Тема 1.6.1. Практическое занятие № 3" Гидролиз солей"
творческая работа учащихся

Нонна Борисовна Глущенко

Гидролиз солей — взаимодействие ионов соли с водой, в результате которого образуются малодиссоциируемые соединения (ионы или молекулы) и изменяется реакция среды. Гидролизу подвергаются три типа солей: а) соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой (CuCl2, NH2Cl, Fe2(S04)3 — гидролиз по катиону); б) соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой (К2С03, Na2S — гидролиз по аниону) 

ссылка на видео  " Гидролиз" https://vk.com/video240595_164141308

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гидролиз

Гидролиз (греч. hydor - вода и lysis - разрушение) - процесс расщепления молекул сложных химических веществ за счет реакции с молекулами воды.

В химии, как и в жизни, разрушается чаще всего нестойкое и слабое (стойкое и сильное выдерживает удар). Запомните, что гидролиз (вода) разрушает "слабое" - это правило вам очень пригодится.

Гидролиз

Любая соль состоит из остатка основания и кислоты. Абсолютно любая:

  • NaCl - производное основания NaOH и кислоты HCl
  • KNO3 - производное основания KOH и кислоты HNO3
  • CuSO4 - производное основания Cu(OH)2 и кислоты H2SO4
  • Al3PO4 - производное основания Al(OH)3 и кислоты H3PO4
  • Ca(NO2)2 - производное основания Ca(OH)2 и кислоты HNO2

Чтобы успешно решать задания по теме гидролиза и писать реакции, вам следует запомнить, какие основания и кислоты являются слабыми, а какие - сильными.

При изучении гидролиза я рекомендую ученикам сохранить на гаджет схему, которую вы видите ниже. Для того, чтобы приобрести нужный опыт - она незаменима. Пользуйтесь ей как можно чаще, подглядывайте в нее и она незаметно окажется в вашем интеллектуальном составляющем ;-)

Сильные и слабые кислоты и основания

По катиону, по аниону или нет гидролиза?

Итак, если в состав соли входит остаток сильного основания и остаток сильной кислоты - гидролиза не происходит. Примеры: NaCl, KBr, CaSO4. Также гидролиза не происходит, если соль нерастворима (вне зависимости от того, чем она образована): AlPO4, FeSO3, CaSO3.

Если в состав соли входит остаток слабого основания и остаток сильной кислоты, то гидролиз идет по катиону. Помните, что гидролиз разрушает слабое, в данном случае - катион. Примеры: AlCl3, MgBr2, Cr2SO4, NH4NO3.

Катион NH4+ и его основание NH4OH , несмотря на растворимость, является слабым, поэтому гидролиз будет идти по катиону в соли NH4Cl. Замечу также, что Ca(OH)2 считается растворимым основанием, поэтому гидролиза соли CaCl2 не происходит.

Если в состав соли входит остаток сильного основания и остаток слабой кислоты, то гидролиз идет по аниону. Примеры: K3PO4, NaNO2, Ca(OCl)2, Ba(CH3COO)2, Li2SiO3.

Если соль образована остатком слабого основания и слабой кислоты, то гидролиз идет и по катиону, и по аниону. Примеры: Mg(NO2)2, Al2S3, Cr2(SO3)3, CH3COONH4.

Гидролиз соли

Самостоятельно определите тип гидролиза для CaI2, Li2SiO3, Ba(NO2)2, CuBr2, Zn(H2PO4)2. Ниже вы найдете решение.

Гидролиз соли

Среда раствора

Среда раствора может быть нейтральной, кислой или щелочной. Определяется типом гидролиза. Некоторые задания могут быть построены так, что, увидев соль, вы должны будете определить ее тип раствора.

Обрадую вас: если вы усвоили тему гидролиза, сделать это проще простого. В случае, когда гидролиз не идет или идет и по катиону, и по аниону среда раствора - нейтральная.

Если гидролиз идет по катиону (разрушается остаток основания) среда - кислая, если гидролиз идет по аниону (разрушается остаток кислоты), то среда раствора будет щелочная. Изучите примеры.

Однако замечу, что в дигидрофосфатах, гидросульфитах и гидросульфатах среда всегда кислая из-за особенностей диссоциации. Примеры: NH4H2PO4, LiHSO4. В гидрофосфатах среда щелочная из-за того, что константа диссоциации по третьей ступени меньше, чем константа гидролиза. Примеры: K2HPO4, Na2HPO4.

