Практическое занятие: Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга
методическая разработка

Сверчкова Марина Владимировна

Практическое занятие,  разработанное на осове применения игровой технологии и технологии проектной деятельности, для проведения урока по дисциплине: Экологические основы природопользования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 14-15

Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга»

Тип занятия: урок по применению полученных навыков, с применением технологии проектной деятельности.

Цель занятия: сформировать представление об ООПТ и их основных категориях.

Задачи:

образовательная – обобщение знаний об особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга, их статусе и значении, закрепление умений и навыков самостоятельной и групповой деятельности, направленной на реализацию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;

развивающая – развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять явления, выделять главное, систематизировать, структурировать материал и работать с информационными источниками;

воспитательная – формирование экологического мышления и культуры, познавательного интереса к изучению дисциплины, эстетического восприятия окружающей среды, бережного отношения к природе и гордости за свой край, а также навыков работы в коллективе;

Планируемые образовательные результаты:

- предметные: расширение знаний о ООПТ Санкт-Петербурга и их роли в сохранении биоразнообразия и природного ландшафта Северо-Западного региона;

- метапредметные: инициативность и самостоятельность; умение работать в группе; осознанная речевая деятельность; работа с информацией.

- личностные: развитие любознательности, чувства ответственности и патриотизма.

Оборудование: компьютер, презентация.

Методическое обеспечение занятия:

- наглядные пособия: электронная презентация;

Основные термины и понятия: особо охраняемые природные территории, государственные природные заповедники; заказники; национальные парки; памятники природы; природные парки; ботанические сады и дендрарии.

Методическая цель занятия: показать методику проведения практического занятия с применением игровой технологии, технологии проектной деятельности, мозгового штурма, дифференцированного подхода, дистанционного и исследовательского методов.

Междисциплинарные связи: «Экологические основы природопользования» «Биология», «История», «Литература».

Используемая литература и другие источники информации:

1. Гальперин, М. В. Общая экология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. В. Гальперин. – 2-е изд. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 336 с.: ил. – (Профессиональное образование).

2. Косолапова, Н. В. Экологические основы природопользования: учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – Москва: КноРус, 2021. – 194 с. – (Среднее профессиональное образование).

3. Протасов, В. Ф. Экологические основы природопользования: учебное пособие / В. Ф. Протасов. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. – 304 с. – (ПРОФИль).

4. Саенко, О. Е. Экологические основы природопользования: учебник / О. Е. Саенко, Т. П. Трушина.  – Москва: КноРус, 2021. – 214 с. – (Среднее профессиональное образование).

5. Хандогина, Е. К. Экологические основы природопользования: учебное пособие / Е. К. Хандогина, Н. А. Герасимова, А. В. Хандогина ; под общ. ред. Е. К. Хандогиной. – 2-e изд. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. – 160 с. – (Среднее профессиональное образование).

План занятия (2 академических часа)

1 урок

1. Организация обучающихся к занятию (2 минута).

2. Мотивация познавательной деятельности обучающихся (3 минута):

- сообщение темы занятия;

- определение целей и задач занятия;

- краткая информация о последовательности работы студентов на занятии.

3.   Повторение и закрепление изученного материала (показ презентации: «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга». (15 минут)

4. Проверка домашнего задания, сопровождается информационным проектом «Охраняемые природные территории Санкт-Петербурга». (20 минут)

Представление обучающимися материалов презентации, по выбранным заранее особо охраняемым территориям СПб. (работа с опережающим заданием в группах)

5. Подведение итогов занятия. Выставление оценок. (5 минут).

2 урок

  1. Организационный момент: подготовка к игре: Эко-викторина.

Представление ведущих, презентация команд и капитанов.

Озвучивание правил игры. 5 минут

  1. Проведение игры. 35 минут.
  2. Подведение итогов. Выставление оценок. (5 минут)

   

  Ход занятия:

I.        Организационный момент.

II.        Вступительное слово учителя.

Слайд 1 Добрый день, уважаемые студенты и гости нашего занятия! Сегодня у нас состоится практическое занятие по теме: особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга.

Цель нашего занятия: формирование представлений об особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга, их статусе, истории возникновения и значении в сохранении биоразнообразия.

Данное практическое занятие включает в себя 2 урока по 45 минут. На первом уроке мы повторим и закрепим изученный материал, а также заслушаем выступления с информационными докладами представителей трех групп обучающихся. Регламент докладчиков составляет 7 минут. На втором уроке проведем экологическую игру. В конце каждого урока будут подведены итоги и выставлены оценки.

