Практические работы. Биология
методическая разработка

Гаврилкина Майя Андреевна

Практические работы по Биологии разработаны на основе  требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_metodicheskaya_razrabotka.docx110.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
«ТЕХНИКУМ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКИ»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-производственной работе

________________

«____» _______________20    г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________________

«____»_______________20   г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РАБОТЫ

Предмет:

Биология

Профессия:

Станочник, наладчик

Санкт-Петербург, 20--

        

Практические работы по Биологии разработаны на основе  требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и знать:

Уметь

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Знать

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,

измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения;
  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  • обладание навыками безопасной работы во время экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Практическая работа №1 «Неорганические соединения в клетке»

Цели работы: изучить химический состав клетки, функции неорганических веществ в клетке и в организме; дать представление о количественном составе веществ живой клетки; воспитывать понимание необходимости получения глубоких знаний по химии для использования их на уроках биологии.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: устанавливать связь между знаниями в области химии и биологии; преобразовывать текст в таблицу; выявлять главное и второстепенное при работе с текстом.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся получают задание, изучают текст в учебнике, а также дополнительный материал и заполняют таблицу.

Задание

Прочитать текст учебника и составить таблицу.

Группа элементов и их содержание

Название элемента

Функции элемента в организмах

Органогены

98%

кислород

углерод

водород

азот

Образуют молекулы органических веществ белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот и др.

Макроэлементы

0,1 – 0,01%

магний

калий

кальций

натрий

хлор

фосфор

сера

железо

Микроэлементы

0,001 – 0,0001

йод

медь

цинк

марганец

фтор

Дополнительный материал.

В организме взрослого человека  содержится 1 – 2 кг кальция, из них 98 – 99 % входит в состав костной и хрящевой тканей в виде солей фосфорной и угольной кислот, а остальное количество распределяется в мягких тканях и в межклеточной жидкости. Кальций является основным структурным компонентом костной ткани, понижает проницаемость клеточных мембран, снижает возбудимость нервной системы, стимулирует деятельность сердечной мышцы, участвует во всех стадиях свёртывания крови, способствует нормальной проницаемости стенок сосудов, способствует выведению из организма солей тяжёлых металлов. Кальций играет особо важную роль в сокращении мышц. В течение десятых долей секунды, за которые электрический потенциал охватывает мышечное волокно, содержание свободного кальция в нём увеличивается в 100000 раз!  Исследователи обнаружили, что он вступает в связь с сократительными элементами  мышц и вызывает их укорочение, одновременно «запуская» механизм поглощения кислорода и создания запасов энергии, необходимой для работы мышц.

Магний входит в состав хлорофилла клеток растений. Оказывает влияние на тонус мышечной оболочки сосудов, обладает сосудорасширяющим эффектом и снимает спазмы. Он также снижает напряжение гладких мышц в стенках артерий и таким образом понижает кровяное давление. Магний снижает и уровень холестерина. Этот элемент незаменим в профилактике стрессов и синдрома хронической усталости, а ведь то и другое быстро старит организм.

Калий, совместно с натрием и хлором, принимает участие в поддержании осмотического равновесия в организме, обеспечивает проведение нервных импульсов, сокращения мышц, в том числе и сердечной.

Натрий играет основную роль в поддержании постоянства осмотического давления и объёма жидкости в организме.

Хлор входит в состав соляной кислоты желудочного сока.

Подавляющая часть фосфора организма сосредоточена в костной ткани. Он также входит в состав фосфолипидов и молекул нуклеиновых кислот.

Сера входит в состав аминокислот белков.

Железо содержится в гемоглобине и миоглобине.

Йод входит в состав гормона щитовидной железы тироксина.

Медь участвует в синтезе коллагена и эластина. Нехватка меди – это слабые сосуды, которые способны разорваться в любой момент. Данный микроэлемент обладает противовоспалительными свойствами и участвует в регуляции действия ряда гормонов. Медь способствует транспорту железа в костный мозг, участвует в кроветворении, в формировании и укреплении костей.

Цинк входит в состав более 100 ферментов, укрепляет иммунитет, необходим для роста, восстановления, а значит, и для омоложения клеток. Цинк стимулирует всю гормональную систему человека, регулируя работу таких важных желез, как гипофиз и половые железы; он же регулирует работу поджелудочной железы. Гормон роста представляет собой комплексное соединение цинка. Цинк отвечает за осуществление таких функций, как обоняние, зрение и вкусовые ощущения, необходим для заживления ран. Он участвует в синтезе и сохранении инсулина, обеспечивает нормальное функционирование половых желёз.

Марганец оказывает влияние на формирование скелета,  необходим для поддержания репродуктивной функции, участвует в реакциях иммунитета, кроветворении и тканевом дыхании.

Фтор принимает участие в образовании костей и зубов.

Практическая работа №2 «Углеводы»

Цели работы: изучить  классификацию, строение, свойства и биологическую роль углеводов. Научить обучающихся работать с текстом, т.е. выявлять главное и второстепенное.

Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся выявлять в тексте свойства углеводов, ознакомятся с их биологической ролью и преобразуют текст в виде таблицы.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Выполняя задание обучающиеся используют учебник и дополнительный текст.

Прочитать текст и составить таблицу.

