Кейс разработка
проект
Разработка кейса "Мёд и сахарный диабет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_keysa_myod_i_saharnyy_diabet.docx | 127.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Кейс "МЁД И САХАРНЫЙ ДИАБЕТ" 2
2. ПРИВЯЗКА К ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ 5
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 5
Список использованных источников 8
Кейс
Тема: «Мёд и сахарный диабет» 9 класс
Диабет сахарный, народное лечение.
При сахарном диабете имеет место абсолютный или относительный дефицит гормона инсулина, приводящий к нарушению углеводного обмена веществ, а в дальнейшем и всех видов обмена.
Самый основной признак сахарного диабета — повышенный уровень сахара в крови. Нормальный его уровень составляет 3,6—5,8 ммоль/л, что обеспечивается регулирующей системой, главным элементом которой является гормон инсулин. Прием пищи, содержащей углеводы, вызывает повышение уровня сахара в крови, который затем с помощью инсулина утилизируется тканями организма.
У больного сахарным диабетом вырабатывается недостаточное количество инсулина, или он по каким-то причинам теряет свою функциональную полноценность, или же он не вырабатывается совсем. Поэтому сахар плохо усваивается клетками и накапливается в крови.
При диабете излишек сахара выводится с мочой, нарушается жировой обмен, так как для расщепления жиров нужна энергия, которую клетки получают от усвоения сахара, а без достаточного количества инсулина этот процесс нарушается. В крови накапливаются продукты неполного сгорания жиров — кетоновые тела (ацетон, ацетоуксусная кислота), которые токсичны.
Больной диабетом не должен превышать допустимого количества жиров в диете и должен следить за тем, чтобы большая часть из них была растительного происхождения. Это очень важно.
Симптомы сахарного диабета
Симптомы сахарного диабета следующие:
- повышение уровня содержания сахара в крови натощак выше 5,8 ммоль/л;
- выделение сахара с мочой, когда в крови его уровень превышает 10 ммоль/л;
- увеличение количества выделяемой мочи свыше 2 л за сутки;
- жажда; если появилась повышенная потребность в воде, напитках, надо немедленно проверить кровь на сахар.
Чем раньше будет выявлено заболевание, тем легче можно будет удерживать болезнь в компенсированном состоянии;
- сухость во рту; у некоторых больных, даже при значительном повышении уровня сахара в крови, кроме сухости во рту других жалоб не бывает.
- общая слабость;
- зуд в области промежности, половых органов.
Типы сахарного диабета
Типы сахарного диабета. Различают 2 основных типа сахарного диабета: инсулинзависимый и инсулиннезависимый.
Сахарный диабет 1-го типа
Инсулинзависимый сахарный диабет (диабет 1-го типа) чаще встречается в молодом возрасте и у детей. Он характеризуется значительным дефицитом инсулина из-за нарушения функции поджелудочной железы, чаще под влиянием вирусных заболеваний (корь, краснуха, эпидемический паротит, энтеровирус и др.).
Если больной диабетом 1-го типа не будет получать регулярно инсулин, это приведет к тяжелым последствиям.
Больному инсулинзависимой формой сахарного диабета необходимо регулярно вводить инсулин, дозу которого назначает эндокринолог после соответствующего обследования.
Диабет — это не болезнь, а, скорее, нелегкий образ жизни, с которым приходится уживаться и помогать себе, чтобы сохранить силы и здоровье на долгие годы. Для этого надо набраться терпения, не унывать, изучать болезнь, чтобы эффективнее ей противостоять и не допустить осложнений.
Диабет 1-го типа встречается приблизительно в 10% случаев, остальные 90% составляет диабет 2-го типа — инсулиннезависимый.
Сахарный диабет 2-го типа
Инсулиннезависимый сахарный диабет (диабет 2-го типа) вначале протекает почти бессимптомно, человек чувствует себя удовлетворительно. Единственным симптомом может быть сухость во рту, а в более тяжелых случаях — жажда и увеличение количества выделяемой мочи.
Диагноз сахарного диабета 2-го типа в половине случаев ставится случайно, когда больной обращается к врачу по поводу сопутствующих заболеваний (гипертоническая болезнь, ожирение, атеросклероз, инсульт, инфаркт) или по поводу наступивших осложнений (нефропатия, ангиопатия нижних конечностей или сетчатой оболочки глазного дна).
Причина сахарного диабета 2-го типа, к сожалению, до сих пор окончательно не известна. Но можно твердо сказать, что имеется определенная наследственная предрасположенность, влияют малоподвижный образ жизни, переедание, ожирение, стрессы.
Инсулиннезависимый диабет чаще встречается у лиц старшего и пожилого возраста. Количество инсулина в крови при этой форме диабета не только нормальное, но бывает и повышенное, однако инсулин функционально не полноценен, или клетки не могут по ряду причин его использовать.
