Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)
методическая разработка на тему

Шабардина Ираида Анатольевна

Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.

Методическая разработка содержит план учебного занятия с применением кейс-метода, технологическую карту занятия, критерии оценки работы обучающихся на занятии по накопительной системе оценивания, Собственно Кейс-задание, глоссарий к нему и список литературы и других источников, использованных при подготовке занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Кизнерский сельскохозяйственный техникум»

C:\Users\user\Pictures\wpid-RSScMxO_UjA.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ

Учебная дисциплина: Энергосбережение (вариативная часть)

Тема: Энергетика - прогнозы

                                                                            Выполнил: преподаватель

                                                                            Шабардина И.А.

2016

План учебного занятия с применением кейс-метода

УД «Энергосбережение»

Тема урока: Энергетика -  прогнозы.

Мотивация: позволяет проанализировать актуальную информацию с   реальными  прогнозами; способствует активному усвоению знаний и навыков обработки и анализа информации.

Продолжительность занятия:1 учебная пара.

Цель занятия: Активное усвоение знаний и навыков обработки и анализа информации.

Задачи:

Дидактические (образовательные):

Организовать осмысление  учебного материала по теме занятия и применение знаний  в процессе решения кейса;

Углубить знания обучающихся об источниках энергии;

Воспитательные:

Формировать коммуникативные качества обучающихся;

Формировать умение вести дискуссию, убеждать окружающих, умение работать в одной команде, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный ответ;

Формировать навыки генерации альтернативных решений;

Развивающие:

Развивать у обучающихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее;

Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся;

Развивать познавательный интерес;

Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;

Развивать профессиональный интерес к теме.

Методическое обеспечение занятия:

Кейс в печатном виде.

Приложение к кейсу.

Глоссарий.

Критерии оценки работы обучающихся на занятии.

Методы: Кейс-технология.

Технологическая карта занятия

Раунд

Роль преподавателя

Роль обучающихся

Подготовительный этап (до занятия)

Подготови-тельный

Готовит кейс, необходимый раздаточный материал.

Ознакомительный этап

Вводная часть

Раздает кейсы для обучающихся, комментирует инструкцию по работе с ними. Сообщает о способах и критериях оценки работы на занятии

Получают кейсы для работы. Задают вопросы на  уточнение по этапам работы, критериям оценки.

Аналитический этап

Индивиду-альная работа

над

кейсом

Отвечает на вопросы обучающихся, разъясняющие материалы кейса и порядок работы

Знакомство с ситуацией.

Задают вопросы на уточнение по кейсу.

Проводят анализ ситуации.

Разбор кейса в малой группе

Делит уч-ся на малые группы (по желанию, по росту, по первым буквам имени и т.п.). Озвучивает временные рамки, задачи работы, в каком виде должен быть оформлен результат.

В ходе работы – наблюдает и направляет ход обсуждения в малых группах

Обсуждение и анализ предложений, сделанным по материалам кейса каждым. Определение  ключевых позиций в ответах, редактирование и подготовка обоснованного доклада.

Составление Диаграмм

Итоговый этап

Дискуссия в

общей группе

Координирует и ведет дискуссию, оппонируя и направляя процесс обсуждения (по необходимости). Предполагаемые вопросы преподавателя:

1. Мнения у специалистов относительно ожидаемого истощения природных ресурсов существенно расходятся. Почему?

2.При запуске андронного коллайдера реально может сдвинуться ось Земли и изменится климат. Нам это надо?

3. Почему некоторые месторождения нефти не вырабатываются полностью, а  практически, «забрасываются», например, Решетниковское месторождение нефти в Кизнерском районе, хотя запасы нефти там еще есть. Как вы думаете, почему? (Ответ: там так называемая «молодая» нефть, вязкая, с парафином. Технология ее извлечения очень дорогая).

Спикеры каждой из групп выступают с докладом и презентуют Диаграммы.

После всех докладов остальные выступают в роли оппонентов к докладчикам.

Отвечают на вопросы.

Подведение

итогов

После подведения итогов, комментирует весь ход дискуссии и варианты решений кейса.

Дает индивидуальную оценку работы каждого участника.

