Программа экологического воспитания "Природа и Я - Друзья" для детей разновозрастной группы
рабочая программа

Цель программы:

 

  • сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения воспитанника в окружающей  природной среде.
  • расширить объем интереса к природе
  • развить личностно – значимое отношение к познанию природы, понимая и уважая ее, определить место человека в окружающем мире
  • формирование экологического целесообразного поведения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_programma_ekologicheskoe_obrazovanie.doc508.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Программа экологического воспитания

«Природа и Я Друзья» для воспитанников разновозрастныз групп.

Разработчик:  Жумагазиева З.М  

г. Правдинский

2022г

                                    «Нужно учить так, чтобы люди,

                                                 насколько это возможно,

                                     приобретали знания не из книг,

                                            но из неба и земли, из дубов

                                    и буков, то есть знали и изучали

                                                  самые  вещи, а не чужие

                                                       только наблюдения и      

                                                   свидетельство о вещах».

                                                            Ян Амос Каменский.

Цель программы:

  • сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения воспитанника в окружающей  природной среде.

  • расширить объем интереса к природе.

  • развить личностно – значимое отношение к познанию природы, понимая и уважая ее, определить место человека в окружающем мире.

       

  • формирование экологического целесообразного поведения личности.

Задачи программы:

  • Обучающая:

  углубить и расширить знания об экологии    и

  задачах экологии, об экологических факторах

  и их влияние на всё живое.

  • Развивающая:

         −  развивать умения самостоятельно добывать

             знания и стимулировать  познавательную

             активность;

         −  научить анализировать информацию;

         −  выделять главное в изучаемом материале.

  • Воспитательная:

         − привлечь внимание воспитанников к проблемам

             охраны природы;

         − помочь ощутить красоту и гармонию в природе;

         −воспитать экологическую культуру,

           ответственное отношение к  природе.

Ожидаемые результаты:

  1. Исследовательские умения:

                        − Приобретение детьми практических экологических

                           и  природоохранительных навыков;

 − Выполнение простейших экологических исследований.

     

  1. Организационно – пропагандистские умения:

  − Применение знаний законодательства об охране

      природы;

  − Планирование практических дел по охране природы;

   − Пропаганда здорового образа жизни.

  1. Поведенческие умения:

− Формирование умений правильного поведения в природе.

  1. Опознавательные умения:

  − Распознание объектов природы.

 5.     Воспитанники должны уметь наблюдать за

         природными явлениями,   за взаимосвязями  

         живых организмов и объяснять увиденное.

 6.     Воспитанники должны проявлять бережное

        отношение к живым   организмам.

  1. Развивать в процессе общения память, внимание,

        речь, мышление,   эмоционально - волевую  

        сферу. Развивать умение анализировать

         глобальные, региональные экологические

         проблемы.

Актуальность программы:

     

     Самой актуальной и проблемной из всех наук является сегодня экология.  

Экология – это наука о нашем общем доме, она охватывает жизнь на планете, в стране, регионе. Это  наука о доме, в котором  живем все мы – и люди, животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

    

      Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

   

       

Структура программы

экологического воспитания

«Природа и Я Друзья».

     Программа построена по блоковой схеме, причем каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в то же время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

        Программа включает в себя четыре основных направления:

     - познавательно-занимательные занятия по экологическому воспитанию.    

        Воспитанники , играя познают основы экологии.

     - нравственно-экологическое воспитание учит воспитанников  бережному

        отношению к природе, животным;

    -  наглядная деятельность подразумевает  совместное изготовление стенгазет,  

        информационных листов, плакатов;

    -  практическая деятельность формирует у детей  навыки поведения на

       природе.                              

 

 

Цель:

     − формирование ответственного отношения к окружающей среде.

   

      − воспитание начальных навыков экологической культуры.

Задачи:

     − формирование системы знаний об экологических проблемах

         современности и пути их разрешения;

     − формирование мотивов, потребностей и привычек экологически

        целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

     − развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей

        среды.

Ожидаемые результаты.

     − воспитать добрых, отзывчивых людей, ценителей прекрасного;

     − формирование умений правильного поведения в природе;

     − обогатить знания о природе.

                                   

План мероприятий.

№п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

1.

Кроссворды, загадки, пословицы, поговорки о природе.

В течение года

2.

Игра – викторина:  «В гостях у Флоры».

Январь

3.

Занятие-игра:  «Путешествие в страну её величества воды».

Февраль

4.

Занятие:  «Наша Земля – наш дом».

Март

5.

Тематические викторины.

Ежемесячно

6.

Мероприятие: «День здоровья. Советы доктора Айболита».

Апрель

7.

