Программа дополнительного образования "Азбука природы"
рабочая программа на тему

Чечельницкая Светлана Владимировна

Комплексная дополнительная образовательная, общеразвивающая программа «Азбука природы» представляет собой авторский вариант, не опирающийся на типовые программы. Она является результатом социального заказа, практических наработок, индивидуального опыта работы с детьми школьного возраста.

Целью данной программы является воспитание экологически грамотной творческой личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования

Республиканский детский эколого – биологический центр

Программа

Азбука природы

Авторская программа для детей начальных классов

Составители:

Алборова Жанна Михайловна,

Чечельницкая Светлана Владимировна,

педагоги дополнительного образования.

Владикавказ, 2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Комплексная дополнительная образовательная программа «Азбука природы» представляет собой авторский вариант, не опирающийся на типовые программы. Она является результатом социального заказа, практических наработок, индивидуального опыта работы с детьми школьного возраста.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей младшего школьного возраста, интересующихся природой, окружающей их, взаимоотношениями человека и природы, естественными процессами, происходящими в ней.

Годовой учебный материал рассчитан на 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Интерес к экологии - науке о закономерностях существования живого покрова Земли - растет непрерывно.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

 Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Целью данной программы является воспитание экологически грамотной творческой личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Задачи.

  1. Обучающие
  • формирование элементарных знаний о природе, об экологии, социуме;
  • формирование навыков постановки эксперимента, наблюдения и анализа;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной работе.

2) Воспитательные:

  • воспитание позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой, экологической культуры школьника в процессе освоения окружающего мира;
  • приобщение обучающихся к национально – культурным традициям, ценностям.

3) Развивающие:

  • развитие памяти, мышления, навыков экологически грамотного поведения в природе;
  • расширение эколого-краеведческого кругозора.

В ходе реализации программы ребенок с малых лет познает природу, учится любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Эта программа – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность.

Отличительная особенность данной программы - применение здоровьесберегающих технологий, в соответствии с требованиями ФГОС. Практический аспект необходимости создания программы со структурой: экскурсия, теория – это создание единого временного пространства в системе ДОУ с режимом школьного образования.

Каждое занятие состоит из экскурсии, теоретической и практической части. Все экскурсии являются частью здоровьесберегающих технологий.

На практических занятиях дети лучше познают материал через собственное посильное творчество. Создается ситуация успеха в детском коллективе. Поэтому лепка, рисунок, аппликация являются органичной частью этих занятий, способствуют эстетическому, творческому развитию личности.

Спецификой программы является ее комплексный, интегрированный характер, т. е. взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, социальным, нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, а так же учебным процессом.

«Азбука природы» поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям, многообразию.

В программу заложен региональный компонент. Изучение природно-краеведческого материала Республики Северная Осетия – Алания позволяет обучающимся узнать истоки самобытной национальной культуры.

Актуальность:

  • компенсация интересующих детей видов и направлений деятельности, отсутствующих в традиционных учреждениях образовательного профиля.
  • введение в практику школ программы дополнительного экологического образования и воспитания детей, органично вписывающейся во временной режим работы базовой школы по ФГОС;

Программа предназначена для дополнительного образования детей школьного возраста:

1-й этап – 1-2 классы;

2-й этап  - 3-4 классы.

При изучении разделов программы применяются различные формы организации учебной работы с обучающимися:

  • фронтальная;
  • коллективная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

В программе особое место занимают следующие формы обучения:

  • экскурсии в природу;
  • практические работы;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • игры;
  • выставки творческих работ.

Программа 1-го года рассматривает понятия живой,  неживой природы и место человека в ней. Лепка, рисунок, аппликация – это образное отображение изученного материала.

Программа 2-го года обучения содержит вопросы многообразия растительных форм и животного мира в связи с сезонными изменениями. Эти вопросы подкрепляются тематическими практическими работами, что повышает интерес ребят к познавательной активности.

Тематика охватывает вопросы экологии воздуха, воды, почвы и окружающей среды, углубляя и расширяя знания  юннатов по данным разделам. Краеведческий компонент составляет важную часть программы. Знакомства со знаниями простых людей, основанных на опыте тысячелетий –

одна из задач обучения.

По завершении 1-го года обучения юннаты могут знать:

  • что составляет живую,
  •  что составляет неживую природу;
  • взаимоотношения между этими составляющими
  •  роль человека в природе.

Могут владеть навыками:

  • изображения растений и животных,
  • объемной аппликацией
  • исследовательской работы.

По окончании 2-го года обучающиеся могут

оперировать отдельными понятиями:

  • экологической катастрофы на планете Земля,
  • фенологическими изменениями в природе,
  •  разнообразием флоры и фауны.

овладеют навыками:

  • по уходу за комнатными растениями, отдельными видами однолетних и многолетних культур
  • растительному дизайну;
  • ведения исследовательской и  проектной деятельности.

Результативность программы.

По окончании реализации программы обучающиеся получают:

  • знания о связи живой и неживой природы;
  • сведения о растительном и животном мире родного края;
  • сведения о географических объектах родного края;
  • сведения о роли человека в природе;
  • навыки наблюдения за природными объектами;
  • навыки постановки эксперимента;
  • навыки оформления исследовательской работы, проекта;
  • навыки публичных выступлений;
  • навыки и умения выполнения творческих работ.

Формы подведения итогов реализации программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяется текущий и тематический, контроль.

  • игры с тематическими заданиями;
  • тестирование;
  • постановка проблемных вопросов (ассоциативный ряд, нарисуй картинку, решаемых индивидуально и группами);
  • речевые логические задачи;
  • беседы и т.д.

Итоговый контроль (полугодовой и годовой):

  • научно-практические конференции;
  • выставки; конкурсы;
  • праздники, КВН;
  • тесты.

Успешному решению вопросов программы способствует хорошо оснащенный кабинет, в котором наряду с экспозициями комнатных растений, собраны гербарный материал, коллекция различных плодов, лабораторное оборудование, различный поделочный материал, возможность для экскурсионных занятий, что дало бы лучше усвоить детям краеведческий материал

В качестве методического обеспечения используются:

  • Презентации к занятиям
  • Рисунки
  • Таблицы
  • Разработки проектов
  • Разработки акций
  • Разработки занятий
  • Сценарии праздников
  • Вопросы викторин.
  • Практические работы
  • Биологические игры
  • Экскурсии

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

п./п

Тема

Всего

 часов

В том числе:

теоретических

практических

I

Введение

в образовательную программу

4

2

2

II

Живая природа

46

22

24

III

Неживая природа

30

14

16

IV

Созданное человеком

18

6

12

V

Дом, в котором ты живешь

44

19

25

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

65

79


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

I. Введение в образовательную программу (4ч).

Введение в образовательную программу. Знакомство с юннатами.

