Методическая разработка занятия "Применение производной"
методическая разработка

Аудиторное занятие по математике для студентов первого курса по специальности Сестринское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_proizvodnoy.docx241.01 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Егорьевский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия

«ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ»

дисциплины

ОУД.04 Математика

специальность

34.02.01. Сестринское дело

(базовая подготовка)

Составитель: преподаватель

Карпова О.А.

Егорьевск – 2022

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Егорьевский филиал

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК общепрофессиональных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

протокол № _________

от «____» ____________________ 20_____г.

Председатель ЦМК ___________ /Карпова О.А./

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделом по УВР

________________________ /Шувалова Н.А./

Методист ________________ / Спичка Н.А./

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия

«ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ»

дисциплины

ОУД.04 Математика

специальность

34.02.01. Сестринское дело

(базовая подготовка)

Составитель: преподаватель

Карпова О.А.

Егорьевск – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………        4

Паспорт занятия        ……………………………………………………………5

Профессиограмма занятия …………………………………………………7

Формируемые компетенции ………………………………………………. 7

Базовые опорные знания ……………………………………………………8

Карта оснащения занятия ……………………………………………………9

Методическая модель занятия ……………………………………………        10

Технологическая карта занятия ……………………………………………11

Список источников ………………………………………………………….15

Приложение 1……………………………………………………………….16

Приложение 2        ……………………………………………………………17

Приложение 3        ……………………………………………………………18

Приложение 4        ……………………………………………………………22

Приложение 5        ……………………………………………………………23

Приложение 6        ……………………………………………………………27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка  занятия  по теме «Производная и её применение» составлена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка).  Занятие входит в Раздел 8 Начала математического анализа, на изучение которого отводится 16 часов. Проводится в конце изучения раздела.

 Данное  занятие  направлено на решение следующих задач:

а) повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся;

б) формированию представления о роли производной в других науках;

в) контроль и коррекцию знаний обучающихся по изучаемой теме.

Материалы занятия рассчитаны на обучающихся 1курса.

Занятие сопровождается компьютерной презентацией, которая сопутствует всем этапам, предусмотренным планом занятия. Использование слайдов помогает обеспечить занятие качественными, быстро сменяющимися наглядными иллюстрациями.

В презентации предусмотрены ответы ко всем заданиям и тестам, как устным, так и письменным. Так что в конце занятия каждый из учащихся будет реально представлять, насколько успешной была его деятельность на уроке, и на какую оценку он может рассчитывать.

Актуальность дидактических, методических и содержательных компонентов способствует формированию представления о роли производной в других науках, развитию поисковой деятельности с привлечением различных источников, пониманию того, что знание понятия производной необходимо человечеству в их жизни.

Для раскрытия данной темы предлагается индивидуальная и фронтальная работа. На занятии используются современные педагогические технологий (ИКТ, технология проблемного обучения),  позволяющие каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, пробуждая в них познавательную активность, проявлять инициативу и самостоятельность.

ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ

Цели занятия:

Методическая цель: использование современных педагогических технологий (технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология) для создания условий, позволяющих каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, пробуждая в них познавательную активность, проявлять инициативу и самостоятельность.

Дидактическая цель: формирование умений анализировать проблему и планировать способы ее решения, применять знания в новой ситуации, осуществлять исследовательскую деятельность, анализировать, делать выводы

Развивающая цель: развитие поисковой деятельности с привлечением различных источников, развивать грамотную математическую речь

Воспитательная цель: формирование умения работать самостоятельно и в коллективе; воспитание логического, абстрактного, эвристического, системного мышления; расширение своего кругозора.

Задачи занятия:

учебно-практические:

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельно получать новые знания по источникам; систематизировать информацию и обобщать ее, работать в группах;
  • подвести обучающихся к пониманию того, что знание понятия производной необходимо человечеству в их жизни;
  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

учебно-познавательные:

  • создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;
  • развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; формирование основных умений работать с информацией, выполнять логические операции самостоятельно

воспитательные:

  • обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;
  • способствовать развитию навыков устной речи, умению грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;
  • осознание большой практической значимости производной в жизни человека.

Вид занятия: урок-устный журнал (презентация результатов поисковой деятельности и их обсуждение в диалоговом формате)

Тип занятия: урок систематизации знаний.

