РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОУД 11«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
рабочая программа

Лескова Татьяна Владимировна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от  12 мая 2014  № 508

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от  12 мая 2014  № 508

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от  12 мая 2014  № 508

м

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud11_yus11_estestvoznanie_202122_g.docx71.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский промышленно-экономический техникум»

 ПРОГРАММА

ОУД 11«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Для специальности:

40.02.01

«Право и организация социального обеспечения»

(код специальности СПО)

(наименование специальности в соответствии с ФГОС)

Форма обучения

Очная

                                                            Хабаровск, 2021


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

 по учебной работе

__________   Черинько Н.Н.

     «____» __________ 2021  г.


Составитель: преподаватель КГБ  ПОУ  ХПЭТ Лескова  Т.В.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии социально-экономических дисциплин протокол №___ от «___» __________________ 2021г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от  12 мая 2014  № 508


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины                                                                                            

4

6

  1. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

9

  1. Условия реализации примерной программы учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

18


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественнонаучных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.

  Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Естествознание» ориентирована на достижение следующих целей:

-освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

-развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

-воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

-применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

   Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» имеет явно выраженную профильную составляющую, и включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа учебной дисциплины «Естествознание» включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия» и «Биология» и «Экология» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает логику естественнонаучного образования. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

Программа учебной дисциплины «Естествознание» для социально-экономического и гуманитарного профиля в учреждениях СПО представлена дидактическими единицами, при изучении которых преподаватель акцентирует внимание на жизненно важных объектах природы и организма человека.

     Данная программа учебной дисциплины «Естествознание» может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

2.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС при подготовке специалистов среднего звена социально – экономического и гуманитарного профиля обучения

2.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин. Курс естествознания предполагает:

-  установление межпредметных связей между физикой, математикой, химией, биологией,  экологией и астрономией

- осуществление связи с дисциплинами профессиональной и специальной направленности, получаемой специальностью через выполнение самостоятельных работ;

   - осуществление отбора содержания, освещающего естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, где человек рассматривается как биологический организм, в том числе и с точки зрения его химического состава, как биологической единицы всего живого.

2.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: освоение следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» студент должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, химическая реакция, показатель кислотности, индикатор, жесткость воды,  макромолекула, белок, углевод,  катализатор, фермент, клетка, ДНК, вирус, иммунитет, биологическая эволюция, движущие силы эволюции,  биоразнообразие, организм, биогеоценоз, популяция, экосистема, биосфера, экологический фактор, озоновая дыра, кислотный дождь;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.

уметь:        

  • приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, способы очистки воды от загрязнителей, устранение жесткости воды, определение кислотности растворов, содержание химических элементов и веществ в продуктах питания, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и веществ в природе,  вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, науки, средств связи, создания биотехнологий, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической (профессиональной) деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • оказания первой медицинской помощи себе и окружающим;
  • сбалансированного питания;
  • поддержания принципов здорового образа жизни;
  • профилактики инфекционных заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды;
  • осознанного влияния на окружающую среду с профессиональной точки зрения.

2.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

     Естествознание изучается на 1 курсе как базовая учебная дисциплина. Максимальная нагрузка обучающегося составляет 264 часа (аудиторные занятия – 176 часов (в том числе лабораторные и практические работы -  22 ч.), самостоятельная работа студентов – 88час, в форме практической подготовки 14час).

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

264

Самостоятельная работа

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

176

В том числе:

Теоретические занятия

154

Лабораторные и практические занятия

22

В форме практической подготовки

14

Промежуточная аттестация проводится в форме

Экзамен

3.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

теоретическое обучение

в форме практической подготовки

лабораторно-практические

самостоятельная  учебная нагрузка

1

2

3

 4

5

6

7

     Введение

Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Научные метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория. Уровни организации материи. Пространство и время.

4

1,2

Раздел 1. Физика

32

4

4

22

Содержание учебного материала

14

      2

2

2

1,2

Тема 1.1.Механика

Кинематика точки и твердого тела. Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Законы сохранения в механике. Законы сохранения импульса. Законы сохранения энергии. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Самостоятельная работа: составление презентаций или докладов «Механическое движение», «Механическое движение» в моей будущей профессии и в моей жизни. Конспект «Строение реактивного двигателя», сообщение «История космонавтики»

Тема 1.2. Тепловые явления

Содержание учебного материала

8

2

6

1,2

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Самостоятельная работа: Составление презентаций или докладов «Термодинамика», «Термодинамика» в моей будущей профессии.

Тема 1.3. Электромагнитные явления

Содержание учебного материала

8

2

6

1,2

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля - Ленца.