Углеводы

Свойства

Биологическое значение

1.Моносахариды:

Глюкоза

Фруктоза

Галактоза

2.Дисахариды

Сахароза

Мальтоза

Лактоза

3.Полисахариды

Крахмал

Гликоген

Целлюлоза

Глюкоза – виноградный сахар, белое кристаллическое вещество сладкого вкуса, хорошо растворяется в воде. В свободном состоянии встречается как в растениях, так и в животных организмах; входит в состав важнейших ди- и полисахаридов. Является главным источником энергии для клеток. Она обязательно находится в крови. Снижение её количества в крови влечёт за собой немедленное нарушение жизнедеятельности нервных и мышечных клеток, иногда сопровождаемое судорогами или обморочным состоянием. Глюкоза регулирует осмотическое давление (осморегуляция – процесс, обеспечивающий относительное постоянство концентрации растворённых веществ во внутренней среде организма).

Фруктоза в большом количестве встречается в плодах, поэтому её часто называют плодовым сахаром. Она в три раза слаще глюкозы. Путь распада фруктозы в организме короче, чем глюкозы, что важно при питании больного сахарным диабетом, когда глюкоза очень слабо усваивается клетками.

Галактоза пространственный изомер глюкозы – отличается от неё только расположением гидроксильной группы и водорода у четвёртого атома углерода. Она входит в состав лактозы – молочного сахара. Галактоза в печени и других органах превращается в глюкозу.

Сахароза – тростниковый или свекловичный сахар. Она состоит из остатков глюкозы и фруктозы. Чрезвычайно широко распространена в растениях (семена, ягоды, клубни, плоды). Играет большую роль в питании многих животных и человека. Гигроскопична, очень легко растворяется в воде.

Лактоза – молочный сахар, имеет в составе глюкозу и галактозу. Отличается от других сахаров отсутствием гигроскопичности – она не отсыревает. Это свойство применяется в фармацевтической промышленности для изготовления таблеток, порошков. Лактоза является важным питательным веществом для растущих организмов человека и млекопитающих.

Мальтоза (солодовый сахар) – состоит из двух молекул глюкозы. Мальтоза – основной структурный компонент крахмала и гликогена. Она широко распространена как в растительных, так и в животных организмах. Мальтоза образуется под влиянием ферментов пищеварительного тракта, а также при многих технологических процессах бродильной промышленности: винокурении, пивоварении и т.д.

Крахмал содержится в зёрнах, клубнях, семенах и корнях, являясь запасным питательным веществом растений. Находится в виде зёрнышек слоистого строения, нерастворимых в холодной воде. В горячей воде крахмал образует коллоидный раствор, называемый в быту крахмальным клейстером. Природный крахмал состоит из двух фракций – амилозы и амилопектина. При гидролизе крахмала образуется глюкоза. Для человека крахмал является пищевым продуктом в виде хлеба, картофеля, круп.

Гликоген – полисахарид, содержащийся в клетках животных и человека, а также грибах, в том числе дрожжах. Гликоген играет важную роль в обмене углеводов в животном организме. В значительном количестве накапливается в клетках печени, мышцах, сердце и других органах. Является поставщиком глюкозы в кровь. По структуре напоминает крахмал, но разветвлён сильнее. Растворяется в горячей воде, образуя коллоидный раствор.

Целлюлоза (клетчатка) – главный структурный полисахарид клеточных оболочек растений. Клетчатка волокнистое  вещество, нерастворимое в воде, она лишь набухает в ней. Макромолекулы целлюлозы состоят из остатков глюкозы и имеют только линейное строение.  Её молекулы располагаются параллельно и связываются в пучки водородными связями. Этим определяется прочность растительных волокон (лён, хлопок древесина).

Практическая работа №3 «Белки»

Цели работы:  изучить функции белков организме, определить взаимосвязь строения и функций белков в клетке.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся структурировать текст учебника в виде таблицы, определять взаимосвязь строения и функций белков.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся должны, используя  текст учебника и дополнительный материал, заполнить таблицу.

Учащиеся, используя текст в учебнике, заполняют таблицу:

Типы белков

Функции белков

Примеры

1.Структурные

Структурная. Входят в состав клеточных мембран и органелл клетки.

Коллаген – фибриллярный белок соединительной  ткани, кератин – белок костей, ногтей и волос, оссеин – белок костей, актин и тубулин – белки, участвующие в формировании цитоскелета.

2.Ферменты

Каталитическая.

Обеспечивают фиксацию углерода при фотосинтезе, реакции матричного синтеза, расщепление питательных веществ в пищеварительном тракте.

Каталаза – фермент разрушающий перекись водорода; мальтаза – фермент разрушающий крахмал в пищеварительном тракте.

3.Гормоны

Регуляторная

Инсулин – регулирует поступление глюкозы в клетки; гормон роста

4.Сократительные

Двигательная

Благодаря движению относи-

тельно друг друга нитей белков актина и миозина осуществляется сокращение мышц;  

5.Транспортные

Транспортная. Перенос веществ как внутри клетки, так и в организме в целом

Альбумины крови транспортируют жирные кислоты, глобулины – ионы металлов и гормоны. Гемоглобин переносит кислород и углекислый газ. Белки плазматической мембраны осуществляют транспорт веществ в клетку.

6.Защитные

Защитная (иммунитет)

Антитела крови обеспечивают иммунную защиту от бактерий. Фибриноген и тромбин предотвращают кровотечение и участвуют в свертывании крови. Интерферон подавляет развитие вирусов.

