Лекция №1. Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы.
материал

География в системе наук

2.Формирование представлений о географической картине мира

3.Методы географических исследований

4.Подходы и концепции экономической и социальной географии мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция 1. География в системе наук47.08 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №1.

Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы.

1.География в системе наук

2.Формирование представлений о географической картине мира

3.Методы географических исследований

4.Подходы и концепции экономической и социальной географии мира

  1. География в системе наук

География – это наука, описывающая Землю (землеописание). Ещё в античное время учёные пытались создать теорию происхождения строения окружающего мира и в результате пришли к тому, что Земля имеет форму шара, создавали первые планы и карты, определяли размеры Земли и географические координаты, Эратосфен ввёл термин «географика», работа Птолемея «География» содержала 8000 географических названий, а в трудах Аристотеля прописаны основы гидрологии, океанологии, метеорологии.

До середины IV века научные труды греков были отодвинуты и забыты, и «научный географический центр» сместился на Восток. Новые открытия, новые изобретения насыщали науку новыми знаниями.

Эпоха Великих географических открытий наполнена новыми именами путешественников (Джеймс Кук, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Виллем Баренц, Генри Гудзон, Ермак Тимофеевич и другие), открытием новых земель, новых маршрутов, составлением новых карт и описаний.

В конце XIX – начале XX века территориальные открытия сочетались с открытием географических законов. География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества. В России по велению Николая I в 1845 году создано Русское географическое общество.

  1. Формирование представлений о географической картине мира

Каждая наука вносит свой вклад в формирование научной картины мира. Различают картины мира отдельных наук: физическую, биологическую, астрономическую, географическую. Понятие о географической картине мира сформулировали Уно Мересте и Сальме Ныммик в 1984 году. По мнению учёных, географическая картина мира лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.

В истории человечества представления о географической картине мира менялись. От картографической модели с указанием размеров и описанием мест на первом этапе до концепции природных комплексов, отраслей хозяйства и географических районов на втором этапе, на третьем этапе разрабатываются концепции управления ТОО на основе системного подхода, исходя из ограниченности территории и ресурсов земного шара. Географическая картина мира многоаспектна, так как сочетает в себе разные научные географические картины: физико-географическую и социогеографическую картины мира.

Поэтому современные учёные всё чаще используют не просто термин «география», а «система географических наук».

Так, в процессе развития география разделилась на физико-географические науки, общественные (или социально-экономические) науки и общегеографические науки. Все науки тесно взаимосвязаны между собой, взаимно влияют друг на друга. Люди являются частью природы, используя и преобразуя её. Связи между науками помогают решать важные хозяйственные задачи, а также вопросы преобразования и охраны природы.

География тесно связана со многими другими дисциплинами. Например, благодаря связи с физикой объясняются географические явления, происходящие на нашей планете: от вулканов и землетрясений до циклонов и дождей. Биология связана с географией, поскольку живые организмы, изучением которых занимаются биологи, зависят от географических условий. Другими связанными науками являются химия, экономика, экология и т.д.

На стыке географии с другими науками возникли совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Всякое познание ведёт от незнания к знанию. Овладение географами способов научного познания и непрерывное совершенствование в конечном итоге определили сущность географического мышления. В это понятие советский учёный Н. Н. Баранский вкладывал два основных признака: «Географическое мышление – мышление, привязанное к территории, кладущее своё суждение на карту, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли».

Социально-экономическая география (также общественная география) — система географических наук, которая изучает территориальную организацию общества, её законы и закономерности. В социально-экономическую географию включены элементы географии, экономики и социологии.

Впервые термин «экономическая география» предложил великий русский учёный М. В. Ломоносов в 1760 году, но употреблять его в широком обиходе стали в конце XIX века. Основоположником отечественной экономической географии является Николай Николаевич Баранский, работавший со своими сподвижниками Николаем Николаевичем Колосовским и Иваном Александровичем Витвером.

Предметом экономической географии стало изучение хозяйственного разнообразия стран и районов. Позднее, с переходом к постиндустриальной стадии развития общества, возросло значение социальной географии, изучающей пространственные процессы и формы организации жизни людей. В результате появилось новое словосочетание «социально-экономическая география», которая решает противоречия, возникающие в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».

Социально-экономическая география, согласно наиболее распространённым взглядам, состоит из экономической, социальной и политической географии.

