Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине "Естествознание" (раздел "Биология")
учебно-методический материал

Рутницкий Александр Юрьевич

Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы преподавателями естествознания колледжей, техникумов при подготовке к проведению лабораторных работ по разделу "Биология".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №7(12)

Тема работы: «Изучение действия слюны на крахмал»

Цель работы: 1)закрепить учебный материал по теме: «Пищеварительная система»; 2) изучить действие слюны на крахмал.

Материалы и реактивы: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, ватная палочка, два чистых листа бумаги, йодная вода, блюдце, слюна. 

Содержание работы:

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

1)Смочите бинт слюной в двух местах при помощи ватной палочки;

2)Плотно зажмите бинт между ладоней и выдержите при температуре тела в течение пяти минут;

3)Погрузите бинт в блюдце с йодной водой, извлеките и оцените результаты.

1)Какого цвета стал бинт после его погружения в йодную воду?

Вывод №1:

А)Какая химическая реакция позволяет обнаружить крахмал?

Б)Как меняется цвет крахмала во время этой реакции?

2)Является ли окраска бинта равномерной?

Вывод №2: Объясните, почему не окрашенные в сине-фиолетовый цвет участки появились именно там, где вы смочили бинт слюной?

Вывод №3: Укажите, какие ферменты слюны осуществили свои функции в опыте и каковы эти функции?

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы закрепили учебный материал по теме: «Пищеварительная система» и изучили действие слюны на крахмал.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №8/13

Тема работы: «Изучение зависимости интенсивности тканевого дыхания от нагрузки»

Цель работы: 1)закрепить учебный материал по теме: «Дыхательная система»; 2) изучить зависимость интенсивности тканевого дыхания от нагрузки.

Биологические объекты и приборы: студенты, часы (с секундной стрелкой), калькулятор.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Определение максимального времени задержки дыхания в положении «сидя» (при меньшей нагрузке)»

По команде преподавателя все студенты задерживают дыхание в положении сидя и измеряют максимальное время задержки дыхания в положении сидя.

Студенты задерживают дыхание на максимально возможное время в положении «сидя» и проводят измерения.

Вывод: максимальное время задержки дыхания до нагрузки составило … (секунд).

Опыт №2 «Определение максимального времени задержки дыхания после 10 приседаний (при большей нагрузке)»

После 5 минут отдыха студенты по команде преподавателя встают, выходят из-за парты и в одном и том же быстром темпе делают 10 приседаний. Затем студенты, не отдышавшись, быстро садятся на место, снова задерживают дыхание и измеряют максимальное время задержки дыхания.

Студенты задерживают дыхание на максимально возможное время после 10 приседаний и проводят измерения.

Заполните таблицу, выбрав нужное слово в скобках:

Параметры

При меньшей нагрузке

При большей нагрузке

1)Максимальное время задержки дыхания, с

2)Содержание кислорода в крови (меньше /больше)

3)Интенсивность тканевого дыхания как процесса поглощения кислорода тканями (меньше /больше)

Сделайте вывод, выбрав нужное слово в скобках:

Вывод: чем больше нагрузка, тем (меньше /больше) интенсивность тканевого дыхания, так как во время нагрузки в работу включаются новые мышечные группы.

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы закрепили учебный материал по теме: «Дыхательная система», а также изучили зависимость интенсивности тканевого дыхания от нагрузки.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №9/14

Тема работы: «Изучение утомления при статической и динамической работе»

Цель работы: 1)закрепить учебный материал по теме: «Опорно-двигательная система»; 2) изучить развитие утомления при статической и динамической работе.

Биологические объекты, приборы и материалы: студенты, часы (с секундной стрелкой), груз (массой около 3-5 кг).

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Определение времени наступления утомления при статической работе»

Студент берет в руку груз и держит его в отведенной в сторону руке у отмеченной на доске меловой линии до наступления утомления. Измерить время, в течение которого груз удерживается в руке, отведенной в сторону.

Студент некоторое время удерживает груз в руке, отведенной в сторону.

Вывод: время наступления утомления при статической работе составило …минут (секунд).

Опыт №2 «Определение времени наступления утомления при динамической работе»

После 5 минут отдыха студент той же вытянутой рукой поднимает тот же груз до меловой отметки, опускает его, снова поднимает и т.д. до наступления утомления. Измерить время, в течение которого студент поднимает и опускает груз.

