КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДМЕТА ОДД.04 ЭКОЛОГИЯ
учебно-методический материал

Курко Наталья Николаевна

 

   Комплект контрольно оценочных средств разработан в соответствии с рабочей программой ОДД.04 Экология по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

43.01.09 Повар, кондитер

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

35.01.13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОС по Экологии 10-11 класс53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум  сельскохозяйственного

и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО                                                                                               УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМДИРЕКТОРА ПО ТМР                                                         ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО

                                                                                                                                    «РТСИСТ»

_________И. В. ПОЛОВИНКИНА                                   ___________А.Н.ЗЫБИНСКИЙ

«______»________________2020                                          «______»______________2020

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ  

 ПРЕДМЕТА

                             ОДД.04 ЭКОЛОГИЯ

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессиям:

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

43.01.09 Повар, кондитер

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

35.01.13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства

         

Комплект контрольно – оценочных средств рассмотрен

на заседании предметно – цикловой    комиссии

и рекомендован  к утверждению.

от « ______» ________________2020г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________В.Н. Липницкая

пос. Молодежный, 2020г.

 

   Комплект контрольно оценочных средств разработан в соответствии с рабочей программой ОДД.04 Экология по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

43.01.09 Повар, кондитер

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

35.01.13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Курко Н. Н.- преподаватель биологии

Ф.И.О.,                      должность

Содержание

1. Паспорт  комплекта контрольно-оценочных средств………………….4

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке……………5

2.1 Метапредметные и предметные результаты подлежащие проверке……………………………………………………………………..5-8

2.2 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине…………………………………………………………………….9

3. Оценка освоения  учебной дисциплины биология ……………………10

3.1. Типовые задания для текущего контроля ………………………11-19

3.2. Типовые задания для промежуточной аттестации………………20-24

4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации……………………………………………………………………..25

1.Паспорт контрольно – оценочных средств

1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экология».

КОС включает контрольные  материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме контрольной работы.

КОС разработан  на основании рабочей программы предмета  «Экология»

для профессий:

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

43.01.09 Повар, кондитер

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

35.01.13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства

4

 

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

2.1 Метапредметные и предметные результаты, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебному предмету осуществляется комплексная проверка планируемых результатов усвоения учебного предмета

Критерии оценивания результата

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

П1 - использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек-общество-природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;

П2 -  определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;

П3 -  анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

П4 - анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;

П5 - анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;

П6 - использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

П7 - понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;

П8 - анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;

П9 - оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;

П10 - извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;

П11 - выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

индивидуальный опрос

- практические работы,

- тестирование по разделам,

 - контрольные работы.

- составление схем,

- составление таблиц

1 семестр – по текущим оценкам.

2 семестр – контрольная работа.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

П12 - анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;

П13 -  прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;

П14 -  моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;

П15 -  разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;

П16 -  выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.

индивидуальный опрос,

 

- практические работы,

- тестирование по разделам,

 - контрольные работы.

- составление схем,

- составление таблиц

2.2 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по  учебному предмету Экология

Контроль и оценка усвоения учебного предмета по темам (разделам)

Элемент учебного предмета

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  результаты

Форма контроля

Проверяемые  результаты

Введение

- индивидуальный опрос. тестирование

П1 –П11

П12- П16

Система «человек-общество-природа»

П1 –П11

П12- П16

Контрольная работа

Система «человек-общество-природа»

- Индивидуальный опрос

-Практические работы №1,№2,№3

Контрольная работа№1

Сообщества и популяции

Экосистемы

- практическая работа №4, тестирование

Социальная экология. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека

Экологические связи человека.

- фронтальный, индивидуальный опрос

Экологическая демография

- практическая работа №6, тестирование

Ресурсосбережение

П1 –П11

П12- П16

Современные проблемы охраны природы

- опрос индивидуальный.

- практическая работа №7,№8,№9

-контрольная работа№2

3. Оценка освоения  учебной дисциплины «Экология   Основной целью оценки учебной деятельности  является оценка умений и знаний.  Оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:

- контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация обучающихся – оценка знаний и умений проводится постоянно с помощью тестовых заданий, на практических занятиях, по результатам тестов по разделам.

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине проводится в форме контрольной работы.

10

3.1. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины Экология.

3.1.1. Выполнение и защита  практических работ.

3.1.2. Вопросы для индивидуального опроса.

  1. Введение.

Что изучает предмет Экология.