Экскурсия: «В царство природы»

II. Живая природа (46ч).

Природа живая и неживая. Живая природа: растения, животные, человек. Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Растения. Части растений. Деревья. Кустарники. Травы. Неповторимая планета. Листопадные и вечнозеленые растения. Листопад, его значения и причины. Сад и огород. Плоды и семена. Распространение семян. Растения нашего леса. Что растет на клумбе. Вторая жизнь растений: мебель, бумага и т.д. Разнообразие растений. Животные. Домашние и дикие. Насекомые, рыбы, птицы, звери.  Животные живого уголка. Уход за животными.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Сбор природного материала. Поделки. Рисунок на асфальте. Осенние краски.

Экскурсии. Природа, живая и неживая. Растения вокруг нас. Части растений. Фенологические наблюдения за животными и растениями. Разнообразие растений. Знакомство с декоративными растениями.

Игры: «Живое – неживое», «Что ни шаг, то слово».

Пантомимы: «Сад и огород», «Живая и неживая природа». Моделирование (плоскостное и объемное): «Листопад», «Части растений».

III. Неживая природа (30ч).

Неживая природа. Земля – планета солнечной системы. День - ночь. Зима – лето. Планета Земля. Суша и вода. Формы земной поверхности: горы, равнины своего края. Почва – плодородный слой земли. Почва и ее обитатели. Охрана и значение почвы. Вода – путешественница: круговорот воды. Значение и охрана воды. Воздух – прозрачная невидимка. Ветер – движение воздуха. Обитатели воздушной среды. Значение и охрана воздуха.

Практика. Состав почвы. Рисунки. Аппликация. Выставки детских работ.

Экскурсии. Фенологические наблюдения. Наблюдения за явлениями природы: туманом, снегом, дождем, инеем, облаками, гололедом, заморозками. Поведение птиц. Помощь пернатым. Растения зимой.

Игры: «Живое – неживое», «Что ни шаг, то слово». Зимние развлечения.

Пантомимы: «Обитатели воздушной среды», «Явления природы».            Игровое моделирование: «Земля – планета солнечной системы», «Формы земной поверхности».

     

IV. Созданное человеком (18ч).

Созданное человеком – не часть природы. Вред и польза созданного человеком. Творить, не разрушая.

 Профессии людей. Есть такая профессия - защищать  Родину! Солдат – почетная обязанность. Их именами названы улицы. Мамы разные нужны, мамы всякие важны!

Практика. Рисунки. Аппликация. Выставки детских работ. Рисунок на снегу.

Экскурсии. Фенологические наблюдения. Наблюдения за животными.

Игры: «Найди лишнее» (что из перечисленного не подходит), «Назвать одним словом, перечисленную группу (растений, животных, предметов). Пантомима «Образы живой и неживой природы», «Что за профессия?», «Покажи, кем работает мама, папа».

Подвижные тематические игры. Моделирование: «Земля – планета солнечной системы», «Формы земной поверхности».

КВН «Мальчишки, вперед!»

Праздник «Женский день 8-ое марта»

V. Дом, в котором ты живешь (44ч).

Дом, в котором ты живешь. Государство. РСО – Алания. Символика государства, республики. Гимн, герб, флаг. Адрес. Города и села РСО - Алании,  Владикавказ.

Природа РСО-Алании. Начало сокодвижения. Откуда течет ручеек. Первые грозы. Первоцветы. Весенние хлопоты животных. Природа – чудесная кладовая.

Охрана природы. Красная книга. Экологические беседы. Правила экологической безопасности. Меры безопасности в домашних условиях. Правила поведения на улицах и дорогах.

Практика. Рисунки. Рисунок на асфальте. Как ты назвал бы улицу? Аппликация. Выставки детских работ.

Экскурсии. Фенологические наблюдения. Откуда течет ручеек. Горы Кавказа. Весенняя капель. Состояние почек. Что новое? На проталинке лесной огонек горит весной. Чудесная кладовая.

Игры: Подвижные тематические игры Что ни шаг, то слово», «Правила дорожного движения». 

Моделирование: «Первые признаки весны».

Дидактическая игра: «Юные инспектора движения», «Экологический патруль».

VI. Итоговое занятие (2ч).

Выставка работ «Творить, не разрушая».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Всего часов

В том числе

теорети-ческих

практи-

ческих

I

Введение в программу.

4

2

2

II

Природа осенью

46

23

23

III

Природа зимой

48

22

26

IV

Природа весной и летом.

44

22

22

V

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

71

73


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Введение (4 ч).

Знакомство с планом работы.

Экскурсия: «По знакомым тропинкам».

  1. Природа осенью (48 ч).

В гости к осени. Климат. Температурный режим. Растения осенью. Осенние цветы – радуга на клумбах.16 сентября – День защиты озонового слоя. Жизнь животных осенью. Насекомые. Птичьи заботы осенью. Городские птицы. Осенние приметы. Жизнь диких животных осенью. Осенние кладовые. 4 октября – День защиты животных. Портретная галерея «Домашний любимец». Научно – исследовательская конференция. День учителя.  Букет учителю. Дары природы. Лекарственные растения. Плоды.  Ягоды. В гостях у природы. Правила поведения. Краски листопада. Гербарий. Дары сада, огорода, леса. Технология составления коллекций (семян и листьев) Звуки природы осенью. День мамы.

 Птичья столовая. Праздник урожая. Выставка творческих работ. Способы консервации и хранения урожая. Фенологические изменения.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Поделки. Акция «Перелетные птицы».

Экскурсии. В гости к осени. Растения осенью. Фенологические наблюдения. Птичьи заботы Осенние приметы. Сбор природного материала. Дары природы. Краски листопада. Листопадные и вечнозеленые растения. Признаки созревания семян. Звуки природы осенью. Подкормка  птиц. Зимние осадки. Рождественские поздравления.

Игры: «На лесной тропе сидели…», «Что ни шаг, то слово».                                                 Пантомима «Однажды в лесу».

III. Природа зимой (48 ч).

Сезонные явления в зимнее время. Значение снега. Вечнозеленые растения. Период покоя растений. Оранжерейные и комнатные растения. Акция: «Защити елочку». Международный День биологического разнообразия. Дизайн новогодней елки. Зимние осадки. Рождественские поздравления. Вода. Живительная сила воды. Огород на окне. Зимние заботы животных. Помоги животным зимой. Природа спит. Акция: «Помоги птице» Акция: «Не проходите мимо». День зимнего равноденствия. Масленица. Зима – друг, зима – враг. День Защитника Отечества. Мужские профессии.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Поделки. Акция «Добрая зима».

Экскурсии. Сезонные явления. Значение снега. Вечнозеленые растения. Период покоя растений. В лесу родилась елочка. Следы на заснеженной тропе. Добрая зима. В зимнюю сказку. Зимние потехи. Зимние осадки. Фенологические наблюдения. Растения зимой. Зимние заботы животных. Помоги животным зимой. Природа спит. Помоги птице. Следы на снегу. Не проходите мимо. День зимнего равноденствия. Масленица. Зима – друг, зима – враг. День Защитника Отечества. Мужские профессии. Игры.