Студент некоторое время попеременно поднимает и опускает груз, удерживаемый в вытянутой руке.

Вывод №1: время наступления утомления при динамической работе составило …минут (секунд);

 Вывод №2: сравните время наступления утомления при статической и динамической работе и дайте физиологическое объяснение обнаруженного отличия.

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы закрепили учебный материал по теме: «Опорно-двигательная система», а также отработали умения оценивать развитие утомления при статической и динамической работе.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №10/15

Тема работы: «Изучение состава крови человека».

Цель работы: 1) закрепить учебный материал по теме «Внутренняя среда организма»; 2)научиться характеризовать строение и функции клеток крови, а также объяснять групповую совместимость крови.

Оборудование: электронный учебник, конспект урока «Внутренняя среда организма».

Содержание работы:

Письменно ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

1) Зарисуйте эритроцит, лейкоцит, тромбоцит. Обозначьте ядро у лейкоцита и укажите названия всех клеток крови. Сделайте подпись «Клетки крови человека».

2) Заполните таблицу «Форменные элементы крови».

3) Заполните таблицу «Переливание крови». А) Оформите задачи с анализом и выводом, отмеченные в таблице галочкой (٧).

Б) Обозначьте знаками «+» - склеивание эритроцитов и «-» - отсутствие склеивания в каждой клетке таблицы.

В) Пользуясь понятиями об антигенах и антителах, объясните, с какой группой крови люди могут быть универсальными донорами и универсальными реципиентами и почему?

 

Таблица «Переливание крови»

Кровь реципиента

Кровь донора

О

α + β

А

β

В

α

АВ

о

 О

α + β

٧

А

β

٧

В

α

٧

АВ

о

٧

Таблица «Форменные элементы крови»

Названия клеток

Форма клеток

Наличие ядра

Функции

1)Эритроциты

2)Лейкоциты

3)Тромбоциты

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы закрепили учебный материал по теме «Внутренняя среда организма», а также научились характеризовать клетки крови и объяснять совместимость групп крови.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №11

Тема работы: «Изучение строения клетки»

Цель работы: 1) закрепить учебный материал по теме: «Строение и функции клетки»; 2)научиться наблюдать растительную клетку под микроскопом.

Приборы и материалы: световой микроскоп, предметные и покровные стекла, раствор йода, чешуя лука.

Содержание работы:

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Рассмотрите клетки пленки лука под микроскопом.

Зарисуйте две клетки и обозначьте на рисунке наблюдаемые клеточные структуры.

Подпишите рисунок: «Строение клеток пленки лука».

Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках:

Мы наблюдали под микроскопом следующие структуры клеток пленки лука: (лизосомы, клеточную оболочку, рибосомы, цитоплазму, ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, вакуоли).

Заполните таблицу «Строение и функции растительной клетки»

Структуры клетки

Функции

1)Клеточная оболочка

2)Цитоплазма

3)Ядро

4)Вакуоли

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы закрепили учебный материал по теме: «Строение и функции клетки», а также научились наблюдать растительную клетку под микроскопом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к лабораторной работе "Наблюдение интерференции и дифракции света"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к открытому уроку «Наблюдение интерференции и дифракции света» (лабораторная работа) для специальностей СПО 140118 и 190631. ...

Методические рекомендации к лабораторным работам для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

 Основная цель настоящего пособия – облегчить студентам самостоятельную подготовку к лабораторным работам по физической и коллоидной х...

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...

Методические рекомендации к лабораторным работам по естествознанию (раздел Физика)

Методические рекомендации к лабораторным работам по естествознанию для специальностей: 101101 «Гостиничный сервис», 100701 «Коммерция по отраслям», 100401 «Туризм»....

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для специальности 260807 Технология продукции общественного питания    Основная цель данного пособия – формирование практическ...

Методические рекомендации для лабораторных работ по аналоговой схемотехнике

Методические рекомендации разработаны для лабораторных работ по МДК.02.01 "Технология настройки и регулировки радиотехнических устройств и блоков" по дисциплине "Аналоговая схемотехника" по специально...

Методические рекомендации для лабораторных работ по химии.

Методические рекомендации для лабораторных работ по химии содержат вопросы и задяния для проведения химического эксперимента....