Из каких частей состоит курс Экология.

  1. Организм и среда. Система «человек-общество-природа»

Главное свойство жизни?

От чего зависит плодовитость организмов.

Что является главным ограничителем на пути к беспредельному размножению организмов.

Зависимость организмов от факторов среды.

Назовите экологические факторы,  влияющие на организмы.

Что такое приспособленность.

Перечислите основные среды обитания организмов.

Приведите примеры преобразования окружающей среды организмами.

  1. Сообщества и популяции.

Приведите примеры связей между организмами.

Охарактеризуйте пищевые отношения между организмами.

Охарактеризуйте законы конкурентных отношений в природе.

Назовите растения первыми появляющиеся на вспаханных полях или обнажившихся участках земли.

Что можно сказать о конкурентной способности таких видов.

Приведите примеры видов с простой и сложной возрастной структурой популяции.

Предложите принципы охраны в природе редких видов.

  1. Экосистемы

Назовите составные части экосистемы.

Как связаны между собой различные экосистемы Земли.

Приведите примеры какие экологические проблемы можно, а какие нельзя решить в рамках одного государства.

Раздел 2 Социальная экология.

 В чем заключается биологическая природа человека.

Каким  животным и в какой форме свойственна химическая сигнализация.

В чем заключается основные отличия использования орудий животными и человеком.

Какое животное было одомашнено первым.

  1. Экологическая демография.

Назовите побежденные или надёжно контролируемые человеком болезни.

В каких частях света расположены страны с самым высоким темпом прироста населения.

В каких формах существует программа планирования семьи.

  1. Экологические проблемы и их решение.

Что означает «охранять природу» на современном этапе развития человеческого общества.

Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия на нее животных.

Что положено в основу классификации природных ресурсов.

Какую роль в загрязнении воздуха в городах играет автотранспорт.

Где возникает наибольшая вероятность пыльных бурь.

Какова роль и место растений в круговороте веществ в природе.

Назовите редких животных вашего региона. Какие меры по их охране вам известны.

3.1.3. Тестовые задания для контроля знаний на уроках.

«Основы теоретической экологии»

Вариант – 1.

Укажите правильный ответ. (За каждый правильный ответ – 0,5 балла).

1. Термин «экология» дословно переводится с древнегреческого как:

(а) наука о живой природе; (б) наука о взаимоотношении человека со средой обитания;

(в) домоводство, учение о местообитании; (г) учение о биологическом многообразии.

2. Термин «экология» предложен и введен в научный оборот:

(а) Аристотелем в 360 г. до н.э.; (б) А. Эйнштейном в 1922 г.; (в) Э.Геккелем в 1869 г.;

(г) ООН в 1945 г.

3. Какой из разделов биоэкологии изучает наименьшую структурную единицу:

(а) аутэкология; (б) демэкология; (в) синэкология; (г) биогеоценология.


4. Наука, изучающая совокупность и структуру связей между организмами и средой их обитания называется:

(а) биология; (б) экология; (в) зоология.


5. Элемент среды обитания, способный оказывать прямое влияние на живой организм хотя бы на одной из стадий развития, относится к :

(а) биологическому фактору; (б) абиотическому фактору; (в) экологическому фактору;

(г) антропогенному фактору.

6. Всевозможные влияния на организмы элементов неживой природы это:

(а) биологическому фактору; (б) абиотическому фактору; (в) экологическому фактору;

(г) антропогенному фактору.

7. Факторы, влияющие на экосистему и вызванные индустриальным прогрессом, называют:

(а) технологические; (б) технократические; (в) техногенные; (г) вредные;

(д) антропогенные.

8. Среди перечисленных факторов укажите стабильные:

(а) миграции; (б) солнечная энергия; (в) колебания температуры; (г) град;

(д) сила притяжения.

9. Борьба за пищевые ресурсы, свет, жизненное пространство относится к:

(а) мутуализму; (б) паразитизму; (в) конкуренции; (г) хищничеству.

10. Существование вида определяется как недостатком, так и избытком любого ряда факторов, близких к пределу выносливости организма. Это формулировка:

(а) закона толерантности; (б) закона Ю. Либиха; (в) закона В. Шелфорда;

(г) закона минимума.

Тест 1.1. -1.2.

«Основы теоретической экологии»

Вариант – 2.

Укажите правильный ответ. (За каждый правильный ответ – 0,5 балла).