Игры: Подвижные тематические игры: «Словесный портрет растения, животного», «Мы играем в сказку».

Пантомима «Изобрази природное явление».

  1. Природа весной и летом (44 ч).

Женские профессии. Подарок маме. Фенологические наблюдения. Первые цветы. Первые витамины. Начало сокодвижения. 22 марта – Всемирный день воды. Охрана первоцветов. Красная книга. 1 апреля – День птиц. 7 апреля – День здоровья. Вода – друг, вода – враг. Проснулись насекомые. Весенние трели. Весенние заботы животных. Цветение растений. 22 апреля – День Земли. Комнатное цветоводство. Сорняк – друг, сорняк – враг. Открытка Деду. Конкурс «Юные исследователи окружающей среды». Операция «Белый колокольчик» Итоговое занятие. 1 июня – День защиты детей.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Поделки. День птиц.

Экскурсии. Природа весной. Фенологические наблюдения. Первые цветы. Первые витамины. Начало сокодвижения.  22 марта – Всемирный день воды. Охрана первоцветов. На проталинке лесной. Березкины слезки. День птиц. День здоровья. Вода – друг, вода – враг. Проснулись насекомые. Весенние трели. Весенние заботы животных. Цветение растений. День Земли. Наблюдения в природе. Сорняк – друг, сорняк – враг. Их именами названы улицы. Конкурс «Юные исследователи окружающей среды». Операция «Белый колокольчик». «День защиты детей» - выставка «Зеркало природы»

Игры: «Словесный портрет растения, животного», «Рифмуем природу».

Подвижные тематические игры: «На лесной тропе», «Что ни шаг, то слово» - эстафеты.

Пантомима. «Движения в природе», «Изобрази растение, животное».

Итоговое занятие (2 ч).

1 июня – День защиты детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

В качестве методического обеспечения используются:

  • Презентации: «Деревья и кустарники», «Первоцветы», «Животные домашние и дикие», «Птицы», «Растения в легендах», «Времена года».
  • Таблицы: «Основные группы растений», «Домашние и дикие животные», «Комнатные растения», «Первоцветы», «Животные и растения Красной книги».
  • Разработки занятий по темам: «Введение в программу», «Земля – планета солнечной системы», «Формы земной поверхности. Горы. Равнины», «Почва – плодородный слой земли», «Их именами названы улицы», «Мамы разные нужны», «Животные живого уголка», «Правила поведения в природе», «Дом, в котором ты живешь».

"Города и села РСО-Алании,

природа".

Цель: расширить знания обучающихся о социальной географии Северной Осетии

Задачи: 

  • активизируя знания детей, путем сравнения уточнить понятия «город» и «село»;
  • воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства;
  • развивать любознательность, наблюдательность, интерес к истории родного края.

Оборудование: слайд – фильм «Осетия, ты – чудо гор», карточки с изображениями городских и сельских пейзажев, продуктов питания и промышленности.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово педагога.

                                        Земля моя! Невелика ты-

                                        Осетия! – из края в край

                                        Тебя проходит гул раската,

                                        Когда с грозой приходит май.

                                        Но беспредельна и громадна

                                        Ты в сердце любящем твоем…

                                      Саламгерий Ситохов

   (Обращаясь к административной карте РСО - Алании). Это – административная карта РСО – Алании. Наша республика по занимаемой территории одна из самых маленьких республик Северного Кавказа. Население республики - 678,6 тыс. человек, проживающих в 6 городах (Владикавказе, Моздоке, Беслане, Алагире, Ардоне, Дигоре) и многочисленных селениях, поселках, станицах.

   Г. Владикавказ – столица, главный город республики.

   Для удобства управления экономикой Северная Осетия разбита на 8 административных районов и территорию, подчиненную г. Владикавказу – столице республики.  Административными центрами 5-ти районов являются города - Моздок, Беслан, Алагир, Ардон, Дигора. А в остальных трех районах – селения: Чикола, Эльхотово, Октябрьское.

   Педагог просит назвать знакомые села детей, где живут их родственники, где они гостили.

По каким признакам город отличается от сельской местности?

(размер, промышленные предприятия и с/х угодья, количество проживающих людей , наличие дорог и общественного транспорта)

  1. Дидактическая игра.

Чем отличается город от сельской местности? Найти 3-5 отличия.

Предлагаются картинки с городскими и сельскими пейзажами.

  1. Дидактическая (развивающая) игра.

Городские и сельские профессии.

Из предложенного ряда слов (рисунков) выбрать городские и сельские профессии.

  1. Физкультминутка.
  2. Дидактическая игра.

Работа в группах. Из предложенных картинок выбрать продукты с/х и городского труда. Представителю команды назвать профессии, кто их производит.

  1. Дидактическая игра.

Третий лишний. Дан словесный ряд, выбрать лишнее слово.

  1. Дидактическая игра.

Волшебный мешочек. Ребенок из мешочка достает предметы и называет, где производится: в городе или в селе.

  1. Природа Северной Осетии.
  2. Природа Северной Осетии уникальна и разнообразна. Ее богатства с древнейших времен служат человеку.

Неизменным помощником являются горные реки. Они вращают жернова мельниц и турбины электростанций, орошают земли, поют скот.

Многочисленные полезные ископаемые обеспечивают людей металлами, строительными материалами, горючим.

Лес дает высококачественную древесину, используемую в строительстве, изготовлении мебели, предметов быта. Особенно ценятся бук и граб.

В наших лесах много ягод и прочих плодов, богатых витаминами.

Природа Северной Осетии обладает значительными лечебными ресурсами. В лесах и на горных лугах растет множество лекарственных растений.

Не следует забывать и о целительной силе горного воздуха и минеральных вод.

    Вот как много интересного и важного хранит история, культура и природа Республики Северная Осетия – Алания.

  1. Творческое задание.

Нарисовать пейзаж города или села.

  1. Итог занятия.

Дети комментируют свои творческие работы.

  • Разработки КВН: «Первоцветы», «Правила поведения в природе».
  • Проекты и акции: «Первоцветы», «След моей семьи в ВОВ».

Добрая зима.

Проект для детей начальных классов.

Цель проекта:

привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности.

Задачи проекта:

  • изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц;
  • ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов;
  • информировать учащихся школы о необходимости и правилах зимней подкормки птиц;
  • изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.

Материалы и ресурсы: фотоаппарат,  компьютер, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, литература, методические пособия,

Технологии, использованные в проекте:

Личностно - ориентированная технология: изучение литературы, подготовка докладов, рисунки;

Индивидуальная творческая деятельность.