Среда раствора соли

Попробуйте определить среду раствора для соединений из самостоятельного задания, которое вы только что решили. Ниже будет располагаться решение.

Среда раствора соли

С целью запутать в заданиях часто бывают даны синонимы. Так "среду раствора" могут заменить водородным показателем pH.

Запомните, что кислая среда характеризуется pH < 7. В нейтральной pH = 7. В щелочной pH > 7.

Среда раствора и водородный показатель

Например, в соли CaCl2 среда раствора будет нейтральной (pH=7), а в растворе AlCl3 - кислой (pH < 7).

Индикаторы (лат. indicator - указатель)

Индикатор - вещество, используемое в химии для определения среды раствора. В зависимости от среды раствора индикатор способен менять его цвет, что наглядно отражает характер среды в определенный момент времени.

Наиболее известные и широко применяемые индикаторы: лакмус, фенолфталеиновый и метиловый оранжевый. В зависимости от среды раствора их окраска меняется, что отражает приведенная ниже таблица.

Окраска индикатора

Для тех, кто обладает хорошей зрительной памятью, будет несложно запомнить эту схему. Но что делать аудиалам и кинестетикам? :) От волнения на экзамене такая таблица легко может раствориться и перепутаться в океане мыслей, поэтому своим ученикам я рекомендую запомнить индикаторы по стихам.

Только представьте, как приятно будет прочитать стих на экзамене, и убедиться в его безошибочности. Это придаст уверенности и поднимет настроение ;)

Лакмус
Индикатор лакмус красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус синий -
Щелочь здесь, не будь разиней!
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

Фенолфталеин
Фенолфталеиновый
В щелочах малиновый
Несмотря на это -
В кислотах он без цвета.

Метиловый оранжевый
От щелочи я желт как в лихорадке
Я розовею от кислот, как от стыда
И я бросаюсь в воду без оглядки -
Здесь я оранжевый практически всегда!

Индикаторы



Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ:  Изучите реакции гидролиза солей. На основании испытания растворов солей индикатором сделайте вывод о гидролизе данных солей.

ОБОРУДОВАНИЕ:  хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат алюминия, карбонат калия, индикаторная хлорид натрия, сульфид натрия; универсальная индикаторная  

бумага

Литература:  Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень, М.: Просвещение.2019г.

СОДЕРЖАНИЕ  ОТЧЕТА:

  1.    Оформление таблицы лабораторной работы.

     2.    Защита лабораторной работы

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:

  1. Проделайте опыты лабораторной работы. (см. таблицу)
  2. Запишите в таблицу результаты наблюдений и уравнения соответствующих реакций.
  3. Сделайте вывод из результатов наблюдения.
  4. Ответьте на предлагаемые вопросы.

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  ЗАЩИТЫ:

  1. Изложите основные положения теории электролитической диссоциации.

  1. Какие вещества называются электролитами? Приведите  5 примеров электролитов.

  1. Назовите 5 сильных электролитов.

  1. Приведите 2 примера солей, образованных  сильной кислотой и слабым основанием. Запишите ее формулу и уравнение реакции гидролиза.

     5. Приведите 2 примера солей, образованной слабой кислотой и сильным   основанием.

     Запишите ее формулу и уравнение реакции гидролиза.

.

     

ТаТЖТ- филиал РГУПС       ПЗ 03

Изм.

Лист

№  докум.

Подпись

Дата

Разраб.

Гидролиз солей.

Лист

Лист

Листов

Провер.

Глущенко Н.Б

1

2

Реценз.

ТаТЖТ гр

Н. Кнтр.

Утверд.



Предварительный просмотр:

Опыты

              Что наблюдаете

                            Вывод и уравнения реакций

Опыт 1:  Налейте в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавьте  гидроксид калия.

______________________________________________________________________

Опыт 2:  Налейте в пробирку раствор  сульфата алюминия и добавьте хлорид бария.

______________________________________________________________________

Опыт 3.  Поместите в пробирку немного  твердого хлорида натрия и добавьте концентрированной серной кислоты

_____________________________________________________________________

Опыт 4:  Налейте в пробирку раствор карбоната калия и добавьте серной кислоты

______________________________________________________________________

Опыт 5:  Налейте в пробирку гидроксид  калия и добавьте фенолфталеин. Прилейте азотной кислоты.

