ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА.
статья

Нимакаев Шамиль Меннафович

 

 

Проблемы эстетического воспитания средствами музыкальной выразительности была и остается на протяжении всей истории развития педагогической науки и школы. Воспитание творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать, творить и сохранять прекрасное находится в авангарде учебно-воспитательного процесса.

Социально-экономические изменения в обществе, изменения в общественно-политической жизни, во всех сферах жизнедеятельности закономерно актуализировали новые понимания приоритетов в области воспитания и образования подрастающего поколения, обусловили разработку и внедрение новых образовательных стандартов. В связи с этим, разработаны и внедряются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС).  Системно-деятельностный подход в обучении - основа стандарта – заставляет коренным образом пересмотреть и поменять традиционные способы взаимодействия педагога и учащегося. Приводит к изменению цели воспитания и образования. Максимально развить индивидуальные способности ученика, научить его учиться, создать максимально комфортную среду для развития творческих способностей, сформировать мотивацию к обучению – лишь некоторые задачи, которые стоят перед педагогом. 

Расширение работы с учащимися в области культуры стало заметным признаком обновления образования. Воспитание эстетической культуры, как составной части общей духовной культуры, понимаемой как нравственно-эстетическая установка личности, является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.

Развитие умений: ценить и понимать «прекрасное» в природе, искусстве, труде и жизни общества; пользоваться результатами культурного развития человечества; посильно участвовать в процессах сохранения, поддержания и обновления культуры общества было бы невозможным без эстетического общения с музыкальным искусством.

Учитель музыки обязан: уметь - играть на инструменте, петь, дирижировать; знать – историю музыкального искусства, его виды, жанры, стили, направления; иметь – широкий кругозор; осуществлять – руководство кружками, концертную деятельность, художественное, нравственно-эстетическое, трудовое, патриотическое воспитание.

 Учитель музыки – синтез педагогического мастерства и творческой индивидуальности, сплав педагогических и музыкальных способностей педагога.

Умелое и целенаправленное воздействие на эмоции и чувства подрастающего поколения через активное, осознанное и целенаправленное восприятие музыки, вызывающее положительные эмоции и чувства у ребенка — основа на которую опирается педагог-музыкант.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА.

 

Нимакаев Ш. М.

г. Канаш. Чувашская Республика

Педагогический колледж

Проблемы эстетического воспитания средствами музыкальной выразительности была и остается на протяжении всей истории развития педагогической науки и школы. Воспитание творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать, творить и сохранять прекрасное находится в авангарде учебно-воспитательного процесса.

Социально-экономические изменения в обществе, изменения в общественно-политической жизни, во всех сферах жизнедеятельности закономерно актуализировали новые понимания приоритетов в области воспитания и образования подрастающего поколения, обусловили разработку и внедрение новых образовательных стандартов. В связи с этим, разработаны и внедряются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС).  Системно-деятельностный подход в обучении - основа стандарта – заставляет коренным образом пересмотреть и поменять традиционные способы взаимодействия педагога и учащегося. Приводит к изменению цели воспитания и образования. Максимально развить индивидуальные способности ученика, научить его учиться, создать максимально комфортную среду для развития творческих способностей, сформировать мотивацию к обучению – лишь некоторые задачи, которые стоят перед педагогом. 

Расширение работы с учащимися в области культуры стало заметным признаком обновления образования. Воспитание эстетической культуры, как составной части общей духовной культуры, понимаемой как нравственно-эстетическая установка личности, является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.

Развитие умений: ценить и понимать «прекрасное» в природе, искусстве, труде и жизни общества; пользоваться результатами культурного развития человечества; посильно участвовать в процессах сохранения, поддержания и обновления культуры общества было бы невозможным без эстетического общения с музыкальным искусством.

Учитель музыки обязан: уметь - играть на инструменте, петь, дирижировать; знать – историю музыкального искусства, его виды, жанры, стили, направления; иметь – широкий кругозор; осуществлять – руководство кружками, концертную деятельность, художественное, нравственно-эстетическое, трудовое, патриотическое воспитание.

 Учитель музыки – синтез педагогического мастерства и творческой индивидуальности, сплав педагогических и музыкальных способностей педагога.

Умелое и целенаправленное воздействие на эмоции и чувства подрастающего поколения через активное, осознанное и целенаправленное восприятие музыки, вызывающее положительные эмоции и чувства у ребенка — основа на которую опирается педагог-музыкант.

Современная школа требует хорошо подготовленных, высококвалифицированных специалистов, способных увлечь, заинтересовать ребенка своим предметом.

На музыкальном отделении Канашского педагогического колледжа созданы необходимые условия для профессиональной подготовки, будущих педагогов-музыкантов, развития у студентов любви к профессии педагога, развития творческого потенциала, креативности, творческой самореализации, формирования общекультурной компетентности, толерантности, осознанного отношения к здоровому образу жизни. Систематическая, целенаправленная, слаженная работа педагогического коллектива, сотрудничество и содружество педагогов и студентов, постоянный поиск новых оптимальных методов, форм и средств учебно-воспитательного процесса – основы позволяющие вести подготовку педагогических кадров на высоком профессиональном уровне.

