Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по Генетике человека с основами медицинской генетики"
олимпиадные задания

Майорова Марина Евгеньевна

В методической разработке представлен материал для проведения внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по Генетике человека с основами медицинской генетики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

ОЛИМПИАДА

Дисциплина:

ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики

Специальность:

34.02.01 Сестринское дело

Москва

2021

Одобрено

ЦМК №2

Протокол №9

от «24» апреля 2021 г.

Председатель ЦМК

Майорова М.Е.__/ _______________

ФИО                        подпись

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  34.02.01 Сестринское дело

Автор:

Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Пояснительная  записка

Проведение олимпиады по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики целесообразно осуществлять ежегодно среди обучающихся II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело, в два тура.

Первый тур – отборочный –  проводится среди обучающихся всех групп.  

Цели и задачи первого тура:

  • выявить обучающихся, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать  их эффективность и качество.                                          

                                 

Задания первого тура  включают теоретические вопросы, позволяющие обучающимся продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.

                                 

Второй тур –  конкурсный –  проводится среди призеров, занявших I-III места в первом туре.

Цели и задачи второго тура:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.

Задания первого тура  включают теоретические вопросы, а так же задания, имеющие практическую направленность. Задания второго тура включают решение задач профессиональной направленности.

Задания олимпиады составлены исходя из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий,  но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику  будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальностей Сестринское дело и Лечебное дело.

 

 Требования к заданиям:

  • Уровень трудности заданий должен  быть разным.  
  • Задания должны иметь практическую направленность.
  • Стиль изложения  заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание обучающихся.

Цели олимпиады

  1. Выявить обучающихся, проявляющих повышенный интерес к дисциплине

ОП. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики, способствовать развитию их творческого потенциала.

  1. Выяснить, соответствуют ли знания обучающихся по дисциплине требованиям, предъявляемым ФГОС.
  2. Расширить кругозор и углубить знания по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики.

Задания первого (отборочного) тура

Задание 1.

Инструкция: Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный. За каждый правильный ответ -  1 балл.

1. Трисомия по 21 паре хромосом определяет синдром:

а) Дауна        

б) Эдвардса  

в) Патау      

г) Шерешевского – Тернера

2. Носителем гена гемофилии бывают:

а) только мужчины                

б) и мужчины и женщины в равной степени

в) только женщины                

г) и мужчины, и женщины, но мужчины чаще

3. Резус - конфликт возможен, если:

а) мать резус-положительна, ребенок резус-отрицателен

б) мать резус-отрицательна, ребенок резус-положителен

в) мать резус-отрицательна, ребенок резус-отрицателен

г) мать резус-положительна, ребенок резус-положителен

4.Ферментопатией является:

а) фенилкетонурия        

б) нейрофиброматоз    

в) рахит  

г) гемофилия

5.Наследуется сцеплено с гетерохромосомой:

а) альбинизм  

б) полидактилия  

в) гемофилия  

г) галактоземия

6. При полном доминировании при скрещивании особей с генотипами Аа х  Аа расщепление по фенотипу будет:

а) 50% : 50%    

б) 75% : 25%    

в) 25% :  50% : 25%

г) 25% : 25% : 25% : 25%

7. Если здоровый юноша женится на девушке-носительнице фенилкетонурии (Аа), то вероятность рождения у них больного фенилкетонурией ребенка будет равна:

а) 100%

б) 50%

в) 25%

г) 0%

8. Если гены расположены в разных негомологических хромосомах, то проявляется закон:

а) неполного доминирования

б) полного доминирования

в) независимого наследования

г) расщепления признаков

9. Альбинизм является мутацией:

а) геномной            

б) генной                

в) хромосомной                    

г) полиплоидией

10. Генотип человека с 3 группой крови:

а) I0I0     в)  IAIB                      

б)  IAI0   Г)  IBI0

Задание 2.

