«Профилактика экстремизма и межэтнических конфликтов среди несовершеннолетних»
статья

"Организация своевременной помощи подросткам, попавшим в зону межэтнического конфликта или экстремизма". Что относится к экстремистским действиям. Мотивы вступления в экстремистскую группу  Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают попадать под влияние эктремистской идеологии. Основные направления профилактической работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профилактика экстремизма  и межэтнических конфликтов среди несовершеннолетних»

Организация своевременной помощи подросткам, попавшим в зону межэтнического конфликта или экстремизма.

 Экстремизм (от лат. Extremus)- приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. УК РФ под преступлениями эктремистской направленности понимает преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Что относится к экстремистским действиям:

1.Насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства.

2.Публичное оправдание террористических актов.

3.Пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости.

4.Распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку.

5.Нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку.

6.Препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия.

7.Воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами.

8.Пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов.

9.Массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов

10.Публичные призывы к участию в экстремистской деятельности.

11.Публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности.

12.Финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

 

 Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь, причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет. Для того чтобы борьба с экстремизмом была эффективной, нужно понимать откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

*влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;

*влияние групп сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;

*влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций. *стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;

*собственные представления и моральные установки;

*личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);

 *психическое напряжение.

Основные черты современного молодежного экстремизма:

1.Возрастающая организованность, сплоченность группировок.

 2.Формирование в группировках идеологических, аналитических и боевых структур.

3.Усиление мер конспирации.

4.Использование для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

 

Мотивы вступления в экстремистскую группу:

*Направление на активную деятельность

*Стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения.

*Ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить  протест и почувствовать свою независимость.

 Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают попадать под влияние эктремистской идеологии:

 

-манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

-резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

-на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистско-политического или социально-экстремального содержания;

 -в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант-нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

-подросток проводит много за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм.

-повышенное увлечение вредными привычками;

-резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости.

-псевдонимы (вымышленные имена) в интернете, пароли и т.п. носят экстремально – политический характер.

Основные направления профилактической работы:

 Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

 

*Тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями.

*Включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма.

*Внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности).

 *Мониторинг уровня толерантности.

 *Анализ процессов, происходящих в подростковой среде, а также их философский и социокультурный аспекты.

 *Обеспечение доступности культурных благ для подростков и молодежи.

 *Реализация потребности в самореализации и самовыражении.

 *Организация досуга обучающихся (волонтерских проектов, социальных программ).

ДВА ОСНОВНЫХ направления работы:

 

  1. С группами, у которых еще не сформировались экстремисские наклонности; такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений; задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений;
  2. С группами,  у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения; такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Особое внимание стоит уделить так называемым «группам риска», куда входят дети, которые  наиболее подвержены подобным влияниям: а) дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованности, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков); б) «Золотая молодежь», представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение; в) подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события; г) представители молодежных субкультур, неформальных групп  уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением.

Основные мероприятия  в образовательных организациях:

1.Совместная работа педагогов, КДН и ЗП, шефов-наставников, психологов, наркологов.

2.Проведение мероприятий, классных часов с рассмотрением правовых норм и ответственности за их нарушение.

3. Уделить внимание воспитанию у обучающихся чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям, формированию культуры поведения.

4.Регулярно проводить родительские собрания, на которых будут рассматриваться вопросы воспитания законопослушных граждан

 Рекомендуемая литература: Худолеев Андрей Николаевич, ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, директор программы «Управление этнополитическими процессами» автор книги «Белая книга террора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

БУКЛЕТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Буклет содержит материал, который дает описание суицидального поведения подростка и рекомендации родителям....

Взгляд на современные технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Возможное обсуждение педагогами образовательного учреждения новых технологий...

Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних»

Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемы...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

«Профилактика алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения среди несовершеннолетних».

Профилактика алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения среди несовершеннолетних....

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Высокая ответственность».Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.Задачи: сни...