Слайд 2  Итак, начнем наше увлекательное занятие. История человека разумного, насчитывает более 40 тысяч лет. За этот период человечество прошло долгий путь освоения и подчинения окружающей среды в угоду своим интересам и потребностям. В гонке за благами цивилизации мы не заметили, что подошли к критической точке невозврата – глобальной экологической катастрофе. Сохранение исходного качества среды обитания является главным условием процветания, нормального развития и просто элементарного выживания человека. Одним из путей решения этой проблемы является развитие системы особо охраняемых природных территорий. В России охраняемые природные территории традиционно занимают особое место в системе охраны природы.

Так, 19 ноября 1703 года Петр I ввел указ о сохранении заповедных деревьев. 

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду...”.

 Именно поэтому, сейчас как никогда, актуально ее сохранение в крупных городах, где проблемы сохранения благоприятной среды обитания стоят особенно остро. Компенсировать хотя бы частично негативное воздействие антропогенных факторов способны природные экосистемы. Россия – самое большое по площади государство в мире. На ее территориях можно найти множество удивительных природных достопримечательностей, которые поражают своей красотой. Сохранение естественной среды подобных мест требует внедрения особого охранного режима, помогающего следить за состоянием экосистем и жизнью их обитателей.

Слайд 3 Деятельность ООПТ в России основывается на ряде законодательных актов и документов. Среди них – Конституция Российской Федерации (1993 год), Красная книга (1974 год), Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» (2004 год), Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 год).

Слайд 4 Самые ценные природные территории слагают национальную сокровищницу. Они, как правило, выделены в особо охраняемые природные территории (ООПТ) и являются частью уникальной системы – заповедной. Их суммарная площадь равна территории Мексики. Ядром заповедной системы являются заповедники и национальные парки. Сегодня в стране выделены 108 заповедников и 63 национальных парка. Первый заповедник России был образован 11 января 1917 года на Байкале – Баргузинский, а первый национальный парк – 5 мая 1983 в Сочи – Сочинский. Давайте вспомним какой статус имеют особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ)? Это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение (в это время слайд № 4 с определением проецируется на экран). Какие виды ООПТ вам уже известны?

Слайд 5 Учащиеся перечисляют: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады и дендрарии.

Слайд 6

Для того чтобы установить принципиальные отличия основных видов ООПТ друг от друга, выполним тестовое задание (слайд № 6 проецируется на экран). Вам предлагается установить соответствие между характеристикой ООПТ и её типом.

Учащиеся выполняют задание и дают ответ (проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью анимации на слайде № 6).

Слайд 7 Итак, заповедником называется территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Ближайшим к нашему региону по месторасположению является Нижне-Сви́рский государственный природный заповедник, расположенный в Ленинградской области. Территория заповедника отнесена к водно-болотным угодьям международного значения в качестве гнездовых местообитаний и пролетных скоплений водоплавающих птиц. Он создан 11 июня 1980 года. 

Слайд 8 Национальный парк – это территория с природными комплексами, имеющими экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма. Вокруг Санкт-Петербурга расположились 8 национальных парков. А всего в России в настоящее время насчитывается 54 национальных парка. Одним из самых живописных является национальный парк «Кенозерье», расположенный на территории Архангельской области. Это один из немногих сохранившихся образцов исконно русского уклада и традиций. Прежде всего этот парк имеет культурную, а не природную ценность, хотя здесь можно увидеть строгую красоту средней тайги во всём её многообразии. Деревянные церкви и погосты, молельные камни, «святые рощи», озерно-канальная система древних волоков, чистота озёр и лесов — всё это наряду с государственными органами строго охраняют и местные жители.

Слайд 9 Для того, чтобы чётко представлять себе виды деятельности, разрешённые в заповедниках и национальных парках, выполним ещё одно тестовое задание (слайд № 9 проецируется на экран). Вам необходимо установить истинность высказываний, отражающих определённые виды деятельности.

Учащиеся выполняют задание и дают ответ (проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью анимации на слайде № 9).

Таким образом, заповедник – это территория с наиболее строгим режимом охраны и ограничения хозяйственной деятельности.

На территорию национальных парков разрешён доступ организованных групп туристов, но это не означает, что национальные парки созданы только для отдыха туристических групп – здесь проводятся не менее серьёзные, чем в заповедниках, природоохранные мероприятия и научные исследования.

