«Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде, через профилактику негативных явлений»
статья на тему

Паршикова Елена Александровна

От того, какие  ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений - зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Поэтому, наша цель, как педагогов воспитывать у наших обучающихся потребность в здоровом  образе жизни, ответственность за свое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_zozh.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде,

через профилактику негативных  явлений»

    В настоящее время молодое поколение становится полноправным членом общества, оно рассчитывает на все сферы участия в общественной жизни. От того, какие  ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений - зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Поэтому, наша цель, как педагогов воспитывать у наших обучающихся потребность в здоровом  образе жизни, ответственность за свое здоровье.

   К сожалению, у некоторых детей есть затруднения в формировании определенных жизненных навыков, которые  позволили бы сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый и эффективный жизненный стиль. Существуют также  затруднения в процессе осмысления своего поведения, как к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя. В этих условиях, чтобы выжить и остаться здоровым, необходимо делать самостоятельный выбор и контролировать свое поведение самому. Дети  не всегда готовы к преодолению  возрастающего  интенсивного социального стресса и  выбирают патологические формы совпадения с ним, которыми являются  наркотизация, алкоголизация, криминализация или просто беспомощность, обрекающая молодого человека на  невозможность нормальной, эффективной адаптации в жизни.

   И поскольку именно в семье, в первую очередь формируются и развиваются личностные ресурсы способствующие формированию здорового жизненного стиля  и высоко эффективного поведения:

  • Я - концепция  (самооценка, отношение к себе, своим возможностям и недостаткам);
  • Собственная система ценности, цели и установки, способность делать самостоятельный выбор, контроль своего поведения, способность решать простые и сложные жизненные проблемы, умение оценивать ту или иную ситуацию и возможность  контролировать её;
  • Умение общаться с окружающими, понимать их поведение и его перспективу  (формирование навыков эмпатии (умение сопереживать), аффилиации (стремление быть в обществе), слушания, диалога, разрешение  конфликтных ситуаций).

   Таким образом, главнейшей основой для профилактики  аддитивного поведения является формирование  и развитие самостоятельности и ответственности - понятий непрерывно связанных друг с другом.

   Но семья часто самоустраняется от процесса воспитания и считает, что главным  воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости виноват учитель, а в изменениях в  содержании ценностных ориентаций винят улицу.

   Именно поэтому  мы решили создать родительский клуб «Мампаптин» работа которого направлена на непосредственное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс. Данная систематическая работа в обозначенном направлении способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной досуговой деятельности детей и родителей, гармонизирует детско-родительские отношения, реально укрепляет систему взаимодействия в базисной для нас триаде: «педагог - родитель - ребенок». Клуб «Мампаптин» функционирует в  четырех основных направлениях:

  • «Протяни мне руку» (социально - психолого-педагогическое сопровождение).

Включает в себя проведение  круглых столов: «Как воспитывать у ребенка чувство ответственности?», «Что делать, если вы  подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?», «Какие проблемы ваши или вашего ребенка могут стать поводом обратиться к психотерапевту?» и другие; тренингов (родительской компетенции, эффективного  общения с детьми и другие); дискуссионных клубов: «Права и обязанности», «Права человека» и  др.; индивидуальных и групповых бесед; тет-а-тет для мам; тет-а-тет для пап; день открытых дверей. Некоторые из перечисленных мероприятий проводятся совместно с детьми. Ежедневно в ДДТ работает служба помощи и поддержки «Телефон доверия». Оформлен информационный стенд  для родителей, где они могут узнать нужную и полезную информацию. Психологами проводятся индивидуальные консультации по запросу родителей.

  • «Мы все умеем» (декоративно-прикладное творчество);

Это направление реализуется через привлечение родителей к оформлению декораций к праздникам; изготовление вместе с детьми поделок и участие в различных выставках, ярмарках, конкурсах.

  • «Помоги себе сам» (спортивно-оздоровительное);

   Предполагает участие родителей совместно с детьми в спортивных конкурсах таких как: «Папа, мама, я - спортивная семья!»; Семейная спортивная игра посвященная дню семьи - «Мы вместе» и др.; олимпиадах; туристических слетах и походах; акциях.

