Тема урока: «Нефть»
план-конспект урока

Мельник Юрий

Целью урока является расширение представления обучающихся о нефти и нефтепродуктах, их влиянии на живые организмы; раскрытие сущности экологических проблем, возникающих в связи с использованием нефти и продуктов её переработки; совершенствование умений работать с дополнительной литературой, применять при изучении химии знания по другим предметам естественного цикла, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема урока: «Нефть»67 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 Разработка интегрированного урока

Преподаватель химии: Мельник Юрий Петрович

Тема урока: «Нефть»

Цель урока: расширить представление обучающихся о нефти и нефтепродуктах, их влиянии на живые организмы; раскрыть сущность экологических проблем, возникающих в связи с использованием нефти и продуктов её переработки; совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, применять при изучении химии знания по другим предметам естественного цикла, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы; воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, культуру общения обучающихся, развивать творческие способности и умения излагать свои мысли.

Оборудование: стаканы химические (150мл) с водой и нефтью, пробирки с машинным маслом, кисточки и перья птиц, коллекция «Нефтепродукты», видеофильм «Важнейшие продукты нефтепереработки».

ЭПИГРАФ

«Из – за экологической безграмотности или погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, главное для них – получить побольше сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счёт»

                                                            (Эрнст Геккель)

Ход урока

I Организационный момент

(На фоне кадров из фильма звучат слова)

Чёрная нефть струится,

Плещет тайги прибой,

И ощущают ноздри

Запах её огневой.

Нефть – это ярость света,

Ветра напор у виска,

Нефть – голубая ракета,

Рвущаяся в облака.

II Изучение новой темы

  1. Теория происхождения нефти (сообщение обучающегося)

Обучающиеся записывают в тетрадях вывод: нефть образуется при отмирании планктона на дне морей при увеличении давления и температуры с участием микроорганизмов.

  1. Нефть и нефтепродукты

Беседа по вопросам:

а) охарактеризуйте состав нефти;

Состав нефти различных месторождений

НЕФТЬ

АЛКАНЫ

ЦИКЛОАЛКАНЫ

АРЕНЫ

Грозненская парафинистая

       41%

           47%

     12%

Туймазинская

       37%

           38%

      24%

Доссорская

       17%

           73%

      9%

Шимбайская

        35%

           30%

      31%

Ромашкинская

        41%

           32%

       27%

б) можно ли выразить его одной формулой?  (Нет. В составе нефти около 400 различных углеводородов).

Обучающиеся в тетрадях записывают процентный состав нефти.

 Просмотр видеофильма «Важнейшие продукты нефтепереработки». Перед просмотром ставятся вопросы:

а) Какие продукты могут быть получены при перегонке нефти?

б) Какие свойства компонентов нефти лежат в основе её перегонки?

После просмотра фрагмента идёт обсуждение поставленных вопросов, а затем рассказ преподавателя об использовании нефтепродуктов в хозяйственной деятельности человека.

                               

Нефтепродукты и их применение

Нефтепродукты

Состав фракции

t0 кипения

Применение нефтепродуктов

Ректификационные газы

Газолиновая фракция(бензин)

Лигроиновая фракция

Дизельное топливо

мазут

гудрон

2) Крекинг: а) термический крекинг; б) каталитический крекинг.

3) Риформинг

6. Понятие детонационной стойкости бензинов, октановом числе.

7. Месторождения нефти: а) Западная Сибирь – Самотлор;

б) Север Европейской части России;

в) Волгоградская область Арчединское месторождение (Фроловский район), Коробковское (Котовский р-н), Памятно – Сасовское (Жирновский р – н) и др.

  1. Загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами:

а) сообщение обучающегося о загрязнениях при крушении нефтяных танкеров;

б) преподаватель: танкеры загрязняют океан даже при обычных операциях (очистка цистерн и откачка воды из трюмов). Значительный вклад в загрязнение океана вносят нефтяники, добывающие нефть со дна морей: выбросы из скважин, составляют 10% общего загрязнения океана. При этом потери составляют около 100тысяч тонн нефти в год. Всё это привело к загрязнению гидросферы, которое является одной из экологических проблем человечества. В результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологии естественных процессов, антропогенных аварий и катастроф возникает экологическая опасность – угроза разрушения среды обитания человека и связанных с ними живых организмов. Вследствие этого нарушается приспособленность живых систем к среде, что может привести их к гибели. Любые явления, связанные с заметными воздействиями человека на природу и обратным влиянием природы на человека и экономику, называют экологическими проблемами.

в) задание обучающимся: кратко перечислите в тетрадях события, способствующие возникновению экологических проблем, т.е. записать о каких загрязнениях вам известно.

г) преподаватель: за год в мировой океан поступает до 10 миллионов тонн нефти. А для того, чтобы превратить Балтийское море в биологическую пустыню, достаточно 200 тысяч тонн. Часть нефти (50 - 75%) испаряется часть (5%) растворяется в воде. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты. К ним относятся ароматические углеводороды (они растворяются лучше других). В морской воде они превращаются в соединения, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами.

д) лабораторный эксперимент: в стакан воды при помощи пипетки добавьте 1 каплю нефти. Наблюдения и вывод запишите в тетрадях.

