социальный проект "Формирование толерантности в подростковой среде"
статья на тему

Литвинюк Ирина Павловна

Данный проект был проведен в учебном заведении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litvinyuk.i.p_proekt.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Московской области

 «Аграрно – технологический техникум «Дубна»

Социальный проект

«Формирование толерантности в подростковой среде»

                                                                               

Разработал: Литвинюк.И.П, преподаватель

                          физики,   информатики и    

                            вычислительной техники,

   1 категория

                Руководитель проекта:

                                                                  Солнышкина. М.Г,  профессор,

                      доцент, доктор социологических наук

.

г.Дубна

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                            3-6

2. Основная часть                                                        7-22

3. Заключение                                                        23-

4. Приложения

5. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта:

“Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО)

Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сложившейся ситуации не должен ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов.

 В России проживают  146 миллионов 100 тысяч человек. Как нам услышать и понять друг друга? Что нужно сделать для этого? А нужно совсем немного; научиться принимать другого человека таким, какой он есть, и уметь быть терпимым по отношению к нему.

Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет, только тогда, когда будет вестись с раннего детства.

Основная идея проекта по формированию толерантных качеств образовательной среды заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим.

Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, администрации школы, учащихся, общественных организаций.

Описание проекта

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека можно назвать? Давайте вместе подумаем над этим вопросом.

  • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
  • справедливость
  • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
  • сострадание
  • уважение себя, мнений и поступков других людей
  • сдержанность (отсутствие агрессии)
  • прощение
  • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
  • милосердие (учитывать настроение окружающих)
  • уважение прав своих и другого человека
  • великодушие
  • примирение со сложившимися ситуациями
  • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
  • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
  • отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

Проект направлен на решение проблемы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Цель проекта:

  1. Привлечь студентов  к изучению проблемы толерантности.
  2. Укоренение в группе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
  3. Разработка материалов для классного руководителя, для внедрения в молодежную среду информации по толерантности добра.

Задачи проекта:

  • Формирование интереса  к изучению и осознанию важности проблемы толерантности;
  • Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности;
  • Развитие творческих способностей; организация просветительской работы;
  • Организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над  проектом. 

Основное содержание:        

В данной работе мне как классному руководителю хотелось исследовать вопросы:

  1. Как проявляется толерантность в молодежной среде?
  2. Каковы основные направления по формированию толерантных отношений в молодежной среде?
  3. Внести свой вклад в формирование толерантности в молодежной среде

Одна из задач классного руководителя при организации деятельности учащихся – регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения студентов, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются её границы и учащиеся могут проявить своё личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут использованы виды внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления касаются и молодежи, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, и в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие на молодежь. При этом задача воспитания толерантности часто сталкивается с неблагоприятным воздействием стереотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Известно, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со их обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь — перед своей совестью.

Однако в реальной жизни в обыденном сознании часто формируется негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ее возникновению и развитию способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантность как качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим, которое представляет собой установку на определенный тип отношений, проявляющийся в личностных действиях человека.

Толерантность - это реализуемая индивидом готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В связи с этим можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость – к другой вере.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди, по своей природе различающиеся внешним видом, речью, поведением и отношением к ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, чего не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться и с искажением научных данных или сведений, экспериментально доказанных.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

В связи с этим особое внимание организатору работы с молодежью необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

Следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние.

Формирование толерантности у молодых людей зависит от множества факторов, существенно влияющих на этот процесс. С одной стороны, невозможно регламентировать всевозможные влияния на молодого человека, которые формируют у него определенные установки на отношения к различным группам людей. С другой стороны, процесс воспитания толерантности всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.

Движущей силой процесса воспитания толерантности является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на молодого человека и его готовностью отражать эти воздействия.

Движущей силой развития толерантности у молодого человека является его установка на самовоспитание толерантных отношений с окружающими людьми.

Компонентами процесса формирования толерантности являются диагностика толерантности и сформированности установки на ее самовоспитание; определение персонифицированной цели; выбор методов и форм педагогического влияния; снятие блокировки восприятия идей толерантности; организация деятельности и общения; стимулирование рефлексии; определение новой цели.

Каковы же основные направления работы с молодежью по формированию у толерантности у молодых людей?

