Реализация проекта «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального образования как условие становления компетентной личности обучающихся»
статья на тему

Практика по формированию и развитию речевой среды на уровне начального общего образования МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» освещает какими средствами достигается поставленная цель. Это преподавание  предметов по системе учебников и учебных пособий «Планета Знаний», «Школа России», с помощью которых в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Эффективные технологии и методы обучения раскрыты в докладах, мастер-классах учителей начальных классов. Занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования помогают достичь высоких результатов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа», начальное общее образование

Название успешной практики: «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального образования как условие становления компетентной личности обучающихся»

Цель: совершенствование педагогического мастерства и формирование профессиональной компетентности через применение инновационных и активных методов обучения и воспитания младших школьников.

Задачи:

  • формировать навыки устной и письменной речи, нормы  русского литературного языка и речевого этикета у всех участников образовательного процесса;
  • изучать и применять эффективные технологии и методики преподавания русского языка и литературного чтения;
  • повышать  качество работы преподавателей

Масштаб и география охвата: 

Директор школы: Тыртышная Ольга Павловна.

Координатор практики: Горбунова Валентина Ильинична, заместитель директора по УВР

Территориальный охват: Иркутская область, 10 образовательных организаций – участников регионального проекта. В МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» участники проекта: 16 педагогов, 320 обучающихся, родители (законные представители) обучающихся.

Сроки реализации: май 2017 г. -  декабрь 2017 г

Краткое описание: 

Практика по формированию и развитию речевой среды на уровне начального общего образования МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» освещает какими средствами достигается поставленная цель. Это преподавание  предметов по системе учебников и учебных пособий «Планета Знаний», «Школа России», с помощью которых в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Эффективные технологии и методы обучения раскрыты в докладах, мастер-классах учителей начальных классов. Занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования помогают достичь высоких результатов.  

Достигнутые результаты:

По итогам конкурсного отбора на основании распоряжения Министерства образования Иркутской области МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» присвоен статус базовой (опорной) площадки в целях реализации Федеральной целевой программы Русский язык на 2016-2020 годы в Иркутской области.

В мае 2017 года подписано соглашение с ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» о взаимодействии по созданию и развитию базовой (опорной) площадки на базе нашей школы.

 В июне 2017 г. три педагога  прошли курсы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение повышения квалификации педагогов по вопросам преподавания русского языка (в рамках реализации ФЦПРЯ п. 1. 6».

Руководителем и тьюторами  базовой (опорной) площадки разработан  пакет документов для организации стажировки по вопросам формирования и развития языковой среды на базе нашей  образовательной организации.

19 сентября в МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» для родителей обучающихся 1-4 классов  состоялось  общешкольное родительское собрание «Создание речевой среды в семье».

Заместитель директора Горбунова Валентина Ильинична в своём выступлении  обозначила актуальность формирования и развития речевой среды младшего школьника в совместной деятельности школы и семьи, познакомила родителей с целью федеральной целевой программы «Русский язык». 

Педагог – психолог Верхозина Анна Васильевна представила опыт работы школы по формированию речевой среды в детском коллективе МОУ ИРМО «Оёкская СОШ». Она подняла проблему детской речевой агрессии, дала рекомендации родителям о правильном общении с детьми. 

Тьютор базовой (опорной) площадки по реализации ФЦП РЯ Наврова Нина Александровна провела диалог с родителями о семейном речевом воспитании, составила с ними образ правильной семьи, дала рекомендации о создании речевой среды в семье.

4 октября в ГАУ ДПО  «Институт развития образования Иркутской области» педагоги начальных классов МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» провели образовательную стажировку по теме «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального общего образования как условие становления компетентной личности обучающихся» для слушателей курсов – учителей русского языка и литературы  Иркутской области.

Образовательная стажировка была организована по трём направлениям.

I.  Речевая среда, как средство интеллектуального развития обучающихся начальных классов

1. Педагог – психолог, учитель начальных классов Верхозина Анна Васильевна провела презентацию практики «Создание условий для развития речевой среды в детских коллективах»,  где многоаспектно осветила  решение данной проблемы в Оёкской школе.

2. Учитель начальных классов, руководитель малого научного общества «Крепкий орешек» Михайлова Елена Валерьевна выступила по теме «Формирование коммуникативных компетенций на основе развития связной речи» и рассказала об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, о во влечении их в конкурсные мероприятия различных уровней.

3. Мастер – класс «Развитие речевой активности младших школьников в «педагогических мастерских»» провела со стажёрами учитель начальных классов Горбунова Валентина Ильинична. Слушатели убедились в том. что «Мастерская» -  инновационная технология, приближается  к исследовательским и проблемным методам обучения.  А самое главное – это реализация возможностей творчества, в том числе и речевого.

