Рабочая программа кружка по развитию речи "Страна звуков" для воспитанников средней группы
рабочая программа

Кравченко Наталья Вячеславовна

В возрасте 4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_rr_srednyaya.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Рябинка»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Рябинка»

___________/ Макарова О.А./

Рабочая программа кружка

по развитию речи "Страна звуков"

для воспитанников средней группы

Срок реализации: 2020-2021 гг.

Руководитель: Кравченко Н.В.

г.Гагарин,2020 г.

Содержание

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

4

Актуальность программы

4

Цель и задачи программы

7

Методы реализации

8

Принципы работы

8

Содержание программы обучения

8

Материально- техническое оснащение

9

Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы

9

Список воспитанников

10

Время проведения кружковой работы

11

Учебный план

11

Программное содержание

12

Список литературы

45

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа кружка «Ладушки»

Основание для разработки программы

- ФЗ «Об образовании» №273 от 29.12.2012г.

- Конвенция о правах ребенка 1989г

Цель программы

Укрепление и развитие общей и артикуляционной моторики, фонематического слуха.

Задачи программа

Обучающие:

1.Формирование произвольных и координированных движений органов артикуляции.

2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Формировать фонематический слух (обращать внимание на длительность звучания слов, формировать умение различать на слух гласные и согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учить выделять звук в слове).

4.Формировать практические умения и навыки; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать графические навыки (рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; штриховать различные предметы).

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к художественным произведениям.

2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательные отношения друг к другу.

3.Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость.

Направление деятельности программы

Данная программа направлена на развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации программы

2020-2021 гг.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на детей от 4 до 5 лет.

Форма обучения: специально организованные занятия.

Количество занятий: 1 занятие в неделю.

Длительность занятия 20 минут.

Актуальность программы.

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно.

При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение.  Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться, работать четко, строго координировано и дифференцированно.

В возрасте 4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Но малышам не всегда это удается. В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. 
       Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем). Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.

К ним относятся: 1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2.Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.  Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.

 
Цель программы: укрепление и развитие общей и артикуляционной моторики, фонематического слуха.

Задачи кружка:

Обучающие:

1.Формирование произвольных и координированных движений органов артикуляции.

2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Формировать фонематический слух (обращать внимание на длительность звучания слов, формировать умение различать на слух гласные и согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учить выделять звук в слове).

4.Формировать практические умения и навыки; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать графические навыки (рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; штриховать различные предметы).

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к художественным произведениям.

2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательные отношения друг к другу.

3.Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость.

Методы, используемые в работе кружка:

- игровой метод;

- словесный метод;

- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);

- практический – показ способов действия с предметами.

Принципы работы:

1.Доступность:

- учет возрастных особенностей;

- адаптивность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность материала;

4. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности;

5. Дифференциация;

- учет возрастных особенностей.

Содержание:

1. Художественное слово;

2. Артикуляционная гимнастика;

3. Пальчиковая гимнастика;

4. Речевые игры; дидактические игры;

5. Подвижные игры;

6. Рисование;

7. Массаж.

Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка.

Усвоению материала способствуют: игровые упражнения, физкультминутки, весёлые рисунки, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, нахождение различий в двух похожих рисунках и т.д.  

Материально- техническое оснащение:

1. Иллюстрации;

2. Раздаточный материал;

3. Дидактические игры, развивающие карточки.

Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы «Ладушки»:

По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

- выработка правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в  звуков с отчетливым и внятным произношением слов и фраз; - развитие фонематического слуха;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие моторики, графических навыков;

- расширение знаний о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности способствуют повышению уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова, повышению уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.

Формы подведения итогов:

- диагностическое обследование детей в сентябре и итоговое в мае;

- выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования.

Взаимодействие с родителями:

- индивидуальные консультации;

-тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

- информирование о результативности работы.

Список воспитанников

Время проведения кружковой работы

        Кружковые занятия проводятся по 20 минут один раз в неделю.