Коллективный труд: выставка, кормушки.

Исследовательская деятельность: наблюдения, изучение материала, исследовательские работы.

Актуальность.

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемые результаты:

  • по завершении проекта дети смогут классифицировать зимующих и перелётных птиц;
  • научатся различать птиц по внешнему виду;
  • будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
  • у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения

Продолжительность проекта – осень – зима – весна.

План  реализации проекта.

Тема мероприятия.

Сроки.

Выполнение.

Введение в тему:

1

Презентация «Птицы оседлые и перелетные».

сентябрь

октябрь

выполнено

2

Оригами. Снегирь и синица.

ноябрь

выполнено

3

Литературно – художественное мероприятие «Птицы».

ноябрь

выполнено

Акция: «Помоги птице»:

4

 Информационная листовка – призыв «Помоги птице».

декабрь

выполнено

5

Выставка листовок.

январь

выполнено

6

Изготовление кормушек.

январь

выполнено

7

Сооружаем птичью столовую.

январь

выполнено

8

Наблюдение и уход.

периодич.

Акция : «Встречаем пернатых».

9

Листовка: «Мы вас ждем».

апрель

10

Вывешивание скворечников.

апрель

Итог:

11

Фоторепортаж «На моей кормушке».

апрель

12

Презентация проекта

май

13

14

Исследовательские работы:

«Синица – зимующая птица»,

«Синица в руке, орел – в небесах».

Результаты реализации проекта

  1.Мы ознакомились с видовым составом орнитофауны.

  2.Изучили биологические основы организации зимней подкормки птиц: правила изготовления и размещения кормушек, способы подкормки и возможные корма.

  3.Учащиеся  изготовили более 30 кормушек для птиц, они были размещены на пришкольном участке.

  4.Ведется наблюдение за птицами, еженедельно пополняется корм в кормушках.

  5.Организован сбор кормов для птиц.

  • Сценарии праздников: «Помоги пернатым», «Твори, не разрушая», «Женский день - 8 марта»,
  • Биологические игры: «Пантомима», «Дорисуй (доклей) животного, растение», «Кто оставил след», «Убери лишнее» (словесный ряд или набор открыток), модульное проектирование Земля – планета солнечной системы, горы, строение растений.
  • Экскурсии «Фенологические наблюдения», «Мир прекрасного», «Муравьиная тропа», «Березкины слезки».
  • Выставки: «Краски осени», «Защити Елочку», «Мамы разные нужны», «23 февраля», «Цветок ветерану», «Творить, не разрушая».

ТЕСТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Задание: вписать термины.
  2. Задание: дописать определение.
  3. Задание: дорисовать, доклеить.

Для 1-2 задания можно предложить готовый словесный ряд, можно проводить устно.

Для 3-го задания можно предложить набор для аппликаций.

Вопросы. Задания 1-2.

I -е полугодие.

  • … - все, что нас окружает (природа).
  • … - не часть природы (созданное человеком).
  • Человек, растения, животные - … природа (живая).
  • Космические тела, вода, воздух, земля - … природа (неживая).
  • Дышит, питается, растет, размножается, реагирует на раздражение, двигается – признаки … природы (живой).
  • Не дышит, не питается, не растет, не размножается, не реагирует на раздражение, не двигается – признаки … природы (неживой).
  • … - это животные, которые сами строят жилища, добывают пищу, выхаживают потомство (дикие животные).
  • … - живут рядом с человеком, человек их кормит, помогает ухаживать за потомством (домашние животные).
  • … -  животные для удовлетворения эстетических потребностей человека.
  • Смена времен года – это движение Земли вокруг… (солнца).
  • Смена дня и ночи - это движение Земли вокруг… (своей оси).
  • … - это разные формы земной поверхности (рельеф).
  • Примеры рельефа … (горы, равнины, ущелья, овраги, реки. моря, океаны).
  • … - это верхний плодородный слой земли (почва).
  • … - путешествие капельки воды с поверхности земли в атмосферу и на землю в виде дождя или снега (круговорот воды).
  • … - движение воздуха (ветер).

Вопросы. Задания 1-2.

II-е полугодие.

  • Мы живем в государстве …  (Россия).
  • Моя малая родина - … (Республика Северная Осетия – Алания).
  • Столица государства … (Москва).
  • Столица Республики Северная Осетия – Алания - … (Владикавказ).
  • Города Республики Северная Осетия – Алания … (Владикавказ, Беслан, Моздок, Дигора, Алагир).
  • Села Республики Северная Осетия – Алания … (Ногир, Гизель и т. д.)
  • Цвета флага России … (белый, синий, красный).
  • Цвета флага Республики Северная Осетия – Алания … (белый, желтый, красный).
  • Книга с вымирающими растениями и животными - … (Красная книга).

Задание 3.

  • Убери лишнее (словесный или предметный ряд).
  • Сгруппируй (словесный или предметный ряд).
  • Назови (картинки  животных, их следы, растения).
  • Что за растение (картинки плодов, листьев).
  • Дорисуй животное (по хвосту, носу).
  • Дорисуй растение (по листьям, цветкам, подземному органу).

Литература для педагога.

  1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника., Ярославль 1998 г.
  2. Рухлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.
  3. Русских Р.Д. Лесные робинзоны, Ижевск, 1973 г.
  4. Запартович Б.Б. С любовью к природе. «Педагогика», 78.
  5. Плешаков А.А. Природоведение. М.81.
  6. Фарб Питер. Популярная экология. М.71.
  7. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии, М., 78г.
  8. О состоянии окружающей среды в РСО-Алания.  Государственный доклад. Владикавказ, 2002 г.
  9. Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана. М., 80.
  10. Попов К.П.  Растительный мир РСО 0 Алании.
  11. Красная книга РСО – Алании, Владикавказ, 1999г.
  12. Попов К.П.  По тропам родного края, Владикавказ,92г.
  13. Бероев Б.М. Экологическими тропами Северной Осетии, Владикавказ, 93г.
  14. Будум А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетии и их охрана, Владикавказ, 94 г.
  15. Селивко Г.К. Современные образовательные технологии, «Народное образование, 2005г.

Литература для детей и родителей.

  1. Головкин Б.Н. Я познаю мир. Загадочные растения. Детская энциклопедия.
  2. Головкин Б.Н.  Я познаю мир. Загадочные  животные. Детская энциклопедия.
  3. Верзилин Н.М.  По следам Робинзона, Просвещение,99г.
  4. Новиков И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов, Ярославль, 2003 г.
  5. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх, Ярославль,2003г.
  6. Тарабарина Т.И., СоколоваЕ.И. И учеба и игра. Природоведение, Ярославль, 1998г.
  7. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника., Ярославль 1998 г.
  8. Рохлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.
  9. Русских Р.Д. Лесные робинзоны, Ижевск, 1973 г.
  10. Запартович Б.Б. С любовью к природе. «Педагогика», 78.



