"Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках химии"
статья

Дзагоева Фатима Борисовна

Материал представляет собой статью о способах активизации функциональной грамотности учащихся на уроках химии. В ней приводятся примеры практико-ориентированных задач с целью развития функциональной грамотности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_uchashchihsya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности учащихся

на уроках химии.

Дзагоева Фатима Борисовна

Преподаватель химии ГБПОУ ВМТ

РСО-Алания, г. Владикавказ


«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие»

М.В.Ломоносов


   В современном мире человеку приходится быстро адаптироваться к происходящим вокруг изменениям. Поэтому современное образование должно не просто предоставить предметное знание учащемуся, а научить его решать жизненные задачи и возникающие проблемы.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, а также это уровень образованности, который может быть достигнут за время обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Функциональная грамотность учащихся показывает качество образования во всем мире, которое определяет Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Учащиеся всех стран решают тест, оценивающий их функциональную грамотность и умение применять знания на практике. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Функциональная грамотность относится к способности применять знания и навыки в реальных ситуациях, а также к пониманию и использованию научных концепций и терминологии в контексте предмета. В современное время результаты многих исследований подтвердили, что функциональная грамотность обучающихся на уроках химии оказалась недостаточной. Одной из причин низкой функциональной грамотности является недостаточное время, отведенное на практическую работу и самостоятельное исследование во время занятий по химии. Кроме того, учащиеся редко участвуют в дискуссиях и анализе научных материалов, что также препятствует развитию данного навыка.

Как же помочь ученикам развить функциональную грамотность? Прежде всего, необходимо научить их учиться. Наши ученики должны осознавать, что хорошая функциональная грамотность является одним из ключевых навыков для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности. Также важно продумать свою методику преподавания. Необходимо учитывать множество факторов, включая уровень подготовки и возраст учеников, чтобы облегчить их понимание сложных терминов и процессов.

   Урок химии  - это не только получение знаний о химических элементах, соединениях и реакциях, но и развитие коммуникативных и когнитивных умений учащихся. Функциональная грамотность в химии - это не только знание научной терминологии и содержания учебного материала, но и умение применять этот материал в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках химии можно использовать несколько методов:

  1. Решение на уроках практических задач и заданий, когда необходимо применять химические знания в реальных практических ситуациях.
  2. Интеграция с другими предметами и с повседневной жизнью, при этом учащиеся сами приходят к выводу о взаимосвязи знаний из различных предметов с жизнью и возможности применять эти знания в комбинации для решения проблемы.
  3. Применение технологических методов обучения таких, как видеоуроки, кейсы, интерактивные упражнения и др., для лучшего восприятия информации.
  4. Использование игровых технологий, также различных конкурсов и командных состязаний, где возникает конкурентная среда и необходимость развития новых навыков (поиск, компиляция, применение новой информации).

 Важно также помнить, что эти методы нужно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Для формирования функциональной грамотности учащихся в рамках предмета химии можно организовывать встречи с профессионалами в этой области, посещать лекции, музеи и выставки.

Для успешного формирования функциональной грамотности в целом и естественно-научной в частности, можно использовать следующие простые правила:  

- первичен познавательный интерес, а затем учение (интересно и полезно, занимательно и экспериментально).

- «От живого созерцания к абстрактному мышлению.».. (знакомство с веществом, а затем с его строением).

- «В начале был эксперимент» (исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория).

- «Химия - жизнь - естествознание» (изучаем химию на примерах из жизни).  

- Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.

- И главное - создание ситуации успеха в интегрированной познавательной деятельности.

Все виды функциональной грамотности, в том числе и естественно-научная, направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем, позволяющих обучающимся решать сложные задачи. При этом происходит развитие таких черт характера, как любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство. И как следствие, формируется человек с активной гражданской позицией по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Процесс обучения эффективен будет лишь при наличии организационных форм, обеспечивающих деятельностный подход, и соответствующего интегративного содержания. И задачей преподавателя является создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств.

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностиобучающихся, является решение практико-ориентированных задач. Несколько примеров подобных задач даны ниже:

Задача 1. Крупнейший французский химик Антуан-Лоран Лавуазье (1743–1794) посвятил свою дипломную работу исследованию состава гипса и алебастра, которые до сих пор широко используются в строительстве, изготовлении копий скульптур, а также для фиксирующих повязок при переломах. В частности, Лавуазье определял содержание кристаллизационной воды в этих солях. Задание: рассчитайте массу воды, содержащуюся в 100 г кристаллогидрата сульфата кальция состава: а) CaSO42H2O (гипс); б) 2CaSO4H2O (алебастр).

Задача 2. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Задание: выполните расчеты и приготовьте 100 мл такого раствора.

Задача 3. В магазинах на полках всегда есть разнообразный ассортимент сливочного масла. Очень часто данный продукт становится объектом подделок и фальсификации. Конечно, обнаружить и доказать подделку можно с помощью дорогостоящих анализов в специализированной лаборатории. Но есть также способы определения качества масла и в домашних условиях. Задание: используя материалы учебника и дополнительной литературы, а также сети Интернет, предложите способы определения фальсификации сливочного масла в домашних условиях. Оформите отчет о проделанной работе.

Задача 4. Одной из причин долголетия японцев является регулярное употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни. Задание: установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты - триптофана (С11Н12О2N2).  Подготовьте сообщение о незаменимых аминокислотах. Сравните насыщенные и ненасыщенные ВЖК.

Задача 5. На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок было получено 50 тонн 96 %-го этилового спирта. Задание: вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере? Чем отличается этиловый спирт от денатурированного?

Задача 6. Промежуточным продуктом обмена у теплокровных животных является молочная кислота. Запах этой кислоты кровососущие насекомые улавливают на значительном расстоянии. Задание:

1. Почему насекомые (комары) быстро находят свою жертву?

2. Установите формулу молочной кислоты, которая помогает насекомым

находить теплокровных животных, если массовые доли элементов в ней

составляют: углерода – 40,00%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%.

3. Составьте структурную формулу молочной кислоты. Назовите кислоту по номенклатуре ИЮПАК.

4. На основании строения молочной кислоты сделайте вывод о ее химических свойствах.

5. Найдите в интернете или других источниках информацию о

применении молочной кислоты.

Поскольку мы живем в эпоху глобализации и активного взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками XXI века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Самостоятельная работа как путь развития ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии

Характеристика ключевых компетенций обучающихся, их формирование через различные формы самостоятельной работы...

Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности

В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом  и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....

Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует ф...

Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории

Ментальные карты характеризуются тем, что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты – одна из широко...

Рабочая программа по теме:" РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ"

Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...