7.Запасные

Питательная

Белок молока казеин, альбумин яиц птиц и рептилий, клейковина семян пшеницы, зеин семян кукурузы.

8.Различные типы белков

Энергетическая.

При расщеплении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии

Практическая работа №4 «Расщепление пероксида водорода ферментами, содержащимися в клетках листа элодеи»

Цели работы: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, вода, раствор пероксида водорода, элодея.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся, научатся работать с микроскопом, проводить опыты, описывать наблюдения, объяснять наблюдаемые явления и делать выводы.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

  1. Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте клетку листа.
  2. Капните на микропрепарат пероксид водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.
  3. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение?
  4. Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите её под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы.

Практическая работа №5 «Изучение клетки под микроскопом, работа с моделью-аппликацией»

Цели работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, пипетки, кожица лука, культура бактерий сенной палочки, дрожжевые грибы, готовые микропрепараты животной клетки.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся, научатся работать с микроскопом, проводить и описывать наблюдения, находить и объяснять сходство и различие клеток разных организмов.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

  1. Приготовьте микропрепараты  лука, дрожжевых грибов, бактерий сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
  2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях.
  3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чём заключается  сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов.

Практическая работа №6 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

Цели работы: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, чешуя лука, раствор поваренной соли, фильтровальная бумага.

Ожидаемые результаты: сформирование умений:обучающиеся, научатся работать с микроскопом, проводить опыты, описывать наблюдения, объяснять наблюдаемые явления и делать выводы.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука и рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
  2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю  раствора поваренной соли, накройте покровным стеклом. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
  3. Удалите фильтрованной бумагой с препарата раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды, накройте покровным стеклом. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
  4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду. Чем это объясняется?

Практическая работа №7 «Цитоплазма и её органоиды»

Цель работы: рассмотреть строение органоидов и определить их функции.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать текст в виде таблицы, использовать дополнительную информацию из видеофильмов о строении и функциях органоидов клетки.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся, используя текст учебника и видеофильмы, составляют таблицу:

Органоиды клетки

Строение

Функции

1.Лизосомы

2.ЭПС

3.Рибосомы

4.Комплекс Гольджи

5.Митохондрии

6.Пластиды

7.Клеточный центр

Практическая работа № 8«Прокариоты и эукариоты»

Цель работы: изучить  особенности строения и функционирования прокариот; сделать опорный конспект по плану.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся  выделять главное и второстепенное в тексте, составлять опорный конспект по плану.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся изучают текст и делают опорный конспект по плану:

План

1) Строение бактериальной клетки.

2) Способы питания.

3) Размножение и образование спор.

Внешнее строение бактерий.

Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой – клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии характерную для неё форму. Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки, но состоит из других полимеров ( в их состав кроме углеводов входят также аминокислоты и специфические для бактерий вещества). Она проницаема: через неё питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ, свободно выходят в окружающую среду. Поверх клеточной стенки часто находится защитная слизистая капсула. Она предохраняет клетку от высыхания.

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики или короткие ворсинки, с помощью которых они активно плавают.

Внутреннее строение бактерий.

Прокариоты отличаются от эукариот  главным образом отсутствием оформленного ядра и наличием всего одной хромосомы – очень длинной кольцевой молекулы ДНК. У прокариот нет  окружённых мембранами внутриклеточных органелл, называемых митохондриями и хлоропластами. У прокариот вся клетка целиком (и в первую очередь – клеточная мембрана) берёт на себя функцию митохондрии, а у фотосинтезирующих форм – заодно и хлоропласта. Как и у эукариот, внутри бактерии находятся мелкие нуклеопротеиновые структуры – рибосомы, необходимые для синтеза белка, но они не связаны с какими-либо мембранами.

Способы питания.

Среди бактерий есть гетеротрофы и автотрофы. Автотрофы – организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества для своего питания. Среди них различают: фотосинтетики (синтезируют органические вещества за счёт солнечной энергии, пример цианобактерии); хемосинтетики( используют для синтеза химическую энергию окисления серы – серобактерии, аммония и нитрита – нитрифицирующие); метилотрофы (синтезируют органическое вещество за счёт химической энергии метаболизма углеродных соединений, например метана).

Гетеротрофы – организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества. Среди таких бактерий различают: сапрофиты (питаются мертвыми животными и растительными остатками);  симбионты (живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу); паразиты (живут внутри другого организма или на нём и вызывают различные заболевания).

Размножение бактерий.

Размножаются очень быстро (многие через каждые 20-30 минут) путём деления клетки на две. При такой скорости размножения в течение 6 часов из одной клетки может образоваться 250 тысяч бактерий. При неблагоприятных условиях у многих бактерий содержимое клетки отделяется от оболочки, уплотняется и покрывается новой оболочкой. Так образуются устойчивые споры, выдерживающие длительное высушивание, нагревание свыше 100°С и сильнейшее охлаждение. Споры возбудителя сибирской язвы жизнеспособны в течение 30 – 50 лет.

Практическая работа № 9 «Генетическая информация. Код ДНК»

Цели работы: изучить свойства генетического кода и выполнить задания на понимание этих свойств.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся, используя принцип комплементарности и генетические коды аминокислот из таблицы в учебнике, выполнять задания.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка

Для выполнения заданий, обучающиеся используют материалы текста учебника, таблицы «Генетический код аминокислот в и-РНК».