Экологическая викторина: «Знаешь ли ты родную природу?».

Май

8.

Наблюдения за природными явлениями.

Ежедневно

9.

Занятие: «Экологические вести».

Июнь

10.

Игра-путешествие: «Джунгли».

Июль

11.

Чтение рассказов и стихов о природе.

Август

12.

Занятие – игра: «В мире животных».

Сентябрь

13.

Беседа: «Насекомые».

Октябрь

14.

Занятие-игра: «Осторожно, Ртуть!»

 

Ноябрь

15.

Беседа: «Что мы знаем о пыли».

Декабрь

16.

Тематические конкурсы рисунков.

В течение  года

2. Нравственно- экологическое воспитание.

     Нравственно – экологическое воспитание – это становление нравственно – экологической позиции личности, объем и качество её взаимодействия с окружающей средой.

   

    Самоценность природы – вот  основная черта новой, экологической культуры, нового мировоззрения, которые мы должны формировать у детей с самого раннего возраста. Бережно относиться ко всему окружающему. Охранять не потому, что это  принесет пользу человеку, а потому, что это      – природа.  В ней всё взаимосвязано.  В ней нет ничего ненужного, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам.  Изменять эти законы никто не может и не должен. Если мы не изменим своё  мировоззрение, а главное – не воспитаем новое поколение с новым, экологическим мышлением, на нашей планете вполне может наступить период, когда человечества «уже не будет».

   

     Обычно под нравственно – экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе.  Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, содержали в неволе диких животных, или без должного ухода – морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах у детей.

    Становятся летней забавой ловить насекомых бабочек, стрекоз, рвать много цветов. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат не любить, а уничтожать живую природу. Экологическое воспитание определяется такими понятиями, как «ценности», «отношение», «поведение».

                                         

Цель:

  • Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе, к людям, как к части природы;

  • Донести до сознания детей серьезность характера экологических проблем, возможные пути их предотвращения и преодоления;

  • Вызвать у детей стремление защищать, помогать всему живому в окружающей природе.

     

Задачи:

  • Воспитание человека, живущего в согласии с природой и понимающего остроту экологических проблем;

  • Формировать у воспитанников диалектический и системный способ мышления, развивать воображение;

  • Формировать у воспитанников осознанно – правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой.

Ожидаемые результаты:

  •  Формирование бережного отношения к природе;

  •  Повышение уровня  нравственного экологического воспитания;

  •  Привитие рационального использования  ресурсов природы;

  •  Формирование экологической ответственности.

                                               

   

Основные понятия по теме.

 Бережливость – личностное качество, формирующееся главным образом в процессе трудовой деятельности человека и проявляющееся в умении и способности экономно расходовать природное сырье и материалы. Принимать во внимание возможные негативные последствия хозяйственной деятельности, намечать наиболее экономные способы хозяйствования, рассчитывать и обосновывать эффективные пути снижения материалоемкости и энергопотребления, осознавая при этом тот факт, что природа не есть бесконечная кладовая богатств, но система, требующая бережного использования и отношения. Однако в этом свойстве не отражаются вопросы восстановления нарушенных природных равновесий, не подразумевается необходимость возврата природе у нее взятого. Отмеченное противоречие разрешает категория «рачительность».

     

     Рачительность - нравственно-экологическое качество, формирующееся в различных видах трудовой деятельности и появляющееся в ситуациях, когда человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, предпринимает ряд действий, направленных на восстановление ее целостности. Рачительность особенно ярко проявляется в трудовой деятельности сельских тружеников: в чувстве хозяина земли, в нормах трудовой крестьянской этики, в любви и преданности своей родной земле, в сохранении вековых традиций, в национальной специфике отношения к природе и т.д. Формула рачительного отношения к земле проста:  «Возвратить земле взятое у нее, не дать земле истощиться».

   

      Рациональность – качество, проявляющееся в умении и способности личности разумно и научно обоснованно планировать и использовать имеющиеся природные ресурсы и материалы, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять основные (разумные и необходимые) потребности личности, группы, общества в целом.

     

     Ответственность – интегративное личностное качество, обладающее максимально высоким уровнем осознанности и обобщенности, характеризующееся нравственно-правовым содержанием, представляющее собой единство духовно-нравственного и рационально-практического аспектов отношения личности к природе. Экологическая ответственность проявляется в чувстве долга, в таких действиях, поступках и отношениях личности к природе, которые соответствуют не только моральным принципам, но и правовым нормам.

     Качества, которыми должен обладать каждый современный человек.

План мероприятий.

№п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

1

  • Беседа: «Планета заболела».
  • Беседа: «Надо ли охранять поверхность».

