Тема 4.3 "Органические вещества клетки. Углеводы и липиды"
план-конспект урока

Нонна Борисовна Глущенко
Органическое вещество — класс химических соединений, объединяющий почти все химические соединения, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов).
К органическим веществам клетки относятся: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы (полисахариды), липиды. Они составляют примерно 20–30% массы клетки живого организма.
ссылка на видео - https://youtu.be/mfcVZggp_x0

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химическая организация клетки Структурная организация живых организмов Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 2

Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 3

Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 4

Роль химических элементов в клетке Na, K, Cl – обеспечивают проницаемость клеточных мембран для веществ и проведение импульса по нервному волокну Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 5

Ca, P – формирование костной ткани, прочность кости Роль химических элементов в клетке Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 6

Ca – свертываемость крови Роль химических элементов в клетке Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 7

Fe – перенос О 2 от легких к тканям Mg – участие в фотосинтезе Роль химических элементов в клетке Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 8

Недостаток йода (гормон щитовидной железы тироксин) – гипофункция железы Цинк (гормон поджелудочной железы (инсулин ), усиливает активность половых гормонов Кобальт – (В12) – участие в синтезе НК Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 9

Элемент Продукты питания Бор Помидоры, груши, яблоки, вино, соевые продукты, чернослив, изюм, арахис, миндаль, финики, мед, лесные орехи, морепродукты Кальций Молочные продукты, соевый творог, сардины, консервированный лосось с костями, палтус, ревень, шпинат, брокколи, миндаль, апельсины Хром Телячья печень, картофель с кожурой, хлеб из цельной муки, зеленый перец, морковь, яблоки, кукурузная мука, пивные дрожжи, бананы, шпинат, капуста, апельсины, черника Кобальт Моллюски, рыба, мясо, молоко Медь Говяжья печень, рожь, какао, бобы, чернослив, ячмень, курятина, горох, бананы, семена подсолнечника, арахис, грибы, палтус, абрикосы, миндаль, цельная пшеничная мука Йод Все морепродукты. Треска, красные водросли, пикша, палтус, сельдь, бурые водоросли, сардины, креветки Железо Говяжья печень, тунец, тыква, устрицы, овсяная крупа, какао, горох, говядина, листовая зелень, пивные дрожжи, инжир, семечки, изюм Селен Морской окунь, палтус, лосось, моллюски, мидии, овес, апельсиновый сок, устрицы, пшеничный зародыш, семечки, репа, чеснок, неполированный рис Цинк Устрицы, корень имбиря, говядина, сушеный горох, индейка, лук-порей, сыр чеддер, швейцарский сыр, крабы, зелень горчицы, тунец Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 10

Неорганические вещества, входящие в состав клетки вода Минеральные соли Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 11

Вода Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 12

Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 13

Химические и физические свойства Н 2 О превосходный растворитель участие в обменных процессах температура относительно постоянна благодаря теплопроводности и высокой теплоемкости Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 14

Минеральные соли (1-1,5%) К + H 2 PO 4- Na + Ca + HPO 4 2- HCO 3- H 2 CO 3 Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 15

Органические вещества, входящие в состав клетки белки углеводы липиды нуклеиновые кислоты Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 16

Белки – биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты 20 «волшебных» АК – 2*10 18 вариантов белковых молекул Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 17

Функции белков строительная каталитическая двигательная транспортная защитная энергетическая 1 г белка – 17,6 кДж энергии Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 18

Углеводы – биополимеры, мономерами которых являются моносахариды (глюкоза) С n (Н 2 О) m моносахариды полисахариды глюкоза фруктоза галактоза крахмал гликоген целлюлоза дисахариды мальтоза лактоза сахароза = глюкоза + фруктоза Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 19

Функции углеводов строительная энергетическая 1 г углеводов – 17,6 кДж энергии Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 20

энергетическая 1 г жиров – 38,9 кДж строительная – фосфолипиды (компоненты мембраны) Гликолипиды Гликопротеины – строительная и транспортная Липиды – органические вещества, нерастворимые в воде жиры 20 о С масла Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 21

Нуклеиновые кислоты – биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды ДНК РНК Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 22

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота 1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 23

РНК – рибонуклеиновая кислота и-РНК – перенос информации из ядра к месту синтеза белка т-РНК – транспорт АК к рибосоме р-РНК – присоединение одной АК к другой, непосредственное участие в синтезе белка Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"

Слайд 24

Домашнее задание глава 9, параграф21 , 22, ответить на вопросы – стр. 107, в.5, стр. 112, в. 10 – письменно + конспект «Микроэлементы и их роль в организме человека» Биологический диктант Кущенко Алла Петровна, учитель биологии МБОУ СОШ "Эврика-Развитие"



Предварительный просмотр:

Органические вещества (соединения) клетки – химические соединения, в состав которых входят атомы углерода (белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты и др. соединения, которых нет в неживой природе).

Разные типы клеток содержат разные количества органических соединений.