е) Преподаватель: нефть объёмом 10л покрывает тончайшей плёнкой 1 км2 поверхности воды. Нефтяная плёнка нарушает обмен теплом, влагой и газами между водой, средой и атмосферой, в результате чего нарушается биологическое равновесие. Уменьшается количество кислорода, растворённого в воде. На 60% уменьшается испарение воды. Усиливается нагрев водной поверхности и соприкасающихся с ней воздушных масс, уменьшается содержание в них водяных паров. Такие воздушные массы, проходя над континентами, дают меньше осадков, а перепад температур способствует возникновению частых циклонов.

Вывод (преподаватель вместе с обучающимися): нефть и нефтепродукты пагубно влияют на мировой океан, образуя на поверхности воды стойкую плёнку, которая нарушает биологическое равновесие, вызывая гибель водных экосистем.

  1. Влияние нефтепродуктов на живые организмы и экологические системы.

а) непосредственное отравление животных организмов с летальным исходом;

б) нарушение физиологической активности гидробионтов;

в) прямое обволакивание живого организма нефтепродуктами;

г) появление болезней. Вызванных попаданием в организм углеводородов;

д) негативные изменения в среде обитания.

Е) лабораторный опыт: нанесите небольшое количество нефти на перо птицы, затем поместите в стакан с водой.

Вывод: структура пера не восстанавливается в воде. По этой причине крайне трудно спасти пострадавших птиц.

Таким образом, действие нефтепродуктов негативно сказывается на живых организмах.

  1. Как спасти и спастись?

а) Преподаватель: По этому вопросу существуют разные мнения, написано много книг, предложены разнообразные технологии. Если остановить процесс загрязнения земли, воздуха, воды, у природы хватит собственных сил, чтобы восстановить экологическое равновесие, переработать и уничтожить уже накопившиеся вредные соединения. Эти процессы могут происходить, в частности, с участием микроорганизмов, которые питаются, окисляя углеводороды нефти. Например, открыта культура микроорганизмов псевдомонос. Они быстро размножаются, действуют избирательно (только на нефть), поедают до 70% нефти. При действии таких бактерий на пятно нефти площадью 5мм через три дня оно уменьшается до 3мм, а ещё через 2 дня исчезает полностью.

В природе обнаружена одноклеточная водоросль, в составе клетки которой содержится от 5 до 15% (в сухой массе) высших линейных алкенов с числом атомов углерода от 25 до 38. Эти углеводороды назвали ботриококкценами. Их можно использовать в качестве источника энергии и сырья для нефтехимической промышленности (т. е. альтернативный нефти материал).

б) Обучающиеся высказывают собственные мнения об экологических проблемах.

6. Виновата ли химия? (дискуссия). Группа делится на обвинителей и защитников. Обвинители рассказывают о влиянии нефтепродуктов на живые организмы.  Защитники указывают, что экологические проблемы связаны с отставанием технологии, явной недостаточностью природоохранных мероприятий, их скудным финансированием.

III Подведение итогов урока

Ты не почитай себя стоящим

Только здесь вот, в сущем, настоящем.

А вообрази себя идущим

По границе прошлого с грядущим…

V Задание на дом пр 55

Рефлексия.


Список литературы:

  1. Габриелян О. С., Лысова Г.Г. Химия.10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Дрофа, 2017г.- 368 с.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей и технического профиля, 6-е издание / М.: Издательский центр «Академия», 2013г. – 256 с.


Рецензия

на методическую разработку интегрированного урока «Нефть» преподавателя химии и биологии ОГАОУ СИТТ

Мельник Юрия Петровича

Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Интеграция – это объединение в единое целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние учебного материала нескольких дисциплин. Интегрированные уроки являются мощным стимулятором мыслительной активности обучающихся, которые начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

В разработке, предложенной преподавателем, очень грамотно определена главная цель интегрированного урока, в котором объединяются блоки знаний трёх дисциплин: химии, биологии и экологии. Основной акцент в уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

Структура рецензируемого урока отличается чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимопроникновением материала интегрируемых дисциплин на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала.

Использование мультимедийной презентации в музыкальном сопровождении, просмотр отрывков видеофильма создаёт особый эмоциональный настрой для усвоения знаний, а также позволяет обеспечить на уроке наглядность, что позитивно влияет на уровень качества усвоения обучающимися учебного материала и пробуждает у них интерес к изучаемому предмету.

На протяжении всего урока чётко прослеживается неразрывная связь химии с жизнью и будущей профессией, подчёркивается необходимость правильного использования химических знаний для сохранения неповторимой красоты природы и всего живого. Кроме того, на таких уроках у обучающихся формируются умения публично выступать перед аудиторией, владеть профессиональной терминологией. Они убеждаются, что источником информации может служить не только учебник, но и научная, энциклопедическая и художественная литература.

Методическая разработка написана грамотным литературным языком. Автор использует научный стиль изложения материала, о чём свидетельствует терминологическая и профессиональная лексика, строгая логичность, смысловая точность.

Рецензируемая методическая разработка может быть рекомендована для повышения мотивации изучения химии в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

РЕЦЕНЗЕНТ: Анисимова Татьяна Игнатьевна, преподаватель химии ОГАПОУ СИТТ         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...