Спирт-друг или враг!?
учебно-методический материал

Ольга Григорьевна Бараксанова

Методическая разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_spirty.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока химии по теме

«Химические свойства спиртов»

Цели урока:

Обучающая: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций;

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение анализа, обобщения и систематизации учебной информации, критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, развивать рефлексивную культуру учащихся; формировать навыки наблюдения;

Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: дидактический материал: тестовые задания, проверочная работа; пробирки, раствор этилового спирта, медная проволока, сухое горючее; мультимедиапроектор; презентация к уроку; компьютер; экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация опорных знаний

Мы с вами начали изучать класс кислородосодержащих органических соединений - спирты. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Слайд 1 -  «Мозговой штурм»

  • Что такое спирты?
  • Какую они имеют общую формулу?
  • На какие группы делятся спирты?
  • Какие бывают радикалы у спиртов?
  • Как дают названия спиртам?

Проверочная работа (по проверке домашнего задания).

Предлагается тренажер "Строение спиртов" в двух вариантах. Проводится инструктаж о выполнении задания (время выполнения – 3 мин). Работы проверяются у доски (2 учащихся).

Какой вопрос о спиртах у нас остался еще не изученным? (химические свойства)

3. Сообщение темы и целей урока

(Объявление темы и целей урока)

Сегодня мы с вами будем рассматривать химические свойства спиртов.

Какие цели поставим перед собой?

- изучить: химические свойства предельных одноатомных спиртов;

- научиться составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства предельных одноатомных спиртов.

4. Изучение нового материала

1) Начнем с лабораторной работы о свойствах этилового спирта (5 мин)

Слайд 4 – Химические свойства предельных одноатомных спиртов

Лабораторная работа №6. «Свойства этилового спирта» (Инструкция - с. 176 учебника), правила техники безопасности, вывод по лабораторной работе:

- этиловый спирт растворяется в воде;

- является хорошим растворителем;

- быстро испаряется

Что получили при взаимодействии этанола и оксида меди (II) при нагревании? Что ощущали?

взаимодействие этанола с оксидом меди (II):        

                                   t0 C                   O

C2 H5 ─ OH + CuO   → CH3 ─ C       +   Cu + H2O

                                                            H

           этиловый спирт              уксусный альдегид

2) изучение химических свойств спиртов

Опыт № 1. Горение спиртов

Демонстрационный опыт.

Запись реакций у доски и в тетрадях: горение этилового спирта - у доски и самостоятельно. После этого результаты работы проверяются с помощью медиапроектора на экране.

Слайд 2 – окисление (горение):

С2Н5─ОН + О2→…

С2Н5─ОН + 3О2→2СО2 +3Н2О+Q

Опыт № 2. Взаимодействие спиртов с металлическим натрием.

Виртуальная лабораторная работа

С помощью мультимедиапроектора (слайд 5) на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с металлическим натрием. Учащимся объясняется механизм этой реакции и они записывают ее уравнение. После этого результаты работы проверяются с помощью медиапроектора на экране.

Особое внимание указывается на то, что эта реакция является качественной реакцией на спирты.

Слайд 2 – взаимодействие этанола  с натрием:

                   2СН3 ─ СН2─ ОН + 2Na  → 2СН3 ─ СН2─ ОNa + H2

                этиловый спирт                    этилат натрия

(Качественная реакция на предельные одноатомные спирты)

Опыт 3. Внутримолекулярная дегидратация спиртов с образованием непредельных углеводородов (алкенов).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием алкенов. Эту реакцию мы проводили в теме «Алкены». Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиапроектора на экране.

Слайд 2 -  Внутримолекулярная дегидратация спиртов (с образованием алкенов)

                            H    H

                            │    │             t0 >1800 C

                H ─ C ─ C ─ H           →        CH2 = CH2↑ + H2O

                            │    │                                   этилен

                            H    OH

                  этиловый спирт

Опыт 4. Межмолекулярная дегидратация спиртов с образованием простых эфиров.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием простого эфира. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиапроектора на экране.

Слайд 2 -  Межмолекулярная дегидратация (с образованием простых эфиров)

                                             <14000 С, H2SO4 конц.

С2Н5 ─ О ─ Н + Н ─ О ─ С2Н5         →           С2Н5 ─ О ─ С2Н5  + H2O

этиловый спирт    этиловый спирт                              диэтиловый эфир

       

Опыт 5. Дегидратация спиртов с образованием сложных эфиров - реакция этерификации. С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции

Слайд 2 -  Реакция этерификации (дегидратация спиртов с образованием сложных эфиров) 

Вывод: какие реакции характерны для спиртов? (6 реакций - назвать)

3) Ознакомление с применением этанола на основе его свойств

Слайд 6- Применение этанола (схема применения этанола)

4) Сообщение «Алкоголизм, его последствия и предупреждение»

Слайд 10 – Влияние спирта на организм человека

Схемы: «Образование водородных связей с молекулами воды», «Влияние алкоголя на органы человека», «Процессы окисления этилового спирта».

5. Закрепление изученного материала.

1. Работа с тестом.

Слайд 3.

1) Этиловый спирт реагирует …. (Na , NaOH)

2) Продукт реакции этанола с пропановой кислотой - …(этилацетат, этилпропилат)

3). Для этилового спирта характерна реакция …(гидратация, дегидратация)

2. Определите тип реакции:

3Н7─ОН + 9О2→6СО2 +8Н2О+Q

3. Вопросы ЕГЭ.

Слайд 7.

1. Этиловый спирт безгранично растворим в воде в связи с тем, что…

1) имеет только одну гидроксильную группу;

2) его молекула неполярна;

3) является жидким веществом;

4) образует с молекулами воды водородные связи.

Слайд 8.

Слайд 9.

----------------------------------

6. Итог урока.

Какими же свойствами обладают спирты? (горение, дегидратация, реакция этерификации, окисление оксидом меди, с металлическим натрием)

Оценки за урок.

7. Домашнее задание.

Слайд 3 - Домашнее задание

§ 9 (с. 68-72), упр. 1(1 вариант - а), 2 вариант – б), упр.14

Реферат "Механизм влияния спиртов на организм человека".

8. Рефлексия.

Слайд 14 – Рефлексия

Продолжите фразу:

Теперь я умею…

Я уже не сделаю ошибку в…

Урок закончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Разработка классного часа по теме: "Интернет: друг или враг?"

Разработка классного часа по теме: «Интернет – друг или враг?» включает в себя две составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого в форме дискуссии с использованием элементов игровых техн...

Литературная композиция ко дню освобождения г. Калуги от немецко-фашистских оккупантов «Дорогой городок у дороги, Не отдавшийся в руки врагу».

На подвигах и именах Героев формируется характер современной молодежи, будут воспитываться и следующие поколения защитников Отечества. Только в этом залог будущего нашей страны – великой и непоб...

Методическая разработка классного часа на тему «…Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором…»

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда...

Классный час на тему: Кто курит табак – тот сам себе враг!

Методическая разработка классного часа...

Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда

Разработка волонтерского музыкального вечера  для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....

"Телевизор - друг или враг"

Различные точки зрения на проблему....