Слайд 10 Рассмотрим структуру особо охраняемых природных территорий, расположенных в пределах границ СПб. (диаграмма со слайда № 6 проецируется на экран).

Итак, мы видим, что в состав ООПТ Санкт-Петербурга входят 9 заказников, 7 памятников природы и 2 ботанических сада.

Слайд 11 В настоящее время природно-заповедный фонд Санкт-Петербурга представлен 16 особо охраняемыми природными территориями регионального значения общей площадью 6 473,2 га, что составляет 4,5 % от площади Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации. Обратите внимание, что в состав ООПТ СПб не входят заповедники и национальные парки. Как вы считаете почему?

Учащиеся отвечают, так как данные виды ООПТ включают в себя большие территории, не заселенные людьми, на которых запрещена хозяйственная деятельность, а такие в мегаполисах отсутствуют.

Переходим ко второй части занятия и сейчас слово предоставляется учащимся подготовившим небольшие информационно-исследовательские работы по изучению ООПТ СПб.

Ребята вам заранее было выдано задание - подготовить презентацию и доклад, выбрав одну из ООПТ СПб.

 Для освещения, выбранной темы приглашается группа во главе с Семеновой Олесей, представляющая Государственный природный заказник «Сестрорецкие болота». Спасибо за выступление, садитесь.

Следующей к экрану выходит группа во главе с Кондратьевой Варварой, которая расскажет о памятнике природы «Комаровский берег» Спасибо, проходите на свои места.

И завершает информационный проект группа, представляющая «Юнтоловский заказник» во главе со Степановой Ариной.

Итак, подведем итог нашего увлекательного урока.

Ребята вы проделали большую работу и заслуживаете высоких оценок!

Объявление оценок за подготовку презентаций.

Урок 2

1.        Организационный момент: подготовка к игре: Эко-викторина.

Представление ведущих, презентация команд и капитанов.

Озвучивание правил игры. 5 минут

2.        Проведение игры. 35 минут.

3.        Подведение итогов. Выставление оценок. (5 минут)

Подведем итог проделанной работы.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Вступительное слово Марины Владимировны, организационный момент – 2 минуты.

Представление ведущих (Мигунова Мария и Русова Елизавета).

Здравствуйте уважаемые участники игры и гости. Сегодня у нас проводится эко-викторина, посвященная Особо охраняемым природным территориям Санкт-Петербурга.

В сегодняшней игре принимают участие три команды:

Первая команда Болотные нимфы, представляют государственный природный заказник «Сестрорецкое болото». Капитан команды Семенова Олеся.

Вторая команда «Быстрые муравьишки», представляют памятник природы Комаровский берег. Капитан команда Кондратьева Варвара.

Третья команда «Бобрята» представляют государственный природный Юнтоловский заказник. Капитан команды Степанова Арина

Переходим к правилам игры.

Регламент нашей игры 35 минут.

Команды по очереди, начиная с первой, отвечают на вопросы из разных областей знаний, объединенных главной темой игры - особо охраняемые природные территории. На экране представлены пять категорий, в каждой категории по четыре вопроса. Первый вопрос каждой категории составлен командой «Болотные нимфы». Второй – командой «Быстрые муравьишки». Третий – «Бобрята». Четвертая колонка составлена ведущими.

Каждая команда выбирает только тот вопрос, которая составлена не ими.

Соответственно, команда «Болотные нимфы» - 2, 3, 4 колонка

«Быстрые муравьишки» - 1, 3, 4 колонка.

И команда «Бобрята» - 1, 2, 4 колонка.

Первый ход совершает первая команда - «Болотные нимфы», дальше команды отвечают по порядку.

На обсуждение вопроса дается 30 секунд. Кому передать право ответа решает капитан команды.

В случае отсутствия правильного ответа возможность ответить передается по порядку следующей команде.

Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Если команда дает правильный ответ, то зарабатывает соответствующее данному вопросу количество баллов, если ошибается – то баллы не зачисляются.

Победителями становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Итак, приступаем к игре. Команда « Болотные нимфы» выбирает номинацию и номер вопроса.

Номинация: Видовое разнообразие древесных растений в садах и парках СПб

1. На Сестрорецких болотах можно выделить 2 вида лесов. Отгадайте, какое древесное растение, произрастающее на территории Сестрорецких болот, загадано в нашей загадке

Ответ: Сосна

2. Перечислите видовое разнообразие древесных растений Комаровского берега

Ответ: Липа сердцевидная, Клен остролистный, Дуб

3. Какие леса преобладают на территории Юнтоловского заказника?