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования

Республиканский детский эколого – биологический центр

Программа

Азбука природы

Авторская программа для детей начальных классов

Составители:

Алборова Жанна Михайловна,

Чечельницкая Светлана Владимировна,

педагоги дополнительного образования.

Владикавказ, 2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Комплексная дополнительная образовательная программа «Азбука природы» представляет собой авторский вариант, не опирающийся на типовые программы. Она является результатом социального заказа, практических наработок, индивидуального опыта работы с детьми школьного возраста.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей младшего школьного возраста, интересующихся природой, окружающей их, взаимоотношениями человека и природы, естественными процессами, происходящими в ней.

Годовой учебный материал рассчитан на 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Интерес к экологии - науке о закономерностях существования живого покрова Земли - растет непрерывно.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

 Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Целью данной программы является воспитание экологически грамотной творческой личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Задачи.

  1. Обучающие
  • формирование элементарных знаний о природе, об экологии, социуме;
  • формирование навыков постановки эксперимента, наблюдения и анализа;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной работе.

2) Воспитательные:

  • воспитание позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой, экологической культуры школьника в процессе освоения окружающего мира;
  • приобщение обучающихся к национально – культурным традициям, ценностям.

3) Развивающие:

  • развитие памяти, мышления, навыков экологически грамотного поведения в природе;
  • расширение эколого-краеведческого кругозора.

В ходе реализации программы ребенок с малых лет познает природу, учится любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Эта программа – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность.

Отличительная особенность данной программы - применение здоровьесберегающих технологий, в соответствии с требованиями ФГОС. Практический аспект необходимости создания программы со структурой: экскурсия, теория – это создание единого временного пространства в системе ДОУ с режимом школьного образования.

Каждое занятие состоит из экскурсии, теоретической и практической части. Все экскурсии являются частью здоровьесберегающих технологий.

На практических занятиях дети лучше познают материал через собственное посильное творчество. Создается ситуация успеха в детском коллективе. Поэтому лепка, рисунок, аппликация являются органичной частью этих занятий, способствуют эстетическому, творческому развитию личности.

Спецификой программы является ее комплексный, интегрированный характер, т. е. взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, социальным, нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, а так же учебным процессом.

«Азбука природы» поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям, многообразию.

В программу заложен региональный компонент. Изучение природно-краеведческого материала Республики Северная Осетия – Алания позволяет обучающимся узнать истоки самобытной национальной культуры.

Актуальность:

  • компенсация интересующих детей видов и направлений деятельности, отсутствующих в традиционных учреждениях образовательного профиля.
  • введение в практику школ программы дополнительного экологического образования и воспитания детей, органично вписывающейся во временной режим работы базовой школы по ФГОС;

Программа предназначена для дополнительного образования детей школьного возраста:

1-й этап – 1-2 классы;

2-й этап  - 3-4 классы.

При изучении разделов программы применяются различные формы организации учебной работы с обучающимися:

  • фронтальная;
  • коллективная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

В программе особое место занимают следующие формы обучения:

  • экскурсии в природу;
  • практические работы;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • игры;
  • выставки творческих работ.

Программа 1-го года рассматривает понятия живой,  неживой природы и место человека в ней. Лепка, рисунок, аппликация – это образное отображение изученного материала.

Программа 2-го года обучения содержит вопросы многообразия растительных форм и животного мира в связи с сезонными изменениями. Эти вопросы подкрепляются тематическими практическими работами, что повышает интерес ребят к познавательной активности.

Тематика охватывает вопросы экологии воздуха, воды, почвы и окружающей среды, углубляя и расширяя знания  юннатов по данным разделам. Краеведческий компонент составляет важную часть программы. Знакомства со знаниями простых людей, основанных на опыте тысячелетий –

одна из задач обучения.

По завершении 1-го года обучения юннаты могут знать:

  • что составляет живую,
  •  что составляет неживую природу;
  • взаимоотношения между этими составляющими
  •  роль человека в природе.

Могут владеть навыками:

  • изображения растений и животных,
  • объемной аппликацией
  • исследовательской работы.

По окончании 2-го года обучающиеся могут

оперировать отдельными понятиями:

  • экологической катастрофы на планете Земля,
  • фенологическими изменениями в природе,
  •  разнообразием флоры и фауны.

овладеют навыками:

  • по уходу за комнатными растениями, отдельными видами однолетних и многолетних культур
  • растительному дизайну;
  • ведения исследовательской и  проектной деятельности.

Результативность программы.

По окончании реализации программы обучающиеся получают:

  • знания о связи живой и неживой природы;
  • сведения о растительном и животном мире родного края;
  • сведения о географических объектах родного края;
  • сведения о роли человека в природе;
  • навыки наблюдения за природными объектами;
  • навыки постановки эксперимента;
  • навыки оформления исследовательской работы, проекта;
  • навыки публичных выступлений;
  • навыки и умения выполнения творческих работ.

Формы подведения итогов реализации программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяется текущий и тематический, контроль.

  • игры с тематическими заданиями;
  • тестирование;
  • постановка проблемных вопросов (ассоциативный ряд, нарисуй картинку, решаемых индивидуально и группами);
  • речевые логические задачи;
  • беседы и т.д.

Итоговый контроль (полугодовой и годовой):

  • научно-практические конференции;
  • выставки; конкурсы;
  • праздники, КВН;
  • тесты.

Успешному решению вопросов программы способствует хорошо оснащенный кабинет, в котором наряду с экспозициями комнатных растений, собраны гербарный материал, коллекция различных плодов, лабораторное оборудование, различный поделочный материал, возможность для экскурсионных занятий, что дало бы лучше усвоить детям краеведческий материал

В качестве методического обеспечения используются:

  • Презентации к занятиям
  • Рисунки
  • Таблицы
  • Разработки проектов
  • Разработки акций
  • Разработки занятий
  • Сценарии праздников
  • Вопросы викторин.
  • Практические работы
  • Биологические игры
  • Экскурсии

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

п./п

Тема

Всего

 часов

В том числе:

теоретических

практических

I

Введение

в образовательную программу

4

2

2

II

Живая природа

46

22

24

III

Неживая природа

30

14

16

IV

Созданное человеком

18

6

12

V

Дом, в котором ты живешь

44

19

25

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

65

79


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

I. Введение в образовательную программу (4ч).

Введение в образовательную программу. Знакомство с юннатами.

Экскурсия: «В царство природы»

II. Живая природа (46ч).

Природа живая и неживая. Живая природа: растения, животные, человек. Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Растения. Части растений. Деревья. Кустарники. Травы. Неповторимая планета. Листопадные и вечнозеленые растения. Листопад, его значения и причины. Сад и огород. Плоды и семена. Распространение семян. Растения нашего леса. Что растет на клумбе. Вторая жизнь растений: мебель, бумага и т.д. Разнообразие растений. Животные. Домашние и дикие. Насекомые, рыбы, птицы, звери.  Животные живого уголка. Уход за животными.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Сбор природного материала. Поделки. Рисунок на асфальте. Осенние краски.