На современном этапе социально-экономическая география выполняет ряд задач:

1) выявление законов формирования политической карты мира;

2) анализ размещения природных ресурсов мира и степень их использования в народном хозяйстве;

3) анализ состава, размещения и динамики роста населения земного шара;

4) исследование и оценка воздействия научно-технического прогресса на мировое хозяйство;

5) оценка места и роли в мировом хозяйстве отдельных стран и регионов;

6) формирование географического мышления и географической культуры человека – способа гармоничного отношения между обществом и природой, направленного на сознательную хозяйственную деятельность, на сохранение нашей планеты.

3. Методы географических исследований

Основными способами получения географической информации являются методы географических исследований.

Метод – это способ достижения цели, решения конкретной задачи.

Владимир Павлович Максаковский методы географических исследований делит на общегеографические и частногеографические.

Понятно, что первые из них имеют сквозной характер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или экономико-географами.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.

Общегеографические методы подразделяются на традиционные и новые. К традиционным методам исследования относят метод наблюдения (маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные наблюдения дают важные фактические данные о географических объектах, их развитии, изменениях), картографический метод (позволяет изучать закономерности пространственного размещения и развития природно-территориальных комплексов с помощью разнообразных общегеографических, тематических и комплексных карт), статистический метод (обработка и анализ данных разнообразных наблюдений), исторический метод (изучение географических объектов с момента их образования до настоящего времени), сравнительный метод (выявление сходств и различий географических объектов и явлений для их классификации и прогнозирования их изменений в пространстве и во времени).

         К новым методам географических исследований относят методы дистанционных исследований (исследование и картографирование Земли при помощи самолётов, вертолётов, пилотируемых космических кораблей, оснащённых разнообразной съёмочной аппаратурой), географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем), моделирование (позволяет изучать развитие географических объектов, процессов и явлений при помощи их моделей), геоинформационный (геоинформационная система – ГИС – система сбора, хранения, анализа и графической визуализации географических данных). Последний метод применяют во многих сферах человеческой деятельности – анализ таких глобальных проблем, как загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, поиск наилучшего маршрута между пунктами, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи. Метод космического мониторинга Земли – исследования с помощью спутников климатических и атмосферных процессов на нашей планете, изучение её ионосферы, почвы и растительности, ледяного покрова океана с помощью дистанционного зондирования.

Частногеографические методы: геохимический (основан на изучении закономерностей пространственного распределения химических элементов или их природных соединений в литосфере, гидросфере, атмосфере и живом веществе), палеогеографический, метод экономического районирования и т.д. 

4.Подходы и концепции экономической и социальной географии мира

Как и в любой науке, в социально-экономической географии существуют определённые подходы, принципы и концепции, определяющие дальнейшую стратегию развития.

Важнейшей концепцией является устойчивое развитие общества. В 1987 году многие страны, в том числе и Россия, приняли принцип устойчивого развития общества, который предусматривает ответственность государства и гражданского общества в обеспечении возможности удовлетворения потребностей сегодняшнего и последующих поколений.

Концепция устойчивого развития сформировалась в результате объединения трёх направлений: экономическогокоторое подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, создание экологически приемлемой продукции, переработку и уничтожение отходов; экологического, с точки зрения которого устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем; социального, ставящего основным вопросом осознание социальных проблем. Всё это стало толчком к образованию данной концепции, направленной на сохранение культурной и социальной стабильности, а также на уменьшение количества несущих разрушения конфликтов.

Таким образом, в современном мире география является фундаментальной наукой, без достижений которой невозможно решение проблем взаимодействия природы и общества. География сегодня – это новые современные методы исследования, позволяющие решать задачи прогнозирования географических явлений и рационального управления природными и общественными процессами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальные карты как новый метод преподавания экономики

За последние десятилетия появилось множество работ о новых методах преподавания, написанных как преподавателями-методологами, так и экономистами-исследователями. Одним из современных способов ви...

Внеклассное мероприятие по географии "Географическое путешествие", 7 класс

Вопросы, предложенные обучающимся, охватывают не только базовый уровень знаний, но и применение дополнительной литературы. Познавательная игра представлена в виде путешествия. При проведении мероприят...

Внедрение в практику школы новых методов и организационных форм образования

Материал рассказывает о внедрении в трудовую практику школы нового вида трудовой деятельности для учащихся с ОВЗ - вермикультивирования....

Применение новых методов обучения на уроках учебной практики

Презентация представляет опыт применения стандартов Ворлдскиллс при практической подготовке по профессии Повар, кондитер...

Презентация к лекции 6 Медицинская статистика. Значение, методы

Презентация к лекции 6 Медицинская статистика. Значение, методы...

Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС

Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС, развитие технического мышления обучающихся  на уроках физики и во внеурочной деятельности...

Традиционные и инновационные методы в преподавании социально-экономических дисциплин из опыта работы

Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели.Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения.М...