  1. Код триплетен.

Задание: выпишите из таблицы коды аланина и лизина. Переведите их в код ДНК.

       и-РНК

       ДНК

  1. Код избыточен.

 Задание: выпишите названия аминокислот, имеющих только один код, два кода.

  1. Код однозначен.

Задание: даны коды аминокислот в ДНК:  ГЦА, ТТА. Какие аминокислоты они шифруют?

ДНК                         ГЦА                         ТТА

и-РНК

название

аминокислот

  1. Между генами имеются знаки препинания.

Задание: выпишите коды и-РНК не шифрующие аминокислот.

  1. Внутри гена нет знаков препинания.

  1. Код универсален.

 Задание: с помощью кодов и-РНК зашифруйте последовательность аминокислот.

Аргинин – лизин – цистеин – глицин – валин – серин

Практическая работа №10 «Митоз и мейоз»

Цели работы:  изучить процессы митоза и мейоза, сравнить эти  процессы и заполнить таблицу

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся структурировать текст учебника в виде таблицы, находить сходство и различие

между процессами митоза и мейоза.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка

Обучающиеся изучают материал по учебнику и видеороликам «Митоз» и «Мейоз». Выясняют сходство и различия между этими двумя процессами, заполняют таблицу.

Сходство

Митоз

Мейоз

Отличия

Практическая работа №11 «Половое и бесполое размножение»

 

Цели работы:  изучить виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения растений и заполнить таблицу.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать текст в виде таблицы, использовать дополнительную информацию из видеофильмов.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка

Обучающиеся изучают материал по учебнику и видеофильмам «Размножение многоклеточных организмов» и «Размножение растений его частями». Выясняют способы бесполого и полового размножения, приводят примеры организмов и заполняют таблицу.

Тип размножения

Способ размножения

Представители

Бесполое

Вегетативное

Половое

Практическая работа №12 «Оплодотворение у покрытосеменных растений»

Цели работы: изучить по учебнику и учебному фильму процесс двойного оплодотворения покрытосеменных растений и сделать опорный конспект.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся  выделять главное и второстепенное в тексте, составлять опорный конспект.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся изучают материал по учебнику, выясняют сущность двойного оплодотворения у покрытосеменных растений, делают опорный конспект. Закрепляют материал просмотром видеофильма «Двойное оплодотворение цветковых растений».

Практическая работа №13 «Постэмбриональное развитие организмов»

Цели работы: изучить сущность и виды  постэмбрионального развития организмов, определить зависимость постэмбрионального развития от факторов среды; раскрыть приспособительное значение  развития с метаморфозом.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: научатся структурировать текст учебника в виде схемы.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся  выявляют сущность и виды постэмбрианального развития; приводят примеры организмов; делают необходимые записи и делают схемы.

Практическая работа №14 «Сцепленное наследование генов».

Цели работы: научиться решать генетические задачи на сцепленное наследование генов.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: научатся решать задачи, используя законы генетики.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Задача 1

У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. 1) Какова вероятность (%), что сын унаследует  вышеуказанный признак от отца? 2) Какова вероятность (%) рождения в этой семье дочери с отсутствием потовых желёз?

Решение

Х – отсутствие болезни

Х˚ –  болезнь

Р

отец

Х˚Y

мать

Х˚Х

Гаметы

Х˚,Y

Х˚,Х

F1

  Х˚ Х˚,  Х˚Х,  Х˚Y,  ХY

Так как признак сцеплен с Х хромосомой, и болен сын, значит мать – носитель болезни (гетерозигота). Генотипы родителей и потомства

Расщепление: больных дочерей 25%, дочерей носителей 25%, больных сыновей 25%, здоровых сыновей 25%.

  1. 25%
  2. 25%

Задача 2

Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?                                                                                                                              

 

Дано:                                                                       Решение:

А – праворукость

А – леворукость

ХD – нормальное зрение

Хd – дальтонизм  

F1 -  ?

 

Решение:

 Р      ааХDХD    х  АаХdУ       – генотип

         н.зрение    дальтоник    – фенотип  

         правша      левша  

G       аХD              АХd  ,  АУ,   аХd ,   аУ

F1     АаХDХd      АаХDУ        ааХDХd       ааХD У    

       н.зрение       н.зрение     н.зрение    дальтоник

       правша         правша         левша        левша

           25%             25%             25%            25%    

Задача 3

Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

Дано:

У А - ген перепончатопалости

 

фенотипы детей -?

Решение:

Р    ХХ        х     ХУА          –  генотип

 нормальная     перепончатопалый     –  фенотип

G    Х              Х,   УА 

F1           ХХ                            ХУА                                          

      нормальная       перепончатопалый

Практическая работа №15 «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой»

Цели работы: познакомить обучающихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умения строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: листья дуба с одного дерева, линейка

Ожидаемые результаты: сформирование умений:  научатся строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

  1. Измерьте длину 50 листьев дуба. Округлите до целого числа.

  1. Данные измерений запишите в таблицу.

Длина листьев, см

Количество листьев, шт.

  1. Подсчитайте среднюю величину листьев:

,

где  − средняя величина;  − знак сложения;  − варианта (длина листа);  − частота встречаемости (сколько листьев имеют такую длину);  − общее число вариант вариационного ряда (общее количество листьев.в данном случае оно равно 100).

