«Моллюски»
план-конспект урока

Корбукова Надежда Михайловна

Тема: Тип моллюски, или Мягкотелые.                                                                                                                                                                        Класс: 7 класс.                                                                                                                                                                                                          Предмет:  Биология.  «Животные»                                                                                                                                                                                   Число: 12.10                                                                                                                                                                                                                           Цель: обобщить знания учащихся по теме «Тип Моллюски, или Мягкотелые».                                                                                        Задачи:                                                                                                                                                                                                                                          образовательная: обобщить знания учащихся по теме «Тип Моллюски, или Мягкотелые», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;                                                                                                                                         ∙ развивающая: развивать умения анализировать и делать выводы;                                                                                           ∙воспитательная: воспитывать самостоятельность и активность.                                                                                                                       УУД:                                                                                                                                                                                                                                    личностные УУД: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;  установка на здоровый образ жизни;                                                                                                                            регулятивные УУД (организация учащихся своей деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;                                                                                              познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,  структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение;                              коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и учениками, оценка и коррекция действий партнёра.                     Тип урока: комбинированный                                                                                                                                                                                            Вид урока: беседа                                                                                                                                                                                      Оборудование: экран, проектор, компьютер, доска.                                                                                                                                    Способ предоставления информации: текстовый, структурно-логический, информационно-логический.                                                        Метод обучения: частично – поисковый.                                                                                                                                                  Технология:  личностно – ориентированная, игровая.                                                                                                                          Литература:                                                                                                                                                                                                                              В.В. Латюшин, В.Е.Шапкин «Биология» 7 класс, Москва. Дрофа. 2017 год;                                                                                                              ∙ Всероссийский научно-методический журнал «Биология. Всё для учителя», №4 апрель. 2013 год;                                                               ∙ Инфоурок;                                                                                                                                                                                                                                                ∙ Ридерз Дайжест «1000 чудес природы» ЛОНДОН. НЬЮ-ЙОРК. СИДНЕЙ. МОСКВА. 2002 ГОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokmollyuski7kl.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Конспект урока

по теме

«Моллюски»

(7 класс)

                                                                                Учитель химии и биологии

                                                                                                                                    Корбукова Н.М.

Тема: Тип моллюски, или Мягкотелые.                                                                                                                                                                        Класс: 7 класс.                                                                                                                                                                                                          Предмет:  Биология.  «Животные»                                                                                                                                                                                   Число: 12.10                                                                                                                                                                                                                           Цель: обобщить знания учащихся по теме «Тип Моллюски, или Мягкотелые».                                                                                        Задачи:                                                                                                                                                                                                                                         ∙ образовательная: обобщить знания учащихся по теме «Тип Моллюски, или Мягкотелые», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;                                                                                                                                         ∙ развивающая: развивать умения анализировать и делать выводы;                                                                                           ∙воспитательная: воспитывать самостоятельность и активность.                                                                                                                       УУД:                                                                                                                                                                                                                                    ∙ личностные УУД: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;  установка на здоровый образ жизни;                                                                                                                            регулятивные УУД (организация учащихся своей деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;                                                                                             познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,  структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение;                              коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и учениками, оценка и коррекция действий партнёра.                     Тип урока: комбинированный                                                                                                                                                                                            Вид урока: беседа                                                                                                                                                                                      Оборудование: экран, проектор, компьютер, доска.                                                                                                                                    Способ предоставления информации: текстовый, структурно-логический, информационно-логический.                                                        Метод обучения: частично – поисковый.                                                                                                                                                  Технология:  личностно – ориентированная, игровая.                                                                                                                          Литература:                                                                                                                                                                                                                             ∙ В.В. Латюшин, В.Е.Шапкин «Биология» 7 класс, Москва. Дрофа. 2017 год;                                                                                                              ∙ Всероссийский научно-методический журнал «Биология. Всё для учителя», №4 апрель. 2013 год;                                                               ∙ Инфоурок;                                                                                                                                                                                                                                                ∙ Ридерз Дайжест «1000 чудес природы» ЛОНДОН. НЬЮ-ЙОРК. СИДНЕЙ. МОСКВА., 2002 ГОД

Ход урока

Этап

        Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный

момент

Приветствие. Настраивает детей на урок.

Готовятся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

Творческая работа: 2Причина отсутствия маленьких моллюсков в большом аквариуме»

Проблема: почему в большом аквариуме нет моллюсков?

Цель работы: подумать над развитием моллюсков в аквариуме (маленьком или большом).

Гипотеза: если в большом аквариуме нет моллюсков, значит, они не размножаются?

Вопросы:

Кто мешает развитию моллюсков в большом аквариуме?

Почему в природном биогеоценозе (озеро) моллюски хорошо развиваются?

Задание: дайте описание данной группе животных

Царство: Животные

Тип: Моллюски

Подтип: Раковинные

Классы: Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие.

