Урок по теме "Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент"
план-конспект урока

Шабля Иван Николаевич

Представлена методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики" (2020).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Уссурийска Уссурийского городского округа»

 

Муниципальный конкурс

профессионального мастерства педагогов

«Лучшие педагогические практики»

 

 

Шабля Иван Николаевич

учитель химии

Уссурийск, 2020

 

Перечень представленных  материалов

Анкета-заявка………………………………………………………. ………….3

Пояснительная записка к уроку………………………………………………..4

Технологическая карта урока………………………………………………….5

Приложения……………………………………………………………………..9


Анкета-заявка

на участие в конкурсе профессионального

мастерства педагогов «Лучшие педагогические практики»

номинация «Учу учиться» 

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Шабля Иван Николаевич 

2. Год, месяц день рождения: 07.02.1985

3. Место работы: МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска

4.Должность: учитель

5.Педагогический стаж работы: 13лет

6. Преподаваемый предмет: химия

7. Класс/группа проведения урока/занятия: 9 класс

8. Мобильный телефон участника: 8 914 672 27 51

Е- mail для переписки: shaaablia@mail.ru

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Вологин Илья Сергеевич


Пояснительная записка

к уроку химии «Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент»

(9 класс, УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана)

Урок по теме «Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент» является седьмым из восьми уроков в разделе «Углерод и кремний». Он предшествует контрольно-обобщающему уроку по данному разделу.

Урок по данной теме является уроком открытия нового знания. Его основная цель – сформировать у школьников представления о свойствах кремниевой кислоты и ее солей. В ходе урока будет сделан аспект на практическом значении кремниевой кислоты и ее соединений.

Урок выстроен в рамках технологии развития критического мышления, использование которой полностью соответствует парадигме системно-деятельностного подхода. Урок предполагает три основных стадии: этап вызова, этап осмысления материала, этап рефлексии. На каждом из этапов школьникам предлагается в большей степени самостоятельно включаться в поиск и сбор необходимой информации, одновременно подвергая сомнению дополнительные, не относящиеся к теме урока факты.

Методы, используемые для проведения урока,  продиктованы частично-поисковой и исследовательской деятельностью обучающихся на уроке – это наблюдение, анализ, подтверждение гипотезы, эксперимент. Данные методы позволяют задействовать все три канала восприятия – аудиальный, кинестетический  и визуальный.

Для проверки образовательных результатов в ходе всего урока будут использованы:  

- методы устного контроля и самоконтроля (беседа, объяснение учеником материала, составление «толстых» и «тонких» вопросов);

 - методы письменного контроля и самоконтроля (написание уравнений реакций, заполнение критериальных таблиц);

 - методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (проведение манипуляции с химическим оборудованием и реактивами,   проведение мысленного эксперимента).

Для проведения урока необходим набор оборудования и материалов, представленный ниже.

1) Химические реактивы: раствор силиката натрия, соляная кислота, раствор хлорида кальция, сухой цемент.

2) Пробирки для проведения опытов (на каждую парту 3 пробирки), штатив для пробирок (15 штук), стеклянная палочка (15 штук), стакан химический (15 штук).

3) Образцы изделий из различных видов стекла.

4) Схемы: «Производство стекла», «Производство цемента».


Технологическая карта урока

Тема урока: «Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент»

Класс: 9

Педагог: Шабля Иван Николаевич, МБОУ СОШ № 14

Цели для ученика:

1. С помощью источников информации и химического эксперимента узнать свойства кремниевой кислоты и ее соединений.

2. Продолжить развивать умение работать в паре, слушать и слышать партнера.

3. Сформировать представление о роли кремниевой кислоты и ее соединений в собственной жизни.

Цель для педагога: создание условий для систематизации у школьников знаний о кремниевой кислоте и ее соединениях, практическом применении силикатов в быту и хозяйстве.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: эвристическая беседа

Опорные понятия, термины:

кремниевая кислота, силикаты, стекло, хрусталь, цемент.

Планируемые образовательные результаты:

 - предметные: сформированное представление о кремниевой кислоте и ее солях, стекле и его видах, производстве строительных материалов;  

 - метапредметные: развитие у школьников основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы), совершенствовать умение работать самостоятельно и в группах, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

 - личностные:  развитие мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности.   

Формы контроля: опрос, беседа, критериальное самооценивание и взаимооценивание.

Домашнее задание.

На выбор выполнить следующие задания:

 - написать эссе «Роль силикатов в моей жизни»;

 - подготовить сообщение «Роль кремния в организме человека»;

 - подготовить презентацию «Производство силикатов в Приморском крае».

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Показатели результативности

Этап вызова

Учитель приветствует школьников. Обращает их внимание на предметы, находящиеся на кафедре возле доски (изделия из стекла, образцы строительных материалов), и просит их назвать. Выслушивает ответы, комментирует и корректирует их.

После этого просит школьников попытаться сформулировать тему урока. Если это получается плохо, то наводящими вопросами помогает ребятам.

Затем формулирует противоречие: «У всех видов стекла, которые мы видели, не смотря на их разнообразие – на 80 процентов одинаковый состав. У всех строительных материалов, представленных перед вами – одинаковая основа. Известно ли вам, что это за состав, который объединяет все стекла? Что за вещество лежит в основе всех строительных материалов?» Разобраться с этим поможет наш сегодняшний урок, тему которого мы вместе сформулировали.

Приветствуют учителя. Слушают вопрос, обдумывают и дают ответ, анализируют результат.

Обдумывают, дают ответы, анализируют свои ответы и ответы товарищей. Фиксируют тему урока.

