«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»
статья на тему

Варданян Галина Александровна

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыкам ЗОЖ; обучение воспитанников объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни; закаливание организма, формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений ,достижений физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc46 КБ
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального  обслуживания «Дом-интернат для детей - инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

 Сообщение

Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Подготовила  воспитатель  Центра

социальной и  трудовой реабилитации ДДИ №1:

Варданян Г. А.

Заслушано на заседании МО:  15.03.2017 г.

г. Петергоф

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов к вопросу укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни способствует созданию современных образовательно-оздоровительных направлений в единую научно-методическую концепцию.

 Эта новая область знаний – педагогическая валеология, девиз которой «Здоровье через образование», позволяет ориентировать ребёнка на признание позиции ценности своего здоровья, чувства ответственности у взрослых за сохранение и укрепление здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыкам ЗОЖ; обучение воспитанников объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни; закаливание организма, формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений ,достижений физического развития.

 У воспитанников с умственной отсталостью наряду со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками её функциональной незрелости отмечается общая соматическая расслабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Поэтому проблема формирования представлений о ЗОЖ  у них вызывает особый интерес и является одной из актуальных проблем социальной педагогики.

 Забота о здоровье детей, их физическое развитие начинается с привития поддержания чистоты, опрятности, порядка. Формирование здоровых привычек наиболее эффективно в детстве. С раннего детства мы учим детей мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистым, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т.д. С возрастом нарастает психологическая сопротивляемость и время для воспитания некоторых качеств может быть утеряно. Изменение отношения к своему здоровью прежде всего проблема воспитательная. Ведь именно с детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. Большинство детей поступающих в детские дома с диагнозом умственная отсталость обладает целым «букетом» различных заболеваний. Это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д.

Психологи- практики отмечают нарушения эмоционального и личностного развития воспитанников, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множественных экономических и социальных причин, а так же образом жизни. Значительный процент детей  с ограниченным интеллектом жили в неблагоприятных семьях, где не получали не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Специфика социального учреждения  ДДИ №1 для умственно – отсталых детей требует  особого подхода к рассмотрению вопросов касающихся  сохранности, укрепления здоровья детей, их адаптации в ближайшем и перспективном окружении. Поэтому возникла необходимость разработки эффективных путей, обеспечивающих реализацию здоровосберегающих  технологий, которые бы наиболее полно содействовали  сохранности  и укреплению здоровья умственно отсталых детей.

Основной формой воздействия на детей в спец. учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогам. Содержание занятий  по ЗОЖ в нашей группе определяется программой «Азбука Здоровья», задачи и цели которой  тесно перекликаются с  другими рабочими программами. В программе раскрываются  темы охраны здоровья, отрицательного влияния на здоровье человека вредных привычек, ухудшение экологической обстановки и пр.Очень важно сегодня  не только  подготовить воспитанниц  к самостоятельной жизни, воспитывать их нравственно и физически но и научить  их быть здоровыми, способствовать формированию  у них осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья  обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Эффективная подготовка обучающихся воспитанниц к ЗОЖ невозможна без активизации всех видов деятельности (познавательной. трудовой, общественной, коммуникативной, и т. д.) без актуализации нравственных ценностей  и имеет интегративный  и междисциплинарный характер. Работа по формированию ЗОЖ  продолжается на протяжении всего процесса обучения воспитанниц , что приносит положительные результаты  и помогает сформировать устойчивые знания, умения и навыки по данному предмету.

Разработанная программа  «Азбука Здоровья» предусматривает получение  воспитанницами знаний и навыков гигиены, профилактики заболеваний, рационального питания , ухода за телом, укрепления здоровья. Воспитанницы получают представление  о человеке как о живом существе, конкретизируют и закрепляют знания о внешнем  и внутреннем строении, органах чувств , их функциях и т.д. Данная программа реализуется в тесном контакте воспитателей, психологов, медперсонала. Программа ориентирована на формирование у воспитанниц  понятия «ценность здоровья», расширение знаний и практических навыков  по культуре здоровья. Методика работы с умственно – отсталыми  детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с воспитанником. Большой акцент делается  на поисковую активность самих детей  и самостоятельное экспериментирование.

Программа «Азбука Здоровья» занимает значительное место в воспитательном процессе, т. к. система этих занятий связывает воедино образовательные, коррекционно- воспитательные и оздоровительные задачи, что содействует принципу коррекционной направленности.