Отряд: (пример - осьминоги

        Пытаются решить данную проблему.

Выполняют задание

III. Целеполагание

Учитель: как вы думаете: какую тему мы будем изучать на уроке? Что бы вы хотели узнать ещё о моллюсках? (записывает тему на доске)

Учитель: в конце урока мы должны обобщить уже известные знания по теме «Тип Моллюски, или Мягкотелые»

Пытаются озвучить тему и цель урока.

Записывают тему «Тип Моллюски, или Мягкотелые»

IV. Изучение нового материала

Заполнить таблицу.

Сравниваемые

признакиКласс

БрюхоногиеКласс

ДвустворчатыеКласс

ГоловоногиеСимметрия телаАссиметричныеСимметричныеСимметричныеОтделы телаГолова, туловище, ногаТуловище, ногаГолова, щупальцаОрганы дыханияЛёгкие или жабрыЖабрыЖабрыСердцеДвухкамерноеТрёхкамерноеТрёхкамерноеКровеносная системаНезамкнутая (кровь изливается в промежутки между органами)Незамкнутая (кровь изливается в промежутки между органами)Замкнутая. У них есть два сердца, находящиеся в жабрах (больше известные как «жаберные сердца»), которые гонят кровь по капиллярам жабрНервная системаДиффузно – узлового типаДиффузно – узлового типа: имеет три пары нервных узловН.С. устроена сложнее, по уровню организации она не уступает нервной системе рыб. Ганглии очень сближены и, по существу, образуют единую нервную систему –мозг, который заключён в хрящевую капсулу –череп. По относительной массе мозг головоногих превосходит таковой у рыб, но уступает мозгу птиц и млекопитающих. Мозг состоит из долей, общее число которых у осьминога 64. Оптические доли – самые крупные – могут составлять 4/5 объёма мозга Органы размножения

Гермафродиты

Раздельнополые

Раздельнополые

ПредставителиВиноградная улитка, малый прудовик, слизень, катушкаБеззубка, мидия, устрицаКальмар, осьминог, каракатица

Учитель. Давайте подумаем, какова же роль моллюсков в природе и жизни человека?

Значение моллюсков в природе и жизни человека

в природе

Моллюски – очень разнообразная группа животных, населяющие различные водоёмы и сушу. Они входят в различные цепи питания в природных сообществах. Сухопутными моллюсками питаются жабы, птицы и даже хищные звери. Водными моллюсками кормятся рыбы, тюлени и другие животные. Многие виды моллюсков являются промежуточными хозяевами для личинок ряда видов паразитических червей (каких?). Двустворчатые моллюски имеют большое значение в водоёмах как фильтраторы воды. Например, на участке дна моря в 1 м2 мидии могут профильровывать за сутки около 280 м3 воды, очистив её от различных загрязнений.

В жизни человека

Положительная роль

а) Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды ципрей. Раковины ципрей, так называемые каури, использовались в качестве денег когда то в Японии, Китае и других странах бассейна Тихого океана. Эти раковины как бы самой природой предназначены для выполнения функции денег – имеют гладкую поверхность, округлую форму и большую прочность. Предполагается, что впервые раковины каури стали использовать в качестве денег примерно полторы тысячи лет назад до нашей эры. Позднее они проникли я Корею и Японию. Известно также, что деньги каури были распространены и в Индии, Сиаме, на Филиппинах, в странах Африки. Использовались каури и на Руси под названием ужовок, зерновок. Змеиных головок. Было это в так называемый безмонетный период (XII-XIV века). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской и Псковской областях.

б) Использование моллюсков в пищу.

Издавна в пищу люди употребляли мидий, устриц, морских гребешков, кальмаров, осьминогов, виноградных улиток. Виноградная улитка имеет ценность,  как продукт питания в ряде стран и употребляется в пищу в вареном виде. Уже во времена Древнего Рима её весьма ценили, как пищевой продукт, в более позднее время она была завезена монахами в ряд стран, например, в северную Германию, где её разводили в монастырских садах. Особым спросом пользуется в Испании, Италии, Франции, где является объектом культивирования.

Головоногие моллюски являются одним из излюбленных кушаний народов многих стран. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти массу рецептов приготовления каракатиц и осьминогов. Некоторые из них довольно любопытны: фаршированный осьминог в шоколаде, каракатица в молоке. Не меньшей популярностью пользуются продукты из головоногих моллюсков в странах Дальнего Востока. В Японии и Китае их едят во всех видах – сыром, маринованном, печёном, жареном, вареном. Ежегодная мировая добыча всех моллюсков составляет: 1,64 млн. т; мидий, устриц, гребешков: по 800 тыс. т.  По пищевой ценности и калорийности мясо моллюсков не уступает говядине и баранине, а иногда даже превосходит их.