Сахарный диабет часто сопровождают: изменения в щитовидной железе, атеросклероз, гипертоническая болезнь, ожирение, патологические изменения в почках, печени и других органах. У многих больных сахарным диабетом появляется запах изо рта.
Сахарная болезнь (сахарный диабет). Мед при сахарном диабете.
Систематических наблюдений относительно действия меда на больных сахарной болезнью нет. Кое-где в австрийских, российских пчеловодческих журналах встречаются сообщения об успешно леченных пчелиным медом больных сахарной болезнью, но ко всем этим сообщениям надо относиться осторожно.
А.Я.Давыдов сообщил, что лечил с хорошим результатом больных сахарной болезнью, давая небольшие дозы меда. Он предполагал, что в меде содержатся вещества, подобные инсулину. С целью проверить свое предположение, Давыдов провел опыты на больных сахарной болезнью, давая им мед и отвар фруктов, подслащенный сахаром, который содержится в меде. При этих опытах он установил, что те люди, которые принимали мед, чувствовали себя хорошо, другие же, которые принимали отвар на сахаре, не переносили его.
Большое количество наблюдений показывает, что плодовый сахар (фруктоза, левулеза) переносится и усваивается диабетиками хорошо. Амос Рут, Роберт Гетчинсон и Л. Певзнер тоже сообщают о том, что диабетики хорошо переносят фруктозу.
По данным журнала «Пчела» и газеты «Дневник», профессор Софийского медицинского факультета Ст.Ватев провел исследования лечебного действия меда на детей, больных сахарным диабетом. По поводу своего исследования проф. Ватев делает следующее сообщение: «... Мною установлено также, что пчелиный мед дает хорошие результаты при этой болезни, что было проверено мною. Пять лет тому назад мне пришлось лечить 36 детей — диабетиков и я применил лечение медом, что дало положительные результаты. Больным рекомендую принимать мед по чайной ложке утром, в обед и вечером, конечно, соблюдая необходимую диету. Лучше всего употреблять свежий весенний мед и по возможности более продолжительное время. Благотворное влияние меда при лечении сахарного диабета объясняю богатым содержанием всех видов витаминов в меде...».
Были изучены изменения содержания сахара в крови и моче у 500 больных (с нормальными показателями), подвергнутых лечению медом из-за заболеваний дыхательных путей. Они принимали в течение 20 дней по 100—150 г меда в день. За это время содержание сахара в крови не увеличилось, а наоборот — с 127,7 мг в среднем на больного после лечения уменьшилось в среднем до 122,75 мг, а в моче не обнаружено сахара ни у одного из них. Все наши беды от незнания. Это касается и потребления меда. Одни диабетики говорят, что мед может привести к нежелательному скачку сахара. Другие утверждают – мед очень полезен для здоровья и способствует снижению глюкозы в крови. Кому же все-таки верить? На самом деле мед и диабет имеют достаточно сложные отношения.
1.ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
На прием к терапевту пришел 60 летний мужчина с жалобой на плохое самочувствие: плохой сон, общая слабость, сухость во рту, зуд в области промежности.
Терапевт дал направление на анализ крови. После обследования выяснилось, что у мужчины повышено содержание сахара в крови. При беседе с больным выяснилось, что мужчина за неделю съел 3л. банку меда, т.к. жена сказала, что мед поможет улучшить его состояние. У мужчины и раньше были случаи повышения сахара в крови. Жена в газете «ЗОЖ» прочитала, что мед регулирует содержание сахара в крови.
Проанализируйте описанную ситуацию. Как помогает мед таким больным.
Педагогическая ситуация
Одной из наиболее распространенных и опасных болезней, связанных со злоупотреблением сахара, является диабет. Несмотря на то, что основным фактором развития болезни является генетическая предрасположенность, риск заболеть даже при наличии такой предрасположенности значительно уменьшается при здоровом образе жизни, где определяющую роль играет правильное питание, натуральные продукты.
2. ПРИВЯЗКА К ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ
Биология, физиология, медицина, информатика.
3. ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Мировоззренческая: формирование знаний по основам медицины для понимания биологических процессов у пациентов с диагнозом сахарный диабет. Разработка памяток для ФАП п.Лиинахамари как информационно-методический материал для населения. Формирование здоровьесберегающих компетенций в общеобразовательном пространстве.
Продуктовая:
- Памятка «Апитерапия сахарного диабета».
Образовательная - освоение основ:
- инфографика
- основ биологии и медицины
- основ нутрициологии
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- Демонстрационный информационно-методический материал в виде памятки «Апитерапия сахарного диабета».
- Расширить кругозор учащихся по предметам, способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Кейс рассчитан на 10 часов одновременной работы с группой учащихся в 6 человека.
ДОРОЖНАЯ КАРТА МОДУЛЯ
Этап работы | Цель | Описание | Планируемый результат |
Введение 2 ч. | Обоснование актуальности работы над задачей кейса | Ознакомление с кейсом | Присвоение задачи кейса, распределение ролей: капитан, информаторы, проектировщик, оператор компьютерного набора. |
Подготовительный 2 ч. | Сформировать знания о болезни | Знакомство с особенностями сахарного диабета по дидактическому материала | Выявлены базовые знания, по которым будут создаваться информационно-методическая памятка |
Исследовательский 2 ч. | Провести анкетирования среди учащихся школы | Создание анкеты, выявления у учащихся норму употребления продуктов с содержанием сахара | На основе анкетирования выявлены результаты употребления продуктов с содержанием сахара, оформление отчета в журнале исследования |
Реализационный 3 ч | Получение навыков работы иллюстрациями и текстовым редактором, обработка информации и результатов исследований | Подготовка ноутбука с программным обеспечением, сбор и систематизация полученных результатов, использование рекомендаций по составлению памяток | Разработка планового дизайна продукта |
Освоить базовый уровень основ инфографики | Рисуем шаблон, подбор цветовой гаммы, стиля, выбор шрифта, дизайн, печать | «Портрет» создаваемой памятки «Апитерапия сахарного диабета» | |
Формировать здоровьесберегающие компетенции в общеобразовательном пространстве | Написание статьи для школьной газеты | Статья с фотоотчетом о проведении кейса среди учащихся 9 класса | |
Экспертный 1 ч. | Коммуникация с фельдшером ФАПа | Обсуждение результатов работы над задачей кейса, рефлексия результатов, постановка последующих целей | Получена экспертная оценка, разработан план-график дальнейшей реализации. |
6. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
1.Раздаточный материал (содержание ситуации, информационный лист, глоссарий);
2.Ноутбук с программой Power Point;
3. Принтер цветной;
4. Бумага белая А4, маркеры, фломастеры.
Приложение
Глоссарий.
Апитерапия - лечение медом.
Гипергликемия - повышенный уровень сахара в крови, характерный признак сахарного диабета.
Глюкоза – виноградный сахар, моносахарид, является главным источником энергии в организме.
Дисахариды – молекулы которых состоят из остатков глюкозы и фруктозы.
Инсулин – это гормон, необходимый для поступления глюкозы в клетки тканей.
Углеводы - органические вещества, синтезирующиеся в организме растений из углекислого газа и воды
Моносахариды – простые сахара – глюкоза, фруктоза, рибоза и т.д.
Фруктоза – плодовый сахар, слаще глюкозы.
Сахарный диабед – повышенный уровень сахара в крови
Ферменты – вещества, ускоряющие скорость биохимических реакций в организме.
Рекомендации по составлению памятки.
I. В памятку включают приблизительно пятую общего часть от объема беседы (самые важные позиции, информативные картинки, правила, алгоритм каких-то действий).
2. Памятка оформляется с использованием текстового редактора MS Word и сохраняется в формате doc (версия MS Word 2003).
3. Текст памятки располагают на двух листах с использованием двух или трех независимых таблиц, поля со всех сторон по 2 см, границы таблицы скрытые.
4. Иллюстрации должны составлять примерно 30% памятки.
5. Иллюстрации располагают с использованием форматирования «по контуру» или «вокруг рамки».
6. Форматирование текста: шрифт 12-14 пунктов, междустрочный интервал полуторный, первая строка с отступом 1,25-1,27 см, выравнивание по ширине.
7. Гарнитура шрифта: Times New Roman, Bookman Old Style, Arial. Comic Sans MS.
8. Для перечисления используют нумерованный и маркированный список.
9. Обязательно использование в тексте абзацев.
10. Заголовки частей памятки печатают с полужирным выделением, по центру, без отступа, с точками в конце. От текста заголовок отделяют одной пропущенной строкой.
Список использованных источников:
1. Стройкова, А. С. Диабет. Жить на инсулине и быть здоровым / А.С. Стройкова. - М.: АСТ, Сова, ВКТ, 2008. - 224 c.
2. Первушина, Е. В. Диабет и его профилактика. Эндокринная система / Е.В. Первушина. - М.: Амфора, 2013. - 913 c.
3. Дубровская, С. В. Здоровье и питание. Лечебное питание при сахарном диабете / С.В. Дубровская. - М.: Рипол Классик, 2011. - 192 c.
4. Булынко, С.Г. Диета и лечебное питание при ожирении и сахарном диабете / С.Г. Булынко. - Москва: РГГУ, 2004. - 256 c.
5. Биология: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровень, В.Б. Захаров, Н.И. Романова, Е.Т. Захарова. Под редакцией Е.А. Криксунова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)
Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...
Методическая разработка по теме: «Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа»
Методическая разработка...
Разработка кейс технологии
кейс технологии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задания части С...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
Метод кейс-стади – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-МЕТОД НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ПМ.03 ПРОИЗВОДСТВО КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ»
Цель данной методической разработки: показать активизацию познавательной деятельности студентов через использование интерактивной технологии обучения «кейс-метод» на пра...
Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)
Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.Методическая разработка содер...
Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...