Ответ: Березовые и сосновые леса

4. Назовите самые распространённые древесные растения садов и парков Санкт-Петербурга по картинкам

Переключение на след слайд, там картинки

Ответ: Липа сердцевидная, Вяз шершавый, Дуб черешчатый, Ясень обыкновенный, Клен остролистный, Береза повислая

Номинация: Особо охраняемые природные территории

1. За счет чего Сестрорецкие болота сохранили типичные ландшафтные комплексы за столько лет существования?

Ответ: В.Сестрорецкие болота не подвергались человеческим воздействиям

2. Какие леса занимают основную часть территории «Комаровского берега»?

Ответ: Еловые леса

3. Какие три особо охраняемых водоема находятся на территории Юнтоловского заказника?

Ответ: Река Каменка, Река Черная, Река Юнтоловка

4. Назовите количество ООПТ, расположенных на территории Санкт-Петербурга и есть ли среди них заповедники?

Ответ: На территории СПБ находятся 18 ООПТ: 9 заказников, 7 памятников природы и 2 ботанических сада исправить!!!

Заповедников нет

Номинация: Красная книга

1. Названием какой птицы из Красной книги называют медлительных и нерасторопных людей?

Ответ: Клуша

2. На страницах какого цвета в Красной книге помещены исчезающие виды растений и животных?

Ответ: на желтых страницах

3. Какой кустарник из Красной книги произрастает в Юнтоловском заказнике?

Ответ: Восковник болотный

4. Белоглазка – это название животного, занесенного в Красную книгу Ленинградской области. Тело белоглазки — сжатое с боков. Окраска серебристо-серая с тёмными краями. Попробуйте догадаться, к какому классу оно относится.

Ответ: Рыбы

Номинация: Экология Балтийского моря

1. Какой из островов Балтийского моря самый большой?

Ответ:

Зеландия

2. Как называется зона Балтийского моря, занимающая почти его третью часть?

Ответ: Зона смерти

3. Какую максимальную глубину имеет Лахтинский разлив в Юнтоловском заказнике?

Ответ: 8,3 м

4. «Это» создаётся кораблями, приборами навигации и весьма сильно влияет на фауну Балтийского моря.

Назовите загрязнение

Ответ: Подводный шум

Номинация: Мудрые мысли о природе

1. Какому известному человеку принадлежит данное высказывание:

«В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни»

Ответ: Леонардо да Винчи

2. Продолжите высказывание Лао-Цзы: «Природа никогда не спешит, но всегда…»

Ответ: «Природа никогда не спешит, но всегда успевает» Лао-Дзы

3. Продолжите высказывание: «Изучение и наблюдение природы породило…»

Цицерон

Ответ: «Изучение и наблюдение природы породило науку»

4. Антон Павлович Чехов говорил: «Если каждый … на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы … наша»

Вставьте пропущенные слова

Ответ: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к практическому занятию "Особо опасные инфекции"

Данная презентация наглядно демонстрирует симптомы заболеваний ,относящихся к группе ООИ. Пути передачи,механизмы развития, принципы  диагностики  ООИ,а также средства  индивидуальной з...

интегрированное занятие занимательной математики и истории Санкт -Петербурга

Путешествие по Санкт-Петербургу, решая задачи про исторические события города....

Урок по экологии на тему: "Особо охраняемые природные территории" (на примере Краснодарского края).

Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природны...

Особо охраняемые территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Линдуловская роща.

​Особо охраняемые территории Ленинградской области. Линдуловская роща.Все знают, что Санкт-Петербург и Ленинградская область богаты историческими архитектурными достопримечательностями, но кроме ...

Практическое занятие " Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга"

22 декабря 2021 года в рамках месяца общеобразовательных дисциплин в колледже прошел открытый урок "Особоохраняемые природные территории Санкт-Петербурга"в формате экологической игры среди о...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"

Одним из способов активизации познавательной деятельности студентов является внедрение новых технологий, в частности технологии «логического мышления», которая повышает интерес как к ...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"

Интерес студентов к учебной дисциплине зависит от огромного множества различных факторов - от способа подачи и содержания материала, от образности восприятия его ребятами и их базовыми знаниями, и без...