Статья по теме: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Дербак Надежда Васильевна

Статья посвящена применениию информационных технологий (на примере облачных технологий) в условиях современной образовательной системы на различных этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnikum.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дербак Н.В. – преподаватель математики и информационных дисциплин Камчатского кооперативного техникума (Петропавловск-Камчатский, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В современном мире информация является одной из главных движущих сил общества, поэтому любой специалист, в том числе и специалист среднего звена, должен уметь обрабатывать информацию, используя при этом различные информационные технологии. Использование информационных технологий в процессе обучения позволяет достигать следующих целей: формирование информационной и алгоритмической культуры; развитие навыков работы с компьютером, а также компьютерной грамотности; развитие мышления и эстетического воспитания, умений экспериментально-исследовательской деятельности [2].

В связи с этим традиционные методы обучения изменяются, появляются новые формы обучения, а также новые технологии, применяемые преподавателями во время учебного процесса. К одной из таких современных образовательных технологий можно отнести облачные технологии.  Под облачными технологиями понимают методы, средства и формы обработки цифровых данных, с помощью которых ресурсы предоставляются пользователю, как онлайн-сервис» [3]. 

Исходя из решаемых задач, образовательные облачные сервисы можно разделить на несколько групп:

  1. Интеллектуальные и обучающие системы в различных предметных областях.
  2. Онлайн-обучающие программы: тестовые системы, тренажеры, тьюторы, электронные учебники.
  3. Электронные библиотеки, издательские системы.

Говоря об облачных технологиях, стоит выделить то, что их можно использовать на разных этапах обучения, в том числе, на этапе проверки домашнего задания, этапе предъявления учебной информации обучающимся, этапе усвоения учебного материала, этапе повторения и закрепления знаний и умений, этапе промежуточного контроля и самоконтроля. Фактически с помощью облачных технологий можно обрабатывать, хранить и использовать любую информацию.

На основании проведенного нами исследования выделим преимущества и недостатки использования облачных технологий в процессе обучения:

  • неограниченные возможности сбора, передачи, обработки, преобразования и применения разнообразной по своей природе информации;
  • удобная работа с файлами: редактирование, обработка без переноса с одного устройства на другого;
  • решение ограниченного объема памяти съемных носителей и жестких дисков компьютера;
  • возможность работы над одним файлом или документом несколькими людьми одновременно;
  • обеспечение непрерывности получения образования;
  • значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса;
  • независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
  • повышение мотивационной составляющей обучения.

Как и у любой другой технологии у облачных технологий помимо достоинств есть и недостатки. К ряду серьезных недостатков можно отнести:

  • соединение в сети. Для доступа в «облако» необходимо постоянное интернет–соединение;
  • конфиденциальность. В настоящее время нет технологий, которые гарантировали бы полную конфиденциальность данных;
  • надежность. Потеря информации в облаке означает невозможность полного ее восстановления. При проникновении в «облако» злоумышленник получает полный доступ к огромному количеству информации.

Рассмотрев преимущества и недостатки использования облачных технологий, можно предложить следующие возможности их применения в образовательном процессе:

  • Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, учащихся друг с другом и с преподавателями: проверка домашней работы, консультирование по проектам и рефератам.  
  • Выполнение совместных проектов в группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб–страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе. Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование, рецензировать работы и публиковать свои произведения. Организация сетевого сбора информации от множества участников образовательного процесса. Учитель получает возможность отслеживать этапы совершенствования каждого задания по мере того, как учащиеся его выполняют.
  •  Создание сводных таблиц и диаграмм с целью анализа данных. Возможно проведение и индивидуальных, и совместных практических работ по таким разделам различных школьных дисциплин, как моделирование, обработка числовых данных в таблицах, построение диаграмм. Они могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу.
  •  Создание расписаний теоретических и практических занятий, консультаций; информирование учащихся о домашнем задании, о переносе занятий, напоминание о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов.
  •  Возможность организации совместной работы большого коллектива преподавателей и учащихся, а также родителей.
  • Возможность как для учителей, так и для учеников совместно использовать и публиковать документы различных видов и назначения.
  • Быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из–за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления.
  • Организация интерактивных занятий и коллективного преподавания.
  • Выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий».
  • Взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников (и не только) независимо от их местонахождения.
  • Создание web–ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов; интерактивный доступ к инструментам моделирования; информационные ресурсы; поддержка пользователей ).
  • Организация разных форм контроля;
  • Перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением (например, Moodle) [1].

В образовательный процесс использование облачных технологий приходит с задержкой и еще не нашло широкого применения. Несмотря на ряд очевидных достоинств, их распространению препятствует ряд объективных факторов. Традиционно большинство отечественных образовательных учреждений с недоверием относятся к аренде виртуальных мощностей, предпочитая работать с конкретным, желательно собственным, оборудованием, программным обеспечением и данными, которые хранятся локально и доступны в любой момент времени. Облачные технологии дают возможность обучающимся взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников независимо от их местоположения. Данные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления. Именно облачные технологии позволят знанию преодолеть существующие барьеры: географические, технологические, социальные. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение облачных технологий на сегодняшний  момент имеет огромные перспективы. Реализация потенциала облачных технологий может способствовать эффективному развитию информационно - образовательной среды и позволит достигнуть качественно нового уровня организации учебного процесса.

 

Список использованной литературы

 

1.    Дербак, Н. В. Методические рекомендации по визуализации учебной информации / Н. В. Дербак // Информатика в школе.  – 2019.  –  №10.  –  С. 31 – 35.

2.  Кошева Д.П. Формирование профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс] //Педагогическое образование на Алтае. -Барнаул, 2013. - №1. - C. 8-13. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21516395_29051339.pdf (дата обращения: 6.10.2022).

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. // Под ред. Роберт И.В. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.

4. Перепелица Л.И., Кошева Д.П. Программа информатизации как средство построения единого информационного пространства школы [Электронный ресурс] //Педагогическое образование на Алтае. - Барнаул, 2016. - №1. - C. 56-58. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26185075_ 76813027.pdf (дата обращения: 6.10.2022)

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о применении компьютерных технологий в условиях нпо

статья о применении компьютерных технологий в условиях нпо...

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания

Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа)

Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа) Понятие информационной технологии, ее свойства, классификация. Развитие современных...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...