в) Некоторые – очень немногие моллюски – имеют значение как источник жемчуга и перламутра. Жемчуг – драгоценное ювелирное вещество органического происхождения. Он образуется в том случае, если в организм жемчужницы попадает чужеродное тело, например, песчинка. Там она покрывается перламутром, и через некоторое время образуется жемчуг. Наиболее ценится жемчуг  морской жемчужницы, встречающейся в Красном море, Индийском и Тихом океанах. Многолетний хищнический промысел сократил естественные запасы раковин-жемчужниц, а следовательно, и добычу жемчуга. Поэтому в конце прошлого века в Японии начали искусственное выращивание жемчуга. Для этого в мантию молодых жемчужниц помещают инородное тело, которое и становится ядром жемчуга. Затем жемчужницу опускают в море в особом проволочно-сетчатом ящике. Окраска жемчуга разнообразна: белая, розовая, кремовая, чёрная, коричневая, голубая, жёлтая, зелёная. Считают. Что цвет жемчуга зависит от вида моллюска-хозяина, температуры и состояния воды, состояния здоровья и характера пищи моллюска. Лучшим считается жемчуг с толстым перламутровым слоем, совершенно шарообразной формы, белого или серебристого цвета. Однако со временем любой жемчуг умирает, мутнеет – мутнеет, трескается и рассыпается. И происходит это через 50-60 лет. Максимальный срок жизни жемчужин – 100-150 лет. Самая большая жемчужина принадлежала в XVIвеке Филипу II. Размером она была с голубиное яйцо и весила 6,8г. Самой дорогой жемчужиной в наше время владел бывший шах Ирана (стоимость 300 тыс. долларов США).

Отрицательная роль

Многие виды моллюсков наносят серьёзный вред человеку. Это слизни и виноградные улитки.. Массовое появление слизней сопровождается большими повреждениями посевов, иногда на десятках тысяч гектаров. Причём часть посевов гибнет полностью. Кроме того, слизни уничтожают огромное количество огородных культур. Виноградная улитка иногда приносит  большой вред, так как питается листьями не только винограда, но и абрикосов, персиков и других плодовых деревьев. Урожайность от этого значительно снижается. Корабельный червь тередо внешне не похож на моллюска. Он червеобразной формы, на заднем конце два длинных сифона, на переднем – маленькая раковина, створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и поглощает опилки. В результате дерево, источенное ходами, превращается в подобие губки.  Внашей стране тередо встречается в Чёрном, Азовском и дальневосточных морях.

 

Учитель: обобщим знания в таблице.

Положительная рольОтрицательная рольЦепь питания в биоценозе.

Человек использует в пищу.

Индикаторы чистоты, фильтруют воду.

Образуют перламутр и жемчуг

Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску

Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшенийНаземные моллюски уничтожают культурные растения.

Прудовик – промежуточный хозяин

Печёночного сосальщика.

Морские моллюски закрепляются на днище корабля.

Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.

Личинки двустворчатых паразитируют на рыбах.

Слушают и смотрят презентацию и записывают самое главное.

Заполняют таблицу

Слушают и смотрят презентацию и записывают самое главное.

Заполняют таблицу

V. Рефлексия

Перекрёстный опрос

Почему в большом аквариуме нет моллюсков?

∙ Каковы особенности внешнего строения моллюсков?

∙ Какие системы органов имеют моллюски?

∙ Что вы знаете о нервной системе и органах чувств моллюсков?

∙ Какое строение имеет пищеварительная система у моллюсков?

∙ Какой тип кровеносной системы у моллюсков и чем она представлена?

∙ Чем представлена дыхательная система моллюсков и как происходит газообмен?

∙ Какие органы выделения у моллюсков?

∙ Какой представитель типа моллюсков является промежуточным хозяином паразитических червей?

∙ Какие моллюски являются вредителями сельскохозяйственных растений?

∙ Какова роль моллюсков в биологической очистке водоёмов?

Вопрос:  на какой стадии развития моллюска заметно его сходство с кольчатым червем

Отвечают на вопросы

VI. Домашнее задание

Ꝣ12, таблица: Сравнительные признаки. Тип черви. Тип Моллюски

Симметрия тела. Отделы тела. Образ жизни. Органы дыхания. Сердце. Кровеносная система. Нервная система. Органы размножения. Представители.

Записывают в дневник домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Бинарного урока информатики и МДК 04.02 На тему: «Практическая работа на тему: «Расчет нормы выхода продуктов из заданного количества сырья для приготовления блюд из моллюсков для выполнения лабораторной работы» с использова

Методическая разработка по проведению практической работы по междисциплинарному курсу МДК 04.02 "Технология приготовления блюд из нерыбных продуктов моря" и с элементами информатики. По информатике со...

Презентация "Двустворчатые моллюски. Ракообразные"

Презентация для урока по теме "Двустворчатые моллюски. Ракообразные"...

Контрольный тест по теме "Моллюски"

Контрольный тест  по теме «Тип Моллюски», 7 класс...