ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИоТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОБРЫЙ МИР» Для воспитанников разновозрастных групп от 6-18 лет
рабочая программа

Светлана Геннадьевна Шабанова

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОБРЫЙ МИР»

Для воспитанников разновозрастных групп от 6-18 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа духовно – нравственного воспитания

 

 Наименование программы 

 

 

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

 

«Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»

Основание для разработки программы 

Основные разработчики программы 

Цель программы 

Задачи программы 

Оценка социальных последствий реализации программы 

Критерии выполнения программы 

 

 

 

 

 

Организация контроля

за исполнением                      

программы      

 

 

Современная концепция ФГОС о  «Духовно- нравственном воспитании детей и молодежи»

  1. Создание условий:

для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно- нравственных, патриотических и общечеловеческих принципов.

  1. Для более тесного сотрудничества семьи и школы, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, школа и ученик.

Сохранение исторической преемственности        поколений, развитие национальной культуры,             воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России,  формирование духовно-нравственных качеств  учащихся.

-    Формирование ценностных ориентиров духовно- нравственной личности; 

  • Повышение воспитательного потенциала семьи;
  • Совершенствование скоординированной системы деятельности семьи и школы по физическому, патриотическому и нравственному воспитанию   детей
  • Совершенствование методов духовно- нравственного и семейного воспитания; - снижение роста правонарушений, понимание значимости учащегося, воспитание гражданской ответственности, патриотизма и культурно – нравственных ценностей.                                 

                       

 

-  Администрация  

 

 

Пояснительная записка

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.  

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили).

Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России.  Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а также – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.  

 

 Актуальность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся 

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.  

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебновоспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ СОШ №2 г. Камбарки

 Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

 

Нормативно-правовые документы.  

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)  
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г  
  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова  
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854  
  • Декларация прав и свобод человека  
  • Конвенция о правах ребёнка  
  • Устав школы  

 

 

Цели и задачи Программы Цель программы.

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
  2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов воспитанника.
  3. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности воспитанника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе гражданско-

патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.  

 

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.  
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.  
  • Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.  
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.  
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.  
  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;          создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.  
  • Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.           

Принципы Программы 

  1. Принцип природосообразности.  
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.  
  3. Принцип сотрудничества.  
  4. Деятельностный подход.  
  5. Личностно-ориентированный подход.  
  6. Возрастной подход.  

 

Программа соответствует специфике образования воспитанников, и способствует:

  • духовному и личностному росту учащихся;  
  • развитию творческого и логического мышления;  
  • развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;  
  • обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);  
  • развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции».                                                                                          Задачи воспитания:
  • Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.  
  • Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.  
  • Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.  
  • Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.  
  • Сформировать культуру общения.  
  • Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.           Приобщить воспитанников к национальной и мировой культуре.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реабилитолог в социальной сфере. 

Функции:  Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития воспитанников; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития воспитанников; представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления воспитанников; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.

 

 

 

 Реабилитолог в социальной сфере.

Функции: Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики;  оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимся; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы,  приобщение воспитанников к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга воспитанников; проведение конкурсов, выставок достижений воспитанников.  

 

Реабилитолог в социальной сфере. 

Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого занятия; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия воспитанников; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.

Реабилитолог в социальной сфере кружковой деятельности. 

Функции:    Организация работы кружка,  направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания, оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.

 

 

 

1.Направление  «Воспитанник и  нравственность.  Воспитанник и СРЦН»

 

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у воспитанников осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

 

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;  
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
  • осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, внеурочной деятельности, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Основы светской этики»;
  • ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе, овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим воспитанникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

 

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;  
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;  
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи,  бережное отношение к ним.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Направление «Воспитанник и его здоровье» 

 

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,

 сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание         и         выполнение         санитарно-гигиенических         правил,         соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);  
  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;  
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровье сбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
  • составление здоровье сберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровье сберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренингов программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями;
  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с реабилитологом, медицинским работникам, родителями);
  • получение знаний о полезных и вредных привычках.

 

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название  мероприятия

Сроки

Форма  проведения

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»

в течение года

беседы, викторины.

Цикл классных часов по здоровому образу жизни

 «В здоровом теле – здоровый дух»

«Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Гигиена полости рта», «Мой внешний вид» и т.д.

в течение года

беседы, викторины.

Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Правила поведения в общественных местах» и т.д.

в течение года

беседы, викторины, игры

Цикл классных часов по ПДД

 «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.

 

в течение года

беседы, викторины, игры.

 

Анкетирование учащихся:

 «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»

в течение года

Анкетирование, беседы.

«Мы – спортсмены»

 

в теч.года

соревнования  

 

Профилактические акции

 

  • «Ударим юмором по вредным привычкам»  

 

 

 

ноябрь,

апрель

 

Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и

Плакатов, беседы.

 

 

 

«Веселые старты»

В течение  года

Спортивные праздники

Дни здоровья

сентябрь май  

Комплекс мероприятий

 

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

 

 

4. Направление «Воспитанник и его отношение к труду» 

 

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Задачи:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;  элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;  
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.                                                          Виды деятельности и формы занятий:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий воспитанники получают представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  • узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления гимназистам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности         на         базе         гимназии         и         взаимодействующих         с         ней         учреждений дополнительного         образования         (занятие         народными         промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками гимназии, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название  мероприятия

Сроки

Форма  проведения

«Мир профессий»

в

течение года

Беседы, лекции.