Экскурсии. Природа, живая и неживая. Растения вокруг нас. Части растений. Фенологические наблюдения за животными и растениями. Разнообразие растений. Знакомство с декоративными растениями.

Игры: «Живое – неживое», «Что ни шаг, то слово».

Пантомимы: «Сад и огород», «Живая и неживая природа». Моделирование (плоскостное и объемное): «Листопад», «Части растений».

III. Неживая природа (30ч).

Неживая природа. Земля – планета солнечной системы. День - ночь. Зима – лето. Планета Земля. Суша и вода. Формы земной поверхности: горы, равнины своего края. Почва – плодородный слой земли. Почва и ее обитатели. Охрана и значение почвы. Вода – путешественница: круговорот воды. Значение и охрана воды. Воздух – прозрачная невидимка. Ветер – движение воздуха. Обитатели воздушной среды. Значение и охрана воздуха.

Практика. Состав почвы. Рисунки. Аппликация. Выставки детских работ.

Экскурсии. Фенологические наблюдения. Наблюдения за явлениями природы: туманом, снегом, дождем, инеем, облаками, гололедом, заморозками. Поведение птиц. Помощь пернатым. Растения зимой.

Игры: «Живое – неживое», «Что ни шаг, то слово». Зимние развлечения.

Пантомимы: «Обитатели воздушной среды», «Явления природы».            Игровое моделирование: «Земля – планета солнечной системы», «Формы земной поверхности».

     

IV. Созданное человеком (18ч).

Созданное человеком – не часть природы. Вред и польза созданного человеком. Творить, не разрушая.

 Профессии людей. Есть такая профессия - защищать  Родину! Солдат – почетная обязанность. Их именами названы улицы. Мамы разные нужны, мамы всякие важны!

Практика. Рисунки. Аппликация. Выставки детских работ. Рисунок на снегу.

Экскурсии. Фенологические наблюдения. Наблюдения за животными.

Игры: «Найди лишнее» (что из перечисленного не подходит), «Назвать одним словом, перечисленную группу (растений, животных, предметов). Пантомима «Образы живой и неживой природы», «Что за профессия?», «Покажи, кем работает мама, папа».

Подвижные тематические игры. Моделирование: «Земля – планета солнечной системы», «Формы земной поверхности».

КВН «Мальчишки, вперед!»

Праздник «Женский день 8-ое марта»

V. Дом, в котором ты живешь (44ч).

Дом, в котором ты живешь. Государство. РСО – Алания. Символика государства, республики. Гимн, герб, флаг. Адрес. Города и села РСО - Алании,  Владикавказ.

Природа РСО-Алании. Начало сокодвижения. Откуда течет ручеек. Первые грозы. Первоцветы. Весенние хлопоты животных. Природа – чудесная кладовая.

Охрана природы. Красная книга. Экологические беседы. Правила экологической безопасности. Меры безопасности в домашних условиях. Правила поведения на улицах и дорогах.

Практика. Рисунки. Рисунок на асфальте. Как ты назвал бы улицу? Аппликация. Выставки детских работ.

Экскурсии. Фенологические наблюдения. Откуда течет ручеек. Горы Кавказа. Весенняя капель. Состояние почек. Что новое? На проталинке лесной огонек горит весной. Чудесная кладовая.

Игры: Подвижные тематические игры Что ни шаг, то слово», «Правила дорожного движения». 

Моделирование: «Первые признаки весны».

Дидактическая игра: «Юные инспектора движения», «Экологический патруль».

VI. Итоговое занятие (2ч).

Выставка работ «Творить, не разрушая».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Всего часов

В том числе

теорети-ческих

практи-

ческих

I

Введение в программу.

4

2

2

II

Природа осенью

46

23

23

III

Природа зимой

48

22

26

IV

Природа весной и летом.

44

22

22

V

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

71

73


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Введение (4 ч).

Знакомство с планом работы.

Экскурсия: «По знакомым тропинкам».

  1. Природа осенью (48 ч).

В гости к осени. Климат. Температурный режим. Растения осенью. Осенние цветы – радуга на клумбах.16 сентября – День защиты озонового слоя. Жизнь животных осенью. Насекомые. Птичьи заботы осенью. Городские птицы. Осенние приметы. Жизнь диких животных осенью. Осенние кладовые. 4 октября – День защиты животных. Портретная галерея «Домашний любимец». Научно – исследовательская конференция. День учителя.  Букет учителю. Дары природы. Лекарственные растения. Плоды.  Ягоды. В гостях у природы. Правила поведения. Краски листопада. Гербарий. Дары сада, огорода, леса. Технология составления коллекций (семян и листьев) Звуки природы осенью. День мамы.

 Птичья столовая. Праздник урожая. Выставка творческих работ. Способы консервации и хранения урожая. Фенологические изменения.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Поделки. Акция «Перелетные птицы».

Экскурсии. В гости к осени. Растения осенью. Фенологические наблюдения. Птичьи заботы Осенние приметы. Сбор природного материала. Дары природы. Краски листопада. Листопадные и вечнозеленые растения. Признаки созревания семян. Звуки природы осенью. Подкормка  птиц. Зимние осадки. Рождественские поздравления.

Игры: «На лесной тропе сидели…», «Что ни шаг, то слово».                                                 Пантомима «Однажды в лесу».

III. Природа зимой (48 ч).

Сезонные явления в зимнее время. Значение снега. Вечнозеленые растения. Период покоя растений. Оранжерейные и комнатные растения. Акция: «Защити елочку». Международный День биологического разнообразия. Дизайн новогодней елки. Зимние осадки. Рождественские поздравления. Вода. Живительная сила воды. Огород на окне. Зимние заботы животных. Помоги животным зимой. Природа спит. Акция: «Помоги птице» Акция: «Не проходите мимо». День зимнего равноденствия. Масленица. Зима – друг, зима – враг. День Защитника Отечества. Мужские профессии.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Поделки. Акция «Добрая зима».

Экскурсии. Сезонные явления. Значение снега. Вечнозеленые растения. Период покоя растений. В лесу родилась елочка. Следы на заснеженной тропе. Добрая зима. В зимнюю сказку. Зимние потехи. Зимние осадки. Фенологические наблюдения. Растения зимой. Зимние заботы животных. Помоги животным зимой. Природа спит. Помоги птице. Следы на снегу. Не проходите мимо. День зимнего равноденствия. Масленица. Зима – друг, зима – враг. День Защитника Отечества. Мужские профессии. Игры.

Игры: Подвижные тематические игры: «Словесный портрет растения, животного», «Мы играем в сказку».