Учебный план

Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Средняя группа

20 минут

1 раз в неделю

4

48

Содержание:

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата»

Программное содержание:

- познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

- познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

Структура:

 1. Игра "Весёлый язычок"

2. Чтение сказки Н.В. Новоторцевой "О Веселом Язычке".

3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

статические упражнения для языка "Птенчики”, динамические упражнения для языка "Часики", "Маятник", упражнение для губ "Улыбочка".

Занятие № 2  

Тема: «Звук "А"»

Программное содержание:

- вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А ";

- учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения;

- способствовать четкому и правильному произношению звука "А " в словах и фразовой речи;

-  развивать графические навыки (рисование дорожек).

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра "Птица и птенчики"
  3. Слушание стихотворения
  4.  Физкультминутка. Игра "Цапля"
  5. Игровое упражнение "Кто где живет"
  6. Заучивание потешки

Занятие № 3

Тема: «Звук "У"»

Программное содержание:

- вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука У.

- способствовать четкому и правильному произношению звука "У" в словах и фразовой речи.

- развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.

- развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь.

-развивать произвольную память.

-учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из него.

-учить детей произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- развивать графические навыки (рисование дорожек).

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2.  Игра "Поезд и птицы"
  3. Физкультминутка. Игра "Поезд"
  4. Игра «Справа-слева»
  5. Заучивание стихотворения

 

Занятие № 4

Тема: «Звук "О"»

Программное содержание:

-вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "О".

-способствовать четкому и правильному произношению звука "О " в словах и фразовой речи.

-развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

-понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.

-учить произносить потешку правильно, неспеша, четко выговаривая каждое слово.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра "Загадки и отгадки"
  3. Физкультминутка. Игра "Как у наших у ворот"
  4. Рисование дождика
  5. Заучивание потешки

Занятие № 5

Тема: «Звук "Ы"»

Программное содержание:

- вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Ы".

- способствовать четкому и правильному произношению звука "Ы" в словах и фразовой речи.

- учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- закреплять навыки правильного произношения звуков: "А","О", "У".

- продолжать учить рисовать дорожки карандашом.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2.  Игра "Назови предметы" 
  3. Заучивание стихотворения 
  4.  Физкультминутка. Игра "Мы руки поднимаем"
  5. Игра «Кто что любит?»

Октябрь

Занятие № 1

Тема: «Звук «Э»

Программное содержание:

-Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Э".

-Способствовать четкому и правильному произношению звука "Э" в словах и фразовой речи.

-Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

-Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

-Закреплять навыки правильного произношения звуков: "А ", "У".

-Продолжать учить рисовать дорожки фломастером.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра "Проведи дорожку" 
  3. Заучивание стихотворения 
  4. Физкультминутка. Игра "Пальчики"
  5. Игра "Назови и обведи предметы"

Занятие № 2

Тема: «Звук «И»»

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ''И".

- Способствовать четкому и правильному произношению звука "И" в словах.

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Развивать общую моторику и двигательные функции рук.

- Развивать простейшие графические навыки.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2.  Игровое упражнение "Рисуем зернышки цыплятам"
  3.  Физкультминутка. Игра "Улыбнись"
  4. Игра "Подскажи словечко"
  5. Игра "Назови и обведи предметы"
  6. Заучивание стихотворения Ф.Бобылёва «Мишка»

Занятие № 3

Тема: «Звук «М-МЬ»

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "М-МЬ".

- Учить детей произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

- Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

- Учить понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра «Корова и телёнок»
  3. Заучивание стихотворения Г. Сапгира.  
  4. Физкультминутка. Игра "Мы пойдем"
  5. Игровое упражнение "Обведи правильно" 

Занятие № 4

Тема: «Звуки "Н-НЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "Н-НЬ".

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Учить отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

- Учить детей закрашивать предметы, не выходя за контур.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра «Лошадка»
  3. Игра "Назови и обведи предметы"
  4. Дорисуй ниточки шарам
  5. Заучивание стихотворения 

Занятие № 5

Тема: «Звуки "Б-БЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "Б-БЬ".