Таких направлений мы выделяем три: информационное, эмоционально-ценностное и практическо-действенное. (прилож 1)

Первое направление – информационное. Организатор работы с молодежью должен приобщать молодежь к общечеловеческим достижениям и ценностям. В связи с этим он должен формировать у молодых людей комплекс знаний о следующих процессах и явлениях: этно демографических ситуациях в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнических изменениях, произошедших в мире; единстве и неделимости противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарных процессах и глобальных проблемах народов.

Молодым людям важно знать следующее:

- место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

- суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Содружества независимых государств и др.;

- содержание международных документов о правах человека и народов, которые регулируют отношения народов, позволяют принимать действенные меры по разрешению возникающих межэтнических конфликтов;

- культуру народов и государств мира их взаимоотношения, взаимовлияние культур и традиций;

- экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий;

- требования ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинные причины отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

- политические, экономические, технические, хозяйственные, культурные изменения, происходящие в мире в последнее время.

При организации процесса формирования толерантности необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. При этом очень важным является воспитание у молодежи интереса и уважения к культурам народов мира, понимания общемирового и специфического в этих культурах; воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий; развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов; воспитание признания равноправия и равноценности различных точек зрения на мировые явления.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памяти, на формирование объективной точки зрения на становление и развитие нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для формирования личной позиции. Ценность исторического знания в том, что оно является составной частью культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Важную роль в приобщении к различным культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышении культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизации межнациональных отношений.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Молодым людям предстоит освоить культурные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию народов нашей страны.

Большую ценность для молодежи имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы организатор работы с молодежью не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

В целях воспитания толерантности могут быть созданы исследовательские студенческие группы по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство – светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-й) «О свободе совести» говорится о том, что «каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от места жительства или должности человека. Следовательно, это должен учитывать организатор работы с молодежью. Тем более что в 29-й статье Конституции «О свободе информации» говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них («Дети Бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на молодежь, поскольку в них воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

Воспитание религиозной толерантности (веротерпимости) сегодня осложняется негативными историческими традициями, многоконфессиональным и полиэтническим составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством законодательства, определенной индифферентностью общественного мнения.

Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятельность по воспитанию веротерпимости у молодежи, однако очень многое зависит от каждого организатора, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу.

Второе направление по формированию толерантности – эмоционально-ценностное. Оно предполагает формировать у молодых людей гуманистические ценности, и прежде всего человеколюбие, выражающиеся в уважительном отношении к людям независимо от их политических, религиозных и других взглядов и ориентаций. А также перед организаторами работы с молодежью стоит задача приобщить молодых людей к культурным ценностям и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на молодежь социально-этнических факторов и формировать у них сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов молодежи, специфику региона, географию проживания населения.

На всех этапах работы с молодежной группой, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся организатору необходимо продумать практические меры, чтобы молодым людям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всех членов группы, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

В процессе формирования толерантных чувств нужно использовать потенциал народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, играх. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней.

Формированию человеколюбия способствует разнообразные формы межкультурных коммуникаций: встречи, совместные концерты, вечера, дискуссии.

Третье направление - практическо-действенное -предполагает включение молодых людей в практические мероприятия и акции, связанные с проявлением толерантности. Это различные митинги, волонтерская работа, акции, связанные со сбором подписей в поддержку толерантных действий.

При организации работы по воспитанию толерантности организаторам работы с молодежью необходимо знать и учитывать:

- индивидуальные особенности каждого молодого человека;

- национальный состав молодежной группы;

- проблемы в отношениях между молодыми людьми и их причины;

- культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения в молодежных группах.

         

Таким образом, формирование толерантности сегодня является важнейшей задачей, которую должны решать молодежные объединения и организаторы работы с молодежью. Конечно, чтобы привить студентам основы толерантности необходимо, чтобы этим основам обучали люди, обладающие данными качествами. В связи с этим нужно построить своеобразную систему по выбранному направлению. (прилож 2)

Принципы осуществления проекта:

Принцип диалогичности и сотрудничества. 

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.

Принцип опоры на активность участников проекта. 

Создание условий для вовлечения участников программы в деятельность, в результате которой формируют толерантные установки.

Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. 

Ориентация на ситуацию в обществе вообще и на жизненные ситуации взаимодействия участников программы с миром, отсутствие расхождения слова и дела. 

Принцип уважительного отношения к личности. 