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

Лабораторная работа № 2: Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Самостоятельная работа: Составление презентаций или докладов «Электрическое поле», «История электричества», «История радио», «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.

Тема 1.4 Строение атома. Квантовая физика

Содержание учебного материала

2

4

1,2

Фотоэффект, корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома. Ядерная энергетика и

Самостоятельная работа: Составление презентаций и докладов «Использование фотоэффекта в технике», «Ядерная энергетика и экологические проблемы»

6

                                             Раздел 2.  Химия

43

4

9

24

Тема 2.1 Основные классы химических соединений

Содержание учебного материала

18

2

4

6

1,2

Основные понятия и законы химии Неорганические и органические соединения, многообразие, классификация.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы.

Металлическая связь. Водородная связь. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Классификация неорганических соединений и их свойства.

Оксиды, кислоты, основания, соли. Реакции ионного обмена

Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Металлы, физические и химические свойства. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Лабораторная работа № 3 Реакции ионного обмена

Лабораторная работа № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей

2

Самостоятельная работа: Составление рефератов или презентаций по темам: «Отражение химических сюжетов в произведениях художественной литературы и искусства», «Д. И. Менделеев об образовании и государственной политике»,  «Металлы и сплавы как художественный материал», «Соединения металлов х соединения как составная часть средств» изобразительного искусства

Тема 2.2. Вода, растворы

Содержание учебного материала

10

2

2

6

1,2

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов. Показатель кислотности растворов - рН. Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Качество воды в Хабаровске.

Лабораторная работа 5 «Определение рН среды раствора солей» Лабораторная работа 6. Определение жесткости воды

Самостоятельная работа: Составление рефератов или презентаций по теме «Вода как источник жизни человека и живой природы», «Свойства воды».

Тема 2.3 Органические соединения

Содержание учебного материала

15

1

6

2,3

Органические соединения, многообразие и классификация. Основные положения теории строения органических соединений. Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.

Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Полимеры. Общие понятия о синтетических и высокомолекулярных соединениях. Природные источники углеводородов.

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, фенолы, глицерин, уксусная кислота, жиры как сложные эфиры. Углеводы: классификация и их биологическая роль

Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков.

Практическое занятие 1.Составление структурных формул гомологов и изомеров

Самостоятельная работа: Составление рефератов или презентаций по темам: «Алкоголизм и его отражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства», «Применение полимеров в прикладном и классическом изобразительном искусстве»

Тема 2.4 Химия и организм человека

 Содержание учебного материала

4

6

1,2

Химические элементы в организме человека.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. Химия в быту.

Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Защита окружающей среды   от воздействия вредных органических соединений    

Самостоятельная работа: Составление рефератов, информационных карточек - схем или презентаций по теме «Значение химических элементов и химических соединений для организма человека», «Сбалансированное питание», Защита окружающей среды   от воздействия вредных органических соединений    

2,3

РАЗДЕЛ 3 «БИОЛОГИЯ»

40

8

24

Тема 3.1. Биология — совокупность наук о живой природе.

Методы научного познания в биологии        

Содержание учебного материала

4

2

6

1,2

Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. История развития биологии. Сущность жизни и свойство живого. Происхождение жизни. Понятие «жизнь». Основные признаки живого. Понятие «организм». Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный.

Практическое занятие2. «Гипотезы происхождения жизни»

Самостоятельная работа: Составление рефератов, дидактических карточек - схем или презентаций по теме «Клетка – как основная единица строения организма и его жизнеобеспечения», «Наследственные и врожденные заболевания», «Эволюция органического мира», «Бактериальные и вирусные заболевания»

     Тема 3.2.Клетка      

Содержание учебного материала

9

2

6

2,3

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК,РНК, АТФ.Репликация ДНК. Хромосомы, их строение.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения. Митоз

Вирусы и бактериофаги. Вирусы-возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции

Лабораторная работа7. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение клеток прокариот и эукариот»

Самостоятельная работа: Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий по теме: «Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний», «Роль жиров, белков, углеводов, холестерина в организме».

Тема3.3 Организм

Содержание учебного материала

15

2

2

6

2,3

Обмен веществ и превращение энергии Биосинтез белка

Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, мейоз

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональное развитие

Общие представления о наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Законы Г.Менделя. Закономерности наследования. 1,2 законы Г. Менделя. Третий закон Г. Менделя Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Генетические закономерности изменчивости. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Модификационная и мутационная изменчивость. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Практическое занятие 3. Решение генетических задач

Тема3.4 Вид

Содержание учебного материала

11

2

6

1,2

Эволюция живого. Возникновение и развитие эволюционных идей. Ч. Дарвин и его эволюционная теория. Доказательства эволюции. Движущие силы эволюции. Эволюционная теория. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Антропогенез. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза. Происхождение человеческих рас.