Пантомима «Изобрази природное явление».

  1. Природа весной и летом (44 ч).

Женские профессии. Подарок маме. Фенологические наблюдения. Первые цветы. Первые витамины. Начало сокодвижения. 22 марта – Всемирный день воды. Охрана первоцветов. Красная книга. 1 апреля – День птиц. 7 апреля – День здоровья. Вода – друг, вода – враг. Проснулись насекомые. Весенние трели. Весенние заботы животных. Цветение растений. 22 апреля – День Земли. Комнатное цветоводство. Сорняк – друг, сорняк – враг. Открытка Деду. Конкурс «Юные исследователи окружающей среды». Операция «Белый колокольчик» Итоговое занятие. 1 июня – День защиты детей.

Практика. Рисунки. Аппликация. Лепка. Поделки. День птиц.

Экскурсии. Природа весной. Фенологические наблюдения. Первые цветы. Первые витамины. Начало сокодвижения.  22 марта – Всемирный день воды. Охрана первоцветов. На проталинке лесной. Березкины слезки. День птиц. День здоровья. Вода – друг, вода – враг. Проснулись насекомые. Весенние трели. Весенние заботы животных. Цветение растений. День Земли. Наблюдения в природе. Сорняк – друг, сорняк – враг. Их именами названы улицы. Конкурс «Юные исследователи окружающей среды». Операция «Белый колокольчик». «День защиты детей» - выставка «Зеркало природы»

Игры: «Словесный портрет растения, животного», «Рифмуем природу».

Подвижные тематические игры: «На лесной тропе», «Что ни шаг, то слово» - эстафеты.

Пантомима. «Движения в природе», «Изобрази растение, животное».

Итоговое занятие (2 ч).

1 июня – День защиты детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

В качестве методического обеспечения используются:

  • Презентации: «Деревья и кустарники», «Первоцветы», «Животные домашние и дикие», «Птицы», «Растения в легендах», «Времена года».
  • Таблицы: «Основные группы растений», «Домашние и дикие животные», «Комнатные растения», «Первоцветы», «Животные и растения Красной книги».
  • Разработки занятий по темам: «Введение в программу», «Земля – планета солнечной системы», «Формы земной поверхности. Горы. Равнины», «Почва – плодородный слой земли», «Их именами названы улицы», «Мамы разные нужны», «Животные живого уголка», «Правила поведения в природе», «Дом, в котором ты живешь».

"Города и села РСО-Алании,

природа".

Цель: расширить знания обучающихся о социальной географии Северной Осетии

Задачи: 

  • активизируя знания детей, путем сравнения уточнить понятия «город» и «село»;
  • воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства;
  • развивать любознательность, наблюдательность, интерес к истории родного края.

Оборудование: слайд – фильм «Осетия, ты – чудо гор», карточки с изображениями городских и сельских пейзажев, продуктов питания и промышленности.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово педагога.

                                        Земля моя! Невелика ты-

                                        Осетия! – из края в край

                                        Тебя проходит гул раската,

                                        Когда с грозой приходит май.

                                        Но беспредельна и громадна

                                        Ты в сердце любящем твоем…

                                      Саламгерий Ситохов

   (Обращаясь к административной карте РСО - Алании). Это – административная карта РСО – Алании. Наша республика по занимаемой территории одна из самых маленьких республик Северного Кавказа. Население республики - 678,6 тыс. человек, проживающих в 6 городах (Владикавказе, Моздоке, Беслане, Алагире, Ардоне, Дигоре) и многочисленных селениях, поселках, станицах.

   Г. Владикавказ – столица, главный город республики.

   Для удобства управления экономикой Северная Осетия разбита на 8 административных районов и территорию, подчиненную г. Владикавказу – столице республики.  Административными центрами 5-ти районов являются города - Моздок, Беслан, Алагир, Ардон, Дигора. А в остальных трех районах – селения: Чикола, Эльхотово, Октябрьское.

   Педагог просит назвать знакомые села детей, где живут их родственники, где они гостили.

По каким признакам город отличается от сельской местности?

(размер, промышленные предприятия и с/х угодья, количество проживающих людей , наличие дорог и общественного транспорта)

  1. Дидактическая игра.

Чем отличается город от сельской местности? Найти 3-5 отличия.

Предлагаются картинки с городскими и сельскими пейзажами.

  1. Дидактическая (развивающая) игра.

Городские и сельские профессии.

Из предложенного ряда слов (рисунков) выбрать городские и сельские профессии.

  1. Физкультминутка.
  2. Дидактическая игра.

Работа в группах. Из предложенных картинок выбрать продукты с/х и городского труда. Представителю команды назвать профессии, кто их производит.

  1. Дидактическая игра.

Третий лишний. Дан словесный ряд, выбрать лишнее слово.

  1. Дидактическая игра.

Волшебный мешочек. Ребенок из мешочка достает предметы и называет, где производится: в городе или в селе.

  1. Природа Северной Осетии.
  2. Природа Северной Осетии уникальна и разнообразна. Ее богатства с древнейших времен служат человеку.

Неизменным помощником являются горные реки. Они вращают жернова мельниц и турбины электростанций, орошают земли, поют скот.

Многочисленные полезные ископаемые обеспечивают людей металлами, строительными материалами, горючим.

Лес дает высококачественную древесину, используемую в строительстве, изготовлении мебели, предметов быта. Особенно ценятся бук и граб.

В наших лесах много ягод и прочих плодов, богатых витаминами.

Природа Северной Осетии обладает значительными лечебными ресурсами. В лесах и на горных лугах растет множество лекарственных растений.

Не следует забывать и о целительной силе горного воздуха и минеральных вод.

    Вот как много интересного и важного хранит история, культура и природа Республики Северная Осетия – Алания.

  1. Творческое задание.

Нарисовать пейзаж города или села.

  1. Итог занятия.

Дети комментируют свои творческие работы.

  • Разработки КВН: «Первоцветы», «Правила поведения в природе».
  • Проекты и акции: «Первоцветы», «След моей семьи в ВОВ».

Добрая зима.

Проект для детей начальных классов.

Цель проекта:

привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности.

Задачи проекта:

  • изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц;
  • ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов;
  • информировать учащихся школы о необходимости и правилах зимней подкормки птиц;
  • изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.

Материалы и ресурсы: фотоаппарат,  компьютер, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, литература, методические пособия,

Технологии, использованные в проекте:

Личностно - ориентированная технология: изучение литературы, подготовка докладов, рисунки;

Индивидуальная творческая деятельность.

Коллективный труд: выставка, кормушки.

Исследовательская деятельность: наблюдения, изучение материала, исследовательские работы.

Актуальность.

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемые результаты:

  • по завершении проекта дети смогут классифицировать зимующих и перелётных птиц;
  • научатся различать птиц по внешнему виду;
  • будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
  • у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения

Продолжительность проекта – осень – зима – весна.