  1. Начертите вариационную кривую длины листьев дуба.

  1. Сделайте вывод.

Вывод: наибольшая длина листьев – от___до___  см. Средняя величина −___ см, что соответствует измерениям.

Практическая работа №16 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

Цели работы: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротников, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: научатся работать с гербариями и коллекциями, определять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

  1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение – назовите имеющиеся у них органы.
  2. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей  до покрытосеменных.
  3. Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые), выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
  4. Опишите идиоадаптации  у насекомых рассматриваемых отрядов, раскройте их эволюционное значение.

Практическая работа №17  «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

Цели работы: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся, научатся работать с гербариями и составлять описательную характеристику растений.

Время выполнения: 1 академический час

Пояснительная записка.

  1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия. Составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
  2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Практическая работа №18 «Борьба за существование и её виды»

Цели работы: научиться применять полученные знания для решения конкретных задач; изучить виды борьбы за существование и уметь определять тот или иной вид борьбы.

Ожидаемые результаты: сформирование умений обучающиеся,  работая с текстом учебника, научатся находить в нём нужную информацию для решения конкретных задач.

Время выполнения: 1 академический час.

Задание.

Из перечисленных примеров  выберите формы борьбы за существование у организмов и занесите соответствующий номер в таблицу.

Вариант 1

1)Семена вместе с плодами и листьями съедены зайцем.

2)Семена попали в воду.

3)Всходы растения высохли и погибли от недостатка влаги.

4)После сильного дождя всходы погибли от избытка влаги.

5)Всходы растения съедены косулей.

6)Семена склевали птицы.

7)Всходы затоптали люди.

8)Всходы погибли от недостатка солнечного света, в результате их затенения растениями того же вида.

9)Корни растений съедены личинками майского жука, растения погибли.

10)Проростки погибли во время заморозков.

Вариант 2

1)Икринки съедены рыбами других видов.

2)Икринки съедены рыбами своего вида.

3)Мальки погибли из-за пересыхания обмелевшего участка водоёма.

4)Икринки погибли от поселившихся бактерий.

5)Мальки погибли из-за промерзания водоёма в связи с заморозками.

6)Мальки съедены речным раком.

7)Икринки сильным ветром и волной вынесены на берег.

8)Икринки течением воды занесены под камень и там погибли.

9)Рыбы погибли из-за червей-паразитов.

10)Произошёл замор рыбы зимой.

Вариант

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями

1

8

1, 5, 6, 7, 9

2, 3,4, 10

2

2

1, 4, 6, 9

3, 5, 7, 8, 10

Практическая работа №19 «Изучение приспособленности организмов»

Цели работы: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся, работая с текстом учебника и видеофильмом, научатся находить в них нужную информацию; определять черты приспособленности организмов к среде обитания и объяснять их значение 

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

1.Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.

2.Выявите черты приспособленности к среде обитания.

3.На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизмы возникновения приспособлений.

Далее просмотр видеофильма и выполнение практической работы.

Заполнить таблицу.

Название организма

Вид приспособленности

Практическая работа №20 «Эволюция человека»

Цели работы: изучить основные стадии антропогенеза, выявить изменения в строении и образе жизни гоминид; составить таблицу.

Ожидаемые результаты: сформирование умений обучающиеся, работая с текстом учебника, научатся находить в нём нужную информацию для заполнения таблицы.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Внешний вид

Строение черепа объём мозга

Орудия труда

Образ жизни

Австралопитек

Питекантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Практическая работа №21 «Характеристика больших человеческих рас»

Цели работы: изучить причины возникновение  человеческих рас; дать им характеристику.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать текст в виде таблицы, использовать дополнительную информацию из презентации.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся, используя текст учебника и презентацию, составляют таблицу:

Характерные особенности

Расы

Негроидная

Европеоидная

Монголоидная

Цвет кожи

Цвет волос

Форма носа

Строение глаз

Первоначальный ареал

Практическая работа №22 «Средообразующая деятельность организмов»

Цели работы: изучить влияние живых организмов на среду обитания, научиться применять полученные знания для решения конкретных заданий.

Ожидаемые результаты: сформирование умений обучающиеся, работая с текстом, научатся находить в нём нужную информацию для решения конкретных заданий.

Время выполнения: 1 академический час. 

Пояснительная записка.

Задание

1.Прочитайте текст и сделайте опорный конспект.

2. Придумайте не менее 5  вопросов к тексту.

3.Ответьте на вопросы:

а) Известно, что бобовые растения улучшают условия для последующего урожая зерновых. Что же они меняют в окружающей среде?

б) Какую роль в природе играют почвенные микроорганизмы?

в) Каким образом растения изменяют среду обитания?

Наиболее простым влиянием жизни на среду является механическое воздействие. Строя норы, прокладывая ходы, животные сильно изменяют свойства грунта.

Почва изменяется и под воздействием корней растений: она укрепляется, становясь менее подверженной разрушению потоками воды или ветром. Всем хорошо известна строительная деятельность бобров, вызывающая серьёзные изменения водного режима тех рек, на которых эти звери строят свои плотины, и связанные с этим изменения фауны и флоры. Способность растительноядных рыб очищать водотоки от зарослей водной растительности, которой они активно питаются, используется человеком в борьбе с зарастанием водоёмов и каналов.

