Статья «Экологическое воспитание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
статья

Акопджанова Амаля Агасиевна

Экологическое воспитание и образование детей являются не заслугой моды, а заветом времени, диктуемой самой жизнью: чтобы выжить сегодня и обеспечивать существование в будущем человека, сегодняшнему поколению необходимо освоить экологические ценности и по ним строить отношения с окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aaastatya.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

        ГКУ «Детский дом (смешанный) № 32»

воспитатель высшей категории

Акопджанова А.А.

Статья

«Экологическое воспитание  

для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей».

        Экологическое воспитание и образование детей являются не заслугой моды, а заветом времени, диктуемой самой жизнью: чтобы выжить сегодня и обеспечивать существование в будущем человека, сегодняшнему поколению необходимо освоить экологические ценности и по ним строить отношения с окружающей средой. 

                Одна из главных задач воспитательного процесса - формирование экологического образования у подрастающих поколений и убеждение, что лучшая жизнь зависит в первую очередь от сохранения окружающей среды. Окружающий мир становится важным педагогическим условием для воспитания ребенка. История человека постоянно связана с природой.

                Ведущее направление в моей педагогической деятельности - экологическая воспитательная деятельность детей. В моей работе я использую дополнительное общеобразовательное общеразвивающее программное обеспечение воспитанников организации для детей-сирот и детей оставшихся без опеки родителей экологическое воспитание в детском доме «Природа – наше богатство».

        На занятиях для детей я уделяю большое внимание изучению родной природы с использованием новинок методического материала. Продуманное управление и оснащенные экологические уголки позволяют осуществлять экологическую подготовку детей различными способами: виртуальными путешествиями, прогулками, наблюдениями, играми, дискуссами, беседами, тренингами.

        Успех экологического воспитания детей детского дома зависит от применения различных форм работы и разумного сочетания их. Эффективность также зависит от преемственности деятельности воспитанников в детском доме и окружающей среде. Таким образом, в системе воспитания любви к природе большое место занимали прогулки. Они связывались с программным материалом, имели краеведческий характер, просто были посвящены познанию природы. Но стоит отметить, что в ходе экскурсий по природе мы решили задачи по эстетическому воспитанию.

        Важно экологическое воспитание детей, поскольку оно закладывает основы экологии личности, являющейся частью духовного образования. Поэтому экологическое воспитание является целенаправленным процессом. Основная составляющая экологического образования заключается в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающим ему природным явлениям и предметам, с которыми они знакомятся в детстве. Результат экологической культуры личности - экологическая культура человека. Осознанное и правильное отношение возникает при условии тесного контакта ребенка и разных форм его взаимодействия с растениями, животными, которые

находятся в помещении и на участке нашего доброго дома. Он узнает о том, что все живые, включая человека, имеют определенные нужды, которые удовлетворить можно только в условиях внешней среды - окружающей среды, приспособленной к тому или иному организму. Другими словами, у каждого существа должен быть дом и все необходимое для жизни.

                Экологическое воспитание - это познание того, что находится рядом с детьми, взаимодействует с окружающей средой и вырабатывает на этой основе правильные формы взаимодействия с детьми. К экологическому воспитанию относится также то, что ребенку можно заложить первоначальное понимание некоторых сторон взаимодействия

человека и природы: человека как живого существа, которому нужны вполне определенные жизненно необходимые условия; человек в качестве природопользователя, который потребляет в своей работе ресурсы Земли, охраняет природу, и, по возможности, восстанавливает ее богатство. Эти аспекты относятся к конкретным примерам, которые присутствуют в жизни и практике каждого ребёнка.

        Понимание природы является многогранным для разнообразного развития ребенка: углубление ума, расширение знания окружающей реальности, понимание связей, закономерностей внутри нее, развитие наблюдения и самостоятельной мыслительной деятельности. Воспитание любви к природе и навыков бережного отношения к ней, заботиться о живом существе не только рождает познавательный интерес детей, но также способствует развитию лучших качеств характера детей, например патриотизма, трудолюбия, гуманности, уважения к труду людей, защищающих и умножающих природное богатство.

        Наш добрый дом использует разные формы, методы экологической подготовки. Это экологический субботник, акции, направленные на благоустройство территории, экскурсии по природе, наблюдения на прогулках, беседы, часы общения.

        Работа над экологическим воспитанием проводится каждый день. В режиме дня для воспитанников предусмотрены занятия интересами, работа в природе, прогулки. В каждом режиме есть возможность ввести элементы экологического воспитания. К примеру, воспитатель организовывает прогулку, чтобы ребята провели ее максимально полезно. Это наблюдение явлений живого и неживого мира, подвижных игр, физического труда. Физическая работа на прогулках призвана решать экологические вопросы. Это ежедневные уборки закрепленного участка, сезонное обслуживание. Особое место отводится озеленению территории детского дома. Воспитатели вместе с детьми занимаются выращиванием кустарников, посадкой цветов, поливанием, рыхлением. Такие работы формируют потребность детей в чистоте и порядке, навыки ухода за растениями и цветами, воспитания бережного отношения к окружающей среде.         

                Проведенное анкетирование «Мое отношение к природе», «Я и природа»  показало, что у 60% детей низкий уровень экологической культуры, у 30% детей – средний уровень; 10% детей – высокий уровень экологической культуры. Результаты опросника «Личностный рост» раздел «Отношение к Земле», показали, что у 20 % детей ситуативно-позитивное отношение к природе, у 60% ситуативно-негативное, у 20 % устойчиво-негативное. Результаты обследований и опросов показали, что необходимо проводить системную и целевую работу по воспитанию экологического образования детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки.

        В результате выполненной работы были достигнуты позитивные результаты:

- формируются начала экологического воспитания детей;

- формирование осознанного правильного отношения к природе и природным явлениям, экологического мышления;

- дети учат практические действия по охране окружающей среды;

- развивается умственная способность детей, которая проявляется в умении работать над экспериментами, анализами и выводами;

- у детей появилось желание пообщаться с природой, отражать их впечатления в различных видах деятельности. Поэтому мы всегда привлекаем детей для тесного общения с природой и познавания мира флоры и фауны.

        Только мы взрослые способны развивать у детей такие качества, как доброту, трудолюбие, милосердия. Тогда эти качества, заложенные детством, прочно вступят в характер человека, станут основой его, тогда можно спокойно относиться к будущему окружающей среды, природе и обществу. Человек является частью природы, а не частицей! И нам надо уметь с ней жить в порядке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Методическая разработка на тему: Воспитание у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей сознательного восприятия здорового образа жизни. Сознательный отказ от вредных привычек.

В настоящее время чрезвычайно высокую актуальность приобрела проблема адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни. Далеко не всем из них удается решить жилищный вопро...

Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»

Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...