Статья: Роль математического образования в воспитании и развитии личности
статья

Инна Анатольевна Давиденко

В данной статье раскрывается важность математического образования в воспитании всесторонне развитой личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-rol_matematicheskogo_vospitaniya.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Давиденко И.А., преподаватель

математики  ОГАПОУ

«Белгородский политехнический колледж»

Давно известно, что математика очень важная наука, которая применяется во многих сферах нашей жизни: начиная от бытовых задач и заканчивая всевозможными делами, решающимися на работе. Благодаря математическим знаниям и навыкам мы решаем не только арифметические задачи. Это наука позволяет развивать гибкость ума, что нужно для принятия многих решений и для объективного решения любой задачи. Это не только задачи математического характера, но и различные жизненные ситуации, требующие рассмотрения «под разными углами». Чтобы познать и понять проблему, человеку нужно рассмотреть ее со всех сторон, что возможно благодаря воображению, которое развивается при изучении математики. В ходе изучения математики человек учится сопоставлять факты, делать выводы, систематизировать и обобщать, идти от простого к сложному, от общего к частному. Такие навыки нужны в жизни каждому, независимо от того, связана его профессия с математикой или нет.  Кроме того, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем, не замечая этого, знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и пригодилось для ориентации в окружающем мире.

Великий русский полководец И.В. Суворов говорил: «Математика – это гимнастика ума» и заставлял солдат и офицеров заниматься ею по несколько часов в день. Он считал, что если военный овладеет математическим аппаратом, он сможет овладеть стратегией и тактикой ведения военных действий и сможет быстро и самостоятельно принимать решения в бою.

Другой наш великий соотечественник М.В. Ломоносов говорил, что математика “ум в порядок приводит”. Она учит трудолюбию, настойчивости и организованности, потому что в ней всё чётко и строго.

Математика нужна ученикам для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера. Кому-то занятие этой наукой придает уверенности в себе, кто-то рад, что узнает об интересных людях и исторических фактах, другим математика приятна как наука, нравится ею заниматься, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии.

Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы. Благодаря применению математики решаются проблемы, которые раньше считались нерешаемыми. Таким образом, расширяются возможности научного познания. Современная математика объединяет различные области знания в единую систему. Чтобы человечество плодотворно развивалось, нужны не только «лучшие умы», но и свежие идеи. А для этого необходимы креативные люди с гибким умом, необычным мышлением, широким кругозором. Чтобы все это было в человеке, нужно чтобы он совершенствовал себя. А именно математика заставляет нас думать и развиваться.

Предметом изучения математики являются не вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математики объясняются методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача — преодолеть в сознании учеников неизбежно возникающее представление о "сухости", формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Этим объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук, так как  научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения. Дело сводится обычно к двум рычагам воспитательного воздействия: с одной стороны, говорится, что логическая строгость и стройность математических умозаключений призваны воспитывать в учащихся общую культуру мышления; с другой — указывается, что предметно - содержательное оснащение математических задач при надлежащем его выборе дает широкий простор для сообщения цифр и данных, способных значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

Однако, это далеко не все. Урок математики имеет большие возможности для морального и нравственного воспитания учащихся, для воспитания культуры мышления, для патриотического воспитания, эстетического воспитания.

Тремя основными направлениями реализации воспитательного потенциала урока являются:

  • Отбор содержания материала;
  • Совершенствования структуры урока;
  • Организация общения.

Содержание урока должно быть ориентировано не только на знания. Задача учителя состоит том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экономическая и другие. Для этого необходим ряд условий.

Важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

Важнейшим моментом в работе учителя математики является обращение внимания учеников на соотношение науки и нравственности. Необходимо брать примеры из истории науки, из окружающей жизни, из телевизионного материала и интернета, которые доказывали бы ребятам то, что только полная отдача сил, служение науке дают позволяют сделать великие открытия.

В процессе изучения математики необходимо побуждать ребят к самообразованию. Для этого давать им интересные, творческие задания, требующие дополнительных знаний. Это поможет воспитывать у них интерес к знаниям, повседневное трудолюбие, настойчивость, исполнительность, добросовестность.

Применение на уроке наглядности и технических средств обязательно должно присутствовать на уроке математики. Это экономит время на уроке, воспитывает внимание ученика и позволят учителю управлять его познавательной деятельностью.

Для каждого учителя должно стать правилом, что никакими сверхсовременными методами нельзя достичь цели, если не научить ученика работать настойчиво и увлечённо. Обучая математике, мало учить решать задачи математические, необходимо больше уделять внимание решению нравственных задач.

Одним из эффективных средств усиления воспитательной функции урока является проблемное обучение. Творческое мышление, самостоятельное решение проблемы – одно из основных условий превращения знаний в убеждение.

