Семинар для педагогов. Суицид в подростковой среде: как предотвратить беду.
методическая разработка на тему

 

Цель: Профилактика суицидального поведения у учащихся школы

Задачи:

  1. Формирование представлений об особенностях и причинах появления суицидального поведения у детей и подростков
  2. Развитие навыков конструктивного общения, в частности построение «Я-высказываний»
  3. Расширение  и обогащение копилки методических приемов педагогов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov_suitsid.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

Суицид в подростковой среде: как предотвратить беду

Цель: Профилактика суицидального поведения у учащихся школы

Задачи:

  1. Формирование представлений об особенностях и причинах появления суицидального поведения у детей и подростков
  2. Развитие навыков конструктивного общения, в частности построение «Я-высказываний»
  3. Расширение  и обогащение копилки методических приемов педагогов

        Ход семинара

1.Актуализация темы

Упражнение «Бег ассоциаций»

Цель: активизация представлений  фундаментальных понятий «жизнь» и «смерть».

Найти ассоциации к понятиям: «смерть» и «жизнь»,  ответы записываются на ватмане.

Вопросы: о каком понятии легче говорить? С чем  это связано?

(обратить внимание на количество  ассоциаций, их разнообразие или однотипность)

  1. Особенности и причины суицидального поведения

Суицидальные проявления у детей и подростков  имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. В 90% случаев суицидов в подростковом возрасте — это «крик о помощи» и лишь в 10% случаев — истинное желание покончить с собой. Так частота завершенных попыток по сравнению с покушениями соотносится как 1:50. Тем не менее, эти цифры говорят о необходимости своевременного выявления претсуицидальных состояний у школьников, нуждающихся в психолого-педагогической и психотерапевтической помощи.

К особенностям суицидального поведения подростков относят:

1. Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления   о   том,   что   такое   смерть,   и   предвидения смертельного исхода.

2. Отсутствие в этом возрасте четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.

3. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток - отсюда «неожиданность» факта.

4. Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, ближайшего окружения сверстников), а не степень выраженности тех или иных психопатологических нарушений.

5. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.

  В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Суициды у детей и подростков могут быть проявлением психогенных, острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний. При этом взаимосвязь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов: семейным и школьным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особенностями и т. п.

Какие мотивы способствуют суицидальной направленности:

  1. Бессмысленность своей жизни, особенно при нарушении норм поведения.
  2. Скука в жизни: неинтересно учиться, в школе одно и то же каждый день. Надо её разнообразить. Надо всё испытать: только осторожно.
  3. Демонстративный тип акцентуации характера обуславливает демонстративность поведения только тогда, когда он хочет обратить на себя внимание для того, чтобы выделиться и считаться особенным;
  4. Одиночество как следствие отсутствия друга;
  5. Постоянные депрессии, возникающие вследствие совершения криминальных действий или проступков;
  6. Низкая жизнестойкость при неумении терпеть трудности и неприятности, переключаться на конструктивные виды деятельности;
  7. Низкая адаптивность как свойство личности меняться при изменении ситуации, уметь терпеть боль, лишения. Нежелательное отношение сверстников;
  8. Конфликтность интересов, непонимание со стороны близких людей.
  9. Разная ментальность детей также может спровоцировать суицидальные намерения.

Одной из главных причин суицидальной направленности является отсутствие креативной, творческой, созидательной ценности своей жизни. А ценность жизни человека напрямую связана с его  взаимоотношениями с окружающими людьми.

  1. Развитие навыков конструктивного общения

Упражнение «Ручеёк информации»

Цель: осознание и прочувствование вербальных установок при общении с учащимися.

Инструкция: для проходящего – пройти между шеренгами педагогов и послушать, что они будут говорить; для стоящих в шеренге – в 1 случае обратиться к проходящему в приказном тоне (любое замечание или пожелание), в 2 случае обратиться в вежливом ласковом тоне (можно подбодрить, поддержать, похвалить).

Рефлексия. Какие чувства у вас вызвали слова, с которыми к вам обратились? Какие слова Вы легче подбирали? Какие слова легче говорить? А какие приятнее?

Гораздо приятней слушать обращенную к тебе речь, если в ней нет обвинений, постоянных поучений. Для этого обращения к собеседнику лучше строить в форме «Я-высказываний» Я-высказывание позволяет сообщить партнеру о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и дух партнерства. Позволяет передать суть и при этом не задевать самооценку собеседник. . Важно уметь различать "мне плохо" и «ты плохой».

Упражнение «Я – высказывания».

Цель: показать участникам, что использование техники «Я- сообщение» - это один из эффективных способов взаимодействия с детьми и подростками.

Положительные моменты от использования техники  Я-высказываний

Тот, кто освоил технику Я-высказываний, получает следующие возможности:

  • Прямо заявлять о собственных интересах, как в деловых отношениях, так и в личных.
  • Понижать уровень своего эмоционального напряжения.
  • Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения.  
  • Сохранять чувство собственного достоинства.
  • Cтавить партнера в ситуацию ответственного выбора.
  • Конструктивно разрешать противоречия и конфликты

Чем чаще мы будем говорить о своих чувствах собеседнику, тем легче будет достичь взаимопониманиия. Дети часто неосознанно копируют поведение взрослых. Нужно учить и детей высказывать свои мысли, ведь большинство конфликтов возникают именно из-за непонимания друг друга, приписывания собеседнику каких-то домысливаемых чувств и мотивов совершаемых поступков.  

Дети, которые не умеют находить контакт с окружающими людьми, выстраивать взаимоотношения в социуме, пытаются выразить свой «крик о помощи» любым способом. В некоторых случаях эти действия могут привести к непоправимой трагедии. Именно взрослые: родители и  учителя, могут помочь подростку справиться с проблемами.

Список литературы:

1.Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С.182-200.

2.Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии / Под ред. В.В, Ковалева - М., 1984

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи.Здоровье нашей молодёжи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают...

Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»

Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...

«Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде, через профилактику негативных явлений»

От того, какие  ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений - зависит путь развития нашего общества и в настоящее время,...

социальный проект "Формирование толерантности в подростковой среде"

Данный проект был проведен в учебном заведении...

Профилактика суицидов в подростковой среде

Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Помочь детям и подросткам, имею...

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...

Профилактика буллинга (травли) в подростковой среде.

Данный материал поможет обьснить обучающимся, чем отличается буллинг и травля от дразнилок, как с ними бороться и как добиваться помощи от окружающих. А также в доступной форме поможет разъяснит какие...


 

Комментарии

Елена Валерьевна Смирнова

Спасибо большое за предоставленный материал.Прекрасный материал.

Большое спасибо за предоставленный материал. Сейчас этот материал актуален, всё чаще встречаются суициды среди подростков и нам взрослым очень важно вовремя заметить такого ребёнка и оказать ему посильную помощь.

Здравствуйте, спасибо за отзыв. Этот материал можно использовать и работе с родителями данной категории детей.