Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде
материал

Ширяева Ирина Анатольевна

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Бурятский Республиканский Информационно-Экономический» техникум Тункинский филиал

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Разработчик: Ширяева И.А.

с.Тунка

2019 г.

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он является средством связи и общения, незаменимым источником образовательной и развлекательной информации, это среда обитания и источник развития обучающихся, которая влияет на формирование подрастающей личности. Очевидно, что интернет-пространство не является безопасным для пользователей интернет-ресурсов, и особенно для детей. Вместе с тем для большинства современных школьников характерна уверенность в том, что Интернет для них является безопасным пространством и они смогут самостоятельно справиться с возникающими сложностями.

Социальная сеть создает условия открытости и свободы осмысления социальных событий. Однако, как и любое техническое средство, сеть уже используется людьми в различных целях. Ее наполнение – индикатор развития общества. Социальная сеть – средство информационных войн, манипуляций людьми, социализации, самообразования, воспитания подростков и молодежи, распространения опыта разных видов поведения, средство общения.

Понимая огромное значение социальных сетей, важно осознавать риски общения в них. Это прежде всего потеря персональных данных и информации для доступа к аккаунту. Потеря контроля за профайлом (краткие сведения о пользователе: дата рождения, имя, ник, дата регистрации, увлечения и прочая информация) может привести к различным последствиям, в том числе рассылке спама и зараженных файлов от имени оригинального пользователя или опубликованию переписки с друзьями.

Риски в равной степени актуальны для подростков младшего и старшего возраста. Однако несовершеннолетние более склонны к рискованному поведению. При возникновении различных сложных ситуаций в Интернете несовершеннолетние преимущественно справляются с ними самостоятельно. Особенно это характерно обучающихся в СПО. К родителям обучающиеся обращаются за помощью чаще всего тогда, когда сталкиваются с вредоносным программным обеспечением, взломом аккаунтов, кибербуллингом. Вместе с тем проблемы, связанные не с технической стороной, а с коммуникацией в Интернете и выстраиванием отношений с людьми (распространение личных данных, мошенничество, угрозы, причинение вреда при личной встрече с интернет-знакомыми), подростки предпочитают решать самостоятельно, не прибегая к помощи кого-либо из взрослых.

С развитием информационно—коммуникативных технологий и повсеместным распространением Интернета, экстремизм из локального характера перерос в глобальный. Благодаря этому, экстремизм параллельно существует, как в реальном мире, так и в виртуальном, приобретая конкретные очертания и проявления в реальности. Возможности социальной сети позволяют размещать материалы разного жанра, а также их быстрое распространение методом «снежного кома» или же «цепной реакции, «через репост». Тем самым достигая желаемого результата за очень короткое время на относительно большой аудитории.

Рост экстремистского контента в сети Интернет требует не только адекватных мер реагирования на соответствующие публикации, но и выработку системы мер профилактики и противодействия радикально-деструктивным идеологиям.

Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности. К таким преступлениям относятся, в первую очередь, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3).

Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность по ст. 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо символики и атрибутики экстремистских организаций, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов», ст. 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Суд может назначить уголовное наказание как в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, так и в виде лишения свободы. Лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской и террористической деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, работе в образовательных учреждениях, занятию частной детективной и охранной деятельностью.

 Что мы можем сделать для студентов с позиции образовательного учреждения, чтобы предотвратить экстремизм в интернете для ребенка? Здесь выбор не велик и сводится к трём основным направлениям:

1) образование, как процесс воспитания и обучения с целью формирования устойчивого иммунитета к деструктивным идеологиям;

2) профилактика, как инструмент своевременного выявления, локализации и устранения рисков проникновения в студенческую среду и распространения в ней деструктивных идеологий;

3) контент-фильтрация, как средство защиты учащихся и сотрудников образовательного учреждения от опасной и негативной информации в интернете.

В основе любого из этих направлений лежит правильный выбор методологии и принципов организации, в зависимости от условий, в которых находится образовательное учреждение и возможностей образовательного учреждения.

Главное направление деятельности образовательного учреждения заключается в формировании у студентов устойчивого иммунитета к деструктивному влиянию вообще и к влиянию экстремистской и террористической идеологии, в частности.