Далее с учебными проектными работами выступили обучающиеся начальных классов. Ребята продемонстрировали результаты  совместного с руководителями  поиска в решении определённых задач по разделам  русского  языка:

  1. «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать. Письмо Деду Морозу об осени» - Мухаметзянова Кира, Демидов Михаил – обучающиеся 3 класса (руководитель Горбунова Валентина Ильинична)
  2.  «Фразеологизмы – это интересно» - Ширяева Софья, обучающаяся 4 класса (руководитель Ерошенко Светлана Николаевна.
  3. «Речевая агрессия младших школьников» - Мурашова София, обучающаяся 3 класса (руководитель Верхозина Анна Васильевна)

II. Формирование и развитие связной речи в урочной и внеурочной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования

1.  Проблему «Формирование и развитие связной речи в урочной и внеурочной деятельности обучающихся» осветила учитель начальных классов Латышева Надежда Иннокентьевна. Особое внимание уделила курсам внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» и «Герои сказок на экране».

2. «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе, способствующих развитию речевой среды».  Наглядно на примере своей работы с обучающимися показала активные методы обучения   учитель начальных классов  Кондратьева Светлана Владимировна.

3. Учитель – логопед Курегова Светлана Николаевна  рассказала  о роли логопедических занятий в формировании речевой грамотности обучающихся и провела ряд тренировочных упражнений, словесных игр со стажёрами.

III.  «Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс в условиях реализации ФЦПРЯ»

1. Учитель начальных классов Наврова Нина Александровна представила свой опыт работы с родителями и провела  мастер – класс со стажёрами «Родительское собрание на тему: «Создание речевой среды в семье»». В роли родителей слушатели проявили активность и интерес к данной проблеме.

2. О взаимодействии педагога  и семьи в формировании речевой деятельности обучающихся  вела активный диалог со слушателями  учитель начальных классов Осипчук Надежда Александровна.

3. Семейному  чтению как фактору развития речи детей уделила  внимание учитель начальных классов Борисова Зоя Александровна. Она представила, как один из вариантов родительских  собраний,  собрание на тему «Как научить ребёнка читать книгу».        

В конце стажировочного дня была организована рефлексия, в ходе которой педагоги отметили высокий профессионализм тьюторов и учителей базовой (опорной)  площадки МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» и выразили благодарность выступающим.

C:\Users\User\Desktop\Фото в ИРО.jpg

Мониторинговое исследование удовлетворённости потребителей показало следующие результаты:

количество человек

чел

%

количество человек, удовлетворённых средой

24

92 %

количество человек, не удовлетворённых средой

2

8%

количество человек, удовлетворённых образовательными продуктами

26

100 %

количество человек, не удовлетворённых образовательными продуктами

0

0 %

количество человек, удовлетворённых стажировкой

26

100 %

количество человек, не удовлетворённых стажировкой

0

0 %

количество человек, получивших приращения

26

100 %

количество человек, не получивших приращения

0

0 %

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Вывод:

Запланированные мероприятия дорожной карты выполнены. Работа базовой (опорной) площадки обогатила методическую работу педагогического коллектива, позволила педагогам совершенствовать своё мастерство, представляя свой опыт перед слушателями курсов. Оценка слушателей - потребителей нашего продукта высокая, отзывы положительные, тёплые, доброжелательные.

Все педагоги и обучающиеся были награждены благодарственными письмами за организацию и проведение региональной образовательной стажировки для педагогов Иркутской области в рамках повышения квалификации.

Считаем, что представленный нами педагогический опыт можно использовать по вопросам изучения русского языка как родного, так и неродного, иностранного.

3 ноября  2017 г. тьюторы  МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» Горбунова Валентина Ильинична, Латышева Надежда Иннокентьевна, Наврова Нина Александровна выступили с видеоотчётом  по результатам деятельности базовой  (опорной) площадки, которое прошло  на Федеральной стажировочной площадке (Институт развития образования Иркутской области) в рамках реализации Дорожной карты ФЦП РЯ.

http://xn----8sbnubgqe2g.xn--p1ai/files/uploads/images/%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82%20%D1%82%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%203%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80.JPG

Методические материалы с лучшими практиками по теме  «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального общего образования как условие становления компетентной личности обучающихся» размещены на сайте школы http://оек-школа.рф/

Контактное лицо: Горбунова Валентина  Ильинична

Телефон: 89149244820

Почта:  valentina.i15@mail.ru,  oyokskaya-school@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

Комплексная коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию речевой и познавательной деятельности у детей 5-7 лет с ЗПР и ОНР III уровня «Дошкольная академия»

Данная программа направлена на комплексную подготовку детей в возрасте 5-7 лет к обучению в школе, на повышение уровня социальной адаптации ребенка в обществе, формирование положительных мотивов учени...

социальный проект "Формирование толерантности в подростковой среде"

Данный проект был проведен в учебном заведении...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...