Время: 90 минут

Группа, курс: группы первого курса

Место проведения: ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3» Егорьевский филиал, кабинет 235.

ПРОФЕССИОГРАММА ЗАНЯТИЯ

Обучающиеся должны знать:

  1. Основные понятия и определения.
  2. Формулы и правила дифференцирования.
  3. Геометрический и физический смысл производной.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Дифференцировать функции.
  2. Решать прикладные задачи.

Формируемые результаты:

а) предметные:

  • осмысление истории появления производной в нашей жизни;
  • осмысление роли производной в жизни человека.

б) метапредметные:

  • регулятивные:
  • умение ставить перед собой цель, управлять своей деятельностью,видеть ожидаемый результат работы;
  • умение рационально распределять рабочее время, проявлять инициативность и самостоятельность
  • умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия и знания;
  • познавательные:
  • самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
  • поиск и отбор необходимой информации, умение работать с информацией, применение методов информационного поиска;
  • выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель задания;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умение находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

в) личностные:

  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
  • формирование способности к самоопределению.

Базовые опорные знания

Код

Дисциплина/

/Профессиональныймодуль

Раздел/Тема

ОУД.04

Математика

Раздел 8.  Начала математического анализа.

Тема: Производная и ее примнение.

КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. Техническое оснащение:
  • моноблок Lenovo с лицензионным программным обеспечением;
  • ноутбуки Lenovo;
  • интерактивная панель Lenovo.

  1. Учебно-методическая документация:

  • Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  • Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  1. Справочные материалы:
  • комплект плакатов

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Время

1

Организационный момент:

  • проверка состояния кабинета к занятию;
  • проверка внешнего вида обучающихся;
  •  фиксация отсутствующих;
  • самоопределение к деятельности.

5 минут

2

Мотивация занятия:

  • ознакомление с темой
  • ознакомление с целью
  • ознакомление с планом
  • обоснование значения данной темы в физике, химии и др.

5 минут

3

Актуализация опорных знаний.

  • контроль исходного уровня (фронтальный опрос) Приложение 1.

10 минут

4

Проверка домашнего задания.

  • выступление с сообщением о зарождении производной. Приложение 2.

5 минут

5

Контроль знаний.

  • компьютерное тестирование.  

Приложение 3.

10 минут

6

Подготовка к формированию нового знания.

  • разгадывание кроссворда, вспоминая некоторые математические термины;
  • заслушивание  исторической справки о Жозефе Луи Лагранже и его достижениях.

Приложение 4.

15 минут

7

Формирование нового знания.

  • выступления студентов  с презентациями о применении производной в физике, химии, биологии и экономике;
  • решение прикладных задач.
  • Приложение 5.

15 минут

15 минут

8

Рефлексия.

Подведение итогов учебного занятия.

5 минут

9

Инструктирование о выполнении домашнего задания.

Приложение 6.

5 минут

Технологическая карта занятия.

Этапы занятия

Содержание занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

Создание делового настроя. Актуализация внимания и образовательной активности.                иобразовательнойактивности

Проверка готовности учебной

Аудитории и студентов к занятию.

Фиксация отсутствующих

Организационная подготовка к занятию

Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой ритм

Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность

Приветствует обучающихся.

Отмечает

отсутствующих.

Представляет гостей.

Настраивает обучающихся на продуктивную деятельность.

 Актуализация опорных знаний

Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, память и т.д.). Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме;

сопряжение актуализации знаний с началом рефлексивной деятельности, планированием личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов;

постановка целей урока

Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенной

информации, размещенной на слайде электронной презентации

Корректирует и

конкретизирует

тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания

Актуализация опорных знаний

Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, память и т.д.). Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме;

актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности; сопряжение

актуализации знаний с началом рефлексивной деятельности, планированием личностного смысла

Устно отвечают на вопросы, спроектированные на экран;

Находят производную степенной,тригонометрической и сложной функции

Организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний

 Проверка домашнего задания

Расширение представления обучающихся о зарождении производной; совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; развитие математически грамотной речи; создание условий для развития положительной мотивации к учению, развития творческих возможностей обучающихся; развитие способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности

Один из обучающихся выступает с заранее подготовленным сообщением и презентацией о зарождении производной. Все остальные внимательно слушают, дополняют и задают вопросы.