План  реализации проекта.

Тема мероприятия.

Сроки.

Выполнение.

Введение в тему:

1

Презентация «Птицы оседлые и перелетные».

сентябрь

октябрь

выполнено

2

Оригами. Снегирь и синица.

ноябрь

выполнено

3

Литературно – художественное мероприятие «Птицы».

ноябрь

выполнено

Акция: «Помоги птице»:

4

 Информационная листовка – призыв «Помоги птице».

декабрь

выполнено

5

Выставка листовок.

январь

выполнено

6

Изготовление кормушек.

январь

выполнено

7

Сооружаем птичью столовую.

январь

выполнено

8

Наблюдение и уход.

периодич.

Акция : «Встречаем пернатых».

9

Листовка: «Мы вас ждем».

апрель

10

Вывешивание скворечников.

апрель

Итог:

11

Фоторепортаж «На моей кормушке».

апрель

12

Презентация проекта

май

13

14

Исследовательские работы:

«Синица – зимующая птица»,

«Синица в руке, орел – в небесах».

Результаты реализации проекта

  1.Мы ознакомились с видовым составом орнитофауны.

  2.Изучили биологические основы организации зимней подкормки птиц: правила изготовления и размещения кормушек, способы подкормки и возможные корма.

  3.Учащиеся  изготовили более 30 кормушек для птиц, они были размещены на пришкольном участке.

  4.Ведется наблюдение за птицами, еженедельно пополняется корм в кормушках.

  5.Организован сбор кормов для птиц.

  • Сценарии праздников: «Помоги пернатым», «Твори, не разрушая», «Женский день - 8 марта»,
  • Биологические игры: «Пантомима», «Дорисуй (доклей) животного, растение», «Кто оставил след», «Убери лишнее» (словесный ряд или набор открыток), модульное проектирование Земля – планета солнечной системы, горы, строение растений.
  • Экскурсии «Фенологические наблюдения», «Мир прекрасного», «Муравьиная тропа», «Березкины слезки».
  • Выставки: «Краски осени», «Защити Елочку», «Мамы разные нужны», «23 февраля», «Цветок ветерану», «Творить, не разрушая».

ТЕСТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Задание: вписать термины.
  2. Задание: дописать определение.
  3. Задание: дорисовать, доклеить.

Для 1-2 задания можно предложить готовый словесный ряд, можно проводить устно.

Для 3-го задания можно предложить набор для аппликаций.

Вопросы. Задания 1-2.

I -е полугодие.

  • … - все, что нас окружает (природа).
  • … - не часть природы (созданное человеком).
  • Человек, растения, животные - … природа (живая).
  • Космические тела, вода, воздух, земля - … природа (неживая).
  • Дышит, питается, растет, размножается, реагирует на раздражение, двигается – признаки … природы (живой).
  • Не дышит, не питается, не растет, не размножается, не реагирует на раздражение, не двигается – признаки … природы (неживой).
  • … - это животные, которые сами строят жилища, добывают пищу, выхаживают потомство (дикие животные).
  • … - живут рядом с человеком, человек их кормит, помогает ухаживать за потомством (домашние животные).
  • … -  животные для удовлетворения эстетических потребностей человека.
  • Смена времен года – это движение Земли вокруг… (солнца).
  • Смена дня и ночи - это движение Земли вокруг… (своей оси).
  • … - это разные формы земной поверхности (рельеф).
  • Примеры рельефа … (горы, равнины, ущелья, овраги, реки. моря, океаны).
  • … - это верхний плодородный слой земли (почва).
  • … - путешествие капельки воды с поверхности земли в атмосферу и на землю в виде дождя или снега (круговорот воды).
  • … - движение воздуха (ветер).

Вопросы. Задания 1-2.

II-е полугодие.

  • Мы живем в государстве …  (Россия).
  • Моя малая родина - … (Республика Северная Осетия – Алания).
  • Столица государства … (Москва).
  • Столица Республики Северная Осетия – Алания - … (Владикавказ).
  • Города Республики Северная Осетия – Алания … (Владикавказ, Беслан, Моздок, Дигора, Алагир).
  • Села Республики Северная Осетия – Алания … (Ногир, Гизель и т. д.)
  • Цвета флага России … (белый, синий, красный).
  • Цвета флага Республики Северная Осетия – Алания … (белый, желтый, красный).
  • Книга с вымирающими растениями и животными - … (Красная книга).

Задание 3.

  • Убери лишнее (словесный или предметный ряд).
  • Сгруппируй (словесный или предметный ряд).
  • Назови (картинки  животных, их следы, растения).
  • Что за растение (картинки плодов, листьев).
  • Дорисуй животное (по хвосту, носу).
  • Дорисуй растение (по листьям, цветкам, подземному органу).

Литература для педагога.

  1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника., Ярославль 1998 г.
  2. Рухлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.
  3. Русских Р.Д. Лесные робинзоны, Ижевск, 1973 г.
  4. Запартович Б.Б. С любовью к природе. «Педагогика», 78.
  5. Плешаков А.А. Природоведение. М.81.
  6. Фарб Питер. Популярная экология. М.71.
  7. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии, М., 78г.
  8. О состоянии окружающей среды в РСО-Алания.  Государственный доклад. Владикавказ, 2002 г.
  9. Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана. М., 80.
  10. Попов К.П.  Растительный мир РСО 0 Алании.
  11. Красная книга РСО – Алании, Владикавказ, 1999г.
  12. Попов К.П.  По тропам родного края, Владикавказ,92г.
  13. Бероев Б.М. Экологическими тропами Северной Осетии, Владикавказ, 93г.
  14. Будум А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетии и их охрана, Владикавказ, 94 г.
  15. Селивко Г.К. Современные образовательные технологии, «Народное образование, 2005г.

Литература для детей и родителей.

  1. Головкин Б.Н. Я познаю мир. Загадочные растения. Детская энциклопедия.
  2. Головкин Б.Н.  Я познаю мир. Загадочные  животные. Детская энциклопедия.
  3. Верзилин Н.М.  По следам Робинзона, Просвещение,99г.
  4. Новиков И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов, Ярославль, 2003 г.
  5. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх, Ярославль,2003г.
  6. Тарабарина Т.И., СоколоваЕ.И. И учеба и игра. Природоведение, Ярославль, 1998г.
  7. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника., Ярославль 1998 г.
  8. Рохлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.
  9. Русских Р.Д. Лесные робинзоны, Ижевск, 1973 г.
  10. Запартович Б.Б. С любовью к природе. «Педагогика», 78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Бухгалтерия 8.2"" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский уч...

Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Управление торговлей"" для специальностей 38.02.05 и 38.02.04

Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочих основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базо...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Организация занятий по программам дополнительной подготовки в области дошкольного образования разработан на основе Федерального государст...