Январь

2

  • Занятие на тему: «Загрязнение водоёмов».
  • Беседа: «Богатства, которые невозможно восстановить».

Февраль

3

  • Час полезной информации:«Лесная аптека»
  • Беседа: «Горы, которых не должно быть».

Март

4

  • Диспут: «Как живут наши меньшие друзья в неволе».
  • Лекторий о санитарно-экологическом состоянии домов, дворов, детских площадок.

Апрель

5

  • Вечер вопросов и ответов на тему: «Посмотри вокруг».
  • Беседа: «Охрана почвы».

Май

6

Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о природе.

В течение года

7

  • Разработать и запомнить памятку о правилах поведения в лесу.
  • Беседа: «Луга и человек».

Июнь

8

Экологический вечер: «Я дышу, а значит, я живу!».

Круглый стол: «Я- житель планеты Земля».

Июль

9

Беседа: «Лес – дом для зверей, а мы гости в нем».

Август

10

Беседа: «Что такое Красная книга».

Беседа: «Ядовитые растения России».

Сентябрь

11

Мероприятие: «Волшебная шкатулка».

Октябрь

12

Занятие на тему: «Заповедники и заказники нашей страны».

Ноябрь

13

Занятие на тему: Степи и человек».

Декабрь

3.  Практическая экология.

     Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с экологическими проблемами. Необходимо расширение контактов воспитанников с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения. Одной из форм такой деятельности является экскурсия.

     Экскурсия – это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы. Велика роль экскурсий в воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на  воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь  в лесу, в парке, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

     Как писал В.А. Сухомлинский, у ребенка необходимо воспитывать любовь  «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

     

Цели:

     − познакомить воспитанников с историей парка;

     − развивать наблюдательность, познавательную деятельность;

     − прививать любовь к живому, интерес к природе, к своей малой

        Родине городу Саратову.

Задачи:

  • Углубление знаний детей о многообразии организмов, их взаимодействии со средой;

  • Формирование умений по изучению и охране окружающей среды;

  • Формирование экологической наблюдательности.

Ожидаемые результаты.

  • повышение уровня экологической грамотности;

  • развитие творческих способностей у воспитанников;

  • обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.

                       

План мероприятий.

№п/п

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

1.

- Зимние развлечения. Экскурсия к Новогодней ёлке.

-Строительство ледяной горки.

-Постройка из снега зимних скульптур.

-Акция: « Покормите птиц зимой!».

Январь

2.

- Экскурсия в парк: «Панорама зимнего парка».

- Акция: «Чистодвор!».

Февраль

3.

- Пересадка комнатных растений.

- Изготовление кормушек для птиц.

Март

4.

- Экскурсия в парк «Пробуждение природы от зимнего сна».

-Экологический субботник.

Апрель

5.

- Экскурсия в  рощу «Скоро лето».

-Озеленение территории центра.

-Акция: «Лучший участок».

Май

6.

-Поездка в экологический центр г. Саратова.

-Акция: «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

Июнь

7.

- Экскурсия в музей: «Экологическая тропа».

-Наблюдения за красотой летней природы.

Июль

8.

- Экологический проект: «Мое дерево».

- Экологическая сказка: «Давайте будем беречь природу!».

-Коллективный поход.

Август

9.

- Конкурс на лучший осенний букет.

-Конкурс овощных блюд: «Дары природы».

Сентябрь

10.

- Заготовки семян для кормления птиц зимой.

-Конкурс поделок из природного материала: «Природа и фантазия».

-Акция: «Чистодвор».

Октябрь

11.

- Экскурсия в осенний парк: «Холод на службе природы».

- Изготовление кормушек для птиц.

Ноябрь

12.

- Экскурсия в парк «Лес, словно терем расписной».  -Акция: «Покормите птиц зимой!»

Декабрь

4.  Наглядная экология.

Ребенок по своей природе пытливый

                                                                  исследователь, открыватель мира.

                                                                 Так пусть перед ним открывается

                                                              чудесный мир в живых красках,

                                                          ярких и трепетных звуках – в

                                      сказке, в красоте.

                                                                                       (В.А. Сухомлинский)

     Наглядность (плакаты, стенгазеты, видеофильмы, рисунки, схемы), являются источником базовых знаний по экологии. Преимущество наглядных пособий в том, что экологию можно изучать в ярких красках, что повышает интерес ребёнка к науке, делая её более интересной и простой. Я в своей работе ставлю основную задачу – сделать общение с воспитанниками интересным и полезным. Наглядные пособия дают целостное представление о современном состоянии экологии как науки и о том, как решаются проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания, общества и природы. Знакомство с экологическими новостями в виде наглядной информации, наверное, самый интересный и действенный способ проникнуться темой сохранения живой природы.

