиеся открывают учебник и проверяют формулу

Запись в тетради: Гомологический ряд алкенов)

Обучаемые изучают таблицу учебника

Запись в тетради

СН2=СН2   этен (этилен);      радикал СН2=СН-     винил

СН2 = СН – СН3   пропен (пропилен);     радикал СН2 = СН – СН2 –       аллил

 СН2 = СН – СН2-СН3   бутен  (бутилен)

СН2 = СН – СН2-СН2-СН3  пентен  ( пентилен)

Запись  в тетради. Типы изомеров

  1. Изомерия углеродной цепи.
  2. Изомерия двойной связи.
  3. Межклассовая изомерия.
  4. Геометрическая изомерия (цис- ,транс-)
  5. Температура кипения увеличивается с повышением Мr
  6. Плохо раствориты в воде

Физические свойства алкенов

  1. С1  -  С4     газы
  2. С5  -  С15   жидкости
  3. С16 - …      твёрдые вещества    
  4. Немного легче воздуха    

Нет. Получение алкенов и свойства не все рассмотрены.

              Получение алкенов

Тип химической реакции

Уравнение химической реакции

1.Крекинг алканов

2.Дегидрирлвание спиртов

3.Дегидртрование алканов

                                                 

5.Первичная проверка понимания изученного материала

Выполните тест письменно на листочке. Текст теста и листочки находятся на парте

Вариант I

Задание. Ответьте на вопросы

  1. Общая формула алкенов.
  2. Угол связи этилена
  3. Вид гибридизации у алкенов
  4. Второй представитель алкенов
  5. Количество  «пи»связей у алкенов

Вариант II

Задание. Ответьте на вопросы

  1. Длина связи у алкенов
  2. Количество  «сигма» связей у этена
  3. Чем отличаются гомологи
  4. Агрегатное состояние этена
  5. Расположение относительно друг к другу «сига» и «пи» связей.

Передайте свою работу соседу по парте, проверьте работу и выставьте оценку (взаимопроверка)

Ответы написаны на доске:

Вариант I

  1. СnH2n+2
  2. 1200
  3. SP2
  4. Пропен
  5. 1 π связь

Вариант II

  1. 0,134 нм
  2. 5 δсвязей
  3. Группой (СН2)n
  4. Газ
  5. δꞱ  π

6.Рефлексия

Предлагает дополнить предложения:

● Было трудно

●Я смог

● Теперь я знаю

● Теперь я смогу(могу)

● Я узнал

● Мне захотелось

● Я попробую

7.Подведе-ние итогов. Домашнее задание.

Выставляет оценку, учитывая работу каждого обучаемого на разных этапах урока. Дают оценку своей деятельности на уроке.

Записывает домашнее задние на доске, поясняет упражнения учебника : §4; д/з№1, 2; упр 6, стр 30. ; по желанию №9

Выставляют оценку в дневник. Оценивают свою работу.

Записывают домашнее задание в дневник

§4; д/з№1, 2; упр 6, стр 30. ; по желанию №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по химии на тему «Алкены. Этилен, его получение. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, алкенов»

План конспект: «Алкены. Этилен, его получение. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, алкенов»Цель урока: дать уч-ся представление о непредельных углеводородах, о ненасыщенной (кратно...

этилен тренировочный материал задачи

задачи тренировочный вариант...

Презентация по теме: "Этилен"

Впервые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком и врачом Бехером....