Слушают противоречие. Испытывают ощущение «внутреннего затруднения», когда знаний, имеющихся уже в запасе, недостаточно для решения поставленного вопроса.

Настраиваются на учебно-поисковую деятельность.

Регулятивные

- Предвосхищение результата и уровня освоения знаний.

- Осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные

- Структурирование знаний.

- Осознанное построение высказываний в устной форме.

Коммуникативные

 - Планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.

 

- Правильно построенные суждения и высказывания о демонстрируемых материалах.

 - Правильно выстроенная формулировка темы урока.

 - Включенность в учебную деятельность.

Этап осмысления содержания

Учитель дает задание осуществить, работая в парах, два химических опыта. Написать возможные уравнения реакций, описать свойства полученных веществ.

*Необходимо провести реакцию взаимодействия между силикатом натрия и соляной кислотой, в ходе которой выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты.

** Необходимо провести реакцию взаимодействия между силикатом натрия и хлоридом кальция, в ходе которой выпадает нерастворимый осадок силиката кальция.

После проведения реакций и получения веществ, предлагает школьникам с помощью текста учебника и раздаточного материала к уроку ответить на вопросы:

 - какими химическими свойствами обладает кремниевая кислота;

 - какими химическими свойствами обладают силикаты.

После выполнения этой работы учитель организует работу с раздаточным материалом. В ходе этой работы учащимся по рядам   необходимо изучить информацию, представленную в виде следующих схем: «Виды стекла и его состав», «Получение стекла», «Производство цемента». Работая со схемами им необходимо кратко описать процессы производства стекла и цемента, сделать вывод о составе стекол и постараться ответить на противоречие, сформулированное в этапе вызова.

Практически осуществляют необходимые реакции, записывают уравнения, делают вывод о свойствах полученных веществ, осуществляют взаимоконтроль правильности практических действий и правильности написания реакции.

Выполняют задания, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей.

Работают со схемами, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей.

Пытаются ответить на вопрос, сформулированный на этапе вызова.

Регулятивные

- Постановка учебной задачи.

 - Составление плана и последовательности действий.

Познавательные

 - Структурирование знаний.

 - Анализ объектов и явлений с целью выделения признаков.

 - Выбор критериев для классификации объектов.

- Составление целостного представления из частей.

- Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Инициативное сотрудничество в поиске информации.

 - Управление поведением партнера.

- Правильно проведенный химический эксперимент.

 - Правильно написанные уравнения химических реакций.

 - Правильно описанные свойства веществ.

 - Правильно выбрана и систематизирована информация.

 - Правильно выстроенная цепочка рассуждений «свойства вещества – применение вещества».

 - Грамотно подобраны критерии для самооценки и взаимооценки.

 - Грамотно выражены мысли в письменной форме.

Этап рефлексии

На этапе рефлексии педагог предлагает школьникам работу в рамках системы незаконченных предложений:

 - На уроке я узнал….

 - На уроке мне было интересно…

 - Полученную информацию я буду использовать…

После завершения предложений педагог проводит общую рефлексию, отмечая общее и различие в ответах ребят.

Производит общую оценку деятельности школьников.

Завершают незаконченные предложения.

Сообщают по выбору свои результаты.

Участвуют в диалоге.

Осуществляют само и взаимооценку на основе критериальных таблиц.

Регулятивные

-Оценка результатов работы.

Познавательные

 - Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной и устной форме.

 - Грамотно выражены мысли в устной и письменной форме.

 - Правильно с точки зрения исследовательской деятельности сформулированы предложения.

 - Корректно осуществлена самооценка и взаимооценка.

Приложение

Приложение 1. Схемы к уроку

hello_html_fb2a688.jpg

hello_html_24044c3b.jpg


Приложение 2. Дополнительная литература к уроку

Печатные издания

1. Книга для чтения по неорганической химии. В 2 частях: Часть 2 / Составитель В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

2. Неорганическая химия: учебник.  В 2 частях: Часть 1 / В.Н. Спицин, Л.И. Мартыненко. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 480 с.

3. Химия и научно-технический прогресс: книга для учащихся 9-10 классов / И.Н. Семенов, А.С. Максимов, А.А. Макареня. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Главный редактор В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2003. – 640 с.

Интернет источники

1. Владивостокский фарфоровый  завод. Режим доступа https://farfor-antik.ru/factories/vladivostokskiy-farforovyy-zavod/ дата обращения 18.03.2020.

2. Спасский цементный завод. Режим доступа https://vostokcement.ru/manufacture/ дата обращения 19.03.2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Методическая разработка урока по материаловедению на тему: «Гидравлическое вяжущее вещество. Цемент и портландцемент».

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по спецтехнологии для обучающихся 1 курса, проходящих профессиональную подготовку по профессии «Штукатур» по адаптированно...

технологическая карта урока на тему Кислоты

открытый урок на тему кислоты...

Тема урока: «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение».

Тема: «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.  Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых  кислот. Отдельные представители и и...

Сценарий урока по теме Кислоты

Сценарий урока по теме "Кислоты" для 8 класса.  Урок изучения новой темы, организуется в форме групповой работы, предполагает проведение лабораторной работы учащимися...

Наименование химических элементов и их соединений (кислоты, закиси, оксиды, соли).

Наименование химических элементов и их соединений (кислоты, закиси, оксиды, соли). Правила использования наименований химических элементов и их соединений в рецептах....

Открытый урок по теме "Кислоты"

Открытый урок в 8 классе по теме "Кислоты"...