Группа подводит итоги обсуждения, формулирует выводы, обобщает резуль-таты работы. Совместно обсуждают и оценивают совместную деятельность и дискуссию в своей группе.

Критерии оценки работы учащихся на занятии

Накопительная система оценивания

Кейс «Прогнозы бывают верные, неверные и научные»

Вид работы

Балл

Примечания

1.

Обоснование ответа на вопрос № 1.

От 5-10

2.

Количество предложенных альтернативных источников энергии, не упомянутых в тексте

По 1 баллу за каждый  

3.

Обоснование ответа на вопрос № 3.

От 5 до 10

Выступление - защита

5

Спикеру

Максимально возможная сумма баллов

30 + ?

35+ ?

Критерии выполнения задания – построения Диаграмм:

Вид работы

Балл

Примечания

1.

Выполнение рисунка Диаграммы

3

2.

Предложение шкалы

3  

3.

Участие в обсуждении

3

4.

Качество изображения

1

Максимально возможная сумма баллов

10

Критерии оценки совместной деятельности в группе

Параметры оценки

0

1

2

Активность

Молчание

Частичное участие

Активное участие

Культура совместной деятельности

Неуважение товарищей

Отдельные случаи неуважения товарищей

Умение работать в команде

Оперирование фактами

Не владеет фактами

Частично владеет фактами

Полное владение фактами

Максимальное количество баллов – 6. Баллы присуждаются каждому члену группы коллективно.

Критерии оценки совместной дискуссии

Параметры оценки

0

1

2

Активность

Молчание

Частичное участие

Активное участие

Культура совместной деятельности

Неуважение товарищей

Отдельные случаи неуважения товарищей

Умение слушать

Культура формулиро-вания вопроса

Нет вопросов

Вопрос не связан с кейсом

Вопрос опирается на материалы кейса

Культура ответа

Нет ответа

Ответ не связан с кейсом

В ответе есть ссылки на кейс

Максимальное количество баллов 8. Баллы присуждаются группам коллективно

Итоговая отметка с учетом суммы накопленных баллов:

«3» - 20-34 балла

«4» - 35-49 балла

«5» - 50 и более баллов

«Прогнозы бывают верные, неверные и научные»

                                                                     (Гаврила Увеков)

По утверждениям ученых – футурологов энергетический голод человечеству не грозит. Известные на Земле запасы энергии достаточно велики, чтобы с уверенностью смотреть в далекую перспективу…

Горючие сланцы штата Колорадо в США содержат больше энергетического потенциала, чем все запасы фантастически богатых нефтью стран Ближнего Востока. Подсчитано, что условный куб сланцев с ребром 5 км заключает в себе столько же тепла, сколько его потребляется за целый год во всем мире.

Но современные способы добычи и переработки сланцев таковы, что их добыча очень затратна и экономически нецелесообразна, пока не будет найдена принципиально новая технология.

Залежи бурого угля Канско-Ачинского бассейна в Красноярском крае могут обеспечить потребности России на 600 лет вперед. Но Q(удельная теплота сгорания) бурого угля в 2 раза ниже, чем у каменного угля.

Мировые запасы ископаемого угля оцениваются в 8 триллионов тонн, чего хватит на весь ХХ1 век ( годовое потребление примерно 600 млрд. тонн).

Нефти (при темпах расхода в объеме последних лет), если не откроют новые богатые месторождения, хватит лет на 30.

Существует также битуминозная нефть. Ее столько же, сколько и обычной, но её добыча пока считается неэкономичной.

Через 30 лет оскудеют существующие источники получения урана – топлива для ядерных реакторов…

        В целом считается, что нынешние темпы потребления топлива и минеральных ресурсов могут позволить себе лишь еще два поколения людей.

Почти половина энергии в мире сейчас получается за счет нефти и угля  и пятая часть – за счет природного газа. Вместе это составляет около 67 % всей потребляемой энергии.

Почти 20 % энергии дает вода – гидроэлектростанции.

13% - АЭС – Атомные электростанции.

Остальное – разница в примерных цифрах – это малоприменяемые пока альтернативные источники энергии – энергия солнца, ветра, геотермических вод, энергия приливов и отливов…

Коэффициент полезного действия (КПД) паровых турбин на больших электростанциях за 100 лет вырос с 5 до 35%.