Правильно подобранные и хорошо организованные на уроке дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию личности учащихся, помогают выработать необходимые в жизни и учебе навыки и качества. Игры могут способствовать развитию у учащихся памяти, внимания творческого воображения, воспитанию у них наблюдательности, привычке к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Добросовестная и серьезная работа над приобретением и укреплением знаний требует систематического напряжения умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач. Именно математика является наиболее трудоёмким учебным предметом, требующим повседневной кропотливой и значительной по объёму самостоятельной работы, причём весьма специфической и разнообразной.  поэтому без систематического самостоятельного труда не обойтись. Необходимо прививать учащимся умения самостоятельно пополнять свои знания и пользоваться ими. Ясно, какое решающее значение имеют все эти черты для развития морально и общественно полноценной личности и с каким вниманием должен учитель следить за максимальным использованием своих уроков в целях воспитательного воздействия в данном направлении.

Трудовое воспитание в процессе обучения математике проводится в различных направлениях: воспитание умения и потребности учиться; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие способности применять полученные знания к решению практических задач.

Обучение математике имеет большие возможности для военно – патриотического воспитания учащихся. Возможными способами решения этой задачи в процессе обучения математике являются:

  • Сообщения исторических данных, показывающих роль учёных – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;
  • Тщательный подбор математических задач с учётом поставленной перед уроком задачи военно – патриотического воспитания;
  • Внеклассная работа по математике.

История русской и советской математики богата фактами, знакомство с которыми способно пробуждать в нас законную гордость. И среди этих фактов есть немало таких, понимание которых доступно учащимся средней школы в достаточной мере для того, чтобы они могли оценить их принципиальное или практическое значение. Нужно только, чтобы сам учитель был хорошо осведомлен как об этих фактах, так и об их роли и месте в науке, а также и о той научно-исторической обстановке, в которой они возникали и развивались. Нужно, кроме того, конечно, уметь рассказать учащимся об этих фактах так, чтобы возбудить их живой интерес и извлечь максимальный эффект как для их математического развития, так и для воспитания в них здорового чувства национальной гордости.

Чаще всего математику преподают как науку безымянную. Ученики заучивают теоремы, формулы, законы, а об их авторах не слышат ни слова. Творчески работающие учителя постоянно знакомят учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков. В книгах и высказываниях таких учёных – математиков нашей страны, как Н.Е.Лобачевский, А.А.Марков, С.В.Ковалевская и др. раскрывается красота математики. Слова великих учёных, прозвучавшие на уроке, могут явиться сильным воспитательным средством. Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики. Например,
Скажите, кто назвал эту науку математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э.  -  490 до н. э.? На уроке геометрии можно рассказать о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Вот некоторые из них.

  • Статую красит вид, а человека – деяние его.
  • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
  • Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.
  • Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

Эти и другие высказывания математиков или о математике можно периодически вешать в кабинете и обращать внимание учащихся на них. Можно даже просить прокомментировать их, чтобы убедиться в правильности понимания смысла.

В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика имеет много только ей присущих возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые учителя из урока в урок показывают, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на учащихся являются непременность её выводов, универсальность применений, совершенство языка, романтичность её историй, занимательные задачи и т.д. Эстетическое воздействие на учащихся в немалой степени зависит от качества преподавания предмета. А именно: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроке поиск рациональных путей их решения, показать красивые приёмы быстрых вычислений.

Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Этому надо учить ребёнка с самого начала его жизни – в быту и на уроках. Нужно добиваться от учащихся аккуратного выполнения любой работы: ведения тетрадей, вычерчивания графиков и др. Это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить детей не только видеть прекрасное, но и создавать его.

Использование на уроках математики задач с экономическим содержанием даёт весьма ощутимые результаты. Особый интерес вызывают у детей практические работы, выполняя которые они самостоятельно или с помощью родителей могут подсчитать экономию электроэнергии или пищевых продуктов в семье, утечку воды из неисправного крана, поговорить о семейном бюджете.

В заключение процитирую слова  А.В. Луначарского: «новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней»

Литература:

  1. Сорокина Н.Н. Почему нельзя жить без математики. Первый урок алгебры и математического анализа в 11 классе http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=47892
  2. Кудина О,Н. Образ русского учителя. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=445
  3. Савельева Ф.Н. Вера в науку http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36154.php
  4. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1964



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях

Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях....

Учреждения дополнительного образования, как институт социального развития личности

В статье раскрываются идеи развития личности, социализации личности через работу учреждений дополнительного образования детей....

Статья на тему "Роль семьи в развитии личности"

Данная статья будет полезна преподавателям, классным руководителям и родителям обучающихся....

Роль руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося

В презентации рассказывается о роли руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося...

Статья"Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта World Skills"

     Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком.       Соврем...

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей»

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей» Сказки – древнейшее средство нравственного, этического воспитания, они формируют поведенческие ст...