Цели:

     − формирование у воспитанников навыков экологического мышления и

         поведения;

     − формирование экологического образования воспитанников на основе

         наглядности.

     

Задачи:

     − Повышение экологической грамотности.

     − Поиск форм деятельности воспитанников, направленных на развитие

         у них широких познавательных интересов.

     − Воспитание экологической ответственности.

     

Ожидаемые результаты.

     - Развитие внимания, наблюдательности.

     - Привитие эстетического восприятия.

     - Наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального

       окрашенного отношения к окружающему миру.

Формы и методы работы  наглядной экологии.

                       

     

План мероприятий.

№п/п

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

1.

Новогодний конкурс рисунков: «Здравствуй, зимушка - зима!».

Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».

Январь

2.

Оформление альбома «Птицы зимой».

Февраль

3.

Выпуск газеты о весне.

Конкурс рисунков о весне.

Март

4.

Фотоконкурс «Живая природа».

Апрель

5.

Выпуск стенгазеты «Я и природа».

Май

6.

Выпуск летней стенгазеты.

Фото – этюды «Природа летом».

Июнь

7.

Демонстрация календаря природы.

По временам года

8.

Оформление уголка природы.

По временам года

9.

Презентация: «Заветный уголок природы».

Июль

10.

Конкурс рисунков на тему: «Природа и  человек».

Коллективный поход.

Август

11.

Сбор осеннего гербария.

Сентябрь

12.

Фотоконкурс «Красота родных мест».

Октябрь

13.

Выпуск стенгазеты – обращения «Берегите природу!».

Ноябрь

14.

Конкурс рисунков «Зимние забавы детей».

Декабрь

Список использованной литературы:

  1. Журнал «Экологические вести» Ступинского муниципального района    2008 года.

  1. Альманах, выпуск IV, «Экологическое образование и просвещениев Московской области» Москва, М.  «Современные тетради», 2008 год.

  1. «Экологическая книга для чтения». М. «Современные тетради», 2006 год.

  1. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М.: 1997.

  1. Журнал «Начальная школа» № 5, 6 1998гг. № 6 2000г.

  1. Бахарева А.С.  Формы экологического воспитания детей. М.: 1998г.

  1. Панарков М.А. Школьные походы в природу.  Просвещение М.: 2005.

  1. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука 2001.

  1. Сборник реабилитационных программ ГУ СО семьи и детей   Московской области 2007.

   

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ

1

                                                                                                                                         

Актуальность программы.                                                      5

2

Цель, задачи, ожидаемые результаты.                               6-8  

3

Структура программы экологического воспитания

«Природа и Я Друзья ».                                                         9

4

1. Познавательно – занимательная экология.                     10

5

Цель, задачи, ожидаемые результаты, формы и методы работы познавательно-занимательного раздела.                11                              

6

Тематическое планирование.                                                12

7

2. Нравственно- экологическое воспитание.                       13

8

Цель, задачи, ожидаемые результаты.                                 14  

9

Основные понятия по теме.                                                  15

10

Тематическое планирование.                                               16

11

3.  Практическая экология, формы и методы                                      практической экологии.                                                       17

12

Цель, задачи, ожидаемые результаты.                               18

13

Тематическое планирование.                                              19

14

4.  Наглядная экология.                                                       20

15

Цель, задачи, ожидаемые результаты.                              20                                          

16

Формы и методы работы наглядной экологии.                21

17

Фотоматериал.                                                                     22

18

Тематическое планирование.                                             23

19

Список литературы.                                                            24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.Задачи:1. Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним;2. Закрепить умение детей вести себя в природе...

Экологический проект «Зимняя сказка» для детей средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25341976","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"475","width":"641"}}]] Содержание:·...

Экологический проект «Что нам осень принесла» для детей подготовительной группы

Вид проекта: информационный, творческий, групповой.Продолжительность: среднесрочный.Участники:  воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.В...

Экологический проект "Зимние забавы "для детей подготовительной группы с использованием электронных образовательных ресурсов

Название проекта: «Зимние забавы»(для детей подготовительной к школе группы)Тип проекта: познавательный, практико-информационный.Вид проекта: краткосрочный, групповой.Срок реализации: с 01...

Экологический проект "Бархатная осень "для детей второй младшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов

Описание: Познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы. Данный проект рассчитан на детей 3-4 лет, родителей, воспитателей.Тип проекта: познавательно &nd...

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИоТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОБРЫЙ МИР» Для воспитанников разновозрастных групп от 6-18 лет

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОБРЫЙ МИР»Для воспитанников разновозрастных групп от 6-18 лет...