1. Термин «экология» происходит от греческого «ойкос», что значит:

(а) вселенная, мир; (б) дом, жилище; (в) разум, мышление; (г) спасти, сберечь.

2. Термин «экология» был впервые применен:

(а) В.И.Вернадским; (б) В.И.Лениным; (в) Аристотелем; (г) Э.Геккелем;

(д) Ч.Дарвиным.

3. Прикладная экология это:

(а) раздел экологии, изучающий биоценозы; (в) раздел экологии, изучающий популяции;

(г) раздел экологии, изучающий практические вопросы охраны среды.

4. Всевозможные влияния, которые испытывает живой организм со стороны окружающих его живых существ, относятся к:

(а) биологическому фактору; (б) абиотическому фактору; (в) экологическому фактору;

(г) антропогенному фактору.

5. Всевозможные влияния, обусловленные активным отношением человека к природе, относятся:

(а) биологическому фактору; (б) абиотическому фактору; (в) экологическому фактору;

(г) антропогенному фактору.

6. Экосистему Земли также называют:

(а) геноцидом; (б) биогеоценозом; (в) циррозом.

7. Факторы, влияющие на экосистему и вызванные всеми видами деятельности человека, называют:

(а) технологические; (б) технократические; (в) техногенные; (г) антропогенные.

8. Среди перечисленных факторов укажите сменные:

(а) миграции; (б) солнечная энергия; (в) колебания температуры; (г) спячка; (д) состав атмосферы.

9. Живые организмы, существующие за счет питания живой тканью другого организма, вступают во взаимоотношения:

(а) мутуализм; (б) паразитизм; (в) конкуренция; (г) хищничество.

10. Выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. фактором минимума, это формулировка:

(а) закона толерантности; (б) закона Ю. Либиха; (в) закона В. Шелфорда; (г) закона минимума.

Тест 1.3. – 1.4.

«Основы теоретической экологии»

Вариант -1.

Укажите правильный ответ. (За каждый правильный ответ – 0,5 балла).

1. Совокупность особей одного вида, заселяющих определенную территорию и отделенная от других популяций той или иной формой изоляции, называется:

(а) вид; (б) популяция; (в) биоценоз; (г) биогеоценоз; (д) экосистема.

2. Популяционная или демэкология изучает:

(а) совокупность особей внутри одного вида и их отношения; (б) совокупность видов и их отношения; (в) совокупность экосистем и их отношения.

3. Угроза популяции (народу) путем истребления в войнах, от голода, эпидемий, террора и т.д.:

(а) генотип; (б) геноцид; (в) генофонд; (г) геном.

4. Организмы, которые питаются внешним органическим веществом это:

(а) продуценты; (б) консументы (фаготрофы).

5. Вид-индикатор общей чистоты воды:

(а) карась; (б) лягушка; (в) рак; (г) инфузория-туфелька.

6. Связи организмов в экосистеме, основанные на переносе другого вида в пространстве:

(а) трофические; (б) топические; (в) форические; (г) фабрические.

7. Состав атмосферы Земли во времени:

(а) не изменялся; (б) не значительно изменялся; (в) постоянно и значительно менялся.

8. Организмы, чувствительные к конкретному фактору среды, можно использовать как:

(а) ингредиенты; (б) лимитаторы; (в) биоиндикаторы; (г) интерполяторы.

9. Ноосфера – это:

(а) сфера распространения в природе живого вещества; (б) сфера проникновения разума в природу; (в) сфера действия природных закономерностей; (г) объем атмосферы.

10. В среднем более продуктивны по органическому веществу т/(год*км2) экосистемы:

(а) суши; (б) океана.

Тест 1.3. – 1.4.

«Основы теоретической экологии»

Вариант -2.

Укажите правильный ответ. (За каждый правильный ответ – 0,5 балла).

1. Совокупность особей, обладающих сходством внутреннего и внешнего строения, биохимических и физиологических функций, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область называют:

(а) популяция; (б) вид; (в) биоценоз; (г) экосистема.

2. Связи организмов в экосистеме, основанные на питании:

(а) трофические; (б) топические; (в) форические; (г) фабрические.

3. Упрощение экосистем, в т.ч. в сельском хозяйстве (монокультуры) для их устойчивости:

(а) вредно; (б) не влияет; (в) полезно.

4. Климат Земли во времени:

(а) постоянный; (б) подвержен коротким циклам; (в) подвержен длинным циклам; (г) подвержен коротким и длинным циклам.