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке

- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Продолжать учить рисовать фломастером линии.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра «Овца и ягнёнок»
  3. Игра «Подскажи слово»
  4. Физкультминутка. Игра "Ходим, бегаем"
  5. Игра «Заяц играет на барабане»
  6. Заучивание потешки

Ноябрь

Занятие № 1

Тема: «Звуки "П-ПЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "П-ПЬ".

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке

- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Продолжать учить рисовать фломастером линии.

Структура:

1.Артикуляционная гимнастика

2.Игра «Подуй на снежинку»

3.Игра «Назови и обведи»

4.Физкультминутка. Игра "Ходим, бегаем"

5.Дорисуй колёса вагончикам

6.Ответь на вопросы  

Занятие № 2

Тема: «Звуки "Д-ДЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "Д-ДЬ".

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и под ходящие по смыслу.

- Учить произносить текст стихотворения правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Учить проводить фломастером по пунктирным линиям.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Как стучит молоток по гвоздю?
  3. Физкультминутка. Игра "Зарядка"
  4. Нарисуй дом
  5. Игра «Назови и обведи»
  6. Ответь на вопросы  

Занятие № 3

Тема: «Звуки "Т-ТЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "Т-ТЬ".

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и под ходящие по смыслу.

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Упражнять в рисовании коротких и длинных линий.

- Учить закрашивать предметы, не выходя за контур.

Структура:

  1.  Артикуляционная гимнастика
  2. Игра «Едет паровоз»
  3. Закончи предложение
  4. Виды транспорта
  5. Физкультминутка. Игра "Часы"
  6. Заучивание стихотворения В.А.Жуковского

Занятие № 4

Тема: «Звук "Г"»

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Г".

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

- Развивать простейшие графические навыки (рисование округлых форм: мяч, горошины).

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Нарисуй мяч
  3. Подскажи слово и нарисуй горошины
  4. Физкультминутка. Игра "Грибы"
  5. Соедини картинки
  6. Заучивание потешки

Декабрь  

Занятие № 1

Тема: «Звук "К"»

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "К".

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

- Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

- Продолжать учить закрашивать несложные предметы.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Закончи предложение
  3. Игра «Назови и обведи»
  4. Физкультминутка. Игра "Ладошки"
  5. Игровое упражнение «Думай и говори»

Занятие № 2

Тема: «Звуки "В-ВЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "В-ВЬ ".

- Учить читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Развитие графических навыков (рисование кружков).

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Как воет волк?
  3. Игра «Назови и обведи»
  4. Физкультминутка. Игра "Что умеют ребятки"
  5. Игровое упражнение «Думай и говори»
  6. Дорисуй ручки ведёркам

Занятие № 3

Тема: «Звуки "Ф-ФЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "Ф-ФЬ".

- Учить внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, подобрав слово, подходящее по смыслу.

- Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Продолжать учить детей закрашивать предметы несложной формы, не выходя за контур.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра «Назови и обведи»
  3. Игровое упражнение «Ответь правильно»
  4. Физкультминутка. Игра "Пузырь"
  5. Игра «Назови и раскрась»

Занятие № 4

 Тема: «Звук «Х»»

. Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Х".

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

- Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

- Продолжать учить закрашивать несложные предметы.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Закончи предложение
  3. Игра «Проведи дорожки»
  4. Физкультминутка. Игра "Ладошки"
  5. Игровое упражнение «Думай и говори»

 

Занятие № 5

 Тема: «Звуки "Л-ЛЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "Л-ЛЬ ".

- Учить читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Развитие графических навыков (рисование кружков).

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Как гудит самолёт?
  3. Игра «Назови и обведи»
  4. Физкультминутка. Игра "Что умеют ребятки"
  5. Заучивание скороговорки
  6. Нарисуй клубочек кошке

Январь

Занятие № 1

Тема: «Звуки "С-СЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "С-СЬ".