Это означает, что примерно две трети сжигаемого в них угля или нефти и сегодня расходуется бесполезно.

Считается, что в будущем КПД таких электростанций может быть поднят до 75%.

Коэффициент полезного использования топлива в легковом автомобиле всего 10 процентов, а при обогреве помещений и того меньше — не превышает 6-8 процентов.

Продолжаются работы по развитию промышленного производства реакторов-размножителей на быстрых нейтронах, которые способны выработать из той же массы топлива примерно в 60 раз больше энергии, чем современный реактор на тепловых нейтронах.

Вопросы и задания:

  1. Грозит ли человечеству энергетический голод? Обоснуйте ответ.
  2. Какие еще источники энергии  будут альтернативны современным традиционным источникам?
  3. Почему темпы затрат энергоресурсов сегодня так огромны?

Задание: Составьте и нарисуйте Диаграммы:

  • Состав потребляемых в мире энергоресурсов на сегодняшний день;
  • Состав потребляемых в мире энергоресурсов через 100 лет.

Глоссарий:

Футурология – область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами.

Горючие сланцы -  полезное ископаемое из группы твёрдых каустобиолитов, дающее при сухой перегонке значительное количество смолы (близкой по составу к нефти). Состоят из преобладающей минеральной (кальциты, доломит, гидрослюды, монтмориллонит, каолинит, полевые шпаты, кварц, пирит и др.) и органических частей (кероген), последняя составляет 10—30% от массы породы и только в сланцах самого высокого качества достигает 50—70%. Органическая часть является био- и геохимически преобразованным веществом простейших водорослей, сохранившим клеточное строение ; в виде примеси в органической части присутствуют измененные остатки высших растений.

Q - удельная теплота сгорания.

Коэффициент полезного действия (КПД) — характеристика эффективности системы  в отношении преобразования или передачи энергии; определяется отношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному системой.

Альтернатива (лат.) — такое положение, когда необходимо из двух обстоятельств непременно выбрать одно.

Литература, использованная при подготовке занятия

  1. Конспекты лекций зав. Кафедрой инновационных технологий ИПК и ПРО Никитина А.Г. , записанные слушателем Шабардиной И.А. на курсах повышения квалификации ИПК и ПРО г. Ижевск УР «Кейс-метод или технология ситуационного анализа», ноябрь 2011г.
  2. Никитин А. Кейс-метод – перспективная образовательная технология. Новое образование. Педагогический научно-методический журнал. № 3 июль-сентябрь 2011.
  3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  4. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник /И.П.Смирнов.-90е изд.,испр.и доп. – М: Академия, 2009. -132 с.
  5. Смирнов И.П. Хрестоматия к учебнику Введение в современное обществознание. Изд.центр «Академия», 2003.
  6. Шубенкова, Н. М. Кейс к уроку "Московский столичный регион. Миграция и рынок труда в Москве"/Н. М. Шубенкова //Народное образование.-2009.-N 2.

Интернет-источники:

  1. aphorism.ru
  2. slovari.yandex.ru
  3. slovopedia.com
  4. ru.wikipedia.org
  5. http://www.inventors.ru. Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы» № 7, июль, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия – лабораторная работа «Экспериментальное исследование при взбивании сливок и желе для приготовления крема и мусса» по ПМ. 07 «Приготовление сладких блюд и напитков», профессия 260807.01 «Повар, кондитер»

Методическая разработка занятия  – лабораторная работа  «Экспериментальное исследование при взбивании сливок и желе для приготовления крема и мусса» по ПМ. 07 «Приготовление сладких блюд и н...

Методическая разработка занятия "Профессия медицинского работника"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального государственного образо...

Методическая разработка занятия по теме "Техническая эксплуатация подземной части здания". Богомолов Владимир Васильевич

Классификация грунтов. Грунты представляют собой сочетание отдельных частиц (зерен) и пустот между ними (пор). Частицы могут быть самой различной формы и размеров. Взаимное расположение частиц и пусто...

Методическая разработка занятия "Применение производной"

Аудиторное занятие по математике для студентов первого курса по специальности Сестринское дело...