Путём реализации программы раскрываются возможности  в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде ЗОЖ, в воспитании уверенно противостоять  вредным привычкам ,в формировании культуры здоровья воспитанников. Занятия содержат познавательный материал, который излагается в доступной для воспитанников форме , соответствующий возрастным особенностям детей  в сочетании с практическими знаниями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения. наблюдения. дидактические, сюжетно – ролевые игры и др.).Занятия  включают вопросы  строения человека ,гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами укрепляющими и разрушающими здоровье. Оздоровительные минутки проводятся в виде физических упражнений  для укрепления позвоночника , стоп, рук, формирования правильной осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия  и т. д. Общий анализ работы позволяет сделать вывод, что занятия организованные по программе «Азбука Здоровья» способны повысить уровень знаний , умений и практических навыков, которые эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития.

Результатами по программе являются – снижение заболеваемости, соблюдение навыков самооздоровления: исполнения правил личной гигиены, питания, сна; осознание понятия ЗОЖ и его влияния на состояние здоровья.

Подтверждение тому – примеры из жизни группы .

 Аня Щ.  –воспитанница группы.

На вопросы о ЗОЖ ответила:

«Я утром чищу зубы, слежу за порядком и чистотой в комнате, за чистотой вещей. Правильно питаюсь, по режиму и ем полезные продукты, слежу за их сроком хранения.

Знаю где находится сердце, желудок и другие органы, слежу за их состоянием, рассказываю девочкам, кто не знает, где наши органы находятся, чтобы они тоже знали и так же как и я наблюдали за их работой».

Надя К.- воспитанница группы.

 На вопрос: «Что для тебя понятие ЗОЖ? Как ты поддерживаешь его в своей жизни?» ответила:

 «Ежедневно навожу порядок в комнате, не забываю проветривать. Много гуляю, одеваюсь по погоде, занимаюсь спортом, хожу на бочче. Провожу закаливание -  после душа обливаюсь прохладной водой. Вечером проделываю все гигиенические процедуры и спать ложусь вовремя,по режиму.

Литература.

  1. Грач И. С.Здоровый образ жизни: сущность понятия и содержание работы по его формированию. – М.., Образование, 2002  с.66-75
  2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. с.88-89
  3. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб., 1999  с.5-12
  4. О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., Просвещение, 1985  228с.
  5. В. В. Ильющенков, Г. А. Барсенева Здоровье и образование. – СПб., 1993 с.27-41
  6. Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев Твоё здоровье. – СПб., 2002  с. 99
  7. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нискевич Как помочь особому ребёнку? – СПб, 1998  с. 307



Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального  обслуживания «Дом-интернат для детей - инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

 Сообщение

Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Подготовила  воспитатель  Центра

социальной и  трудовой реабилитации ДДИ №1:

Варданян Г. А.

Заслушано на заседании МО:  15.03.2017 г.

г. Петергоф

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов к вопросу укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни способствует созданию современных образовательно-оздоровительных направлений в единую научно-методическую концепцию.

 Эта новая область знаний – педагогическая валеология, девиз которой «Здоровье через образование», позволяет ориентировать ребёнка на признание позиции ценности своего здоровья, чувства ответственности у взрослых за сохранение и укрепление здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыкам ЗОЖ; обучение воспитанников объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни; закаливание организма, формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений ,достижений физического развития.

 У воспитанников с умственной отсталостью наряду со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками её функциональной незрелости отмечается общая соматическая расслабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Поэтому проблема формирования представлений о ЗОЖ  у них вызывает особый интерес и является одной из актуальных проблем социальной педагогики.

 Забота о здоровье детей, их физическое развитие начинается с привития поддержания чистоты, опрятности, порядка. Формирование здоровых привычек наиболее эффективно в детстве. С раннего детства мы учим детей мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистым, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т.д. С возрастом нарастает психологическая сопротивляемость и время для воспитания некоторых качеств может быть утеряно. Изменение отношения к своему здоровью прежде всего проблема воспитательная. Ведь именно с детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. Большинство детей поступающих в детские дома с диагнозом умственная отсталость обладает целым «букетом» различных заболеваний. Это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д.

Психологи- практики отмечают нарушения эмоционального и личностного развития воспитанников, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множественных экономических и социальных причин, а так же образом жизни. Значительный процент детей  с ограниченным интеллектом жили в неблагоприятных семьях, где не получали не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Специфика социального учреждения  ДДИ №1 для умственно – отсталых детей требует  особого подхода к рассмотрению вопросов касающихся  сохранности, укрепления здоровья детей, их адаптации в ближайшем и перспективном окружении. Поэтому возникла необходимость разработки эффективных путей, обеспечивающих реализацию здоровосберегающих  технологий, которые бы наиболее полно содействовали  сохранности  и укреплению здоровья умственно отсталых детей.