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и под ходящие по смыслу.

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Развитие графических навыков (рисование кружков).

Структура:

  1.  Артикуляционная гимнастика
  2. Песенка большого и маленького насоса
  3. Игра «Назови и обведи»
  4. Проведи дорожку
  5. Физкультминутка. Игра "Часы"
  6. Заучивание стихотворения Т.Шорыгиной

Занятие № 2

Тема: «Звуки "З-ЗЬ"

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков "З-ЗЬ".

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и под ходящие по смыслу.

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Развитие графических навыков (рисование полукруга).

Структура:

  1.  Артикуляционная гимнастика
  2. Песенка большого и маленького комарика
  3. Игра «Вагончики»
  4. Нарисуй ручку корзинке и раскрась её
  5. Физкультминутка. Игра "Пузырь"
  6. Заучивание потешки

Занятие № 3

Тема: «Звук "Ц"»

Программное содержание:

- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Ц".

- Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

- Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

- Продолжать учить закрашивать несложные предметы.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Позови цыплят
  3. Игра «Назови и раскрась»
  4. Физкультминутка. Игра "Ладошки"
  5. Заучивание потешки

Занятие № 4

Тема: Повторение пройденного материала (гласные)

Программное содержание:

- Закреплять произношение гласных звуков в словах и фразовой речи.

- Добиваться от каждого ребенка четкого, правильного положения органов артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков ("А", "О", "У", "Ы»,"Э").

- Развивать умение сравнивать, анализировать и переключать внимание.

- Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь.

- Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

- Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

- Закреплять умение проводить линии от одного предмета к другому.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Кто как кричит?
  3. Назови предметы
  4. Физкультминутка. Игра "Как у наших у ребят"
  5. Закрась предмет нужным цветом

Февраль

Занятие № 1

Тема: Повторение пройденного материала (согласные)

Программное содержание:

- Закреплять произношение согласных звуков в словах и фразовой речи. ("МЬ", "ПЬ", "БЬ", "Н").

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Развивать логическое мышление, умение соотносить полученные знания с изображением на картинке.

- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Закреплять умение проводить линии фломастером.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2.  Игра "Подскажи словечко"
  3. Игра "Загадки и отгадки"
  4. Физкультминутка. Игра "Зарядка"
  5. Раскрась одежду мальчика и девочки 

Занятие № 2

Тема: Повторение пройденного материала (согласные)

Программное содержание:

- Закреплять произношение согласных звуков в словах и фразовой речи. ("Г", "К", "С", "Ц").

- Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Развивать логическое мышление, умение соотносить полученные знания с изображением на картинке.

- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Закреплять умение проводить линии фломастером.

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2.  Игра "Назови и обведи овощи "
  3. Нарисуй листочки на берёзе
  4. Физкультминутка. Игра "Как у наших у ворот"
  5. Назови отличия 

Занятие № 3

Тема: «Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий»

Программное содержание:

- Учить понимать и правильно употреблять термин «слово»

- Познакомить с многообразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Закреплять навыки правильного произношения

- Стимулировать зрительно-поисковую активность

- Формировать избирательность зрительного восприятия

- Развивать графические навыки - рисование коротких отрывистых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

1. Игра «Найди и обведи»

2. Игра «Подскажи словечко»

3. Физкультминутка: игра с мячом «Назови скорее»

4. Дорисуй картинку

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 4

Тема: «Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), знакомство с моделированием, рисование иголок ёжикам»

Программное содержание:

- Учить понимать и правильно употреблять термин «СЛОВО» Продолжать знакомить с разнообразием слов

-Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

-Развивать внимание, логическое мышление

-Научить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки

- Продолжить знакомить с моделированием - слово обозначается в виде прямоугольника

- Развивать графические навыки — рисование коротких отрывистых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

1.Артикуляционна гимнастика

2. Игра «Похожие слова»

3. Игра «Какие бывают слова»

