Основные компоненты экосистемы
презентация к уроку

Амбросова Елена Владимировна

Цели:

1. Образовательные:

  • повышение эффективности занятия за счет использования технологии ИСУД и ИКТ;
  • формирование представления об экосистеме как целостной системе;
  • формирование у обучающихся целостного представления о природе, знакомство с разнообразием экосистем и их компонентами;
  • изучение на примерах различных экосистем взаимодействия компонентов природы.

2.Развивающие:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, при работе в группах;
  • развитие умения учащихся работать с компьютером, выполняя тесты;

3.Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности  и бережного отношения к окружающей среде, способствовать формированию сознательного отношения учащихся к природе.

 

Задачи:

  1. Сформировать у обучающих  понятия «система», «экосистема» и «компоненты экосистемы», раскрывая проблемы экологии.
  2. Продолжить формирование специальных предметных учебных действий,- становление основ экологической культуры, регулятивные - оценивать свою деятельность и корректировать её, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  3. Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между живой и неживой природой; становление экологической культуры на базе природоохранного аспекта экологического воспитания.
  4. С помощью слайдовой презентации (Power Point)». Раскрыть понятие «экосистема».
  5. Установить взаимосвязи между компонентами экосистемы.

Методы: иллюстративный, интерактивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основные компоненты экосистемы1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные компоненты экосистемы Преподаватель химии и биологии ГБПОУ ИО ИТТриС Амбросова Елена Владимировна Иркутск 2023

Слайд 2

Экосисте́ма , или экологи́ческая систе́ма — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов ( биоценоз ), среды их обитания ( биотоп ), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии .

Слайд 3

Компоненты экосистемы В экосистеме можно выделить два компонента – биотический и абиотический. Биотический делится на автотрофный (организмы, получающие первичную энергию для существования из фото- и хемосинтеза или продуценты) и гетеротрофный (организмы, получающие энергию из процессов окисления органического вещества – консументы и редуценты) компоненты, формирующие трофическую структуру экосистемы.

Слайд 4

Единственным источником энергии для существования экосистемы и поддержания в ней различных процессов являются продуценты, усваивающие энергию солнца. Солнечная энергия поглощается в биосфере неравномерно.

Слайд 5

Каждая экосистема характеризуется присущей ей совокупностью свойств и структурой. С точки зрения структуры в экосистеме выделяют: 1. Климатический режим, определяющий температуру, влажность, режим освещения и прочие физические характеристики среды. 2. Неорганические вещества, включающиеся в круговорот. 3. Органические соединения, которые связывают биотическую и абиотическую части в круговороте вещества и энергии. 4. Продуценты (производители) – автотрофные организмы, создающие первичную продукцию. 5. Консументы (потребители) – гетеротрофы, поедающие другие организмы (хищные) или крупные частицы органического вещества. 6. Редуценты (разрушители) – гетеротрофы, в основном грибы и бактерии, которые разрушают мёртвое органическое вещество, минерализуя его, тем самым возвращая в круговорот.

Слайд 7

Продуценты: липа, дуб, подснежник, медуница, ясень, вяз, клен.

Слайд 8

Консументы: олень, крот, еж, бобры, кабан, скворец, зяблик, синица, тетерев, ящерица.

Слайд 9

Редуценты: дождевой червь, навозный жук, грибы, бактерии.

Слайд 10

С точки зрения функционирования экосистемы выделяют следующие функциональные блоки организмов (помимо автотрофов): 1. Биофаги – организмы, поедающие других живых организмов. 2. Сапрофаги – организмы, поедающие мёртвое органическое вещество.

Слайд 11

Все эти компоненты взаимосвязаны в пространстве и времени и образуют единую структурно-функциональную систему. Среди составляющих также выделяют экотоп, климатоп, эдафотоп, биотоп и биоценоз.

Слайд 12

Экотоп – территория (или акватория) местообитания организмов, характеризующееся определённым сочетанием экологических условий: почв, грунтов, микроклимата и т.д., при этом не измененная деятельностью организмов (новообразованные формы рельефа). Климатоп – воздушная (или водная) часть экосистемы, отличающаяся от окружающей своим составом, воздушным (водным) режимом, влажностью (соленостью) и / или другими параметрами. Эдафотоп – почва, как часть среды преобразуемой организмами. Биотоп – преобразованный биотой экотоп или, более точно, участок территории, однородный по условиям жизни для определённых видов растений или животных, или же для формирования определённого биоценоза. Биоценоз – исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп).

Слайд 13

Контрольные вопросы (с несколькими ответами) 1.Численность особей в популяциях биогеоценоза зависит от: 1) формы тела особей; 2) наличия пищевых ресурсов; 3) миграций особей; 4) антропогенных факторов; 5) особенностей обменных процессов отдельных особей. 2. Динамика биогеоценозов обусловлена: 1) стабильностью цепей питания; 2) периодическими изменениями факторов среды; 3) суточными биоритмами; 4) стабильностью факторов среды; 5) сезонньми биоритмами.

Слайд 14

Контрольные вопросы (на соответствие) 3. Найдите соответствие между компонентами биоценоза и примерами организмов: А) птицы и земноводные Б) млекопитающие и кольчатые черви В) бактерии и грибы сапрофиты Г) водоросли Д) рыбы и моллюски Е) травы и кустарники 1) редуценты 2) консументы 3) продуценты А Б В Г Д Е

Слайд 15

Контрольные вопросы (на последовательность) 4. Выберите последовательность компонентов детритной цепи питания: 1) выдра; 2) фитопланктон; 3) карась; 4) дафния. 5. Выберите последовательность компонентов пастбищной цепи питания: 1)дуб; 2) поползень; 3) личинка шелкопряда 4) ястреб.

Слайд 16

Ответы: А Б В Г Д Е 2 2 1 3 2 3 4 – 2, 4, 3, 1 5 – 1, 3, 2, 4 1 - 2, 3, 4 2 - 2, 3, 5 3 -

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по экологии "Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организмы. Популяция. Экосистема. Биосфера".

Подробная разработка урока экологии, где учащиеся закрепляют понятия об  экологических факторах и их классификацию. Изучается  влияние этих факторов на живые организмы; дается понятие ...

Практическая работа № 1 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в разных экосистемах»

Студенты должны знать:- основные характеристики биомов;-  основные законы экологии.Студенты должны уметь:- составлять и различать разные типы пищевых цепей;- использовать закон 10% для решения за...

Закаливание организма как основной компонент здорового образа жизни

Самочувствие человека зависит в основном от его физического состояния. Ведение здорового образа жизни необходимо для полноценного и гармоничного развития человека. Забота о своем теле включает в себя ...

Культура речи преподавателя как основной компонент педагогической техники

В своей статье автор рассматривает значение одного из основных компонентов педагогической техники преподавателя - культуры речи. Профессиональная квалификация характеризует профессиональную подготовку...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА.

Проблемы эстетического воспитания средствами музыкальной выразительности была и остается на протяжении всей истории развития педагогической науки и школы. Воспитание творчески активной лич...

Основные компоненты пищи

Для роста и развития ребенку необходимо поступление органических и неорганических веществ, которые в результате расщепления и биосинтеза превращаются в биологические субстраты, обеспечивающие необходи...