Рабочая программа Основы философии
рабочая программа

ОГСЭ 01 2020 Основы философии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogse_01_s-11_2020_osnovy_filosofii.docx69.44 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж»

(ФГБПОУ «Медицинский колледж»)

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

Методическим Советом

Директор

ФГБПОУ «Медицинский колледж»

(протокол от 27.08.2020 № 1)

ФГБПОУ  «Медицинский колледж»

 __________   А.В. Василенок          

27.08.2020  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины: ОГСЭ. 01 Основы философии

код, наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело

форма обучение: очная

Москва

2020

Составители:

РАССМОТРЕНА

Предметной цикловой комиссией № 1

(протокол от 27.08.2020 № 1)

Разработана на основе

ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело

 

Закирова Л.А., к.б.н., методист ФГБПОУ «Медицинский колледж»

Смирнова В.В., к.м.н., методист ФГБПОУ «Медицинский колледж»

Нестеров И.А., к.и.н., преподаватель ФГБПОУ «Медицинский колледж»

 

Рецензент:

Головчанская Л.В., заместитель директора по учебной работе  ФГБПОУ «Медицинский колледж»  Управления делами Президента Российской Федерации

        

 СОДЕРЖАНИЕ

1.        ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ        6

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        11

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        13

 

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

1.1        Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии предназначена для изучения философии в профессиональных образовательных организациях, и является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

          Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.  

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.  

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  

- основные категории и понятия философии;  

- роль философии в жизни человека и общества;  

- основы философского учения о бытие;  

- сущность процесса познания;  

- основы научной, философской и религиозной картин мира;  

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

 - значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;  

- соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;  

- представление об истине и смысле жизни;  

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

 ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 1.4  Количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 56 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; самостоятельной работы обучающегося - 8 часов.  

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

   лабораторные занятия

-

   практические занятия

-

   контрольные работы

-

   курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся обучающегося (всего)

8

в том числе:

   Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой

   (проектом) (если предусмотрено)

-

   другие виды самостоятельной работы

8

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2   Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии. История философии.

34

Тема 1.1

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

2

1

Что такое философия?!

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии

2

2

Самостоятельная работа обучающихся 

Работа с учебной литературой

1

Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

10

1

Философия Древнего Востока.

Предпосылки философии в Древнем мире. Традиционная китайская философия (учение о стихиях, конфуцианство, даосизм), индийская философия (индуизм, буддизм)

2

2

2

Становление философии в Древней Греции.

Досократики. Сократ.

2

2

3

Классический период древнегреческой философии.

Философия Платона. Киники, киренаики. Аристотель (Метафизика; Физика; Логика; Спор Платона и Аристотеля о Идеях)

2

2

4

Философия Древнего Рима.

Основные философские школы.

2

2

5

Средневековая философия

Патристика и схоластика

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Составление таблицы

2

Тема 1.3

Философия Возрождения и Нового Времени

Содержание учебного материала

10

1

Философия эпохи Возрождения.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

2

2

2

Философия Нового времени.

Основные направления и учения философии Нового времени. Эмпиризм. Френсис Бэкон (Учение о индукции; Учение о идолах познания). Джон Локк (Учение о восприятии; Учение о познании). Рационализм. Рене Декарт (Учение о «субстанции»; Учение о познании («рассуждения о первой философии); Учение о методе).

2

2

3

Философия Просвещения.

Основные направления и учения философии Просвещения. Французское, английское и русское Просвещение.

2

2

4

Немецкая классическая философия.

Основные понятия немецкой классической философии.

2

2

5

Европейская философия XIX века.

Философия позитивизма и эволюционизма.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы

2

Тема 1.4.

Современная философия

 Содержание учебного материала

6

1

Современная философия. Часть I

Основные направления философии ХХ – начала XXI века: неопозитивизм и философия науки, прагматизм, экзистенциализм, философия бессознательного.

2

2

2

Современная философия. Часть II

Основные направления философии ХХ – начала XXI века: структурализм и постструктурализм, постмодернизм, спекулятивный реализм и объектно-ориентированная онтология.

2

2

3

Русская философия

Особенности русской философии. Русская идея.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации

1

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

22

Тема 2.1

Методы философии и ее внутреннее строение

 

Содержание учебного материала

2

1

Методы философии.

Формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. методы. Строение философии и ее основные направления.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы

0,5

Тема 2.2

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

8

1

Онтология. Часть I.

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.

2

2

2

Онтология. Часть II.

Пространство, время, причинность, целесообразность.

2

2

3

Теория познания. Основные понятия.

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.

2

2

4

Теория познания. Методология научного познания.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы

0,5

Тема 2.3

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

6

1

Этика.

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

2

2

2

Социальная философия.

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

2

2

3

Философская антропология.

Становление и основные понятия. Философия как учение о целостной личности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся 

Работа с учебной литературой

0,5

Тема 2.4

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

4

1

Место философии в духовной культуре и ее значение.

Духовная культура. Значение духовной культуры. Место философии в духовной культуре.

2

2

2

Философия и глобальные проблемы современности.

Проблемы современности. Философия и проблемы современного мира.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Работа с учебной литературой

0,5

 

Дифференцированный зачет

 

Всего

56

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Основы философии» предполагает наличие  учебного кабинета истории и основ философии, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия.

Оборудование учебного кабинета:

Мебель для организации рабочего места обучающихся и преподавателя.

Технические средства обучения:

Интерактивная доска

Мультимедиа-проектор

Компьютер с программным обеспечением

Экран.

  3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Хрусталёв, Ю.М., Терехова В.А.  Основы философии   учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю. М. Хрусталёв, В.А. Терехова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 304 с.    

Дополнительная литература:

  1. Шманева, Л.В., Анишкин В.Г.,  Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. https://checklink.mail.ru/
  2. Воробьева, С. А. История и философия науки / Воробьева С. А. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 640 с. - ISBN 978-5-9704-4483-2. - Текст: электронный//URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970444832.html
  3. Губин, В. Д. Философия / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 848 с. - ISBN 978-5-9704-4146-6. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru
  4. Хрусталёв, Ю. М. Философия : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 464 с. - ISBN 978-5-9704-3184-9. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.gumer.info/
  2. http://www.philosophy.ru/
  3. http://biblioclub.ru/
  4. http://filosof.historic.ru/
  5. https://iphlib.ru/greenstone3/library

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)  

Формируемые общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

 - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

 - сформулировать представление об истине и смысле жизни

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

  ОК.1-ОК.13

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам

Методы оценки результатов обучения: 

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ (докладов)

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Философия и медицина

2. Философия как теория и метод познания.

3. Место и роль философии в культуре.

4. Философия и наука: общие и отличительные особенности.

5. Роль философии в современном мире.

6. Атомистическое учение Демокрита и его влияние на медицину.

7. Гиппократ о природе человека и его болезнях.

8. Эпоха Возрождения как синтез Античности и Средневековья.

9. Гуманистическая философия эпохи Возрождения.

10. Отличительные черты рационализма в Новое время.

11. Философия и медицина Нового времени.

12. Проблема общества и человека в философии эпохи Просвещения.

13. Материализм и атеизм в учениях просветителей ХVIII века.

14. Рационализм и сенсуализм как методы познания мира.

15. И. Кант о познавательных возможностях человека.

16. Марксистская философия о диалектике как общей теории развития.

17. Марксизм и западная философия.

18. Шопенгауэр о свободе личности.

19. Проблема истины в прагматизме.

20. Идея сверхчеловека Ницше.

21. Историческая судьба философии в России.

22. Просветительская философия в России.

23. Психоанализ З. Фрейда и его значение для медицины.

24. Философские идеи герменетики.

25. Философская антропология Э. Фромма.

26. Решение проблемы человека в экзистенциализме.

27. Новейшая философия о проблемах человеческого бытия.

28. Вклад немецкой классической философии в развитие диалектики.

29. Сознание и бессознательное.

30. Проблема искусственного интеллекта и будущее человечества.

31. Наука как общечеловеческая ценность.

32. Техника и искусство.

33. Техника и технология.

34. Техника и глобальные проблемы современности.

35. Этические аспекты в развитии современной науки.

36. Техника и цивилизация.

37. Биологическое и социальное в человеке.

38. Личность и общество.

39. Образ жизни и здоровье человека.

40. Социальная обусловленность здоровья и болезней человека.

41. Социальные проблемы медицины.

42. Взаимосвязь общества и природы: в поисках оптимальной модели.

43. Материальные и духовные ценности: их взаимосвязь в процессе развития культуры.

44. Морально-этические ценности в современной медицине.

45. Здоровье как социальная ценность и общественное богатство.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по философии (авторский материал)

Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....

Рабочая программа "Основы философии"

Рабочая программа " Основы философии"...

Рабочая тетрадь "Основы философии"

Тетрадь самостоятельных работ разработана с целью организации систематической самостоятельной работы студентов. Содержание заданий охватывает все темы дисциплины "Основы философии" в соответ...