Инструкция: Используя буквы и символы, запишите обозначения:

1) гетерозиготного по гену C организма

2) гомозиготного организма, доминантного по гену A

3) организма, рецессивного по гену B

4) генотип дигетерозиготного организма по генам A и C

5) генотип гибрида по гену A

6) генотип особи, относящейся к чистой линии по гену B

7) генотип фенотипически доминантной особи по гену C

8) обозначение особей n-го поколения

9) обозначение родительского поколения

10) обозначение мужской особи

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Эталоны ответов на вопросы первого (отборочного) тура

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

б

а

в

б

г

в

б

г

Критерий оценки

Каждый правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов -  10 баллов

Задание 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

АА

bb

AaCc

Aa

CC, Cc

Fn

P

Критерий оценки

Каждый правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов -  10 баллов

Максимальное количество баллов за задания первого тура  - 20 баллов

Распределение призовых мест: 20 баллов – I

19-18 балла – II  17 балла - III

Задания второго (конкурсного) тура

Задание 1. 

1. Близорукая девушка (АА) выходит замуж за  юношу  с нормальным зрением  (аа). Вероятность рождения у них ребенка  с нормальным зрением будет равна ____.

2. Гаметы АB, Ав, аB, ав характерны  для особи с генотипом ____.

3. Чтобы у голубоглазого юноши (аа) вероятность рождения кареглазых детей была 100%, его жена должна иметь генотип _____.

4. Если здоровая девушка (Аа) выходит замуж за больного сахарным диабетом юношу (аа), то вероятность рождения у них здорового ребенка будет равна ______.

5. В семье муж болен гемофилией (ХhУ), но его жена здорова. У них родился сын-гемофилик. Это стало возможно, так как генотип матери был _____.

6. У родителей правшей (доминантный признак) может родиться ребенок левша, если их генотипы будут следующими _____.

7. Гаметы  Ав, ав характерны для особи с генотипом _____.

8. У близорукой женщины (Аа) может родиться ребенок с нормальным зрением с вероятностью 50% при генотипе ее мужа _____.

9. Расщепление по фенотипу 3:1 при полном доминировании получится при скрещивании особей с генотипами Аа и ____.

10. У кареглазых родителей – гетерозигот может родиться голубоглазый ребенок с вероятностью ____.

11.Резус-конфликт между матерью и плодом может возникнуть, если у матери ____ резус-фактор, а у ребенка ____ резус-фактор.

12. Если у родителей группы крови АА и ВО, то вероятность рождения детей с группой крови ОО будет _____.

13. Резус-положительная женщина со второй группой крови, отец которой имел  отрицательный резус и первую группу крови, вышла замуж за мужчину с первой группой крови и rhrh. Вероятность того, что ребенок по этим признакам будет как отец, равна _____.

14. Резус-конфликт между матерью и плодом будет с вероятностью ___  при генотипах родителей:  мать rhrh  отец Rhrh.

15. Если у родителей группы крови ВВ и ОО, то вероятность рождения детей с группой крови ВО будет ____.

16. Если у матери первая группа крови, а у отца четвертая, то у их детей возможны _____ группы крови.

Эталоны ответов на задания второго (конкурсного) тура

Задание 1.

1

0%

9

Аа

2

АаВв

10

25%

3

АА

11

(-) и (+)

4

50%

12

0%

5

ХHXh

13

25%

6

Аа; Аа

14

50%

7

Аавв

15

100%

8

аа

16

II и III

Приложение 1

Бланк ответов на задания первого тура

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 2»

(ГБОУ ДЗМ «МК № 2»)

ОЛИМПИАДА

Дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики

Ф.И.О. студента___________________________________

Группа_____________________Дата___________________________        

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 1

Бланк ответов на задания второго тура

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 2»

(ГБОУ ДЗМ «МК № 2»)

ОЛИМПИАДА

Дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики

Ф.И.О. студента___________________________________

Группа_____________________Дата___________________________        

Задание 1.

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»

Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна»

В методической разработке открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с си...

Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №1 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Методические рекомендации для аудиторной СРС к  практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по       ...

Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №2, 3 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Методические рекомендации для аудиторной СРС к  практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по       ...