_____________________________________________________________________

Опыт 6:  В пробирку с гидроксидом  железа, полученным в первом опыте,  добавьте азотной кислоты.

_____________________________________________________________________

Выводы:



Предварительный просмотр:

1. Установите соответствие между названием соли и типом гидролиза

1) хлорид цинка                                           а) гидролизуется по катиону

2) сульфид калия                                        б) гидролизуется по аниону

3) нитрат натрия                                         в) гидролизуется и по катиону и по аниону

4) нитрат меди                                            г) не гидролизуется

2. Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора

1) сульфид алюминия                                      а) по катиону

2) сульфид натрия                                            б) по аниону

3) нитрат магния                                               в) по катиону и аниону

4) сульфит калия

3. Установите соответствие между формулой соли и средой её водного раствора

1) K2SO4                                      а) нейтральная

2) CrCl3                                       б) кислая

3) Li2CO3                                      в) щелочная

4) NH4Br

4. Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора

1) нитрат бария                                    а) кислая

2) хлорид железа (III)                           б) нейтральная

3) сульфат аммония                             в) щелочная

4) ацетат калия

Установите соответствие между названием соли и её отношением к гидролизу

5

ФОРМУЛА  СОЛИ

СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

А)

хлорид аммония

1)

гидролизуется по катиону

Б)

сульфат калия

2)

гидролизуется по аниону

В)

карбонат натрия

3)

гидролизу не подвергается

Г)

сульфид алюминия

4)

гидролизуется по катиону и аниону

6.

Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу

ФОРМУЛА  СОЛИ

СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

А)

хлорид аммония

1)

гидролизу не подвергается

Б)

сульфат калия

2)

гидролизуется по катиону

В)

карбонат натрия

3)

гидролизуется по аниону

Г)

сульфид алюминия

4)

гидролизуется по катиону и аниону

7.

Установите соответствие между двумя солями, отношение которых к гидролизу одинаковое.  

ПЕРВАЯ СОЛЬ

ВТОРАЯ СОЛЬ

А)

перманганат натрия

1)

хлорид калия

Б)

хлорид меди (II)

2)

фосфид алюминия

В)

сульфат аммония

3)

фосфат натрия

Г)

перхлорат калия

4)

нитрат цинка

8.

Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу

ФОРМУЛА  СОЛИ

СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

А)

пропионат цезия

1)

гидролизу не подвергается

Б)

нитрат диметиламмония

2)

гидролизуется по катиону

В)

карбонат калия

3)

гидролизуется по аниону

Г)

сульфат аммония

4)

гидролизуется по катиону и аниону

9.

Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу

ФОРМУЛА  СОЛИ

СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

А)

фторид цезия

1)

гидролизу не подвергается

Б)

нитрат калия

2)

гидролизуется по катиону

В)

нитрит натрия

3)

гидролизуется по аниону

Г)

сульфид аммония

4)

гидролизуется по катиону и аниону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 1.5.1. Практическое занятие №2 "Реакции ионного обмена"

Реакции ионного обмена – это химические взаимодействия, в которых участвуют вещества, находящиеся в состоянии водных растворов.ссылка на видео:  https://youtu.be/4cuOYlcyQyk...

Тема 2.2.1 "Практическое занятие №4. Номенклатура и изомерия углеводородов."

Номенклатура органических веществ – это система правил, которые позволяют дать уникальное название каждому химическому соединению. ... Номенклатура органически...

Тема 2.2.3 "Практическое занятие №5. Изучение свойств алкенов и алкинов."

Алкены. Пространственная (геометрическая) изомерия. Реакции дегидратации. Реакции присоединения (гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование). Правило Марковникова. Реакции полимеризации. Мономе...

Тема 2.3.2 "Практическое занятие №6. Изучение свойств спиртов, альдегидов, фенола."

Химические свойства альдегидов, CnH2nO. Альдегиды – органические вещества, относящиеся к классу карбонильных соединений. Физические свойства и получение ... .....

Тема 2.3.3 "Практическое занятие №7 Изучение свойств уксусной кислоты."

Карбоновые кислоты – производные углеводородов, содержащие карбоксильную группу –COOH. ... O RCOH. Карбоновые кислоты и их производные чрезвычайно важны ...

Тема 2.3.4 "Практическое занятие №8. Идентификация кислородосодержащих органических соединений"

Кислородсодержащие органические соединения. Органические вещества, молекулы которых включают, помимо углерода и водорода другие элементы периодической системы называют производными...