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши»

в

течение года

беседы

Ярмарка талантов  

«Кто во что горазд»

октябрь

выставка творчества воспитанников

«Чистый класс»

в

течение года

Генеральная уборка Центра

«Птичья столовая»

Ноябрь

Изготовление кормушек для птиц

«Птичий домострой»

март

Изготовление скворечников

 

         

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;  
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

5. Патриотическое воспитание. Мы – защитники нашего Отечества. 

  

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

Ценности: Л

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство,         гражданское         общество,;         закон         и         правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи: 

  • элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;  
  • элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;  
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.  

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Томской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях), участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
  • участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название  мероприятия

Сроки

Форма  проведения

Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»

  • «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины»,

«Москва – столица великой страны» и т.д.;

в течение  года

классный час

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы

истории моей страны»

 

в течение  года

классный час

Цикл классных часов о героях России

«Ими гордится наша страна»

 

 

в те

чение  года

классный час

«Мой дом, мой город. Мой любимый уголок»  

Конкурс рисунков

 

Предполагаемый результат:

 

 

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;  
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации; 
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

 

 

 

 

 

 

6. Напрвление « в мире прекрасного» 

 

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 

Задачи: 

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России  

(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);  

  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;  
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает воспитанников в пространстве гимназии и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках  технологии, ИЗО и в системе учреждений дополнительного образования);
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;  участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.

 

 

 

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

Название  мероприятия

Сроки

Форма  проведения

«Город, в котором ты живёшь»

сентябрь

беседа

«Прикоснуться к вечности»

в течение года

беседа

«Фильм, фильм, фильм…»

 

в течение года

просмотр к/ф и

мультфильмов

«Чудесный огород»

 

  • Игра «Осенний калейдоскоп»   Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»
  • Выставка «Золотая осень»

 

октябрь

комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий)

«Мои любимые книжки»

 

март

Выставка презентация

«Детство без границ»

апрель

Творческий конкурс

 

 

Предполагаемый результат:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

 

 

 

 

Виды и формы воспитывающей деятельности: 

  1. Лекция;  
  2. Беседа;  
  3. Час общения;  
  4. Ролевые игры;  
  5. Диспуты;                                                                                 6. «Мозговой штурм»;  
  1. Урок творчества.  
  2. Классные собрания;  
  3. Классные часы.
  4. Экскурсии  
  5. КТД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемым результатом 

данной духовно-нравственной воспитательной программы является:

 Дляреабилитолога.  

 1.Формирование у воспитанников навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.  

Это необходимо воспитанникам при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.  Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.  В общении реабилитолога с детьми должны реализовываться следующие правила:           умение выслушивать его до конца;  

  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;  открытость и доступность учащимся.  

Отношения реабилитолога  и воспитанника строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Планируемые результаты.      

Для  воспитанника. 

  1. Знание и понимание истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.  
  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.  
  3. Убежденность в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.  
  4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.  
  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.  
  6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.  

 

Воспитанники и должны быть:

  • внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;  
  • обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций,  с интересом искать и находить их решение;           самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;           способны к изменению самих себя.  

 

 

 

 

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов  – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной про социальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  

Третий уровень результатов  – получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения         данного         уровня         результатов         особое         значение         имеет взаимодействие         школьника         представителями         различных         социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.  

 

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.  

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

Диагностика:

Изучение особенностей воспитанников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

 

Направления диагностики:  

  1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:  
  • общие сведения;  
  • способности;  
  • темперамент;  
  • тип личности в общении;  
  • самооценка;  
  • уровень личностного роста обучающегося
  1. Изучение межличностных отношений:  
  • социально-психологический климат;  
  • общие сведения;  
  • способности;  
  • темперамент;  
  • тип личности в общении;  
  • самооценка;  
  • успешность в деятельности;  
  • уровень личностного роста Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Закон об образовании1992г. №3266-1  
  2. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)  
  3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.  
  4. Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.  
  5. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.  
  6. Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.  
  7. А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.  
  8. И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.  
  9. М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.  
  10. Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.  
  11. М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.  
  12. А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.  
  13. Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.  
  14. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.  
  15. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.  
  16. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.  
  17. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.  
  18. Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, ВентанаГрафф, 2005.  
  19. С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.  
  20. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.  

 

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» студентов Брюховецкого аграрного колледжа Краснодарского края

Исследование нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приоб­ретает огромное значение. Эта проблема исходит из самой общественно-политической системы. Неверие людей в благополучие...

Конспект занятия По нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Их именами названы улицы нашего города»

Знакомить детей с историей родного города на примерах героев, чьи имена носят улицы нашего города.Задачи: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой отечественной войны.Воспитывать у детей ч...

Рабочая программа кружка по развитию речи "Страна звуков" для воспитанников средней группы

В возрасте 4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их....

Консультация для родителей подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Нравственно-патриотическое воспитание детей

Нравственно-патриотическое воспитание детейЛюбовь к Родине необходимо прививать с раннего детства.  Важной задачей  нашего времени является воспитание нравственно     пат...

Программа экологического воспитания "Природа и Я - Друзья" для детей разновозрастной группы

Цель программы: сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения воспитанника в окружающей  природной среде.расширить объем интереса к природеразвить личностно – значимое ...