Практическое занятие4.Описание особей вида по морфологическому критерию

Самостоятельная работа: Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий по теме: «Наследственные и врожденные заболевания», «Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века», «Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства» в Российской Федерации»

Тема 3.4 Биосфера

Содержание учебного материала

1

6

1,2

Биосфера— глобальная экосистема Роль живого вещества.

Экскурсия в дендрарий Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства. Изучение разнообразия генофонда дендрофлоры.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений «Уникальные места Хабаровского края», «Охраняемые территории Хабаровского края». Составление глоссария «Вида ООПТ»

РАЗДЕЛ4. «ЭКОЛОГИЯ»        

37

2

3

6

2,3

Раздел1. Экология как научная дисциплина. Организм и среда      

Содержание учебного материала

10

6

1

Предмет экологии, цели и задачи. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Экологические факторы среды и действия среды. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм Описание конкурентных отношений среди видов. Основные пути приспособления организмов к колебаниям абиотических факторов среды. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные ритмы жизни. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности окружающей обучающегося. Пути воздействия организмов на среду обитания. Популяции. Демографическая структура популяций.

Самостоятельная работа: Составление глоссария «Виды антропогенных изменений в атмосфере». «Механизм образования кислотных дождей», «Причины и последствия парникового эффекта», «Озоновые дыры» «Влияние шума, электромагнитного излучения на состояние здоровья людей

Раздел2. Экосистемы

Содержание учебного материала

6

2

6

2

Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Саморазвитие экосистем - сукцесии.

Причины возникновения глобальных экологических проблем

Возможные способы решения глобальных экологических проблем

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах. Биосфера.

Самостоятельная работа: Написание эссе «Роль экологии в современном мире». Составление глоссария и поиск примеров, иллюстрирующих различные формы взаимоотношений между организмами.  Работа с текстом учебника   §9 темы для дискуссий задание 4, §10 темы для дискуссий задание 2; §12 темы для дискуссий задание 3, §13 вопрос 1

 

Раздел 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

19

3

6

1.2

Среда обитания человека и экологическая безопасность

Современное состояние и охрана атмосферы Городская среда и требования к ее экологической безопасности. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.  Агроценозы и биоценозы. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное водопользование. Экологические проблемы промышленных отходов в городе

Экологические проблемы бытовых отходов в городе

Классификация твердых бытовых отходов

Проблемы утилизации твердых бытовых отходов

Экскурсия на предприятие «БАС ПЛАСТИК»

Экологический след и индекс человеческого развития.

Решение экологических задач на устойчивость и развитие

Минеральные ресурсы. Альтернативные источники энергии.

Рациональное использование минеральных ресурсов.

Почвенные ресурсы. Факторы почвообразования. Эрозия почвы

Биологические ресурсы как возобновимые ресурсы планеты.  

Рациональное использование и охрана биологических ресурсов.

Практическое занятие5 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»

Практическое занятие6. Сравнительное описание агро и биоценозов

Самостоятельная работа: Поиск примеров доминирующих,  редких и малочисленных видов в различных биоценозах (на примере видов, встречающихся на территории Хабаровского края)

Составление глоссария «Виды антропогенных изменений в атмосфере». «Механизм образования кислотных дождей», «Причины и последствия парникового эффекта», «Озоновые дыры»

«Влияние шума, электромагнитного излучения на состояние здоровья людей. Подготовка сообщений «Экологическая роль городских насаждений»

Итого

176

14

22

88

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных за

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

 Учебный  кабинет »Естествознание» оснащенный оборудованием:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий

-мультимедийное оборудование

- учебная, справочная и нормативная литература;

-персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-экран.

Оборудование лаборатории: микроскопы; микропрепараты; таблицы: »Клетка», «Митоз и Мейоз», «Уровни организации живой материи»; динамическая модель «Нуклеиновые кислоты», «Белки»

4.2 Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд КГБ ПОУ ХПЭТимеет  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

  1. Печатные издания

Для студентов

Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. — М., 2014.

Габриелян О.С. и др. Естествознание. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии испециальности СПО. - М., 2017

Паршутина Л.А. Естествознание. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017

Саенко О.Е., Трушина Т.П., Арутюнян О.В.

Естествознание [Электронный ресурс] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы НПО и СПО : [для экономических и гуманитарных специальностей] / О. Е. Саенко, Т. П. Трушина, О. В. Арутюнян. - Москва : КноРус, 2015. - 364 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-406-04299-1

Самойленко П.И. Естествознание. Физика: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-

менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012

№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по

организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования сучетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей

ссузов. — М., 2017.

Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М., 2016.

Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —

М., 2017.

Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2016.

Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2016.

4.2.2.Электронные издания

www.class-fizika.nard.ru («Класс!ная доска для любознательных»). www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).

 www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

 http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

http://www.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»

http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей

http://en.edu.ru естественнонаучный портал

Саенко О.Е., Трушина Т.П., Арутюнян О.В.

Естествознание [Электронный ресурс] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы НПО и СПО : [для экономических и гуманитарных специальностей] / О. Е. Саенко, Т. П. Трушина, О. В. Арутюнян. - Москва : КноРус, 2015. - 364 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-406-04299-1

Интернет ресурсы

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
  2. Российский образовательный портал www.edu.ru
  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
  4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru

3.2.3.Дополнительные источники

 http://www.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru

 http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России

http://www.eltray.com. (Мультимедийный  курс «В мир электричества как в первый раз»


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

      Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • работать с микроскопом, составлять простейшие электрические цепи, проводить простейшие химические опыты
  • использовать приобретенные знания и умения в практической (профессиональной) деятельности и повседневной жизни
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественнонаучной информацией

лабораторные работы,

практические занятия, домашние работы, индивидуальные творческие работы, тестовые работы, реферативные работы

Знания:

  • смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, химическая реакция, показатель кислотности, индикатор, жесткость воды,  макромолекула, белок, углевод,  катализатор, фермент, клетка, ДНК, вирус, иммунитет, биологическая эволюция, движущие силы эволюции,  биоразнообразие, организм, биогеоценоз, популяция, экосистема, биосфера, экологический фактор, озоновая дыра, кислотный дождь;
  • примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих законы природы

Текущий контроль:

    -индивидуальный опрос, проверка письменных домашних заданий

Промежуточный контроль:

   -Рубежный тестовый контроль по темам разделов «Физика», «Химия», «Биология»

  -  Реферативная работа                  студентов по предлагаемой тематике;

  Итоговый контроль:

   - аудиторная тестовая контрольная работа

ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

№ темы

Форма самостоятельной работы

Введение

Сравнение Григорианского и Юлианского календаря. Конспект  «Часовые пояса», сообщение «История часов»

1.1

Составление презентаций или докладов «Механическое движение»,  «Механическое движение» в моей будущей профессии и в моей жизни. Конспект «Строение реактивного двигателя», сообщение «История космонавтики»

1.2

Составление презентаций или докладов «Термодинамика», «Термодинамика» в моей будущей профессии.

1.3

Составление презентаций или докладов «Электрическое поле», «История электричества», «История радио», «Электромагнитные явления»  в моей будущей профессии.

1.4

Составление презентаций или докладов «Использование фотоэффекта в технике», «Ядерная энергетика и экологические проблемы»

2.2

Составление рефератов или презентаций по теме «Вода как источник жизни человека и живой природы»

2.3

Составление рефератов, презентаций или дидактических схем по теме «Антропогенное воздействие на атмосферу»

2.4

Составление рефератов, информационных карточек - схем или презентаций по теме «Значение химических элементов и химических соединений для организма человека», «Сбалансированное питание»

3.1

Составление рефератов, дидактических карточек - схем или презентаций по теме «Клетка – как основная единица строения организма и его жизнеобеспечения», «Наследственные и врожденные заболевания», «Эволюция органического мира», «Бактериальные и вирусные заболевания»

3.2

Составление рефератов или презентаций по теме «Профилактика возникновения заболеваний органов и систем органов человека», «Профилактика профессиональных заболеваний»

4.1

Составление рефератов и презентаций по теме «Судьба Вселенной», «Небесные тела. История открытия. Характеристика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.

Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...

Актуализация знаний по естествознанию студентов колледжа

      Информационные технологии с большой скоростью проникли в сферу среднего профессионального образования. Это не случайное явление, а отражение деятельности государства ...

Актуализация знаний по естествознанию студентов колледжа

      Информационные технологии с большой скоростью проникли в сферу среднего профессионального образования. Это не случайное явление, а отражение деятельности государства ...

Самостоятельная работа студентов на уроках естествознания

    Одной из основных целей обучения по программам  СПО независимо от профиля обучения является  «освоение знаний о современной научной картине мира и методах научного...

Использование проблемных ситуаций в преподавании курса «Естествознание»

    Современные подходы в преподавании обусловлены необходимостью изменения позиции студента в образовательном процессе — превращение его из объекта обучения в самостоятельного ...

Контрольно-измерительные материалы по естествознанию для групп НПО

Контрольно - измерительные материалы по результатам изучения учебной дисциплины  «Естествознание» ориентированы на проверку степени достижения требований к минимуму содержания и уровню подг...