  • «Мы вместе» (Культурно - досуговое).

   Это направление является  одним из самых главных. Оно включает в себя участие родителей в массовых мероприятиях проводимых в ДДТ, поселковых мероприятиях. Родители в них не только принимают активное участие, но и помогают в подготовке и проведении.

 Социальные факторы усиливают недостатки семейного  воспитания. Сказывается не только пример взрослых, но и влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Многие дети не готовы противостоять  этим соблазнам  и начинают курить, принимать алкоголь, сбегать из дома, употреблять  наркотики.

   Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Кроме того наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом.

    Чтобы  избежать вовлечения  наших детей и подростков  в этот сложный  процесс. Мы предлагаем  волонтерское движение, которое решит проблему консультантов по ППХЗ (первичной профилактике химической зависимости), и поможет сформировать среду с приоритетами здорового образа жизни. В нашем учреждении  функционирует объединение «Волонтеры», которые обучаются по  программе «Сверстник-сверстнику».

   Начальный этап программы связан с выявлением ребят, способных выполнять функции добровольных помощников. Они должны обладать определенным набором качеств - высшем уровнем эмпатии (чувство сопереживания, конструктивная работа с аудиторией, умение противостоять негативному воздействию среды и давлению, принимать самостоятельное нравственное решение, отстаивать свою позицию, говорить «нет», умение принимать и оказывать помощь и т. д.) развитыми личностными ресурсами (уверенность в себе, позитивная «Я — концепция», социально значимая личностная система ценностей).

Второй этап предполагает специальное обучение кандидатов - волонтеров.

     В процессе обучения ребята проводят профилактические рейды по поселку, защищают социальные проекты, которые воплощают в жизнь.

Так в 2007 году воспитанницей ДДТ п. Пурпе  Кошель Алесей  был осуществлен проект «АВН» («Академия волонтерских наук»). В нем приняли участие представители   ПСОШ №2 и объединений ДДТ. Основной  целью этого мероприятия было ознакомить подростков  с азами волонтерского движения, с основными направлениями деятельности волонтеров.   Более  сорока  подростков, в течение суток принимали активное участие в различных обучающих играх и тренингах.

   Почти каждый год  волонтеры нашего дома детского творчества походят обучение  на семинаре  для волонтеров «Равный поможет равному» в ДОЛ «Дружба» г. Тюмень. Принимают участие в фестивалях волонтеров.

   Самоутвердиться и самореализоваться,  наши воспитанники, могут, принимая  участие в различных массовых мероприятиях, конкурсах, творческих поездках.

  С  2005 года  подростковый клуб  « Надежда»  функционирует как объединение, которое выполняет функции ученического самоуправления в ДДТ и обучается по программе «Лидер», которая направлена на развитие организаторских и лидерских качеств. Подростки этого объединения принимают активное участие в подготовке и проведении всех массовых мероприятий, выпускают свою газету «Надежда.RU». В этом им помогает хорошая подготовка. С 2011 года из числа подростков объединения была создана команда КВН «ЛенинЫ», которая успешно примет участие в межмуниципальных, районных, окружных проектах. Также воспитанники объединения  «Подростковый клуб «Надежда»» принимают участие в обучающих тренингах на развитие:  лидерских качеств; актерского мастерства; креативности; коммуникативных навыков, а также в деловых и сюжетно-ролевых играх. Ребята сами  составляют и реализуют проекты («Тинрай», «Лидер-Стайл», «Актив ПРО…» и  др.)..

        Так, например, на  районном сборе АДПОО(Ассоциация детских и пионерских организаций и объединений в ноябре 2007 года  наши подростки защитили проект акции направленной на формирование здорового образа жизни у младших школьников «Тропа к здоровому образу жизни»  и получили диплом в номинации «Самый жизнеспособный проект». Мероприятия этого проекта уже второй год проводятся  вожатыми на летней профильной площадке, которая функционирует каждое лето, в ДДТ  работая в тесном взаимодействии с СОКом «Старт» и ДК «Газовик», школами поселка. Вожатых для работы на летних игровых площадках готовят в течение года в объединениях  «Подростковый клуб «Надежда»» и «волонтёры».