Основной формой воздействия на детей в спец. учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогам. Содержание занятий  по ЗОЖ в нашей группе определяется программой «Азбука Здоровья», задачи и цели которой  тесно перекликаются с  другими рабочими программами. В программе раскрываются  темы охраны здоровья, отрицательного влияния на здоровье человека вредных привычек, ухудшение экологической обстановки и пр.Очень важно сегодня  не только  подготовить воспитанниц  к самостоятельной жизни, воспитывать их нравственно и физически но и научить  их быть здоровыми, способствовать формированию  у них осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья  обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Эффективная подготовка обучающихся воспитанниц к ЗОЖ невозможна без активизации всех видов деятельности (познавательной. трудовой, общественной, коммуникативной, и т. д.) без актуализации нравственных ценностей  и имеет интегративный  и междисциплинарный характер. Работа по формированию ЗОЖ  продолжается на протяжении всего процесса обучения воспитанниц , что приносит положительные результаты  и помогает сформировать устойчивые знания, умения и навыки по данному предмету.

Разработанная программа  «Азбука Здоровья» предусматривает получение  воспитанницами знаний и навыков гигиены, профилактики заболеваний, рационального питания , ухода за телом, укрепления здоровья. Воспитанницы получают представление  о человеке как о живом существе, конкретизируют и закрепляют знания о внешнем  и внутреннем строении, органах чувств , их функциях и т.д. Данная программа реализуется в тесном контакте воспитателей, психологов, медперсонала. Программа ориентирована на формирование у воспитанниц  понятия «ценность здоровья», расширение знаний и практических навыков  по культуре здоровья. Методика работы с умственно – отсталыми  детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с воспитанником. Большой акцент делается  на поисковую активность самих детей  и самостоятельное экспериментирование.

Программа «Азбука Здоровья» занимает значительное место в воспитательном процессе, т. к. система этих занятий связывает воедино образовательные, коррекционно- воспитательные и оздоровительные задачи, что содействует принципу коррекционной направленности.

Путём реализации программы раскрываются возможности  в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде ЗОЖ, в воспитании уверенно противостоять  вредным привычкам ,в формировании культуры здоровья воспитанников. Занятия содержат познавательный материал, который излагается в доступной для воспитанников форме , соответствующий возрастным особенностям детей  в сочетании с практическими знаниями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения. наблюдения. дидактические, сюжетно – ролевые игры и др.).Занятия  включают вопросы  строения человека ,гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами укрепляющими и разрушающими здоровье. Оздоровительные минутки проводятся в виде физических упражнений  для укрепления позвоночника , стоп, рук, формирования правильной осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия  и т. д. Общий анализ работы позволяет сделать вывод, что занятия организованные по программе «Азбука Здоровья» способны повысить уровень знаний , умений и практических навыков, которые эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития.

Результатами по программе являются – снижение заболеваемости, соблюдение навыков самооздоровления: исполнения правил личной гигиены, питания, сна; осознание понятия ЗОЖ и его влияния на состояние здоровья.

Подтверждение тому – примеры из жизни группы .

 Аня Щ.  –воспитанница группы.

На вопросы о ЗОЖ ответила:

«Я утром чищу зубы, слежу за порядком и чистотой в комнате, за чистотой вещей. Правильно питаюсь, по режиму и ем полезные продукты, слежу за их сроком хранения.

Знаю где находится сердце, желудок и другие органы, слежу за их состоянием, рассказываю девочкам, кто не знает, где наши органы находятся, чтобы они тоже знали и так же как и я наблюдали за их работой».

Надя К.- воспитанница группы.

 На вопрос: «Что для тебя понятие ЗОЖ? Как ты поддерживаешь его в своей жизни?» ответила:

 «Ежедневно навожу порядок в комнате, не забываю проветривать. Много гуляю, одеваюсь по погоде, занимаюсь спортом, хожу на бочче. Провожу закаливание -  после душа обливаюсь прохладной водой. Вечером проделываю все гигиенические процедуры и спать ложусь вовремя,по режиму.

Литература.

  1. Грач И. С.Здоровый образ жизни: сущность понятия и содержание работы по его формированию. – М.., Образование, 2002  с.66-75
  2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. с.88-89
  3. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб., 1999  с.5-12
  4. О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., Просвещение, 1985  228с.
  5. В. В. Ильющенков, Г. А. Барсенева Здоровье и образование. – СПб., 1993 с.27-41
  6. Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев Твоё здоровье. – СПб., 2002  с. 99
  7. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нискевич Как помочь особому ребёнку? – СПб, 1998  с. 307


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.

-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....

Программа дополнительного образования "Азбука природы"

Комплексная дополнительная образовательная, общеразвивающая программа «Азбука природы» представляет собой авторский вариант, не опирающийся на типовые программы. Она является результатом социального з...

Развитие основ здорового образа жизни одаренных детей в процессе экологического воспитания.

Окружающая среда, в которой мы живем, сегодня в большой опасности. По всему миру горят леса, высыхают озёра, мелеют реки и моря, исчезают редкие виды животных и птиц, загрязняется атмосфера, изменяетс...

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие».

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие»....