Просит дополнить сообщение, задать вопросы, акцентирует внимание обучающихся на ключевых моментах сообщения и дополнения

 Контроль знаний

Совершенствование умений и навыков самостоятельной деятельности, работы с компьютером; создание условий для применения полученных знаний при решении задач с использованием формул и правил дифференцирования, физического и геометрического смысла производной; содействие воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах

Индивидуально выполняют задания в виде теста за компьютером, который в конце выдаёт отметку

Контролирует работу обучающихся, в случае необходимости ликвидирует технические неполадки в программе, фиксирует результаты тестирования

Подготовка к формированию нового знания.

Расширение представления обучающихся о производной и учёном, который ввёл термин и обозначение производной (с помощью штриха);

совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

развитие математически грамотной речи;

создание условий для развития положительной мотивации к учению, развития творческих возможностей обучающихся;

развитие способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности

Разгадывают кроссворд, вспоминая некоторые математические термины;

заслушивают небольшую историческую справку о Жозефе Луи Лагранже и его достижениях.

Просит ответить на вопросы, способствующие разгадыванию кроссворда, акцентирует внимание обучающихся на ключевом слове "Лагранж" и предлагает обучающимся заслушать небольшую историческую справку о Жозефе Луи Лагранже и его достижениях.

Формирование нового знания

Формирование учебной задачи; развитие навыков совместной поисковой деятельности с привлечением различных источников; развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; развитие речевых умений и навыков

Трое обучающихся с помощью подготовленных презентаций знакомят остальных с применением производной в физике, химии, биологии и экономике. Все остальные записывают определение величин и законы в дифференциальной форме, решают практические задачи, предложенные ораторами.

Дополняет сообщения обучающихся, акцентирует их внимание на ключевых вопросах, даёт оценку выступлениям.

Подводит итоги, анализирует содержание, форму выступления, отмечает положительное, указывает на недостатки и побуждает к поиску путей их преодоления

 Рефлексия

Подведение итогов учебного занятия

Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Оценивают свою работу на занятии, осуществляют взаимооценку

Оценивает работу обучающихся, организует диалоговое общение, сти-мулирующее рефлексивную деятельность, оценку и взаимооценку. Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки обучающимся

Инструктирование о выполнении домашнего задания

Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению

Записывают домашнее задание

Инструктирует по выполнению

домашнего задания

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Литература для обучающихся:

  1. Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  2. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
  3. Электронно-библиотечная система для медицинского и фармацевтического образования «Консультант студента».

Литература для преподавателя:

  1. Н.В. Богомолов. Практические задания по математике: Учеб.пособие для техникумов. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: Высш. Школа, 1990.
  2. А.Н. Колмогоров. Алгебра и начала анализа, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  4. А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа, 10-11 классы – Мнемозина, 2011.
  5. Изучение геометрии в 10-11 классах: Метод.рекомендации к учебн.: Кн. для учителя/ С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.- 222 с.:ил.
  6. Изучение алгебры и начал анализа в 10-11 классах: Кн.для учителя/ Н.Е. Федорова, М.В. Ткачева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 205 с.: ил.
  7. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч.1: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Мордкович А.Г. – 5-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 375 с.: ил.
  8. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений  / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Модрковича. – 5-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 315 с.: ил.

Приложение 1.

Разминка (вопросы проектируются на экран)

1. Что называется производной функции в точке х0?

2.  Нахождение производной функции f называется …

3. В чем заключается геометрический смысл производной?

4. В чем заключается физический (механический) смысл производной?

5. Угловой коэффициент касательной находится по формуле…

6. Уравнение касательной в точке х0  находится по формуле…

7. Функция  f(x) – возрастает на данном промежутке, если…

8. Функция  f(x) –убывает на данном промежутке, если…

9. Исследовать функцию на возрастание и убывание – это значит исследовать на …

10. Если в точке х0 производная меняет знак … на …, то х0   есть точка максимума

11. Если в точке х0 производная меняет знак … на …, то х0   есть точка минимума

12.  Критические точки – это точки, в которых …

13. Точки минимума и максимума называются точками…

14. Работаем устно: найти производные функций

Приложение 2.

Историческая справка.