4. Физкультминутка «Встреча друзей»

5. Дорисуй иголки

Март

Занятие № 1

Тема: «Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка»

Программное содержание:

-Знакомить детей со звуками окружающего мира

- Учить сравнивать слова по звучанию

-Учить подбирать слова-друзья на основе зрительно-воспринимаемой информации, на слух

 - Развитие мелкой моторики

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно

Структура:

 1.   Игра «Звонко, тихо и громко»  

 2.   Физкультминутка «Кто ловкий»

 3.  Игра «Соедини правильно»    

 4.  Рисование солнышка  

 5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 2

Тема: «Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ» («песенки насоса»)

- Знакомить с термином «ЗВУК»

- Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Закрепить навыки правильного произношения звука «С-СЬ»

- Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ по картинке

- Развивать графические навыки — рисование прямых и округлых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                    1. Игра «Песенка большого и маленького насоса»

                    2. Игра «Подскажи слово»

                    3. Физкультминутка

                    4. «Раскрась листья на берёзе»

                    5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 3

Тема: «Звуки «З-ЗЬ», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, слушание чистоговорки, рисование ушей зайчикам»  

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «З-ЗЬ» («песенки комарика»)

- Продолжить знакомить с термином «ЗВУК»

- Учить повторять чистоговорки за взрослым

- Развивать внимание, логическое мышление

- Развивать слуховое внимание при произношении слов со звуками «З-ЗЬ»

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                    1. Игра «Песенка большого и маленького комарика»

                    2. «Назови предметы со звуками «з-зь»

                    3. Чистоговорки

                    4. Рисование ушей зайчикам

                    5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №4

Тема: «Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Программное содержание:

- Закреплять умение интонационно выделять звуки «С-СЬ» и «З-ЗЬ» в словах

- Продолжать знакомить с термином «ЗВУК»

- Продолжать учить ориентироваться на листе (вправо, влево)

- Развивать фонематический слух, дифференцируя звуки «С-СЬ» и «З-ЗЬ»

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                    1. Игра «Слова с каким звуком живут в домике?»

                    2. Игра «Слева-справа»

                    3. Физкультминутка

                    4. «Сколько частей в слове?»

                    5. «Найди различия»

                    6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Апрель

Занятие № 1

Тема: «Звук «Ц», рисование огурцов, слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «Ц»

-  Продолжать знакомить с термином «ЗВУК»

-  Развивать графические навыки — рисование прямых и округлых линий

-  Продолжать учить отвечать на вопросы по прочитанным произведениям

-  Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Слушание рассказа А.Максакова «Цыплёнок Цып»
  2. Игра «Закончи предложение»  
  3. Рисование огурцов
  4. Физкультминутка
  5. Слушание стихотворения

     6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 2

Тема: «Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, слушание потешки

Программное содержание:

- Учить различать звук «Ш» в словах

 - Учить интонационно выделять звук

-  Продолжать учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Развивать графические навыки — рисование округлых и наклонных линий

- Учить детей слушать потешку с опорой на рисунок

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Песенка ветра»
  2. Игра «Найди звук «Ш» в слове»
  3. Рисование шариков
  4. Физкультминутка
  5. Слушание потешки
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

                   

Занятие № 3

Тема: «Звук «Ж» («песенка жука»), рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И.Солдатенко

Программное содержание:

-Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах

-Продолжить знакомить с термином «ЗВУК»

- Развивать слуховое внимание при произношении слов со звукам «Ж»

-  Развивать графические навыки - рисование овалов

- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Найди «песенку жука» в слове»
  2. Рисование желудей
  3. Физкультминутка
  4. Слушание стихотворения
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 4

Тема: Звуки «Ш-Ж», рисование дорожек, повторение стихотворений

Программное содержание:

- Учить различать на слух шипящие звуки «Ш-Ж»

- Учить интонационному выделению звуков «Ш-Ж» в словах

- Развивать зрительное и слуховое внимание

- Учить детей заучивать стихотворение и отвечать на вопросы по иллюстрациям

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Паровозик»
  2. Игра «Продолжи»
  3. Физкультминутка
  4. Заучивание стихотворения
  5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Май

Занятие № 1

Тема: «Звук «Щ», рисование щёток, слушание отрывка из стихотворения С. Михалкова

Программное содержание:

-Учить интонационному произнесению звуков «Щ» во словах

- Учить различать на слух шипящий звук «Щ»

- Способствовать развитию моторики

-Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Собери в ящик предметы со звуком «Щ»»
  2. Рисование щёток
  3. Физкультминутка
  4. Слушание стихотворения
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 2

Тема: «Звук «Ч», раскрашивание предметов, рисование предметов

Программное содержание:

-Учить интонационно выделять звук «Ч» в словах

- Учить называть первый звук в словах

- Закрепить навыки правильного произношения

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

- Развивать внимание, логическое мышление, понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадки

- Развивать зрительное и слуховое внимание

- Развивать графические навыки - штриховка, рисование несложных предметов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Отгадывание загадок на звук «Ч»
  2. Разукрашивание предметов со звуком «Ч»
  3.  Физкультминутка
  4. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 3

Тема: Звуки «Ч-Щ», слушание потешки, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «Ч-Щ» во фразовой речи

-Упражнять в различении слов со звуками «Ч-Щ»

- Способствовать развитию моторики

- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Слушание потешки
  2. Физкультминутка
  3. Игра «Найди различия»
  4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 4

Тема: «Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, слушание стихотворения О.Высотской  

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» («песенки мотора»)

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

- Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Закрепить навыки правильного произношения твёрдого и мягкого звука «Р-РЬ»

- Развивать графические навыки — рисование прямых и округлых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Маленький мотор»
  2. Отгадывание загадок на звуки «Р-РЬ»
  3. Разукрашивание предметов
  4. Физкультминутка
  5. Слушание стихотворения
  6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Июнь

Занятие № 1

Тема: «Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, слушание отрывка из стихотворения А.Плещеева

Программное содержание:

- Учить различать согласные звуки «Л-ЛЬ»

- Упражнять в различении слов со звуками «Л-ЛЬ»

-Развивать графические навыки - рисование кругов, разных по размеру

- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Рисование неваляшки
  2. Отгадывание загадок на звуки «Л-ЛЬ»
  3. Физкультминутка
  4. Слушания стихотворения
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №2

Тема: «Звуки «М-МЬ», слушание потешки, рисование домика, раскрашивание предметов

Программное содержание:

-Учить различать согласные звуки «М-МЬ»

- Учить интонационно выделять звуки «М-МЬ» в словах

-Приучать внимательно слушать текст потешки, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов

- Развивать графические навыки - рисование округлых и прямых линий, штриховка

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Слушание потешки «Тили-бом…»
  2. Рисование домика
  3. Отгадывание загадок на звуки «М-МЬ»
  4. Физкультминутка
  5. Раскрашивание предметов
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 3

Тема: «Звуки «Б-БЬ», слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира, рисование бус

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «Б-БЬ» в словах и фразовой речи

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

-Развивать графические навыки - рисование кругов, овалов разных по размеру

-  Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Соедини предметы»
  2. Слушания стихотворения
  3. Физкультминутка
  4. Рисование бус
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 4

Тема: «Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, слушание отрывка из стихотворения Д.Хармса

Программное содержание:

-Учить интонационно выделять звуки «К-КЬ» в словах

- Закрепить навыки правильного произношения звуков «К-КЬ»

 - Учить внимательно слушать текст стихотворения, отвечать на вопросы по нему

- Развивать графические навыки - рисование кругов, овалов, штриховка

- Формировать навык самоконтроля, и самооценки

Структура:

  1. Игра «Твёрдый и мягкий звук»
  2. Игра «Соедини предметы»
  3. Закрашивание овощей
  4. Физкультминутка
  5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Июль

