Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»
методическая разработка

цамалаидзе ирина викторовна

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует формированию навыков самостоятельной работы у учащихся при работе с текстом и решении  задач на уроках  химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_umeniy_samostoyatelnoy_raboty.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Профессиональный лицей № 4

Методическая разработка

На тему:

«Формирование умений самостоятельной работы

 учащихся на уроках химии»

                                                                   Автор:

                                                                         Цамалаидзе  Ирина Викторовна

                                                                        преподаватель химии ГБПОУ ПЛ № 4

        Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует формированию навыков самостоятельной работы у учащихся при работе с текстом и решении  задач на уроках  химии.

Владикавказ

Для работы на современном производстве в нынешних экономических условиях рабочие должны быть широко образованы, уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянно растущего потока информации, быстро осваивать новую технику и технологию. Увеличение роли самостоятельной работы учащихся и совершенствование ее организации - важный шаг в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, в подготовке будущих рабочих к практической деятельности на современных предприятиях, к дальнейшему самообразованию.

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках и в процессе внеклассной работы является необходимым и неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса, без которого невозможно ни усвоение знаний, ни приобретение практических умений, ни развитие умственных способностей, познавательной активности, самостоятельности и т.д.

В начале своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что у учащихся не сформированы умения выполнять самостоятельные работы. Учащиеся действуют методом "проб и ошибок", не сознавая тех способов работы, той их логической последовательности, которые должны привести к положительным результатам. Вследствие этого выполнения самостоятельной работы затягивается, и обучение становится более трудным. Некоторые преподаватели предпочитают отказаться от проведения самостоятельных работ, заменяя их передачей "готовых" знаний, в то время как умение самостоятельно приобретать знания, выдвигается в качестве одной из важнейших задач обучения. Здесь хочется напомнить слова А. Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит её находить».

/

Для четкой организации самостоятельной работы учащихся по химии необходимо формировать следующие умения:

  1. выделения главного в тексте;
  2. составлять простой и развернутый план;
  3. составлять конспект;
  4. переводить текст в таблицы и схемы;
  5. работать с несколькими источниками;
  6. слушать изложение преподавателя;
  7. пользоваться справочной литературой;
  8. работать с периодической системой элементов Д.И. Менделеева и таблицей растворимости;
  9. решать экспериментальные и расчетные задачи.

Для самостоятельной работы должна устанавливаться атмосфера свободного делового общения между преподавателем и учащимися, одинаковой заинтересованности в качестве общей работы. Конечно, к такому уровню обучения учащихся нужно подготовить, приучить самостоятельно приобретать знания, сформировать соответствующее умение.

Исследования показывают, что решение этой задачи возможно только в системе урок - консультация - домашняя работа - внеклассная работа.

Особое место на уроке отводится самостоятельной работе с книгой, где

учащиеся встречаются с трудностями различного плана, а именно:

  • трудности ориентации в теоретическом содержании текста;
  • трудности синтезирования отдельных теоретических положений и фактических данных, результатов опытов в единую систему;
  • трудности анализирования текста, деление его на логически законченные части, соотношение главного и второстепенного, частного и общего.

Исходя из этого, в процессе самостоятельной работы необходимо научить учащихся ориентироваться в понятиях и терминах, которые встречаются в тексте; выделять основные мысли в тексте; правильному соотношению частного и общего, теории и фактов.

Самостоятельной работе с текстом учебника должно предшествовать проведение консультаций по изучению химического языка, который слагается из химических знаков, формул, уравнений. Беседы с учащимися показывают, что для многих из них изучение, вернее незнание химического языка затрудняет учение, снижает интерес к химии; наличие уравнений химических реакций часто является тормозом в усвоении учебного материала. Это в большей степени относится к учащимся, имеющим проблемы в знаниях и умениях за курс неполной средней школы.

                Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приемам самостоятельной работы.

Правильная организация самостоятельной работы с учебником необходима для прочного и глубокого усвоения материала, неумение работать с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке, снижает интерес к изучаемому предмету. Поэтому первейшая задача преподавателя - научить правильно работать с учебником. В.А. Сухомлинский писал о том, что перегрузка получается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает.

Прежде всего, необходимо, чтобы учащийся хорошо ориентировался в учебнике. Поэтому на первом занятии необходимо ознакомить учащихся со структурой учебника, по которому они будут заниматься (разделы, главы, параграфы), с порядком расположения в нем материала, рисунков, таблиц, способами выделения в тексте главного и второстепенного материала. Нужно показать учащимся оглавление, описание лабораторных опытов и практических занятий.

С учащимися проводится беседа о культуре чтения. В.А. Сухомлинский говорит - "Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение - как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно".

Учащиеся должны знать, что в процессе чтения необходимо размышлять, обдумывать, выделять и запоминать основные мысли, включать новый материал в систему ранее приобретенных знаний.

При формировании у учащихся умений самостоятельной работы с учебником особое внимание уделяется обучению составления плана, учащимся необходимо показать, какие основные вопросы и в какой последовательности излагаются в тексте. С этой целью я использую следующий прием: учащимся выдаются карточки с формулировками пунктов плана "перечисление основных вопросов, которые излагаются, но не в том порядке, который соответствует структуре текста в учебнике". Они должны изменить нумерацию согласно последовательности изложения материала в учебнике. Например:

Предложенная нумерация

План

Правильная нумерация

1

Объяснение различия в свойствах атомов и ионов (одного и того же элемента

4

2

Доказательство наличия у ионов электрических зарядов

6

3

Объяснение химической активности свободного хлора

3

4

Сравнение свойств свободного натрия и хлора и ионов натрия и хлора

1

5

Бесцветные и окрашенные ионы

5

6

Катионы и анионы

7

7

Объяснение химической активности свободного натрия

2

Ответ учащиеся подают в следующей форме:

  1. 4
  2. 6
  3. 3
  4. 1
  5. 5
  6. 7
  7. 2

Использование описанного приема преследует две цели: научить
ориентировке в содержании и структуре текста, без чего невозможно составить
план, и показать образец правильных формулировок.