5. Закон ноосферы В.И.Вернадского первоначально сформулирован:

(а) биосфера превратится в ноосферу, где разум будет управлять развитием системы человек-природа; (б) биосфера превратится в биосферу; (в) биосфера превратится в ноосферу, где разум будет влиять на систему человек-природа.

6. Графическое изображение потерь энергии в цепях питания это:

(а) биологическая пирамида; (б) экологическая пирамида; (в) египетская пирамида.

7. Отсутствие круговорота химических элементов привело бы к:

(а) захвату вещества из космического пространства; (б) угасанию жизни после полного перехода органики в косное вещество; (в) замыканию пищевых цепочек.

8. Недостаток питьевой воды в мире вызван, в первую очередь:

(а) парниковым эффектом; (б) уменьшением объема грунтовых вод; (в) загрязнением водоемов; (г) засолением почв; (д) неисправным водоводом.

9. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

(а) желудочно-кишечного тракта; (б) сердечнососудистой системы; (в) кожи; (г) органов дыхания.

10. Экстремальные экологические факторы (климат, загрязнение воздуха, некачественное питание, шум):

(а) ослабляют воздействие алкоголя и наркотиков на организм человека; (б) взаимно усиливаются (синергизм); (в) нейтральны по отношению к здоровью человека.

работе.


3.1.4.Задания для контрольных работ.

Контрольная работа №1

Вариант 1.

Эта часть состоит из 12 заданий. (А 1 – А 12). К каждому заданию даны 4 варианты ответов, из которых только один верный.

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

1) систематика

2) зоология

3) ботаника

4) экология

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

1) ограничивающий

2) оптимальный

3) антропогенный

4) биотический

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие

2) биоценоз

3) биомасса

4) популяция

А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

1) хемотрофы

2) продуцентами

3) редуцентами

4) автотрофами

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

1) биомасса

2) видовое разнообразие

3) плотность популяции

4) все перечисленное

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

1) консументами

2) продуцентами

3) редуцентами

4) гетеротрофами

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

1) пищевая сеть

2) пищевая цепь

3) трофическая цепь

4) цепь питания

А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

1) пирамида численности

2) экологическая пирамида

3) пирамида энергии

4) пирамида массы

А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность

1) в степях

2) в тайге

3) в тропиках

4) в тундре

А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется

1) плотностью популяции

2) продуктивностью популяции

3) саморегуляцией популяции

4) восстановлением популяции

А 12. Сигналом к сезонным изменениям является

1) температура

2) длина дня

3) количество пищи

4) взаимоотношения между организмами

Вариант 2.

А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил

1) Ю. Сакс

2) Э. Геккель

3) И. Сеченов

4) Ф. Мюллер

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор

1) биотический

2) антропогенный

3) абиотический

4) экологический

А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе

1) свет

2) воздух

3) пища

4) почва

А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

1) биоценоз

2) биогеоценоз

3) экосистему

4) фитоценоз

А 5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества

2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества

4) выполняют все перечисленные функции

А 6.Самая высокая продуктивность

1) смешанные леса

2) лиственные леса

3) хвойные леса

4) тропические леса

А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

4) детритофаги

А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

1) пищевая цепь

2) пищевая сеть

3) пищевой уровень

4) пирамида численности

А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

1) правило экологической пирамиды

2) закон гомологических рядов

3) ограничивающий фактор

4) оптимальный фактор

А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

1) микроорганизмов

2) растений

3) хищников

4) консументов 3-го порядка

А 11. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

4) нет правильного ответа

А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

1) фотопериодизм

2) биологические ритмы

3) биологические часы

4) биотические факторы



Вариант 3

А 1. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам

1) окисляют органические вещества

2) потребляют готовые органические вещества

3) синтезируют органические вещества

4) разлагают органические вещества

А 2. На зиму у растений откладываются запасные вещества

1) белки

2) жиры

3) углеводы

4) все перечисленные вещества

А 3. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 4. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

1) неблагоприятные условия среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированный круговорот веществ

4) большое количество видов

А 5. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

1) сукцессией

2) флуктуацией

3) климаксом

4) интеграцией

А 6.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) нет верного ответа

А 7.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

1) экологической борьбой

2) экологическими последствиями

3) экологической ситуацией

4) экологическим мониторингом

А 8. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях

1) заповедник

2) заказник

3) ботанический сад

4) национальный парк

А 9. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 10.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

1) зимний покой

2) зимняя спячка

3) остановка физиологических процессов

4) анабиоз

А 11. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

1) флора

2) фауна

3) экосистема

4) сообщество

А 12. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) антропогенные, биотические, абиотические