Живущие  в толще воды мелкие рачки, личинки насекомых, моллюски, многие рыбы имеют своеобразный тип питания, который называется фильтрацией. Постоянно пропуская воду через ротовой аппарат, эти животные отцеживают из неё пищевые частицы, содержащиеся в твёрдых взвесях. Такая деятельность значительно влияет на качество природных вод: животные осуществляют их постоянную очистку, как гигантские фильтры.

Однако механическое воздействие организмов на среду обитания гораздо слабее, чем физико-химическое. Наибольшая роль здесь принадлежит зелёным растениям, благодаря которым формируется химический состав атмосферы. Фотосинтез является главным поставщиком кислорода в атмосферу, обеспечивая тем самым жизнь наземным обитателям.

Поглощая и испаряя воду, растения оказывают влияние на водный режим  их местообитаний. Наличие растительности способствует постоянному увлажнению воздуха. Кроме того, растительный покров смягчает суточные колебания температуры вблизи поверхности земли, а также колебания влажности и ветра, оказывает воздействие  на структуру и химический состав почв. Всё это создаёт определённый микроклимат, оказывающий благотворное воздействие на другие организмы.

Живые организмы способны перемещать огромные массы различных веществ. По законам физики неживое вещество перемещается на Земле только сверху вниз. Живые организмы могут осуществлять и обратные перемещения – снизу вверх. Стаи морских рыб мигрируют на нерест вверх по рекам, перемещая большие количества живого органического вещества. Растения перемещают огромные массы воды и растворённые в ней вещества снизу вверх: из почвенного раствора в корни стебли и листья. Живые организмы играют важнейшую роль в круговороте веществ.

Организмы оказывают решающее влияние на состав и плодородие почв. Благодаря их деятельности, в частности переработке организмами мёртвых корней, опавших листьев, иных омертвевших тканей, в почве образуется особое вещество – гумус. В образовании гумуса участвует огромное число организмов: бактерий, грибов, простейших, клещей, многоножек, дождевых червей, насекомых и их личинок, пауков, моллюсков, кротов и других землероев.

Питаясь, они не только преобразуют мёртвое органическое вещество в гумус, но и перемешивают его, соединяют его с минеральными частицами, формируя тем самым почвенную структуру.

Практическая работа №23 «Описание экосистемы и составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания».

Цели работы: рассмотреть трофическую структуру предложенной экосистемы, заполнить таблицу; изучить трофические связи в предложенной экосистеме и научиться составлять цепи питания.

Ожидаемые результаты: сформирование умений обучающиеся,  работая с текстом, научатся находить в нём нужную информацию и структурировать текст в виде таблицы. Научаться составлять цепи питания, изучив трофические связи в предложенной экосистеме.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка

Обучающиеся получают текст с описанием экосистемы, заполняют таблицу и составляют цепи питания.

Продуценты

К   о   н   с   у    м   е   н   т   ы

Редуценты

Фитофаги

Первичные хищники

Вторичные хищники

САВАННЫ.

В декабре в саваннах влажный сезон. Саванны покрываются зелёным ковром трав. Среди них преобладают злаки, образующие густой травостой высотой около 1 м. Среди зелени злаков яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье − пурпурные цветки плухеи, жёлтые соцветия клаталарии. Видны и характерные древесные породы − зонтичная акация, баобаб, пальмы феникс и дерево балатинес. Газели Томсона и антилопы Гранта осторожно скусывают траву, оставляя нижнюю часть стебля нетронутой. Более тщательно скусывают травяной покров антилопы гну и зебры. А бородавочники поедают траву под самый корень. Импала и жирафовая антилопа часто кормятся листвой акаций. Веточные корма составляют значительную часть диеты носорогов. Наиболее разнообразна пища у слонов. Они кормятся травой, листьями кустарников и деревьев. Самые верхние ярусы древесной растительности доступны только жирафам. Саранчовые также поедают растительность. Главную роль в переработке растительного опада  играют термиты. Сами термиты служат кормом для муравьёв, хищных многоножек, мелких ящериц. В открытой травянистой саванне охотится быстроногий гепард. Излюбленная добыча гепарда − газели Томсона, реже он пытается преследовать более крупных газелей Гранта или импал. Леопард предпочитает кустарниковую саванну и редколесье. Нападает на свою жертву леопард из-за засады. Кроме антилоп и зайцев, леопард ловит также различных птиц, кистеухих свиней. Самый крупный хищник саванны − лев охотится на зебру или антилоп, бородавочников. Кроме хищников, в саванне заметны животные-падальщики. К ним относятся гиены, шакалы разнообразные грифы и стервятники. Погибшие животные быстро исчезают в саванне. Помимо крупных четвероногих и пернатых санитаров, интенсивную работу по разложению останков ведут жуки мертвоеды, личинки мух. А высохшие кости животных истачивают своими мощными челюстями термиты.  

В ПУСТЫНЕ.

Дожди в пустыне Каракумы проходят в феврале-марте, и сразу же после дождей начинает развиваться травянистая растительность. Пустыня одевается густым ковром осоки и разнотравья. В наиболее увлажнённых понижениях образуется пёстрый цветник из красных маков, белых ромашек, розовых дельфиниумов. Все эти растения называют эфемерами и эфемероидами. Эфемеры − однолетние растения, переживающие неблагоприятный период в виде семян. Эфемероиды − многолетники, оставляющие в период засухи корневища или луковицы. Иначе приспособились к жизни в пустынях многолетние кустарниковые растения − саксаул, кандым, эфедра, песчаная акция. Корневая система этих растений уходит на глубину 4 - 5 метров. Большинство имеет редуцированные листья, превращённые в чешуйки или сухие жёсткие колючки.