  • На базе ДДТ  функционирует территориальный совет АДПОО в состав, которого входят представители ученических самоуправлений образовательных учреждений поселка. Ребятами проводятся акции («Кормушечка» « Мы за ЗОЖ», «Грин – двор», «Сердечко» и др.), военно-спортивные игры («Зарница», «Взятие снежной  крепости» и др.).
  •    Для воспитанников младшего школьного возраста  функционирует объединение клуба выходного дня «Любознайка»,  цель которого на основе сформированной целостной системы ДДТ, развивать у детей ценностное отношение: к миру; к людям; к себе; способность к цивилизованной коммуникации через цикл культурно-массовых мероприятий.
  • Подростки с удовольствием занимаются в туристко - краеведческом  клубе «Истоки», принимают активное в туристических слетах по летним и зимним видам туризма.
  •  С целью гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения нами был открыт военно-спортивный клуб «Служу Отечеству». Обучающиеся этого клуба активно принимают участие в полевых выходах, включаются в подготовку и проведения месячника оборонно-массовой работы, военизированных игр, месячника «Мы за безопасность!».

   Систематическая  работа  дала положительные результаты, и наше учреждение с 1 сентября 2010 года стало муниципальной экспериментальной площадкой по теме:

« Расширение возможностей  профилактики негативных явлений в молодежной среде, через  организацию учебно-воспитательного процесса, направленного на пропаганду ЗОЖ». Одним из наиболее значимых проектов реализованных  в рамках площадки стал проект «ШВН»(Школа волонтерских наук), которая объединила  волонтеров п.Пурпе, Уренгой и Ханымей. Для реализации данного проекта были привлечены  представители ученических самоуправлений ОУ поселка входящие в состав территориального совета АДПОО ; представители СМИ; инспектор ПДН; представители Администрации  МО п. Пурпе. Во время мероприятия были проведены тренинговые занятия:« PR и реклама»; «Парламентские дебаты»; «Публичное выступление и сценическая речь»; «Социальное проектирование»; «ППХЗ». Для проведения тренингов были приглашены выпускники прошедшие обучение в объединении «Волонтеры»; представители телерадиокомпании «Луч», тренер по парламентским дебатам из г. Муравленко; руководитель театральной студии «Золотой куб» молодежного центра г.Муравленко. ШВН станет традиционным проектом и  в следующем учебном году планируется пригласить для участия в проекте волонтеров г.Тарко-Сале, п.Пуровск, г.Муравленко и г,Губкинский. . Все участники получили сертификаты, а организаторы благодарственные письма.  В  рамках «ШВН»   был  проведен  поселковый  конкурс «Лидер   XXI века».

   Одним из главных условий успеха является творческий союз детей и взрослых, объединенных общими  целями, общей деятельностью, что реально укрепляет систему взаимодействия в базисной для нас триаде: «педагог - родитель - ребенок».        

 Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения  постоянно ведет работу по укреплению  связи с родителями обучающихся, направленную на непосредственное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс. Данная систематическая работа в обозначенном направлении способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной досуговой деятельности детей и родителей, гармонизирует детско-родительские отношения. В доме детского творчества используются общеизвестные традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, лектории, круглые столы, тренинги, индивидуальные и групповые консультации,  досуговые мероприятия, спортивные состязания, туристические походы и др.). В основу работы  положены принципы:

  • Сотрудничество родителей  и педагогического коллектива дома детского творчества;
  • Ответственность  родителей и педагогов за результаты  воспитания детей;
  • Взаимное уважение и доверие.

  Мы в своей работе мы руководствуемся одной народной мудростью: «Чтобы уберечь ребенка от беды его нужно просто любить и последовательно воспитывать…»

Подготовил:     педагог-психолог  МБОУ ДО«ДДТ» п. Пурпе

                     

                           Елена Александровна Паршикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи.Здоровье нашей молодёжи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают...

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие».

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие»....

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни...