Рабочая программа Основы философии
рабочая программа
ОГСЭ 01 2020 Основы философии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж»
(ФГБПОУ «Медицинский колледж»)
СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ |
Методическим Советом | Директор |
ФГБПОУ «Медицинский колледж» (протокол от 27.08.2020 № 1) | ФГБПОУ «Медицинский колледж» __________ А.В. Василенок |
27.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: ОГСЭ. 01 Основы философии
код, наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
форма обучение: очная
Москва
2020
Составители:
РАССМОТРЕНА Предметной цикловой комиссией № 1 (протокол от 27.08.2020 № 1) | Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело
|
Закирова Л.А., к.б.н., методист ФГБПОУ «Медицинский колледж»
Смирнова В.В., к.м.н., методист ФГБПОУ «Медицинский колледж»
Нестеров И.А., к.и.н., преподаватель ФГБПОУ «Медицинский колледж»
Рецензент:
Головчанская Л.В., заместитель директора по учебной работе ФГБПОУ «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии предназначена для изучения философии в профессиональных образовательных организациях, и является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытие;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- представление об истине и смысле жизни;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 56 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; самостоятельной работы обучающегося - 8 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающихся обучающегося (всего) | 8 |
в том числе: | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
другие виды самостоятельной работы | 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Предмет философии. История философии. | 34 | ||||
Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Что такое философия?! Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебной литературой | 1 | ||||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | 10 | |||
1 | Философия Древнего Востока. Предпосылки философии в Древнем мире. Традиционная китайская философия (учение о стихиях, конфуцианство, даосизм), индийская философия (индуизм, буддизм) | 2 | 2 | ||
2 | Становление философии в Древней Греции. Досократики. Сократ. | 2 | 2 | ||
3 | Классический период древнегреческой философии. Философия Платона. Киники, киренаики. Аристотель (Метафизика; Физика; Логика; Спор Платона и Аристотеля о Идеях) | 2 | 2 | ||
4 | Философия Древнего Рима. Основные философские школы. | 2 | 2 | ||
5 | Средневековая философия Патристика и схоластика | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы | 2 | ||||
Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового Времени | Содержание учебного материала | 10 | |||
1 | Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. | 2 | 2 | ||
2 | Философия Нового времени. Основные направления и учения философии Нового времени. Эмпиризм. Френсис Бэкон (Учение о индукции; Учение о идолах познания). Джон Локк (Учение о восприятии; Учение о познании). Рационализм. Рене Декарт (Учение о «субстанции»; Учение о познании («рассуждения о первой философии); Учение о методе). | 2 | 2 | ||
3 | Философия Просвещения. Основные направления и учения философии Просвещения. Французское, английское и русское Просвещение. | 2 | 2 | ||
4 | Немецкая классическая философия. Основные понятия немецкой классической философии. | 2 | 2 | ||
5 | Европейская философия XIX века. Философия позитивизма и эволюционизма. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы | 2 | ||||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Современная философия. Часть I Основные направления философии ХХ – начала XXI века: неопозитивизм и философия науки, прагматизм, экзистенциализм, философия бессознательного. | 2 | 2 | ||
2 | Современная философия. Часть II Основные направления философии ХХ – начала XXI века: структурализм и постструктурализм, постмодернизм, спекулятивный реализм и объектно-ориентированная онтология. | 2 | 2 | ||
3 | Русская философия Особенности русской философии. Русская идея. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации | 1 | ||||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 22 | ||||
Тема 2.1 Методы философии и ее внутреннее строение
| Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Методы философии. Формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. методы. Строение философии и ее основные направления. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы | 0,5 | ||||
Тема 2.2 Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Онтология. Часть I. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. | 2 | 2 | ||
2 | Онтология. Часть II. Пространство, время, причинность, целесообразность. | 2 | 2 | ||
3 | Теория познания. Основные понятия. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. | 2 | 2 | ||
4 | Теория познания. Методология научного познания. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы | 0,5 | ||||
Тема 2.3 Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Этика. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | 2 | 2 | ||
2 | Социальная философия. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. | 2 | 2 | ||
3 | Философская антропология. Становление и основные понятия. Философия как учение о целостной личности. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебной литературой | 0,5 | ||||