Понятие «производная» возникло в XVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики.

Великий французский математик Пьер Ферма в 1629 г. Научился находить касательные к алгебраическим прямым.

В 1638г Ферма поделился этим открытием со своим земляком Рене Декартом, который тоже занимался этой проблемой и нашел свой метод построения касательных к алгебраическим кривым.

Ферма далеко продвинулся в применении дифференциальных методов. Он использовал их не только для проведения касательных, но, к примеру, для нахождения максимумов, вычисления площадей.

Однако ни Ферма, ни Декарт не сумели свести полученные научные выводы и результаты в единую систему. Тем не менее, выдвинутые идеи не пропали впустую. Многие из них легли в основу нового метода математического анализа – дифференциального исчисления.

Основоположниками этого метода считаются Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) и Исаак Ньютон (1642 – 1727).

 Независимо друг от друга И. Ньютон и Г. Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время.

И. Ньютон в основном опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, а Г. Лейбниц использовал понятие бесконечно малой.

 С помощью дифференциального исчисления был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки XVII века.

Очень многие великие ученые внесли свой вклад в зарождение и развитие дифференциального исчисления. Среди них – Джеймс Грегори, Якоб Бернулли, Гийом Франсуа Лопиталь, Леонард Эйлер, Карл Фридрих Гаусс, Жозеф Луи Лагранж.

Приложение 3.

Вариант 1

1. Найти производную функции f(x)=3х– 7х+ х + π

А) 12х4 - 21х+ х + π      В) 12х3 – 21х+ π

Б) 12х3 – 21х2 +1              Г) 9х3 – 14х+ 1

А  Б  В  Г

2. Найти производную функции

 f(x)=2 sin x - 3 cos x + 5

А) 2 cos x - 3 sin x              В) 2 cos x + 3 sin x

Б) 2 cos x - 3 sin x +5          Г) cos x + sin x +5

А  Б  В  Г

 

3. Точка движется прямолинейно по закону

S (t)= 2t– 0,5t2 + 3t (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени t=1с.

А) 8 м/с                          В) 10 м/с

Б) 7 м/с                           Г) 4,5 м/с

А  Б  В  Г

4. Найти производную сложной функции f(x)= (3 – 2х)3

А) 3 (3 - 2х)2                  В) 6 (3 – 2х)2

Б) -3 (3 – 2х)2                 Г) -6 (3 –2х)2

А  Б  В  Г

5. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у= 3х3 – 2х + 1 в его точке с абсциссой х= 1

А) 5       В) 9

Б) 7        Г) 11

А  Б  В  Г

Вариант 2

1. Найти производную функции f(x)=2х4 – 7х+ х + 6

А) 8х4 - 21х3 + х + 6          В) 8х3 – 21х2 +1

 Б) 8х3 – 21х2 + 6                Г) 6х– 14х2 + 1

А  Б  В  Г

2. Найти производную функции

f(x)=2 sin x + 3 cos x + 4

А) 2 cos x + 3 sin x           В) 2 cos x - 3 sin x

Б) 2 cos x + 3 sin x +4       Г) cos x - sin x +4

А  Б  В  Г


3. Точка движется прямолинейно по закону

S (t)= 2t– 0,5t2 + 3t (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени t= 2с.

А)18 м/с       В) 20 м/с

Б) 22 м/с        Г) 25 м/с

А  Б  В  Г

4. Найти производную сложной функции

f(x)= (4х – 9)7

А) 7 (4х - 9)6             В) -63 (4х - 9)6

Б) 6 (4х - 9)7          Г) 28 (4х - 9)6

А  Б  В  Г

5. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у= 3х2 – 2х + 1 в его точке с абсциссой х= 1

А) 4        В) 2

Б) 1         Г) 5

А  Б  В  Г

Вариант 3

1. Найти производную функции f(x)=3х4 – 6х+ 2х + π

А) 12х4 - 18х3 + 2х + π             В) 12х– 18х2 + π

Б) 9х– 12х2 + 2                        Г) 12х3 – 18х2 +2

А  Б  В  Г


2. Найти производную функции f(x)=7 sin x - 4 cos x + 9

А) 7 cos x- 4sin x+9                    В) 7 cos x+ 4sin x+9

Б)  7 cos x- 4sin x                        Г) 7 cos x+ 4sin x

А Б  В  Г

3. Точка движется прямолинейно по закону

S (t)= t– t+ 6 (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени t=2с.