Независимо от позиции мировоззрения, уважительное отношение (не обязательно соглашаясь) к личности всех участников проекта. 

Принцип воспитывающей рефлексии. 

Создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений.

Реализация проекта

Проект реализуется в несколько этапов:

На первом этапе происходит знакомство студентов с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.

Основные формы: классные часы, беседы, диспуты.

На втором этапе создаются условия для выражения воспитанниками, педагогами, своего отношения к проблеме толерантности.

Основные формы: конкурс рисунков, экскурсии

На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний, в ходе чего происходит формирование толерантных установок у учащихся.

Основные формы: мероприятия, праздники, создание и реализация проектов, исследования. 

Критерии оценки реализации проекта:

  1. Результат первого этапа – наличие знаний о проблеме толерантности у воспитанников и воспитателей.

Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:

  • опросы воспитанников;
  • деловые игры по теме, интерактивные беседы;
  • анализ уровня знаний.
  1. Результат второго этапа – наличие отношения к проблеме толерантности у учащихся.

Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:

  • проведение конкурсов по данной тематике;
  • проведение экскурсий  по данной тематике;
  • анкетирование учащихся;
  • создание условий для появления проектов и инициатив по данной тематике.

Анализируются количественные и качественные показатели.

  1. Результат третьего этапа – сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию.

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:

  • анализ мероприятий;
  • анкетирование;

анализируются количественные и качественные показатели

I этап – Информационный 

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

Предполагаемый результат

Ответственные

1.

Опросник "Толерантный ли ты человек?"

март

Совместное формирование понятий "толератность" и "интолерантность"

Кл. руководитель

Студенты 1 курса

2.

Деловые игры по теме, интерактивные беседы

март

Сформированное у учащихся отношение к толерантности как к ценности

Кл.руководитель

3.

Работа школьной библиотечной выставки «Проблемы толерантности в литературе»

В течение полугодия

Расширение информационного поля по проблеме толерантности

Библиотекарь

4.

Классные часы

Октябрь

Ноябрь

Информированность учащихся о проблеме толерантности.

Методические разработки классных часов.

Кл.руководитель

5.

Диспут «Дружба настоящая и мнимая»

апрель

Создание ситуации необходимости толерантных отношений между воспитанниками,

 Студенты 4  курса

II этап – Формирование отношения к проблеме толерантности 

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

Предполагаемый результат

Ответственные

1.      1

Экскурсии в Православный храм, православной школы

Ноябрь

Появление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Кл.руководитель

2.       2

Посещение дома престарелых

Декабрь  

Появление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Воспитатели

       3

Конкурс рисунков

Ноябрь  Декабрь

Проявление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Студенты 1 курса

III этап – Анализ количественных и качественных показателей

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:

  • анализ мероприятий;
  • анкетирование;
  • анализируются количественные и качественные показатели
  • защита проекта.

Основные  планируемые  результаты:

В области обучения:

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • признание многообразия;
  • признание равенства других.

В области воспитания:

  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение прав других;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

  • способность поставить себя на место другого;
  • уважение права быть иным.

В области социализации:

  • готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;
  • принятие другого человека таким, какой он есть;
  • отказ от доминирования, причинения вреда.

Целевые показатели:

  • Благоприятная атмосфера в коллективе
  • Количество и качество мероприятий, организуемых и проводимых самими учащимися
  • Потребность учащихся быть толерантными

Целевые группы

   - Воспитатели. Они хотят воспитать нравственную личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека.

   -Учащиеся. Для них проект – один из способов проявления себя как свободомыслящей креативной личности;

Риски и ограничения

Недостаток финансирования.

Отсутствие интереса со стороны учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом было проведено анкетирование обучающихся, имеющее своей целью выявление уровня толерантности и конфликтности обучающихся, умения излагать свои мысли и вести себя в конфликтных ситуациях.

В рамках данной работы проведена колоссальная работа направленная на изучение проблемы толерантности в молодежной среде, решение вопросов связанных с толерантностью подростков.