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Место философии в духовной культуре и ее значение. Духовная культура. Значение духовной культуры. Место философии в духовной культуре. | 2 | 2 | ||
2 | Философия и глобальные проблемы современности. Проблемы современности. Философия и проблемы современного мира. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебной литературой | 0,5 |
| |||
Дифференцированный зачет |
| ||||
Всего | 56 | ||||
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Основы философии» предполагает наличие учебного кабинета истории и основ философии, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия.
Оборудование учебного кабинета:
Мебель для организации рабочего места обучающихся и преподавателя.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Мультимедиа-проектор
Компьютер с программным обеспечением
Экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Хрусталёв, Ю.М., Терехова В.А. Основы философии учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю. М. Хрусталёв, В.А. Терехова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 304 с.
Дополнительная литература:
- Шманева, Л.В., Анишкин В.Г., Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. https://checklink.mail.ru/
- Воробьева, С. А. История и философия науки / Воробьева С. А. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 640 с. - ISBN 978-5-9704-4483-2. - Текст: электронный//URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970444832.html
- Губин, В. Д. Философия / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 848 с. - ISBN 978-5-9704-4146-6. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru
- Хрусталёв, Ю. М. Философия : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 464 с. - ISBN 978-5-9704-3184-9. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru
Интернет-ресурсы:
- https://www.gumer.info/
- http://www.philosophy.ru/
- http://biblioclub.ru/
- http://filosof.historic.ru/
- https://iphlib.ru/greenstone3/library
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | ОК.1-ОК.13 | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка |
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ (докладов)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Философия и медицина
2. Философия как теория и метод познания.
3. Место и роль философии в культуре.
4. Философия и наука: общие и отличительные особенности.
5. Роль философии в современном мире.
6. Атомистическое учение Демокрита и его влияние на медицину.
7. Гиппократ о природе человека и его болезнях.
8. Эпоха Возрождения как синтез Античности и Средневековья.
9. Гуманистическая философия эпохи Возрождения.
10. Отличительные черты рационализма в Новое время.
11. Философия и медицина Нового времени.
12. Проблема общества и человека в философии эпохи Просвещения.
13. Материализм и атеизм в учениях просветителей ХVIII века.
14. Рационализм и сенсуализм как методы познания мира.
15. И. Кант о познавательных возможностях человека.
16. Марксистская философия о диалектике как общей теории развития.
17. Марксизм и западная философия.
18. Шопенгауэр о свободе личности.
19. Проблема истины в прагматизме.
20. Идея сверхчеловека Ницше.
21. Историческая судьба философии в России.
22. Просветительская философия в России.
23. Психоанализ З. Фрейда и его значение для медицины.
24. Философские идеи герменетики.
25. Философская антропология Э. Фромма.
26. Решение проблемы человека в экзистенциализме.
27. Новейшая философия о проблемах человеческого бытия.
28. Вклад немецкой классической философии в развитие диалектики.
29. Сознание и бессознательное.
30. Проблема искусственного интеллекта и будущее человечества.
31. Наука как общечеловеческая ценность.
32. Техника и искусство.
33. Техника и технология.
34. Техника и глобальные проблемы современности.
35. Этические аспекты в развитии современной науки.
36. Техника и цивилизация.
37. Биологическое и социальное в человеке.
38. Личность и общество.
39. Образ жизни и здоровье человека.
40. Социальная обусловленность здоровья и болезней человека.
41. Социальные проблемы медицины.
42. Взаимосвязь общества и природы: в поисках оптимальной модели.
43. Материальные и духовные ценности: их взаимосвязь в процессе развития культуры.
44. Морально-этические ценности в современной медицине.
45. Здоровье как социальная ценность и общественное богатство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по философии (авторский материал)
Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....

Рабочая программа "Основы философии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2015 г.
Рабочая программа...

Рабочая программа "Основы философии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2014 г.
рабочая программа...

Рабочая программа "Основы философии" Специальность 24.02.01 Производство летательных аппаратов 2014 г.
Рабочая программа...

Рабочая программа "Основы философии" Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая тетрадь "Основы философии"
Тетрадь самостоятельных работ разработана с целью организации систематической самостоятельной работы студентов. Содержание заданий охватывает все темы дисциплины "Основы философии" в соответ...