А) 48 м/с       В) 70 м/с

Б) 54 м/с        Г) 88 м/с

А  Б  В Г

4. Найти производную сложной функции f(x)= (5 + 2х)3

А) 3 (5 + 2х)2             В) 6 (5 + 2х)2

Б) 3 (5 + 2х)3          Г) 15 (5 + 2х)2

А  Б  В  Г

5. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у= 3х2 – 5х + 1 в его точке с абсциссой х0 = 2

А) 3       В) 1

Б) 8        Г) 7

А  Б  В  Г

Вариант 4

1. Найти производную функции f(x)=3х– 7х+ х + π

А) 15х4 - 14х+ х + π            В) 15х– 14х2 + π

Б) 15х– 14х+1                    Г) 12х4 – 7х2 + 1

А  Б  В  Г

2. Найти производную функции

f(x)=2 sin x - 3 cos x + 5

А) 2 cos x - 3 sin x           В) 2 cos x + 3 sin x

Б) 2 cos x - 3 sin x +5       Г) cos x + sin x +5

А  Б  В  Г

3. Точка движется прямолинейно по закону

S (t)= 2t3 – 0,5t+ 3t (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени t=1с.

А) 8 м/с             В) 10 м/с

Б) 7 м/с              Г) 4,5 м/с

А  Б  В  Г


4. Найти производную сложной функции f(x)= (3х – 7)5

А) 5 (3х - 7)4              В) -35 (3х – 7)4

Б) 15 (3х – 7)4            Г) 4 (3х –7)4

А  Б  В   Г

5. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у= 3х2 – 7х + 12 в его точке с абсциссой х0 = 1

А) 18              В) -1

Б) 23               Г) 8

А  Б  В  Г

Приложение 4.

ЖОЗЕФ ЛУИ ЛАГРАНЖ

Жозеф Луи Лагранж являлся почетным членом Петербургской академии наук. Лагранж родился в 1736 году в Турине в итало-французской семье обедневшего чиновника. Девятнадцати лет от роду он стал профессором математики Артиллерийской школы в Турине. Во время революции во Франции он участвовал в реформе мер и весов, а позже стал профессором сначала Нормальной школы (1795 г.) а затем Политехнической школы (1797 г.).  В этом же году Лагранж ввел термин «производная», ему же мы обязаны и современным обозначением производной (с помощью штриха). Термин «вторая производная» и обозначение (два штриха) также ввел Лагранж.

Приложение 5.

Применение производной в физике.

С помощью производной в физике находят:

Мгновенную скорость как физический смысл производной:

υ(t) = s′ (t) ;

Мгновенное значение силы переменного тока:

I (t) = q' (t) ;

Максимальную мощность:

N(t) = A' (t);

Скорость радиоактивного распада:

υ(t) =m'(t).

Задача №1

Координата материальной точки изменяется с течением времени по закону

 s(t) = 3t 2 - 7t + 6. Найдите скорость точки в момент времени t = 6с.

Решение:

s(t) = 3t-7t + 6

Т.к. υ(t) = s′(t), то s′(t)= 6t-7.

s′ (6) = 36 - 7= 29(м/с)

Ответ: 29 м/с.

Задача №2

Найдите силу F , действующую на материальную точку массой m , движущуюся прямолинейно по закону s(t) = 2t3 - t(м) при t = 2 с.

Решение:

Т.к. υ(t) = s′(t), то s′(t)= 6t2 - 2t.

Т.к. a(t) = υ′(t), то a(t) = 12t - 2,

a(2) = 24 - 2 = 22(м /c2)

Т.к. F = ma, то F = 22m(H).

Ответ: 22m H.

Производная в химии.

Как используют производную в химии?

Производную в химии используют для определения очень важной вещи – скорости химической реакции, одного из решающих факторов, который нужно учитывать во многих областях научно-производственной деятельности.

Определение: скоростью химической реакции в химии называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени или производная от концентрации реагирующих веществ по времени.

Формула производной в химии: если P(t) – закон изменения количества вещества, вступившего в химическую реакцию, то скорость υ(t) химической реакции в момент времени t равна производной, т.е. υ(t) = P'(t).