По другому параграфу можно предложить учащимся самостоятельно
составить план, предварительно выбрав учащихся - рецензентов. Рецензентам

даются вопросы, на которые следует обратить внимание:        

  1. Правильно ли определен тип текста?
  2. Правильно ли определены основные идеи текста?
  3. Правильно ли выделены логически законченные части текста?
  4. На сколько четко и конкретно даны формулировки?

Специальное занятие посвящается составлению конспекта. На столы раздается
памятка:

Как составлять конспект

Последовательность действий при составлении конспекта

  1. Внимательно прочитать текст.
  2. Определить тип текста.
  3. Мысленно разделить текст на логически законченные части.
  4. Определить, о чем говорится в каждой части, выделить главное.
  5. Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них.
  6. Записать кратко содержание каждой части, включая описание опытов и уравнений реакций. Уравнения следует составить самостоятельно и сравнить с приведенными в учебнике.
  7. Правила, законы, выводы записать полностью и подчеркнуть.
  8. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного.

Основные требования, предъявляемые к конспекту

Конспект должен быть содержательным (т.е. отражать главное в тексте) и полным (полный - не значит подробный).

Конспект должен быть по возможности кратким, небольшим по объему. Записать текст кратко - значит изложить его сущность своими словами (за исключением правил и законов).

Научившись выделять главное в тексте, составлять планы, конспект, учащиеся легче справляются с переводом текста в таблицы и схемы, что является важной формой самостоятельной работы. При этом они выделяют существенные признаки изучаемых явлений, процессов, находят в них черты сходства и различия, определяют основные свойства веществ и сравнивают со свойствами ранее изученных. Работа по анализу и составлению таблиц имеет большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся. Ведь для того, чтобы составить таблицу, нужно хорошо разбираться в тексте, уметь отобрать нужный материал, обобщить и систематизировать его. Составление таблиц сложная, но интересная форма работы с текстом.
процессе коллективной беседы можно составить таблицу по теме "Гидролиз солей":

Так, например, в процессе коллективной беседы можно составить таблицу по теме
"Гидролиз солей":

№ п/п

Соль

Какой кислотой образована соль

Каким основанием образована соль

Какие ионы участвуют в

гидролизе

Ионное управление гидролизом

Реакция раствора

Окраска лакмуса

1

NаС1

HCl

сильная

NаОН

сильная

-

Нейтральная

Фиолетовая

2

2С03

Н2СОъ

слабая

NаОН

сильная

СО32-

СО3 2- +HOH=

 НСОъ-+OH-

Щелочная

Синяя

3

А1С13

НС1

сильная

А1(ОН) з слабая

Аl3+

А13+  + НОН = А1(ОН)2+

+ H+

Кислая

Красная

Работа с учебником - это только одна из форм самостоятельной работы
на уроке. Самостоятельная деятельность учащихся должна осуществлять на
всех этапах урока в следующем порядке:

  1. Актуализация опорных знаний.

2.Усвоение        новых понятий и способов действия.

3.Вопросы        и задания для закрепления, самоконтроля и домашней работы.

В  качестве примера рассмотрим один из вариантов организации самостоятельной
работы учащихся при изучении темы: "Понятие о многоатомных спиртах".

1 .Актуализация опорных знаний

  1. Что называется спиртами?
  2. Функциональная группа спиртов.
  3. Взаимодействие одноатомных спиртов с натрием.
  4. Взаимодействие одноатомных спиртов с галогеноводородными
    кислотами.

  1. Формирование новых знаний и способов действия

Прочитайте соответствующий параграф в учебнике, составьте план. Составляемый план сверяется с эталоном, представленным через проэктор. Он может выглядеть, например, так:

  1. определение;
  2. формулы важнейших представителей многоатомных спиртов;
  3. химические свойства многоатомных спиртов, показывающие их сходство с одноатомными:

а) взаимодействие        с натрием;

б) взаимодействие        с галогеноводородными кислотами;

  1. характерная реакция многоатомных спиртов;
  2. применение этиленгликоля и глицерина.

Для иллюстрации прочитанного проанализируйте демонстрационный опыт взаимодействия глицерина с натрием и самостоятельно по предложенной инструкции проделайте лабораторный опыт взаимодействия глицерина с гидроксидом  меди.

  1. Вопросы и задания для самоконтроля и домашней работы
  1. Объясните взаимное влияние атомов в молекуле глицерина.
  2. Какой из спиртов энергичнее взаимодействует с металлическим натрием: глицерин или этиловый спирт? Ответ объясните.
  3. Как отличить этиленгликоль от глицерина, используя металлический натрий? Напишите уравнения соответствующих реакций.
  4. Какой реактив используется для распознавания многоатомных спиртов? Напишите уравнение реакции.

В заключении хочу отметить, что формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии способствует активизации мыслительной деятельности, выбору наиболее рационального и необходимого из предложенного, что дает положительный результат при изучении предмета и сдачи экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

Тема: «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения химии»

Пример формирование УУД в процессе обучения химии в различных класса...

Доклад на тему: "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин"

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования»и их учет при разработке программы...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать  новые знания и научились применять их на практике....

Статья с презентацией на тему "Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения....

Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"

Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...