Занятие № 1

Тема: «Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, слушание потешки»

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «Г» в словах

- Учить определять и называть первый звук в словах

- Закрепить навыки правильного произношения

- Развивать графические навыки - рисование кругов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Отгадывание загадок на звуки «Г»
  2. Игра «Найди различия»
  3. Физкультминутка.
  4. Слушание потешки «Гоп-гоп…»
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 2

Тема: «Звуки «Г-К», закрашивание предметов, слушание потешки

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «К-Г» в словах

- Учить определять и называть первый звук в словах

- Развивать графические навыки - штриховка, рисование прямых линий

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. «Закрась предмет с нужным звуком»
  2. Игра «Сложи ладошки»
  3. Физкультминутка
  4. Слушание потешки «Наши уточки…»
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 3

Тема: «Звуки «Д-ДЬ», раскрашивание предметов, рисование кругов, слушание потешки

Программное содержание:

-Учить интонационно выделять звуки «Д-ДЬ» в словах

- Закрепить навыки правильного произношения звуков «Д-ДЬ»

- Учить различать согласные звуки «Д-ДЬ» по твёрдости и мягкости

- Учить внимательно слушать текст стихотворения, отвечать на вопросы по нему

- Развивать графические навыки - рисование кругов, овалов, штриховка

- Формировать навык самоконтроля, и самооценки

Структура:

  1. Игра «Назови первый звук»
  2. Игра «Твёрдый и мягкий звук»
  3. Физкультминутка
  4. Слушание потешки «Наши уточки…»
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы          

Занятие№4

Тема: «Звуки «Т-ТЬ», рисование тучи и зонтика, слушание отрывка из стихотворения И.Сурикова

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «Т-ТЬ» в словах

- Учить определять и называть первый звук в словах

- Развивать графические навыки - штриховка, рисование прямых линий

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Твёрдый и мягкий звук»
  2. Рисование тучи и зонтика
  3. Физкультминутка
  4. Слушания стихотворения
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 5

Тема: «Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», повторение стихотворений

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки во фразовой речи

- Чтение стихотворений наизусть по желанию детей

- Развивать зрительное и слуховое внимание

 - Развивать графические навыки - учить штриховать предметы, соблюдая правила: не выходить за контур, штриховать в одном направлении

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Определи первый звук в слове»
  2. Разукрашивание матрешки
  3. Физкультминутка
  4. Слушания стихотворения
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Август

Занятие № 1

Тема: «Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

-   Закрепить умение интонационно произносить звуки «3, С, Ж» в словах и фразовой речи

-  Закрепить умение на слух различать похожие слова

 - Развивать зрительное и слуховое внимание

- Развивать графические навыки — штриховка, рисование несложных предмета

- Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Карусель»
  2. Игра «Похожие слова»
  3. Разукрашивание домика
  4. Физкультминутка
  5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №2

Тема: «Звуки «Р-РЬ», «Ш», закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

- Закрепить умение различать звуки «Р-РЬ, Ш» в словах

- Закрепить умение называть первый звук в слове

 - Развивать графические навыки — штриховка, рисование несложных предметов

 - Развивать зрительное и слуховое внимание

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Овощи в корзинке»
  2. Разукрашивание игрушек, одежды
  3. Физкультминутка
  4.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №3

Тема: «Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

- Продолжать учить детей делить слова на слог

- Закрепить навыки правильного произношения

- Развивать графические навыки — штриховка, рисование несложных предметов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Определи первый звук в слове»
  2. Разукрашивание предметов
  3. Рисование берёзы
  4. Физкультминутка
  5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №4

Тема: Закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

- Закрепить навыки правильного произношения

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Назови предметы»
  2. Рисование на свободную тему
  3. Физкультминутка
  4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.

Колесникова Е.В.  От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.

Колесникова Е.В.  Раз-словечко, два-словечко (рабочая тетрадь для детей 3-4лет). – М.: «Ювента»,2013.

Максаков Л.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: «Просвещение», 1988.

Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.