МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
методическая разработка

     Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.)

     Составитель: Л.А.Елизарова

    Методические рекомендации по прохождениюпроизводственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

050144 «Дошкольное образование»

    Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами,  а также  содержат требования по подготовке отчета о практике.

Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм обучения.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образование и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение профессионального образования

«Междуреченский агропромышленный колледж»

Составитель:

Л.А.Елизарова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

050144 «Дошкольное образование»

гп. Междуреченский, 2015


Рецензент:

Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015 г.)

Л.А.Елизарова

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

050144 «Дошкольное образование»

Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами,  а также  содержат требования по подготовке отчета о практике.

Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм обучения.

© Бюджетное учреждение  профессионального образования

«Междуреченский агропромышленный колледж»,  2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        Цели и задачи практики        6

2.        Формирование профессиональных компетенций (ПК)        8

3.        Формирование общих компетенций (ОК)        8

4.        Содержание практики        9

5.        Организация  и  руководство  практикой        11

6.        Требования к оформлению отчета        14


Уважаемый студент!

Производственная практика является составной частью профессионального модуля ПМ 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» по специальности СПО 050144  «Дошкольное образование».

Требования к содержанию практики регламентированы:

федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование»;

учебными планами специальности СПО 050144 «Дошкольное образование»;

рабочей программой ПМ 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

потребностями ДОУ района;

настоящими методическими указаниями.

По профессиональному модулю ПМ 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» учебным планом  предусмотрена учебная и производственная практики.

Учебная практика направлена на приобретение Вами  первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.

Учебная практика организуется и проводится в ОУ. Оценка по учебной практике выставляется по факту выполнения заданий под руководством преподавателя/мастера. Отчет по учебной практике не оформляется.

Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у Вас общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности Организация различных видов деятельности и общения детей. В рамках производственной  практики Вы получаете возможность  организовывать различные виды деятельности и общения детей.

Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.

Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь Вам подготовиться к эффективной деятельности в качестве Воспитателя детей дошкольного возраста. Выполнение заданий практики поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям в сфере дошкольного образования.


Обращаем Ваше внимание:

прохождение производственной  практики является обязательным условием обучения;

студенты, не прошедшую практику без уважительной причины, к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю не допускаются и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

студенты, не прошедшие производственную практику без уважительной причины, отчисляются из ОУ за академическую задолженность.

студенты, успешно прошедшие практику получают «дифференцированный зачёт» и допускаются к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю.

Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, а также конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения производственной практики,  а также  содержат требования к подготовке отчета по практике и образцы оформления его различных разделов. Обращаем Ваше внимание, что внимательное изучение рекомендаций и консультирование у Вашего руководителя практики от ОУ поможет Вам без проблем получить оценку по практике.

Консультации по практике проводятся Вашим руководителем по графику, установленному на организационном собрании группы. Посещение этих консультаций позволит Вам наилучшим образом подготовить отчет.

Желаем Вам успехов!


ПРАКТИКА ПО ПМ.03. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

  1. Цели и задачи практики

Цель практики:

овладение видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в процессе организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Задачи практики:

формировать у обучающихся умения работать с различными разделами программы и организовывать  занятия (НОД) в условиях образовательного учреждения в соответствии с программами;

формировать умение осуществлять наблюдение и анализ организации и проведения экскурсий, наблюдений в разных возрастных группах;

формировать умение осуществлять  анализ организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

формировать и систематизировать знания по планированию занятия (НОД) по различным разделам программы;

формировать первичные профессиональные умения по организации и проведению занятий с учетом возраста и психофизического развития детей;

 развивать умения документально оформлять результаты педагогической деятельности.

Требования к результатам освоения производственной практики

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

Иметь практический опыт:

- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;            - составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;  

- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

-  организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;

- организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;

- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;   - составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

 - наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

- обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

- осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

- оформления документации.

Уметь:

- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе; - выразительно читать литературные тексты;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;

- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий.

Знать:

- основы организации обучения дошкольников;

- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; - особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;  - приемы работы с одаренными детьми;

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;         - основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;

- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;  

- виды документации, требования к ее оформлению;

- особенности и методику речевого развития детей;

- развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.