Растительноядная азиатская черепаха появляется на поверхности весной, а летом впадает в спячку. Многие животные, спасаясь от жары, перешли на ночной образ жизни. Это тушканчики, гекконы, жужелицы-скариты, песчаные удавчики. Зелёную растительность помимо черепах поедают грызуны песчанки, суслики, заяц-песчаник, джейран, гребнепалый тушканчик, насекомые. Среди птиц пустыни немало зерноядных видов, потребляющих  семена кустарников и трав, например, пустынный и саксаульный воробьи, буланый вьюрок. Отмершую растительную массу поедают жуки-чернотелки, некоторые муравьи, мокрицы и термиты.

Обилие мелких насекомых обеспечивает кормом насекомоядных птиц (бормотушки, скотоцерка, тугайный соловей). Ящерицы охотятся на муравьёв, долгоносиков, мелких хрущей, гусениц и бабочек. В ночное время выходит на промысел песчаный удавчик. Добычей ему служат песчанки, тушканчики, ящерицы.

 Наиболее крупные хищники пустыни − орёл-беркут, пустынный волк и лисица корсак, помимо песчанок, добывают и зайца-песчаника, а при случае и молодого джейрана. К хищникам II порядка, помимо змей, относятся личинки муравьиных львов, делающих в песке воронки-ловушки для муравьёв, и крупная жужелица-антей, подстерегающая муравьёв у входа в муравейник.

СТЕПЬ.

Весной в степи быстро поднимается пышный ковёр трав. В нём вспыхивают яркие лепестки тюльпанов и маков, фиалок и лютиков, ирисов и анемонов. Пышная и свежая весна сменяется знойным и сухим летом. Многие растения выгорают. И тогда на первый план выступают более устойчивые к засухе ковыли. Степная растительность доставляет обилие пищи травоядным животным. Это, прежде всего, разнообразные саранчовые и жуки, а также многочисленные грызуны: сурки, суслики, полёвки поедают наземную растительную массу, а корнями растений питаются роющие грызуны − слепушонки и цокоры. Иногда в степи встречаются копытные травоядные животные сайгаки. В потреблении растительного опада принимают участие дождевые черви, нематоды, личинки жуков, а также бактерии и грибы. Обилие грызунов даёт пищу и пернатым, и четвероногим хищникам. Лисица ловит сусликов и полёвок на поверхности земли, а гибкие и юркие ласка и степной хорь без труда проникают внутрь норы и там настигают свою жертву.

Пернатые хищники − орлы, канюк-курганник, пустельга, кобчик − нападают на добычу с воздуха. Саранчовые служат пищей фоновым птицам степи − жаворонкам. Поедают саранчовых и степные пресмыкающиеся. Разноцветная ящурка употребляет в пищу саранчовых, жуков и муравьёв. Степная гадюка и щитомордник в детском возрасте питаются насекомыми, а взрослые змеи поедают грызунов и ящериц.

Почвенные фитофаги и детритофаги составляют основу питания для хищных животных почвы. Хищные нематоды едят растительноядных нематод, многоножки − геофилы пожирают дождевых червей и личинок жуков, простейшие животные питаются бактериями, а ногохвостки и панцирные клещи − почвенными грибами.

Самый крупный хищник степи − волк. Добыче ему служат сайгаки, сурки и суслики. В голодные годы этот хищник не гнушается любой мелкой добычей, а также охотно поедает падаль.

ТУНДРА.

Особое место в жизни тундры занимают лемминги − небольшие пушистые грызуны, по облику напоминающие хомячков.  Зиму эти животные проводят всё время под снегом, устраивая там сложную сеть туннелей. Пищей им служат самые разнообразные растения: лишайники, побеги трав и кустарников, грибы.

  От обилия леммингов более всего зависит численность песца, который тоже зимует в тундре. Почти столь же важен лемминг и для полярной совы. Зимой в тундре также обитает несколько видов полёвок, по лощинам и кустарниковым зарослям держатся белые куропатки, зайцы-беляки. В тундре могут зимовать стада диких северных оленей. Олени ведут кочевой образ жизни. За оленями движутся волки, поедающие больных или слабых особей. Из всех видов волков, населяющих тундру, самые рослые и красивые именно полярные волки. В лемминговые годы волки могут почти целиком переключаться на лёгкую и обильную добычу из этих грызунов. Летом же они могут поедать разных птиц − гусей, птенцов различных птиц.

С приходом весны и лета жизнь в тундре просыпается. Сильнее всего нагревается земля на поверхности, поэтому растения часто распластываются побегами у земли, образуя подушковидные куртины. Это характерно, например, для камнеломок, маков, крупки. В растительном покрове преобладают многолетние виды: вечнозелёные кустарники брусники, полярные ивы, карликовые берёзки, вороника, дриада (куропаточья трава). Многочисленны мхи и лишайники. Весной появляется множество насекомых: комаров различных видов, яркоокрашенных цветочных мух, крупных шмелей.