Главная задача образовательного учреждения организовать посредством воспитания и обучения за относительно короткий срок эффективную работу по формированию у студентов устойчивого иммунитета, в том числе к экстремистской и террористической идеологии.

Безопасное поведение в Интернет основано на знании рисков и умении их избегать или преодолевать. Когда мы говорим о формировании антитеррористической грамотности, то конечно наиболее значимыми рисками являются контентные и коммуникационные риски.

В рамках профилактики экстремизма предлагается использовать следующие формы работы:

– проведение индивидуальных бесед, факультативных занятий, тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивных мероприятий и др.;

 – активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;

– разработку специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд;

 – широкую апробацию различных форм работы с неформальными объединениями подростков;

– проведение конференций, семинаров, ориентированных на анализ профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации.

Важно разработать интересные и актуализированные молодежные программы, в рамках которых предусмотреть проведение для подростков и молодежи регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, круглых столов, заседаний дискуссионных клубов, научно-практических конференций совместно с представителями местных органов власти и социальными работниками.

Молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах страны в целом и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Важно подчеркнуть, что молодежь должна рассматриваться, с одной стороны, как самостоятельная социально-демографическая группа, с другой стороны, как неотъемлемая часть общества, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества.

Задача специалистов, работающих с подростками и молодёжью, состоит в предотвращении распространения у них экстремистских настроений, направления их сил и энергии в мирное русло. Вся работа специалистов, работающих с подростками и молодёжью, должна быть построена на профилактике негативных отклонений в поведении и формировании правильных представлений об их последствиях. Информация для подростков и молодежи, посещающих учреждения молодёжной политики, должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения.

Среди форм профилактики молодежного экстремизма можно отметить такие, как лекция, беседа, семинар, конференция, тренинг, тестирование и анкетирование, ролевая и деловая игра, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка), показ видеоматериалов, кинофильмов с обсуждением.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Слайд 2

Что такое ЭКСТРЕМИЗМ? Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ -это взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

Слайд 4

Формы молодежного экстремизма

Слайд 5

Современный интернет

Слайд 6

Личностные факторы индивидуально-психологические особенности; эмоциональные особенности (состояние психического напряжения); трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей; переживание собственной неуспешности ; трудности самопонимания , неадекватная самооценка; отсутствие позитивных жизненных целей; неумение взаимодействовать с окружающими; конфликтные отношения в семье; острое чувство непонятости ; одиночество; общая эмоциональная неудовлетворенность.

Слайд 7

Ответственность за экстремизм Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности. К таким преступлениям относятся, в первую очередь, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3). Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность по ст. 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо символики и атрибутики экстремистских организаций, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов», ст. 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Суд может назначить уголовное наказание как в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, так и в виде лишения свободы. Лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской и террористической деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, работе в образовательных учреждениях, занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Слайд 8

Профилактика экстремизма в сети интернет – проведение индивидуальных бесед, факультативных занятий, тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивных мероприятий и др.; – активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков; – разработку специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд; – широкую апробацию различных форм работы с неформальными объединениями подростков; – проведение конференций, семинаров, ориентированных на анализ профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде, через профилактику негативных явлений»

От того, какие  ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений - зависит путь развития нашего общества и в настоящее время,...

Презентация ""Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет""

Презентация для классного часа  "Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет" выполнена совместно с преподавателем информатики Ченцовой Ольгой Анатольевной...

Профилактика экстремизма в молодежной среде

из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный...

«Профилактика экстремизма и межэтнических конфликтов среди несовершеннолетних»

quot;Организация своевременной помощи подросткам, попавшим в зону межэтнического конфликта или экстремизма". Что относится к экстремистским действиям. Мотивы вступления в экстремистску...

Статья на тему: «Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму»

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия...

Методическая разработка. Деловая игра "Что скажет Х?" по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде

Сценарий деловой игры "Что скажет Х?"Цель: создание установок по неприятию идеологии экстремизма  среди молодежи.В основе разработки профилактического мероприятия положена деловая игра,...

22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"

22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...