  1. Формирование профессиональных компетенций (ПК)

Реализация поставленных задач предполагает формирование у студентов профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2.

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4.

Анализировать занятия.

ПК 3.5.

Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

Результат обучения должен быть отражён в отчётной документации.

  1. Формирование общих компетенций (ОК)

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

  1. Содержание практики

Виды деятельности на практике (с методическими рекомендациями):

Разработать конспекты (см. приложение № 1), заверить у преподавателя,  до мероприятия.

НОД по математическому развитию детей,

НОД по развитию речи дошкольников,

НОД по ознакомлению с художественной литературой,

НОД по экологическому развитию дошкольников.

Календарно-тематический план на 1-2-3 недели практики.

Провести режимные моменты в 1 и 2 половине дня

Цель: формирование профессиональных компетенций и практических умений, необходимых воспитателю для проведения режимных моментов.

НОД по математическому развитию детей

Цель: формировать умения определять цели и задачи, планировать, проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Вопросы для рефлексии НОД.

Как вы осуществили организацию детей на занятие?

Анализ программного содержания:

диагностичность поставленных задач.

Анализ деятельности воспитателя на занятии.

Четкость указаний, объяснений, демонстрации.

Грамотность использования терминологии.

Какие специфические приемы для активизации детей вы использовали? Как активизировала речь детей?

Каким образом велась индивидуальная работа и со сколькими детьми?

Воспитательное влияние занятия на детей.

Как вы подвели итог занятия?

Анализ деятельности детей на занятии.

Умение действовать в соответствии с указаниями воспитателя.

Умение отвечать на вопросы воспитателя.

Какие особенности математического развития детей вы наблюдали?

5. Что удалось на занятии?

6. Какие трудности испытывали   в процессе занятия и почему?

7. Что не понравилось?

НОД по развитию речи детей и

НОД по ознакомлению с художественной литературой

Цель: формировать умения определять цели и задачи, планировать, проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Вопросы для рефлексии НОД

1 .Тема занятия.

2. Соответствует ли  задачи занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей   программе, по которой работает данная возрастная группа, структуре и ходу занятия (подтвердите примерами).

3. Подготовка воспитателя к занятию:

- предварительная работа с детьми;

- наличие наглядного материала и соответствие его теме занятия;

- создание гигиенических условий.

4. Приемы овладения вниманием детей в период организации   на занятие, навыки свидетельствуют о том, что дети всегда занимаются.

5. Структура занятия.

6. Длительность всего занятия (доказать или опровергнуть распределение времени по частям занятия).

7. Целесообразность используемых приемов работы с детьми, создание новых нестандартных учебных ситуаций (приведите примеры).

8. Что удалось на занятии?

9. Какие трудности испытывали   в процессе занятия и почему?

10. Что не понравилось?

НОД по экологическому развитию детей

Цель: формировать умения определять цели и задачи, планировать, проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Вопросы для рефлексии НОД

Тема, вид, задачи НОД.

Как соблюдала санитарно-гигиенические условия при подготовке к занятию?

Структура занятия НОД, форма его проведения, соответствие занятия поставленным задачам.

Эффективность выбранных  методов и приемов работы на каждом этапе занятия.

Какие приёмы стимулировали познавательную деятельность детей?

Как осуществлялась оценка деятельности детей?

Воспитательная ценность занятия. Какие приемы и средства воздействия использовала, их эффективность.

8. Что удалось на занятии?

9. Какие трудности испытывали   в процессе занятия и почему?

10.  Что не понравилось?

Осуществить наблюдение за детьми в других видах деятельности, отработанные на других видах практики,  а именно:

утреннюю гимнастику,

прогулку,

НОД по физической культуре,

НОД по продуктивным видам деятельности,

труд.

С руководителем практики и воспитателем провести устный анализ проведения мероприятия.

Составить рефлексию пробных мероприятий по вопросам ( см. п.№ 2)

Всего 4 шт.

Формы промежуточной аттестации (по итогам профессиональной   практики)

- разработка конспектов мероприятий

- проведение пробных мероприятий

- рефлексия собственной деятельности  студента;

- составление портфолио профессиональной деятельности;

- составление и защита отчета;

- дифференцированный зачет по данному виду практики.

  1. Организация  и  руководство  практикой

Общее руководство практикой осуществляет заведующий отделением (начальник учебно-производственного комплекса/зам. директора по УПР или иное должностное лицо). Ответственный за организацию практики утверждает общий план её проведения, обеспечивает контроль проведения со стороны руководителей/мастеров производственного обучения, организует и проводит инструктивное совещание с руководителями практики, обобщает информацию по аттестации студентов, готовит отчет по итогам практики.

Практика осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и предприятиями, в соответствии с которыми последние предоставляют места для прохождения практики (при наличии у студента путевки с указанием даты и номера приказа по колледжу). В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики. Консультирование по выполнению заданий, контроль посещения мест производственной практики, проверка отчетов по итогам практики и выставление оценок осуществляется руководителем практики от ОУ.

Перед началом практики проводится  организационное собрание. Посещение организационного собрания и консультаций по практике – обязательное условие её прохождения!

Организационное собрание проводится с целью ознакомления Вас  с приказом, сроками практики, порядком организации работы во время практики в организации, оформлением необходимой документации, правилами техники безопасности, распорядком дня, видами и сроками отчетности и т.п.

ВАЖНО! С момента зачисления практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и  внутреннего распорядка, действующие на предприятии!

5.1.Основные обязанности студента в период прохождения практики

Перед началом практики Вы должны:

принять участие в организационном собрании по практике;

получить направление (договор) на практику;

получить задания;

изучить задания и спланировать прохождение практики;

согласовать с руководителем практики от образовательного учреждения структуру своего портфолио и свой индивидуальный план прохождения практики.

В процессе оформления на  практику Вы должны:

иметь при себе документы, подтверждающие личность, для оформления допуска к месту практики, направление;

иметь при себе санитарную книжку;

подать в отдел кадров договор и направление на практику;

в случае отказа в оформлении на практику или при возникновении любых спорных вопросов в процессе оформления немедленно связаться с руководителем практики от ОУ или заведующим практикой;

в трёхдневный срок представить руководителю практики подтверждение о приёме на практику (договор 3-х сторонний).

В процессе прохождения  практики Вы должны:

соблюдать трудовую дисциплину, правила техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, выполнять требования внутреннего распорядка предприятия;

ежедневно согласовывать состав и объём работ с наставником;

информировать наставника о своих перемещениях по территории предприятия в нерабочее время с целью выполнения отдельных заданий;

вести записи в дневниках в соответствии с индивидуальным планом;

принимать участие в групповых или индивидуальных консультациях с руководителем практики от образовательного учреждения и предъявлять для проверки результаты выполнения заданий в соответствии с индивидуальным планом;

с разрешения (руководителя практики от предприятия/наставника) участвовать в производственных совещаниях, планёрках и других административных мероприятиях.

По завершению практики Вы должны:

принять участие в заключительной групповой консультации;

принять участие в итоговом собрании;

получить характеристику-отзыв (руководителя практики от предприятия/наставника);

заполнить дневник практики (оценка, характеристика, печать в конце дневника);

аттестационный лист с оценками руководителя от ДОУ;

представить отчет по практике руководителю от ОУ.

договор

5.2.  Обязанности руководителя практики от ОУ:

провести организационное собрание студентов перед началом практики;

установить связь с руководителем  практики от организации, согласовать и уточнить с ним индивидуальный план  практики, исходя из особенностей предприятия;

обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и нормативов работы студентов на предприятии;

посетить предприятие, в котором студент проходит практику, встретиться с руководителями базовых предприятий с целью обеспечения качества прохождения практики студентами;

обеспечить контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;

оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;

провести итоговый контроль отчета по практике в форме дифференцированного зачета с оценкой, которая выставляется руководителем практики на основании оценок со стороны куратора практики от предприятия, собеседования со студентом с учетом его личных наблюдений;

вносить предложения по улучшению и совершенствованию проведения  практики перед руководством ОУ.

5.3. Обязанности куратора  практики от  предприятия

Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на руководителя (куратора) практики от ДОУ, в котором студенты проходят практику.

Куратор практики:

знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте;

знакомит практиканта с правилами внутреннего распорядка;

предоставляет максимально возможную информацию,  необходимую для выполнения заданий практики;

в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов;

по окончании практики дает характеристику о работе студента-практиканта;

оказывает помощь в заполнении дневника практики;

оценивает работу практиканта во время практики.

  1. Требования к оформлению отчета

Отчет по производственной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики; материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике.

Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.

Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:

п/п

Расположение материалов в отчете

Примечание

Титульный лист

Шаблон в приложении 1

Внутренняя опись документов, находящихся в отчете

Шаблон в приложении 2

Индивидуальный план прохождения практики

Шаблон в приложении 3

Отзыв о прохождении производственной практике

Шаблон в приложении 4

Отзыв пишется от первого лица

Аттестационный лист по производственной практике

Шаблон в приложении 5

Аттестационный лист по производственной практике является обязательной составной частью дневника по практике. Аттестационный лист заполняется куратором практики от предприятия по окончанию практики. Отсутствие оценок в листе не позволит практиканту получить итоговую оценку по практике и тем самым он не будет допущен до квалификационного экзамена по ПМ.

Дневник по производственной практике с приложениями

Заполняется ежедневно. Оценки за каждый день практики ставит куратор от предприятия.

Требования к оформлению текста отчета

Отчет пишется:

от первого лица;

оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;

поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1;

отступ первой строки – 1 см;

размер шрифта - 14;

межстрочный интервал - 1,15;

расположение номера страниц - сверху по центру;

нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;

верхний колонтитул содержит ФИО, № группы, курс, дата составления отчета.

 

Каждый отчет выполняется индивидуально и сдаётся после окончания практики 2 июля!

Содержание отчета формируется без сшивания!


Приложение 1

ШАБЛОН ВНУТРЕННЕЙ ОПИСИ ДОКУМЕНТОВ

___________________________________________________________________

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«МЕЖДУРЕЧЕНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

050144 «Дошкольное образование»

Студента (ки) гр. _______________

_______________________________

                         (Фамилия, И.О.)

Организация: _________________

Наименование места прохождения практики

Руководитель практики

                         (Фамилия, И.О.)

Оценка__________________

г.п. Междуреченский, 2015


Приложение 2

ШАБЛОН ВНУТРЕННЕЙ ОПИСИ ДОКУМЕНТОВ

___________________________________________________________________

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ

документов, находящихся в отчете

студента(ки)                                                                гр.

п/п

Наименование документа

страницы

Индивидуальный план прохождения практики

1

Отзыв о прохождении практики

5

Аттестационный лист по производственной практике

20

Дневник по практике

Приложения:

Календарно -  тематический план мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие на период практики (летний период)

Анализ календарно-тематического плана группы (заполнить таблицу)

Конспект утренней гимнастики в младшей группе. Самоанализ

Конспект утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ

Конспект проведения гимнастики после сна в младшей группе. Самоанализ

Конспект проведения гимнастики после сна в средней группе. Самоанализ

Конспект проведения гимнастики после сна в старшей группе. Самоанализ

Конспект проведения закаливающих процедур в разных возрастных группах

Конспект проведения подвижной игры в младшей группе

Конспект проведения подвижной игры в средней группе

Конспект проведения подвижной игры в старшей группе

Конспект проведения с элементами спортивной игры в старшей группе

Конспект проведения валеологической беседы в старшей группе

Конспект НОД по физической культуре в младшей группе. Самоанализ

Конспект НОД по физической культуре в средней группе. Самоанализ

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе. Самоанализ

Карты мониторинга в разных возрастных группах

00.00.2015

Примечание: внутренняя опись документов располагается после титульного листа и содержит информацию о перечне материалов отчета, включая приложения.


Приложение 3

ШАБЛОН ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

___________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО

Наставник от предприятия

________________Ф.И.О.

        подпись

_____ _________________2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель практики от ОУ

________________Л.А.Елизарова

          подпись

_____ _________________ 2015 г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

прохождения практики

п/п

Наименование

мероприятий

Дата

Отметка о выполнении

Вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности

Выполнение заданий на рабочем месте:

Разработать календарно – тематический план мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие на период практики (летний период)

Наблюдение НОД в разных возрастных группах.

Создание условий для обеспечения безопасности детей при организации различных видов деятельности

Нормативные акты, регламентирующие  нормы обеспечения безопасности детей при организации различных видов деятельности. Требования и особенности их выполнения для сохранения жизни и здоровья детей.

Организация и проведение НОД по математическому развитию детей. Самоанализ.

Организация и проведение НОД по развитию речи дошкольников. Самоанализ.

Организация и проведение  НОД по ознакомлению с художественной литературой. Самоанализ.

Организация и проведение НОД по экологическому развитию дошкольников.  Самоанализ.

Организация и проведение прогулки. Самоанализ.

Организация и проведение экскурсии. Самоанализ.

Наблюдение НОД по физической культуре. Анализ.

Наблюдение НОД по продуктивным видам деятельности.  Анализ.

Наблюдение НОД трудовой деятельности. Анализ.

Семинар – практикум по просмотренным НОД.

 Выполнить в письменном виде рефлексию собственной деятельности (см. вопросы для рефлексии).

Составление отчёта по итогам профессиональной практики,  подготовить отчётную документацию.

Подготовить мультимедийную презентацию и устное выступление  с анализом результатов практики.

Итоговое (собрание/конференция)

Студент(ка)                                         Фамилия И.О.

(подпись студента)

Примечания:

В план включаются основные мероприятия, которые студент обязан выполнить за время практики с учетом специфики предприятия.

В графе «Дата» по согласованию с руководителем и наставником практики указывается дата, либо количество дней, отводимых на тот или иной вид деятельности. Если планируется вид деятельности, осуществляемый каждый день, то в графе пишется: «ежедневно».

Отметка о выполненных мероприятиях должна совпадать с записями в дневнике.

План подписывается студентом.


Приложение 4

ШАБЛОН ОТЗЫВА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

___________________________________________________________________

ОТЗЫВ О ПРОХОЖДЕНИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Я, Фамилия Имя, студент группы указать номер проходил практику указать название организации.

Завершившая практика совпала/не совпала с моими  ожиданиями в том, что_______________________________________________________________

Своим главным достижением во время прохождения практики я считаю____________________________________________________________

Самым важным для формирования опыта практической деятельности  было ________________________________________________________________

Прохождение производственной практики повлияло/не повлияло на возможный выбор места работы в будущем, так как______________________________________________________________

При выполнении отчёта по производственной практике я хотел/не хотел  получить возможность проходить преддипломную практику на данном предприятии, так как_____________________________________________

Студент(ка)                   ______________                    ______________________

         подпись                                                           И.О. Фамилия


АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

___________________________________________________________________

Ф.И.О.

обучающейся на III курсе (группа  ЗДО12-1) по специальности «Дошкольное образование».

успешно прошел (а) производственную практику по профессиональному модулю

ПМ . 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

в объеме  144  час. С « 05 » ноября по « 03 » декабря  2015г.,

в организации  (наименование  и юридический адрес)   _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название ПК

Основные показатели оценки результата (ПК)

Оценка

выполнения каждого вида работ

ПК. 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

- обоснованность выбора целей и задач обучения  требованиям современным тенденциям в сфере дошкольного образования;

-соответствие плана занятий требованиям методики проведения занятий с детьми дошкольного возраста.

ПК. 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

- соответствие методики выбранной форме обучения;

- соответствие педагогических разработок (конспектов традиционных и инновационных занятий и мероприятий) установленным требованиям.

ПК. 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

-соответствие выбора диагностических методик  современным требованиям;

- анализ результатов обучения дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

ПК. 3.4. Анализировать занятия.

- полнота анализа (самоанализа), обоснованность выводов;

-адекватность самооценки педагогической деятельности;

-ясность и аргументированность изложения собственного мнения;

-соблюдение этических норм при анализе занятий.

ПК. 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

-соответствие содержания и оформления учебно-методической документации установленным требованиям.

Интегральная оценка:

Руководитель практики ___________________    _________________________

                                                  подпись                                         И.О. Фамилия

М.П.

03.12.2015 г.


Приложение 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по адаптации в условиях нового педагогического коллектива

Уважаемые будущие коллеги!

Важное, значение для успешного прохождения практики имеет сложившийся стиль общения в педагогическом коллективе, с которым вам предстоит сотрудничать. Микроклимат в коллективе серьезно влияет на процесс работы, а сами взаимоотношения не всегда зависят от профессиональных умений, ответственности человека, его эрудиции и даже от его разумной требовательности и объективности.

Иногда хорошо подготовленный и ответственный студент-практикант не находит своего места в педагогическом коллективе (теряется при первых неудачах, не в меру требователен, раздражителен при неприятии его точки зрения и т.п.). Наблюдаются случаи, когда искреннее желание молодого специалиста хорошо работать не находит, как это ни парадоксально, поддержки со стороны администрации дошкольного учреждения. Профессиональное умение и эрудицию пытаются не замечать, а иногда и игнорировать. Разумную требовательность и объективность пытаются расценить как стремление выделиться.

Все зависит от уровня развития педагогического коллектива, от сложившегося в нем стиля деловых взаимоотношений и, конечно, от умения руководителя поддерживать здоровый микроклимат.

Предлагаем вам несколько простых правил, которые помогут быстро адаптироваться в условиях нового педагогического коллектива:

При решении любых задач, проблемных ситуаций руководствуйтесь только интересами дела и самого ребенка.

Проявляйте наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении. Прислушивайтесь к мнению своих коллег.

Умейте отстаивать свою точку зрения - аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта.

Руководствуйтесь знанием психологических особенностей ребенка и педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проявляйте трудолюбие и ответственность, они помогут вам утвердиться в коллективе.

Проявляйте такие качества, как чуткость и доброжелательность, уравновешенность в поведении.

Помните: воспитатель – эталон для детей, поэтому следует обратить внимание на внешний вид, удобство своей одежды, настроение.

Проявляйте уважение к детям, родителям и коллегам по работе, и вам ответят тем же.


Приложение 7

Методические рекомендации «Как подготовиться к  занятию»

I. Определение темы и ведущих понятий

1.Четко определить и сформулировать тему.

2.Определить место темы в учебном плане

3.Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие

4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях

II. Определение целей и задач

 Определить целевую установку занятия – для себя и детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только то, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

Узнавание нового материала

Воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений и навыков детей) в знакомой и не знакомой ситуации

Творческий подход к заданию

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»

Подводящее детей к воспроизведению материала

Способствующие осмыслению материала

Способствующие закреплению материала

  IV. Продумывание «изюминки» занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, приём, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, с какой последовательностью будет организовано работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

Что контролировать,

Как контролировать,

Как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к из работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

Рекомендации студентам

НОД по математике

1. Особенности полного развернутого конспекта занятий по математике:

Отражается деятельность педагога, направленная на математическое развитие детей.

Пишется конспект от первого лица (педагога).

В конспекте превалирует прямая речь.

В скобках обычно проставляется:

а) предполагаемые ответы детей (там, где это необходимо, особенно в том случае, когда следующий вопрос или задание вытекает из ответа ребенка) и их действия;

б) действия педагога;

в) пояснения для читающего конспект.

5. Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи, состоит из коротких фраз.

2. Образец  оформления конспекта

Тема: « Про котенка, который умел считать»

Тип НОД:

Вид НОД:

Интеграция образовательных областей:

Программные задачи.

1.        Образовательная

2.        Развивающая

Речевая.

Воспитательная.

Демонстрационный материал: Фланелеграф, плоскостные фигуры животных (котенка, поросенка, петушка, утенка, черепахи), изображение корабля, …..

Раздаточный материал: цифры от «1» до «5», белый лист формата А4,

Подготовка к занятию:

Предварительная работа:

Организационный момент.

До начала занятия собираю детей около себя и настраиваю на предстоящую деятельность:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши руки нам не мешают.

Наши ноги нам не мешают, А помогают.

Ход занятия.

Вводная часть

Основная часть

Заключительная.

2. НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

Тема 1. Беседа.

Цель:

-  выявить уровень знаний и речевых умений детей, с учетом которого проводится работа по формированию связной речи;

-  определить содержание и задачи по формированию связной речи, решаемые на данном уровне;

- вычленить методы и приемы, которыми пользовался воспитатель в процессе занятия;

- выявить речевую активность детей на занятии, наличие словарных и грамматических ошибок;

2. Тематика бесед на выбор:

- о явления общественной жизни, быте;

- труд взрослых и детей;

- использование техники в разных видах труда;

- морально-этические;

Оформление конспекта занятия.

1. На первом листе, в верхней части, пишется название учебного заведения.

2. В средней части листа пишется название предмета, по которому составлен конспект, возрастная группа, дошкольное учреждение, тема занятия, называется группа в которой учится студент, курс, кто проводит (фамилия, имя, отчество полностью)

3. В нижней части пишется год написания конспекта.

4. В начале конспекта формулируются программные задачи (образовательная, речевая, воспитательная), в речевой задачи планировать не только работу по формированию связной речи, но и словарную работу; предварительная работа с детьми, если она необходима, дидактический материал: демонстрационный, раздаточный в зависимости от вида занятия.

5. Подробно описывается ход занятия согласно структуре выбранного вида занятия.

Вводная часть – активизация внимания детей, установка связи с прошлым опытом, сообщение цели занятия, создание соответствующих мотивов предстоящей деятельности с учетом возраста детей.

Основная часть – решение главных задач занятия, для этого используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности, пишутся предполагаемые ответы детей, физминутка.

Заключительная часть – закрепление и обобщение знаний полученных на занятии, итог и оценка детской деятельности.

6. Конспект пишут на стандартных листах писчей бумаги (на одной стороне листа), оставляя поля, где отмечается использование наглядных пособий, дается дозировка этапа занятия во времени и другие пометки.

3. Утренняя гимнастика.

Младшая группа – 6 минут;

Средняя группа – 8 минут;

Старшая группа – 10 минут;

Подготовительная к школе группа – 12 минут.

Воспитатель использует предварительный показ в сочетании с объяснением. Порядок действий воспитателя:

назвать упражнение;

показать, сопровождая объяснением;

подготовить детей к выполнению – принять исходное положение;

обеспечить одновременно начало по команде «Упражнение начи-най!»;

воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2-3 повторений дети продолжают самостоятельно. Воспитатель контролирует качество выполнения упражнения детьми, исправляет ошибки;

дошкольники должны одновременно закончить упражнение, для чего необходимо сделать акцент на счете «два» при последнем повторении упражнения.

4. Физкультурное занятие (НОД)

Схема построения занятия

Занятие состоит из трех частей.

1 часть: вводная длится от 2-5 минут.

Практический материал – эта часть состоит из разновидностей ходьбы, бега, прыжков, подскоков, дыхательных упражнений. В этой части должны быть элементы построения  и перестроения: парами, тройками. Может быть игра на внимание: «Найди свое место», «Найди свою пару»…

Время бега:  младшая группа – 20 секунд;

                      средняя группа – 30 секунд, (чередуется с ходьбой)

                      старшая группа – 40 секунд, )чередуется с ходьбой)

                      подготовительная к школе группа – 60 секунд, ( чередуется с ходьбой).

После бега всегда быстрая ходьба с постепенным замедлением переходом на спокойную ходьбу. В старших группах начинать вводную часть с команды. Ведущего менять почти на каждом занятии.                    

2 часть: основная длится от 10 -20 минут.

Практический материал. Эта часть состоит из

общеразвивающих упражнений,

основных движений

 подвижной игры.

ОРУ ( комплекс с предметами и без предметов).

На занятии  в течение 1-2 недель разучивается новый комплекс упражнений. Затем он используется в утренней гимнастике.

Основные движения.

Основные движения состоят из 2-4 упражнений. В этой части должно быть 1/3 часть нового материала. Способы проведения основных движений: поточный, групповой, фронтальный, метод круговой тренировки.

Способы проведений основных движений на  физкультурных занятиях

Поточный – основные движения выполняются потоком, друг за другом. Когда один ребенок еще не закончил выполнение, а другой уже приступает к нему. Чаще используется на повторном материале.

Фронтальный – это способ, при котором движение выполняется одновременно всей группой детей. Плотность занятия высокая, контроль за качеством выполнения движения сложен.