 

19

Контрольная работа №2

Выберите несколько правильных ответов из шести предложенных

1.К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

1) газообмен между организмами и внешней средой

2) образование углеводов при фотосинтезе

3) выделение продуктов обмена

4) хемосинтез

5) транспирацию

6) расщепление органических веществ при дыхании

2.В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

1) длинные цепи питания

2) продуценты изымаются из круговорота

3) небольшое число видов

4) осуществляется саморегуляция

5) замкнутый круговорот веществ

6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

3.К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

4.Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу

1) более плодородная почва

2) больше видов

3) более длинные и разветвленные цепи питания

4) есть продуценты, консументы и редуценты

5) замкнутый круговорот веществ

6) сложные пищевые сети

5.В водной экосистеме по сравнению с наземной

1) стабильный тепловой режим

2) низкая плотность среды

3) пониженное содержание кислород

4) высокое содержание кислорода

5) резкие колебания теплового режима

6) низкая прозрачность среды

6.Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней

1) отсутствуют пищевые сети

2) преобладают продуценты одного вида

3) небольшое число видов

4) нет пищевых цепей

5) короткие цепи питания

6) отсутствуют редуценты

7.В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

1) сокращении численности деревьев в результате вырубки

2) ограничении численности растительноядных животных хищниками

3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей

4) зависимости численности белок от урожая желудей

5) полном уничтожении волками популяции кабанов

6) ограничении роста численности мышей хищниками

8.Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) чайка ® окунь ® мальки рыб ® водоросли

2) водоросли ® чайка ® окунь ® мальки рыб

3) мальки рыб ® водоросли ® окунь ® чайка

4) водоросли ® мальки рыб ® окунь ® чайка

5) сосна ® синица ® личинки насекомых ® ястреб

6) сосна ® личинки насекомых ® синица ® ястреб

9. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?

1) обилие легко усвояемой пищи

2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов

3) отсутствие естественных врагов

4) ограниченность пищевых ресурсов

5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима

6) высокий процент содержания кислорода

10.Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

1) аккумулируют солнечную энергию

2) потребляют органические вещества

3) синтезируют органические вещества из неорганических

4) преобразуют органические вещества

5) освобождают заключенную в органических веществах энергию

6) разлагают органические остатки

11.Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

А) ящерица

Б) растение

В) ястреб

Г) насекомое

12.Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.

А) образование в клетках растений глюкозы

Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза

В) образование углекислого газа в процессе дыхания

Г) использование органических веществ в процессе питания

Д) образование крахмала в клетках растений

13.Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                                  ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) постоянство газового состава атмосферы                                     1) биотические

Б) изменение толщины озонового экрана                                                2) абиотические

В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов

Д) изменение численности продуцентов

Е) увеличение численности паразитов

14. Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАК                                                                                         ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) поглощают из окружающей среды углекислый газ                    1) продуценты

Б) синтезируют органические вещества из неорганических          2) редуценты

В) в клетках содержат фотосинтетические пигменты

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) являются сапротрофами

Е) разлагают органические вещества до минеральных

15 . Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Часть 2

При оценивании задач с обоснованием ответа, оценивается только обоснование ответа (выбор ответа без обоснования не оценивается).

Выберите правильное утверждение («да» - «нет»), ответ обоснуйте.

16. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

17. Продуценты не считают начальным звеном круговорота веществ и превращения

энергии в экосистеме? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

18. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза? ? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

19. В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.

20. Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами? Ответ поясните.


Выберите правильное утверждение и обоснуйте его.

21. Бактерии сапротрофы питаются

1) органическими веществами мёртвых растений и животных

2) органическими веществами, которые сами образуют из неорганических

3) неорганическими веществами, содержащимися в почве

22. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

1) наличие в ней хищников

2) применение на полях высокой агротехники

3) создание заповедных территорий

4) биологический круговорот веществ

23. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

1) производители органических веществ

2) потребители органических веществ

3) разрушители органических веществ

4) разрушители неорганических веществ

Выберите правильное утверждение и обоснуйте правильные и неправильные ответы.

24. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате

1) фотосинтеза

2) восстановления минералов

3) дыхания

4) грозовых разрядов в атмосфере

24

4. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АТТЕСТАЦИИ

Учебники:

Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов Экология 10-11 классы, Москва издательство Дрофа,2019. 

Сайты:

http://gotourl.ru/5571


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...