Подготовка будущих педагогов-музыкантов к профессионально-творческой деятельности способных к творческой самостоятельности и дальнейшему самосовершенствованию одна  из главных задач  которые стоят перед преподавателями спецдисциплины и их студентами. Опыт работы позволил систематизировать теоретические и практические знания, построить работу по преподаванию спецдисциплины «Основной инструмент» так, чтобы сформировать у студентов наряду с прочными профессиональных знаниями и умениями мотивацию к обучению,  сформировать желание учиться.

Особая роль здесь принадлежит народному музыкальному творчеству, так как именно в народной музыке находят отражения основные критерии оценочного отношения, предъявляемые к музыкальным образам – художественность, содержательность, эмоциональность, доступность, ориентация на этнические культурные ценности.

Работая преподавателем основного инструмента в Канашском педагогическом колледже, постоянно включая в репертуар обработки народных песен и танцев, мы (вместе со студентами) пришли к выводу, что использование произведений народного плана способствуют повышению технической подготовленности студента.

Поступая в колледж без музыкальной подготовки, к концу IV курса выпускники играют довольно «серьезные» и «крупные» произведения.

Опираясь на примеры народной музыкальной культуры, которые доступны как для понимания, так и для воспроизведения мы ведем работу не только по формированию музыкантов – педагогов – исполнителей, но и воздействуем на их эстетический вкус, на их взгляды и убеждения.

В становлении личности студента как профессионально подготовленного учителя уроки основного инструмента имеют неоценимое значение. Студенты с удовольствием учат произведения, которые им знакомы, понятны и доступны. Кроме того произведения народной музыки содержат традиционные гармонические басовые ходы, которые не только развивают технический аппарат исполнителя, но и развивают его музыкальный слух, формируют его духовный мир.

К сожалению, на практике вопросом формирования и развития исполнительных навыков уделяется недостаточное внимание, продвигая на первый план техническую подготовку учащихся.

На мой взгляд, уровень профессиональной, музыкально-технической подготовленности находится в прямой зависимости от формирования и развития исполнительских навыков.

Вопросы правильной посадки за инструментом, постановки инструмента, позиции рук, приемы звукоизвлечения, ведения меха составляют основу формирования исполнительских навыков, в свою очередь, составляющих фундамент для раскрытия творческого потенциала музыканта-исполнителя в целом.

На мой взгляд, процесс формирования и развития исполнительских навыков осуществляется наиболее полно при условии:

1.            желании стедента4

2.             обязательного самоконтроля, самоанализа студента-баяниста;

3.            непосредственного контроля со стороны преподавателя;

4.            обязательного соблюдения определенных требований и условий;

5.            обязательного соблюдения как общепедагогических, так и специфических специальных принципов обучения.

Одним из основных факторов успешного эстетического воспитания является исполнение на высоком профессиональном уровне музыкальных произведений, раскрытие содержания и замысла музыкального художественного образа.

Залогом успешного исполнения музыкальных произведений, на мой взгляд, наряду с другими не менее важными факторами, является свобода исполнительского аппарата. Научить правильной свободной посадке (постановке инструмента, положении рук, корпуса), сформировать навыки ведения меха, научить правильной аппликатуре, сформировать технические навыки – задачи стоящие перед педагогом-преподавателем основного инструмента наравне с другими не менее важными задачами психологического, коммуникативного, художественно-творческого характера.

Итак:

   современная школа требует высококвалифицированные профессионально-подготовленные кадры.

   только соблюдая принципы последовательности, доступности и систематичности можно достичь определенных результатов.

   работа над:

   формированием устойчивого интереса и желания студента заниматься музицированием,

   постановкой исполнительского аппарата,

   формированием навыка ведения меха — являются первоочередными задачами, стоящими перед педагогом и его учеником в классе основного инструмента.

   сущность работы в классе основного инструмента сводится к наиболее полному раскрытию художественного замысла исполняемого произведения, что невозможно осуществить без наличия необходимых элементарных исполнительских навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 3 класса"

Открытый урок по классическому танцу концертмейстера хореографии с учениками 3 класса....

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Данная работа написана в соответствии с ведущими тенденциями в развитии гуманистического, личностно-ориентированного образования с учетом современных требований к преподаванию предметов эстетического ...

План урока на тему "Формирование и развитие навыков смен позиций в специальном классе" 05.04.2013г.

Урок разработан для работы с обучающейся 4 года обучения (4 класс) ДМШ....

Реализация проекта «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального образования как условие становления компетентной личности обучающихся»

Практика по формированию и развитию речевой среды на уровне начального общего образования МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» освещает какими средствами достигается поставленная цель. Это преподавание ...

Формирование и развитие исполнительских умений и навыков в хоровом коллективе

В методическом сборнике даны рекомендации по организации работы в хоровом коллективе. Сборник может быть рекомендован студентам-практикантам для подготовки к педагогической практике,  учителям му...

«Воспитание навыков ансамблевого музицирования учащихся ДШИ в классе духовых инструментов»

Обобщение опыта преподавателя по классу духовых инструментов.Будет полезно преподавателя музыкальных школ и школ искусств. В работе рассмотрены этапы, приёмы, возможные трудности работы над пьесо...

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособие

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособиеПри подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисци...