МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в области дополнительного образования.Данный материал раскрывает особенности составления программы, описывает ее структурные элементы,в данном продукте даны примерные формулировки,которые можно использовать при составлении разных разделов программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendatsii_po_sostavleniyu_programm.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

 Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

  ПРОГРАММЫ

Составитель:

преподаватель

Макеева О.М.

Санкт-Петербург

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….….……..3

Титульный лист……………………………………………………………………..……..4

Пояснительная записка……………………………………………………………..……...4

Учебный план………………………………………………………………………..……13

Содержание базовых тем программы……………………………………………..…….13

Календарный учебный график………………………………………………….….……14

Методическое обеспечение………………………………………………………….…...14

Кадровое обеспечение…………………………………………………………………....15

Материально-техническое обеспечение……………………………………………..….16

Список литературы…………………………………………………………………….....18

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Ответственность за реализацию не в полном объеме

дополнительных общеобразовательных программ

в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, за качество образования своих обучающихся

 несет образовательная организация.

Целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития обучающихся.

Содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:

 создание условий для развития личности обучающегося;

 развитие мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству;

 обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;

 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 профилактику асоциального поведения;

 создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

 целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;

 укрепление психического и физического здоровья обучающегося;

 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки

 Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008

организации, осуществляющие образовательную деятельность,

должны ежегодно обновлять

образовательные программы

с учетом развития науки, техники, культуры,

экономики, технологий и социальной сферы (п.11)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Титульный лист

На титульном листе указывается:

 полное наименование образовательной организации;

 где, когда и кем утверждена программа;

 название программы;

 направленность;

  возраст обучающихся;

 срок реализации программы;

 ФИО, должность автора (ов) программы;

 название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

 год разработки программы.

В одной образовательной организации титульные листы дополнительных общеобразовательных программ оформляются однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа (см. приложение 1).

  1. Пояснительная записка

Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативно - правовой базы, на которую опирался автор-составитель при написании дополнительной общеобразовательной программы.

Пример:

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Природа глазами души» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга; Лицензии ГБОУ ДОД ДУМ СПБ на образовательную деятельность.

Далее рекомендуется начать с краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы.

Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное.

Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности обучающихся.

Пример:

В программе художественной направленности «Танец линий» использован и структурирован личный опыт за несколько лет работы в качестве режиссера Театра Пластики и педагога уроков театра. Это новый синтезированный курс, в истоках которого лежат бесценные творческие работы К. Станиславского, В. Мейерхольда, М. Чехова, достижения мировой театральной культуры. В тоже время программа составлена с учетом тенденции театрального искусства нашего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики. Уже несколько лет программа «Танец линий» успешно реализуется в студии «Театр Пластики»

  1. Направленность программы

Требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ предлагают следующий перечень направленностей:

1. Художественная – направлена на развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

2. Техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек- машина»).

3. Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

4. Естественнонаучная – направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек- природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

5. Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

6. Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.

Название дополнительной общеобразовательной программы, ее цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.

Пример:

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный энтомолог» отнесена к программам естественнонаучной направленности. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности и т.д.

  1. Новизна

Новизна дополнительной  общеобразовательной программы предполагает:

  новое решение проблем дополнительного образования;

 новые методики преподавания;

 новые педагогические технологии в проведении занятий;

- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Пример:

1. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

2. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке обучающегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами. 

2.3.Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем обучающимся в современных условиях нужна данная конкретная программа.

Актуальность может базироваться:

 на анализе социальных проблем;

 на материалах научных исследований;

 на анализе педагогического опыта;

 на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

 на современных требованиях модернизации системы образования;

 на потенциале образовательной организации;

 на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Пример:

1. Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества.

2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

3. Развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.

 

  1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.

Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса.

Результаты достижения цели должны быть измеримы.

Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цели могут быть направлены:

 на развитие обучающегося в целом;

 на развитие определенных способностей обучающегося;

 на обеспечение каждому обучающемуся требуемого уровня образования;

 на формирование у каждого обучающегося умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

 на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

 на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно-ценных личностных качеств;

- обеспечение гармоничного эстетического и физического развития;

- выработку навыков здорового образа жизни;

 на обучение обучающихся трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные и глаголы:

создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Пример:

1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения  

2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и...

3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.

4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара

Задача – это то, что требует выполнения, разрешения.

Задачи программы – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Желательно при написании дополнительной общеобразовательной программы особое внимание уделить воспитательным задачам.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

 обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

 развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

- воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

 

Глаголы

Существительные

Способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, обучить, обеспечить, поддержать, расширить, познакомить, предоставить возможность

Помощь, развитие, приобщение, воспитание, формирование, обучение, обеспечение, поддержка, расширение, знакомство, предоставление возможности

Пример:

Воспитательные задачи

1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

5. Приобщить обучающегося к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Развивающие задачи

1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у обучающихся средствами вокальных занятий.

3. Развитие артистических способностей.

4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

Обучающие задачи

1. Способствовать овладению обучающимися русской народной певческой манерой исполнения.

2. Обучить навыкам танцевального мастерства.

3. Формировать музыкально-ритмические навыки.

4. Научить правильному дыханию.

 5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

  1. Возраст обучающихся

В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:

 для какой категории обучающихся предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования;

 уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность обучающихся и т.д.;

 какому возрасту обучающихся адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, занимающихся по программе;

 наполняемость групп (количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом образовательной организации, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования);

 предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);

 условия приема обучающихся (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора обучающихся в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определенной области и т.д.

Пример:

  1. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Обучающиеся, поступающие на программу, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы.

Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие.

Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек; третий год обучения – 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

2. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет. Условия набора обучающихся в коллектив: на основании прослушивания.

  1. Сроки реализации

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

 временные границы, на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;

 этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

 количество часов на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.

Пример:

1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения –72 часа; 2 год обучения – 108 часов; 3 год обучения – 144 часа; 4 год обучения – 216 часов. 2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

3. Программа рассчитана на 1 год обучения – 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы и др.

Психологическая готовность и уровень готовности обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе. 

2.7. Формы занятий 

Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии.

Индивидуальная  

Групповая

Фронтальная

Индивидуально- групповая

ансамблевая, оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

 

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение,

беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения

показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения,

Тренинг, вокальные упражнения, анализ текста, тренировочные упражнения, работа по образцу, лабораторные работы

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

  объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);

 репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

 частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

 исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).

Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Возможные формы проведения занятий:

 акция круглый стол сбор аукцион круиз семинар бенефис лабораторное занятие сказка беседа эвристическая лекция смотрины вернисаж мастер-класс соревнование викторина «мозговой штурм» спектакль встреча с интересными людьми наблюдение студия выставка олимпиада творческая встреча галерея открытое занятие творческая мастерская гостиная посиделки творческий отчет

2.8. Режим занятий.

В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут).

При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями обучающихся, продолжительность учебного часа изменена.

 

Пример:

1. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2-м году обучения – шесть часов в неделю (три раза по два часа).

2. Для обучающихся 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа.

  1. Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы

Планируемый результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся.

Планируемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».

 Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются обучающиеся на разных этапах освоения данной программы.

Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого года обучения.

Желательно выделить планируемые результаты воспитания и развития обучающегося.

Пример:

К концу первого (второго, третьего...) года обучения обучающийся:

К концу первого (второго, третьего...) года обучения у обучающегося:

- будет знать

- будет уметь

- будет иметь представление

- будет стремиться

- будет обучен

- овладеет понятиями

- получит навыки

- расширит представления

- научится делать

- будет сформирована устойчивая потребность

- будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества

- будет развита устойчивая потребность к самообразованию - будет сформирована активная жизненная позиция

- будут развиты творческие способности

- будет воспитано уважение к нормам

Педагогу нужно проверить, отражает ли планируемый результат выполнение поставленных ранее задач.

2.10. Мониторинг результатов освоения программы

В данном подразделе следует указать методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержания программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

 педагогическое наблюдение;

 педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

 мониторинг.

 Для отслеживания результативности можно использовать:

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности

контрольные задания и тесты

диагностика личностного роста

анкетирование

ведение журнала учета или педагогического дневника

введение оценочной системы

самооценка воспитанника

ведение зачетных книжек

ведение творческого дневника обучающихся

ведение летописи

оформление фотоотчётов

Виды мониторинга:

Начальный или входной мониторинг

Текущий мониторинг

Промежуточный или рубежный мониторинг

Итоговый мониторинг

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение

Прослушивание на репетициях

Праздничные мероприятия Выставки, фестивали, Концерты Экзамены, зачеты Конкурсы, соревнования

Грамоты Дипломы Готовые работы Журнал Оценки Анкеты Тестирование Протоколы диагностики

Выставки, конкурсы, фестивали Праздники Концерты Демонстрация моделей Готовые изделия Контрольные работы Зачеты, экзамены

Результаты мониторинга могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.

Объектами мониторинга могут являться:

  знания, умения, навыки по изучаемому предмету, курсу, модулю;

 уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т.д.;

 мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;

 степень самостоятельности и уровень творческих способностей

  1.  Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Некоторые формы подведения итогов: опрос контрольное занятие концерт зачет самостоятельная работа выставка экзамен защита рефератов конкурс олимпиада открытое занятие для родителей соревнование игра-испытание презентация творческих работ самоанализ взаимозачет коллективный анализ работ отзыв эссе коллективная рефлексия и др.

Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образования своевременного анализа результатов.

Дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д. – документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

  1. Учебный план

Учебный план оформляется в виде таблицы, которая включает:

 перечень разделов, тем;

 количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

В учебном плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование.

Также в учебном плане необходимо закладывать часы:

 на комплектование группы первого года обучения;

 на вводное занятие (введение в программу);

 концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

 мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

 итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Расчет количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения). В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика».

Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

№п/п

Наименование базовых тем

Всего часов

Теоретических

Практических

Иной расчет часов в учебном плане необходимо обосновать.

Учебный план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность обучающихся на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).

 Родительские собрания – в учебный план не включаются.

  1. Содержание базовых тем программы

Содержание базовых (основных) тем программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри этих разделов.

В содержании программы необходимо указать:

 название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебного плана);

 телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

 указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

 при включении в дополнительную общеобразовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Тема 5.1. Холодный батик

Теория. Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.

Практика. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков

5.Календарный учебный график

Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

  1. Методическое обеспечение программы

 

В данном разделе указывается (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5):

 обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

 формы проведения занятий при реализации программы;

 авторские методики проведения занятий;

 рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

 условия реализации программы;

 дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

 методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;

 методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;

 авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

 методы обновления содержания образовательного процесса; воспитательной работы педагога:

 методика формирования коллектива;

 методика выявления неформального лидера в коллективе;

 методика организации воспитательной работы;

- работы педагога по организации учебного процесса:

 методика комплектования учебной группы;

 методика анализа результатов деятельности;

 методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);

 сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.

Виды методической продукции:

 методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;  аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

 

Виды дидактических материалов.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

 естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

 объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

 схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

 картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

 звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

 смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

 дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

 обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, DVD, флешки);

 учебники, учебные пособия, журналы, книги;

 тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.

Методическое обеспечение программы может быть представлено в виде таблицы:

№ п/п

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность

Форма подведения итогов

  1. Кадровое обеспечение реализации программы

Данный подраздел не является обязательным и составляется для интегрированных и комплексных дополнительных общеобразовательных программ, а также, если для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п.

Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.

  1. Материально-техническое обеспечение

В данном разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

 сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

 сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

 перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

 перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

 перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

 перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

 перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

  учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

 требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

  1. Список литературы

 

Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

Хорошим тоном считается, если 80% источников не старее 10 прошлых лет. То есть, если сейчас 2015 год, то литература не должна быть старше 2005 года. Исключение составляет редкая литература и источники, которые не переиздавались.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке и нумеруется.

 

В комплексной дополнительной общеобразовательной программе целесообразно составлять списки литературы к дополнительной общеобразовательной программе каждого курса, предмета, модуля.

Пример оформления различных источников:

Книги

Фамилия И.О. Название издания / И.О. Фамилия. – Место издания: Издательство, год. – количество страниц.

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004. – 239 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб: КАРО, 2004. – 368 с.

Сборники

1. Дополнительное образование обучающихся: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007. – 416 с.

Статьи из сборников

Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. – Место, год. – номера страниц.

1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. – Л., 1988. – с.3-14.

2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. – М., 1987. – Вып. 10. – с.99-148.

Статьи из журналов

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. – год. – № жур- нала. – номера страниц.

1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования обучающихся // Дополнительное образование. – 2001, № 1. – с.30-31.

2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. – 2003, № 7. – с.61-66.

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концепция модернизации дополнительного образования обучающихся Российской Федерации до 2010 года.

3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования обучающихся и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования обучающихся в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

4. Примерные требования к программам дополнительного образования обучающихся. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты обучающихся Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06- 1844.

5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введенные 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования обучающихся. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

Электронные ресурсы

Ссылка на сайт в целом:

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на web-страницу:

  1. Информация для поступающих: [Электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru/entrance/. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-журнал:

  1. Секретарь-референт. 2011. №7: [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-статью:

  1. Каменева Е.М. Формы регистрации документов: // Секретарь- референт. 2011. № 7. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011/ formy_registracii_dokov. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-книгу:

  1. Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: [Электронный ресурс]. 2002-2006. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru. (Дата обращения: 18.02.2012).

10.Приложения к программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

  иллюстративный материал по тематике занятий;

 словарь специальных терминов с пояснениями;

 контрольные вопросы и задания;

 конспекты, описание занятий;

 технологические карты;

 готовые изделия, образцы;

 условия набора обучающихся в коллектив;

 условия прослушивания;  материалы тестирования;  памятки для родителей;

 методические разработки для организации индивидуальной работы с обучающимися;

 сценарии творческих мероприятий;

 диагностические материалы;

 видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

 электронные ресурсы и др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Методическая работа как успешное развитие системы дополнительного образования

В статье анализируется методическая работа, как успешное развитие системы дополнительного образования. Ведущей  задачей является выработка системы, нахождение доступных и вместе с тем эффективных...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

   Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.)     Составитель: Л.А.Елизарова    Методи...

Методическое пособие для педагогов и учащихся дополнительного образования «Технология изготовления игрушки Бульдозер»

Целью данного методического пособия является освоение основных операций и инструментов в эскизе для создания деталей в САПР Creo Parametric, а также работа со сборочнойконструкцией. Пособие предназнач...

Методическое пособие для педагогов и учащихся дополнительного образования «Технология изготовления игрушки Башня»

Целью данного методического пособия является освоение основных операций и инструментов в эскизе для создания деталей, их копирование различными способами в САПР Creo Parametric, а также наложение текс...

Методическое пособие для педагогов и учащихся дополнительного образования «Технология изготовления поверхностной модели из тонкостенного металла на примере жестяной банки CocaCola»

Целью данного методического пособия является своение основных операций и инструментов в эскизе для создания поверхностных деталей в САПР Creo Parametric, а также наложение текстур на поверхности ...

Методическая разработка «Проектирование и разработка программы дополнительного образования обучающихся»

Методическая разработка «Проектирование и разработка программы дополнительного образования обучающихся»...