Задача №1

Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задаётся зависимостью р( t ) = ⅓ t3+ 3t –3 (моль). Найти скорость химической реакции через 3секунды.

Решение:

1) υ(t) = p`( t ) = t + 3,

2) υ(3) = p`(3) = 3 + 3 = 6(моль/с)

Ответ: 6 моль / с

Связь с биологией

Задача 1

В питательную среду вносят популяцию из 1000 бактерий. Численность популяции возрастает по закону P(t)=1000 + hello_html_4f72a5c4.gif, где t – время в часах. Найдите максимальный размер этой популяции.

Решение.

D(P)=R

P’(t)=hello_html_m63d3611a.gifhello_html_m5a484614.gif=hello_html_m7ed64a68.gif

P’(t)=0

100-t2=0

t=hello_html_m5fc0c5fa.gif

P(10)=1000+hello_html_79b10a1e.gif=1005

Ответ: через 10 часов популяция достигнет максимального размера 1005 бактерий.

Задача 2

Реакция организма на введенное лекарство может выражаться в повышении кровяного давления, уменьшения температуры тела, изменении пульса или других физиологических показателей. степень реакции зависит от назначенного лекарства, его дозы. Предположим, что Х обозначает дозу назначенного лекарства, У - функция степени реакции описывается функцией у=R(x)=x2(a-x), где а - некоторая положительная постоянная. При каком значении Х реакция максимальна?

Решение: 0R(x)=x2(a-x)=ax2 –x3

D(x)=R

R’(x)=2ax-3x2

2ax-3x2=0; x=0; x=hello_html_m50b200c8.gif.

Точки перегиба важны в биохимии, так как они определяют условия, при которых некоторая величина, например скорость процесса, наиболее ( или наименее) чувствительна к каким-либо воздействиям.

Ответ: при х=hello_html_m50b200c8.gif максимальную реакция организма на введенное лекарство максимальна.

Производная в экономике

Экономика – основа жизни, а в ней важное место занимает дифференциальное исчисление- аппарат для экономического анализа.

Производная решает важные вопросы:

В каком направлении изменится доход государства при увеличении налогов или при введении таможенных пошлин?

Увеличится или уменьшится выручка фирмы при повышении цены на ее продукцию?

Производная помогает рассчитать производительность труда как производную объёма продукции от времени, т.е. производительность труда

П (t) = V `(t) , где V (t) - объем продукции;

Задача №1

Объем продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону

V(t) = - t3+t2+50t+70.

Вычислите производительность труда П(t) через час после начала работы и за час до её окончания.

Решение: П(t)=V'(t)= - 2t2 +15 t+50

П(1)= - 2+15 +50=63(ед./ч)

П(7)= - 2⋅49+15⋅7+50= -98+105+50=57 (ед./ч)

Итак, к концу рабочего дня производительность существенно снижается.

Ответ:63ед./ч и 57ед./ч

Приложение 6.

  1. Составить кроссворд по теме «Производная».
  2. Используя записи в тетради и учебник, повторить основные вопросы и формулы по данной теме.
  3. Решить задачи:

А) Тело удаляется от поверхности Земли в вертикальном направлении по закону h(t)= -3t2+ 14t +7 (t- время в секундах, h- расстояние от поверхности земли в метрах). Определите, в какой момент времени скорость тела будет 2 м/с.

Б) Движение тела по прямой задано законом s(t) = 3t4– 2t +13 (t – время в секундах, s- отклонение точки от начального положения в метрах). Найдите ускорение тела в момент времени t=2с.

В) Количество протекающего через проводник электричества задается формулой q(t) = 10-3t, (t – время в секундах). Найдите силу тока в момент времени t=3с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка темы "Производная в экономике"

Представлен ряд задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции  с экономическим содержанием....

Методическая разработка по предмету ЕН.01 Математика по теме: "Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность".

Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.План урока.Тема. Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.Цели. Рассмотре...

Методическая разработка на тему: "Понятие производной функции"

конспект урока по теме: ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДНОЙ...

Методическая разработка интегрированного урока "Применение производной в физике"

В ходе данного занятия ставится цель сформировать у студентов общие компетенции при решении задач по физике с помощью производной. Для достижения данной цели используется презентация урока в фор...