По результатам проведенного социологического исследования была выявлена следующая проблема: несмотря на то, что ежегодно человечество отмечает Международный день толерантности, в СМИ появляется информация о необходимости терпимости к беженцам, к людям других рас, наций, верований и т.д., проводятся различные мероприятия в учебных заведениях, у обучающихся низкий уровень толерантности. Нет эффективного механизма, обучающего подростка стратегии поведения в конфликтных ситуациях, правилам общения с людьми других рас, наций, разного социального положения. Снижается мотивационная готовность обучающихся к сочувствию, милосердию, терпимости. В ходе работы в рамках социального проекта разработана система мероприятий, направленных на развитие толерантности у обучающихся. Определены необходимые условия, важные для развития толерантности у студентов нашего техникума. Начали мы с создании толерантной среды внутри группы, так как у нас имеются ребята разных национальностей и вер. И несмотря на анти толерантный подход к данной проблеме я смогла убедить ребят, в том , что мы все одна большая семья. Конечно, тема толерантности должна идти с семьи, но, что делать если 80 % детей нашего техникума из неблагополучных семей и никто ими не занимается. Значит половина успеха в педагоге который сможет открыть проблему толерантности, показать главную сторону вопроса, и научить юношей жить в мире. Вот уже второй год на 1 сентября классным часом «Толерантность» мы открываем наш учебный год. И хочется верить, что проводя опросы и тесты по толерантности в молодежной среде, все больше % толерантных людей будет в нашем обществе. В обществе молодых, перспективных специалистов, наших членов молодежного движения, а в бедующем наших трудовых кадров страны.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.

Описание: http://konspekta.net/mybibliotekasu/baza8/684859590493.files/image058.gif

2.

Описание: Схема формирования толерантности педагогами у студентов среднего профессионального образования

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Формирование механизма толерантности у студентов СПО как фактор устранения их девиантного поведения // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015.
  2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. К вопросу о необходимости формирования толерантности у студентов как фактор устранения их девиантного поведения // Общество и этнополитика. Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015.
  3. Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю. Особенности конфликтного поведения современной студенческой молодежи // Территория науки. 2015. № 3.
  4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Социальное взаимодействие в студенческом коллективе // Социальные отношения. 2015. № 4
  5. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. 2015. № 3.
  6. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы профессионального воспитания в системе подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015.
  7. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект: АльмаМатер, 2011
  8. Поваренков Ю.П., Нурмагиянова О.Б. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога: монография [Электронный ресурс] / - Архангельск: САФУ, 2014.
  9. Кравцова Е.В. Толерантность в профессиональной деятельности социальных работников [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ - М., Берлин: Директ-Медиа, 2015.

Дополнительная литература

1. Возрастная и педагогическая психология//Хрестоматия. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. [и др.]– М. «ACADEMIA», 2012. – 450 с.

2. Карасева Е.И., Смыкало Л.В., Суворова С.В., Варьюн С.В. Руководство по организации волонтёрской программы «Старший брат, старшая сестра» – СПб: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2011. – 56 с.

3.  Куркина О.В. Толерантность как объект психологичеcкого исследования //СОТИС – Соц. Технологии, исследования. – 2013. -  N 3.  Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой.- М.: Смысл.

Интернет- ресурсы:

1. Информационная сеть культуры мира. ЮНЕСКО: http://peace.unesco.ru/ 
2. Толерантность”, международная программа ЮНЕСКО: http://www.unesco.ru/toler/toler.html 
3. Сайт Московского бюро по правам человека: http://antirasizm.ru/publ.php

4. Сайт Московского бюро по правам человека: http://antirasizm.ru/publ.phpМеждународная общественная информационная кампания «Толерантность»http://www.tolerance.hrworld.ru/ coalition.html/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи.Здоровье нашей молодёжи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают...

Семинар для педагогов. Суицид в подростковой среде: как предотвратить беду.

Цель: Профилактика суицидального поведения у учащихся школыЗадачи:Формирование представлений об особенностях и причинах появления суицидального поведения у детей и подростковРазвитие навыков кон...

Социальный проект "Этнотолерантность в образовательной среде"

Цель: Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, профилактика проявления ксенофобии, этнического,  политического экстремизма, межнациональных и социальных к укрепление толерантного соз...

«Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде, через профилактику негативных явлений»

От того, какие  ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений - зависит путь развития нашего общества и в настоящее время,...

Профилактика суицидов в подростковой среде

Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Помочь детям и подросткам, имею...

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...

Профилактика буллинга (травли) в подростковой среде.

Данный материал поможет обьснить обучающимся, чем отличается буллинг и травля от дразнилок, как с ними бороться и как добиваться помощи от окружающих. А также в доступной форме поможет разъяснит какие...