материалы на семинар функциональная грамотность и развитие речи на уроках географии
учебно-методический материал

Пименова Юлия Васильевна

материалы педагога на семинар по итогам работы по теме самообразования. Использованы материалы курсов по функциональной грамотности (все составляющие: креативная, математическая и т.д.) и личный опыт педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здраствуйте, коллеги! Представляю свой доклад «Функциональная грамотность – требование жизни». Я, Пименова ЮВ учитель географии Бутырской СОШ

Для того чтобы войти в данную тему я прошла курсы «Современного учителя географии» и вебинары по креативному мышлению.  Тема самообразования «Обучение школьников развитию речи на уроках географии»

Основу данной презентации составляют материалы, которые мы получили при прохождении курса «Современного учителя географии». Куратор курса пояснила нам необходимость внедрения функциональной грамотности в учреждения образования. Согласно международным исследованиям обучающиеся РФ  грамотные и развитые ученики, но они ограничены рамками предмета. При решении проблемы на уроке не все, а единицы могут применить знания другого предмета. Когда ученики приходят в начальную школу, у них наблюдаются зачатки креативного  и мыслят они по разному. По окончании начальной школы ответы во многом совпадают и креатив отходит. На втором уровне обучения – 5-9 класс мы должны научить их соединять знания по многим предметам и высказывать свою точку зрения. Я это вижу как метапредметные связи и креативное мышление.

Согласно госпрограмме «Развитие и образование» 2018-2025 гг педагоги должны способствовать развитию функциональной грамотности. Прежде чем учить, нужно это уметь

Здесь можно увидеть основные положения проекта

C:\Users\Home\Downloads\2022-01-28_13-43-04.png

На слайде направления проекта. Согласитесь многие этим занимаются и не один год

Определение функциональной грамотности с прошлого столетия преобразовался.

Задачи учителя тоже мы применяем и не только сейчас. Многие педагоги применяли в своей практике задания, которые сейчас проходят в ФГОС и закреплены министерством образования. Мы регулярно спрашиваем ребят как вы ведёте себя в сложившейся ситуации или дайте своё видение сложившейся проблеме исходя из Вашего жизненного опыта

Сейчас, необходимо знать требования  выбора заданий для отработки функциональной грамотности.

 Ещё в географии как многообразной науке мы применяем знания учеников по математике, поэтому одним из направлений идёт математическая грамотность.

Во время обучения мы сдавали практические работы. Я взяла за основу Практическую работу по определению времени по карте часовых поясов.

Всем знакомы задания из ВПР по географии. Это и есть отработка навыков функциональной грамотности. Я включила этот материал при объяснении темы.

После изучения очередного блока материала по курсу, переделала материалы урока и получилось следующее. 

Цель: Изучить положение России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны.

Задачи: Образовательная – сформировать знания по терминологии урока

Развивающая – развивать умения самостоятельного поиска информации - “линия перемены дат”, сформировать навыки и умения определять поясное и местное время; решать практические задачи с использованием географической карты; развивать способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.

Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.

Планируемый результат: 

Предметные: Умение объяснять: специфику исчисления времени на территории России. Умение определять: различия во времени на территории России;

Метапредметные: Поиск и выделение необходимой информации, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: Сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; Выполнять самоанализ полученных знаний.

ТИП УРОКА: урок новых знаний

Вы ученик Иркутской школы. Как можно найти друга по интересам, если вы находитесь на дистантном обучении?

Подумайте в  каком часовом диапазоне будет легче общение, если с 9-00 до 14-00 у Вас уроки:

А) С учеником из Москвы?

Б) С учеником из Забайкалья?

В) С учеником из Владивостока?

Помогите решить проблему хорошим парням за пределами России. Для этого покажите на карте их местоположение и определите поясное время по заданию

Отработка заданий по функциональной грамотности и подготовке к ВПР осуществляю через листы индивидуального обучения. Пример на слайде.

Следующее направление финансовая грамотность.

Это задание из курса , которое было использовано в практической работе, но с некоторыми изменениями.

Задания с применением финансовой грамотности ученика.

Читательская грамотность.  Вы наверное замечали, что ученик, который часто работает с гаджетами испытывает трудности в чтении задания. Я, например, часто слышу, что не дочитав да конца задания школьник спрашивает у педагога: « а что нужно делать?» Или при ознакомлении с задания додумывает окончание и не понимает сути вопроса. Психологи объясняют это тем, что в источниках сейчас упор делается на короткие записи, в которые не нужно вдумываться. По - моему мнению это самое сложное направление.

Пример из курса. 

1) Солнце за день устает,

На ночь спать оно идет

На полянку, за лесок,

Ровно, ровно на _______

2) Край снегов, морозов, вьюг,

Называют словом «____».

3) Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после ______.

4) Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте ____.

 5) Листопаду дали старт –

Наступил ведь месяц ____.

Это из листа обучения 5 класс по географии для закрепления материала по теме. Ребята работают с разной скоростью и это задание не первое за урок, к нему подошли в разное время, мнения были разные, но в ходе «Мозгового штурма» и это задание  прошло хорошо.

Так мы плавно вышли на креативное мышление. В ходе споров дети доказывали друг другу правоту своей точки зрения. На своих уроках стараюсь создавать такие ситуации и каждому высказаться, ученики не боятся это сделать т.к. мой девиз таков: «Не бойся высказаться, даже если ты неверно отвечаешь, ведь мы в школе и в случае необходимости повторим и закрепим ещё раз».

Это задание с ЛИО, у каждого ребёнка он на руках, работаем карандашом если сомневаешься, шариковой ручкой если уверен.  День (д.), ночь (н). в это время я прохожу между рядами и проверяю выполнение задания поэтапно. Если что- то не так, то на усмотрение ученика, оказываю помощь я или сосед по парте. Далее подписываем основные компоненты  карты на одном изображении Земли. На орбитальном эллипсе вместо времён года вписываем даты солнцестояния и равноденствия.

C:\Users\Home\Downloads\2022-01-28_14-20-36.png

Как я развиваю креативное мышление. Например, перефразирование: модно применить синквейн или предложить несколько определений, провести анализ, выявить общие слова и составить своё простое определение. Часто на уроке прошу ребят внимательно прослушать слово и выделить корень, приставку, так тоже приходим к определению.

Пример некоторых заданий

Задание из курса по естественно- научной грамотности.

C:\Users\Home\Desktop\функциональная грамотность\Screenshot_20211118-162406_Yandex.jpg

Думаю что материал, который я постаралась изложить кратко, пояснил направления моей работы на основании законодательства и сферы деятельности.  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности

В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом  и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....

Дополнительный материал по развитию речи к урокам адыгейского языка в русскоязычных группах

Дополнительный материал по развитию речи к урокам адыгейского языка  в русскоязычных группах...

Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории

Ментальные карты характеризуются тем, что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты – одна из широко...

Презентация на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...

"Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках химии"

Материал представляет собой статью о способах активизации функциональной грамотности учащихся на уроках химии. В ней приводятся примеры практико-ориентированных задач с целью развития функциональной г...