  Возле земли можно заметить мельчайших сероватых насекомых ногохвосток и клещиков-орибатидов. Они питаются разлагающимся детритом и грибным мицелием. Многочисленны в тундре и птицы. Это воробьиные: лапландские подорожники, пуночки, рогатые жаворонки. Весьма типичны и куропатки. Особенно обращают на себя внимание околоводные птицы: лебеди, гуси, кулики. Летом в тундре появляется мохноногий канюк, питающийся грызунами, крупные соколы − кречет и сапсан − чаще ловят куропаток, куликов, водоплавающих. Это же свойственно и ястребу-тетеревятнику.

Практическая работа №24 «Сравнение агроценоза и природной экосистемы».

Цели работы: изучить экосистемы созданные человеком; сравнить природную экосистему и агроценоз.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: обучающиеся научатся структурировать текст учебника в виде таблицы, находить сходство и различие

между природной экосистемой и агроценозом.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка

Обучающиеся изучают текст параграфа в учебнике, просматривают презентацию и заполняют таблицу.

Характеристики

Природная экосистема

Агроценоз

Сходство:

1.

2.

3.

4.

5.

Различия:

1.видовое разнообразие

2.устойчивость

3.действие отбора

4.источник энергии

5.круговорот элементов

6.саморегуляция

7.продуктивность

Практическая работа №25 «Круговорот веществ в биосфере».

Цели работы: изучить процессы круговорота воды, углерода и азота в природе составить соответствующие схемы.

Ожидаемые результаты: сформирование умений: научатся структурировать текст учебника в виде схемы.

Время выполнения: 1 академический час.

Пояснительная записка.

Обучающиеся изучают круговорот веществ в биосфере по учебнику, предложенному тексту и видео уроку, составляют соответствующие схемы круговоротов веществ.

Круговорот воды.  Вода в виде водяного пара испаряется с поверхности морей и океанов и переносится воздушными потоками на различные расстояния. Большая часть испарившейся воды возвращается в виде дождя в океан, а меньшая — на сушу. С суши вода в виде водяного пара теряется благодаря процессам испарения с ее поверхности и транспирации растениями. Вода переносится в атмосферу и в виде осадков возвращается на сушу или в океан. Одновременно с континентов в моря и океаны поступает речной сток воды.

Основу глобального круговорота воды в биосфере обеспечивают физические процессы, происходящие с участием мирового океана. Роль живого вещества в них, казалось бы, невелика. Однако на континентах масса воды, испаряемая растениями и поверхностью почвы, играет главную роль в круговороте воды. Масса воды, транспирируемая растительным покровом, весьма существенна. Так, гектар леса испаряет 20—50 т воды в сутки. Роль растительного покрова заключается также в удержании воды путем замедления ее стока, в поддержании постоянства уровня грунтовых вод и др.

Круговорот углерода. Огромная роль в круговороте углерода принадлежит зеленым растениям. В процессе фотосинтеза углекислый газ атмосферы и гидросферы ассимилируется наземными и водными растениями, а также цианобактериями и превращается в углеводы. В процессе же дыхания всех живых организмов происходит обратный процесс: углерод органических соединений превращается в углекислый газ. В результате ежегодно в круговорот вовлекаются многие десятки миллиардов тонн углерода. Таким образом, два фундаментальных биологических процесса — фотосинтез и дыхание — обусловливают циркуляцию углерода в биосфере.

Еще одним мощным потребителем углерода являются морские организмы. Они используют соединения углерода для построения раковин, скелетных образований. В дальнейшем остатки отмерших морских организмов образуют на дне морей и океанов мощные отложения известняков.

Круговорот азота. Основные его запасы сосредоточены в атмосфере в форме молекулярного азота, недоступного для растений. Пути поступления азота в почву и водную среду различны. Так, небольшое количество азотистых соединений образуется в атмосфере во время гроз. Вместе с дождевыми водами они поступают в водную или почвенную среду.

К прямой фиксации атмосферного молекулярного азота способны лишь некоторые бактерии и цианобактерии. Наиболее активными азотфиксаторами являются клубеньковые бактерии, поселяющиеся в клетках корней бобовых растений. Они переводят молекулярный азот в соединения, усваиваемые растениями. После отмирания растений и разложения клубеньков почва обогащается органическими и минеральными формами азота. Значительную роль в обогащении водной среды азотистыми соединениями играют цианобактерии.

Азотсодержащие органические вещества отмерших растений и животных расщепляются гнилостными (аммонифицирующими) бактериями до аммиака. Основная масса образующегося аммиака окисляется нитрифицирующими бактериями до нитритов и нитратов, после чего вновь используется растениями.

Различные формы азотистых соединений почвы и водной среды могут восстанавливаться некоторыми видами бактерий до оксидов и молекулярного азота. Этот процесс называется денитрификацией. Его результатом является обеднение почвы и воды соединениями азота и насыщение атмосферы молекулярным азотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по предмету общая биология

Практические работы по предмету общая биология...

Сборник практических работ по дисциплине "Биология"

В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Биология».  Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта и призваны обеспечить формиров...

Методические рекомендации для практических работ по биологии

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы ...

Практическая работа по биологии "Сравнительное описание природных экосистем и агроэкосистем".

Практическая работа может быть использована на уроках по биологии 11 класса, уроках биологии СПО....

Методическая разработка практической работы по биологии «Анализ фенотипической изменчивости»

Практическая работа  «Анализ фенотипической изменчивости»Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вари...

Методические указания к практическим работам по дисциплине «Биология»

 Методические указания к  практическим работам по дисциплине «Биология»...