Растительные клетки – больше углеводов.

Животные клетки – больше белков.

Углеводы – обширная группа природных органических соединений, химическая структура которых часто отвечает общей формуле Cm(H2O)n.

Белки – сложные органические соединения, биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты.

Жиры – органические соединения, в основном сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот (триглицериды); относятся к липидам.

Липиды – органические вещества, не растворимые в воде, но растворимые в неполярных растворителях – эфире, хлороформе, бензоле.

Нуклеиновые кислоты (полинуклеотиды) – высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколение.

В любой клетке, кроме белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, находятся несколько тысяч других органических соединений.

Эти органические соединения условно делят на конечные и промежуточные продукты биосинтеза и распада.

Конечный продукт биосинтеза – органические соединения, которые играют самостоятельную роль в организме или служат мономерами для синтеза биополимеров.

Органические соединения конечных продуктов распада – аминокислоты (мономеры белков), нуклеотиды (мономеры ДНК и РНК), глюкоза (мономер синтеза гликогена, крахмала, целлюлозы), АТФ (нуклеотид, который поставляет энергию для химических реакций, протекающих в живой клетке), некоторые гормоны (адреналин), витамины.

Рассмотрим примеры.

Органические соединения

Примеры

Углеводы

Моносахариды

Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза

Дисахариды

Сахароза, лактоза, мальтоза

Полисахариды (полимерные углеводы)

Крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин

Белки

По химическому составу

Простые и сложные

По выполняемой функции

Классы – ферменты, структурные, сократительные, транспортные, пищевые, защитные, регуляторные

Липиды в т.ч. жиры

По биологическим функциям различают классы –  фосфоролипиды, стеролы (стероиды), воск

Нуклеиновые кислоты

Дезоксирибонуклеиновая (ДНК)

Рибонуклеиновая (РНК) – виды (матричная, рибосомная, транспортная)

Аденозинтрифосфорная (АТФ)



Предварительный просмотр:

Ответить на вопросы

  • 1. Когда и кем была сформулирована клеточная теория? Каковы основные положения этой теории? Каково ее значение?
  • 2. Почему клетка считается основной структурной и функциональной единицей живых организмов?
  • 3. О чем свидетельствует то обстоятельство, что все клетки имеют сходное строение?
  • 4. Какие химические элементы входят в состав клетки?
  • 5. Что такое микроэлементы и какова их роль в организме?
  • 6. Какова роль воды в клетке? Какова связь между химическим строением воды и ее ролью в клетке?
  • 7. Какие органические вещества являются источником энергии в клетке?
  • 8. В чем заключается значение белков? Какие функции они выполняют в клетке, в организме?
  • 9. Что такое ферменты?
  • 10. Чем характеризуется строение белков? Что такое первичная, вторичная, третичная структуры белка?
  • 11. Что такое аминокислоты? Как они соединяются в белковой молекуле?
  • 12. Чем определяется многообразие белков и их специфичность?
  • 13. Каково биологическое значение углеводов и жиров?
  • 14. Что такое мономеры и полимеры? Какие известны биологические полимеры? Как образуются их молекулы?
  • 15. Чем отличаются белки от других биополимеров: крахмала, клетчатки?
  • 16. Какова роль нуклеиновых кислот в клетке? Какие виды нуклеиновых кислот вы знаете?
  • 17. Чем характеризуется строение нуклеотида, ДНК, РНК?
  • 18. Что такое «комплементарность» в расположении нуклеотидов ДНК?
  • 19. Как происходит удвоение ДНК?
  • 20. Чем отличается РНК от ДНК?
  • 21. Какие разновидности РНК вы знаете? Какова их роль в клетке?
  • 22. В чем сходство и различия между белками и нуклеиновыми кислотами?
  • 23. Что такое АТФ и каково ее биологическое значение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

Методическая разработка занятия химического кружка на тему: « Полисахарид крахмал – важнейший представитель углеводов»

АННОТАЦИЯ      Методическая разработка заключительного, итогового занятия предметного кружка составлена руководителем кружка, преподавателем химии Алексеевой Г.Ф. Разработка с...

Презентация к уроку биологии на тему: «Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»

Презентация к уроку биологии  на тему:«Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»...

Тема 4.2 "Неорганические вещества клетки"

Неорганические вещества в организмах: вода и минеральные вещества (ионы солей; катионы: калий, натрий, кальций и магний; анионы: хлор, сульфат анион, гидрокарбонат анион).Органические вещества : моном...

Тема 5. Раздел 2. Биология. Тема: "Основы генетики и селекции" Тема урока: "Обмен веществ и энергии в клетке"

Теоретической основой селекции является генетика, разрабатывающая проблемы наследственной изменчивости, системы скрещивания и отбора. Создателем современной генетической...

Контрольная работа по биологии, тема "Строение и функции клетки", для 9 класса

Это текущая  контрольная работа, для проверки знаний по теме "Клетка" в 9 классе...