Групповой способ – при котором группа детей делится на 2-3 самостоятельных подгруппы. Одна подгруппа под наблюдением инструктора по физкультуре разучивает новое движение, а две другие подгруппы по заданию самостоятельно повторяют знакомые движения. Затем подгруппы по сигналу меняются местами, таким образом, чтобы каждый ребенок   поупражнялся на каждом снаряде несколько раз. Этот способ требует большой самостоятельности от детей и  поэтому применяется в старшей и подготовительной к школе группах. Инструктор должен стоять так, чтобы дети были перед его глазами,  возле сложного по страховке упражнения.  

Метод круговой тренировки.

Подвижная игра  Подвижная игра – кульминационный момент занятия, поэтому её даём , чтобы увеличить  нагрузку, но лучше, если в игре те движения, которые в занятии не брали.

Этапы проведения игры:  сбор детей на игру, объяснение содержания  игры, распределение ролей в игре, руководство ходом игры, итог игры.

3 часть: заключительная.

Практический материал: спокойная ходьба, ходьба с заданиями, упражнениями, игры средней и малой подвижности, хороводные игры.

Между частями НОД осуществляются строевые упражнения.

Форма составления конспекта физкультурного занятия НОД

(14 шрифт, Times New Roman)

1. Титульный лист

(2лист) Конспект НОД по физической культуре для детей старшей группы

Вид занятия:

Задачи образовательной области «Физическое развитие» :

Образовательные –

Развивающие –

Оздоровительные –

Воспитательные –

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения:

Инвентарь и оборудование:

Подготовка к занятию:

Ход

Части занятия

Программное содержание

Дозировка Темп

Организационно-методические указания

Вводная

Основная

Заключительная


Приложение 8

Организация работы по методике физического воспитания дошкольников

Просмотр НОД по физическому воспитанию и просмотр утренней гимнастики.  

Методические рекомендации для студентов:

При анализе НОД следует придерживаться следующего плана:

Подготовка воспитателя к НОД, наличие плана-конспекта, разработка методических указаний, наличие графического изображения, перемещение воспитателя в процессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспитателя и детей.

Организация НОД. Своевременное начало, конец НОД, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.

Проведение НОД. Соответствие приемов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, решение задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных задач, приемы воспитания психических процессов (память, мышление, воображение, внимание) и положительных эмоций.

Поведение и самочувствие детей, дисциплинированность, взаимоотношения, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

Удачно ли подобраны основные движения и комплекс упражнений для детей данной группы. Соответствует ли это рекомендациям «Программы». Материал, используемый воспитателем и работе (его доступность, гигиенические требования размеры). Как воспитатель организовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей.

Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания. Какие упражнения проводила более успешно, какие нет? Как провела анализ НОД.


Приложение 9

Схема анализа НОД по физическому воспитанию

1. Анализ программного содержания:

соответствие задач занятия программе возрастной группе;

соответствие задач уровню развития детей;

объем программного содержания;

конкретность формулировок.

2. Анализ деятельности воспитателя:

соответствие приемов решения задач программному содержанию;

соответствие приемов возрасту детей;

использование приемов, активизирующих познавательную деятельность детей;

разнообразие видов деятельности детей;

дифференцированный подход в выполнении заданий;

контроль за деятельностью детей.

3. Анализ деятельности детей:

особенности поведения на занятии (активность, внимание, интерес, самочувствие, настроение);

освоение детьми программного содержания по задачам;

учебные навыки  детей;

навыки самостоятельной деятельности.

4. Анализ условия проведения занятий:

санитарно-гигиенические;

материально-технические;

процессуально-педагогические (анализ и оценка деятельности детей, стиль общения с детьми).


Приложение 10

Схема анализа утренней гимнастики

Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня.

Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе. Сколько взято упражнений. Количество их повторений.

В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражнения?

В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражнения детям.

Каково качество выполнения детьми упражнений. Замечал ли воспитатель на неправильность выполнения упражнений и как он реагировал на это?

Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений.

Предусмотрено ли пользование пособиями, какими? Сколько времени занята раздача пособий?

Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики. Как закончилась гимнастика. Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражнения делала. Концовка гимнастики.


Приложение 11

Организация режимных моментов в ДОУ.

Наблюдение и анализ организации и  проведения режимных моментов

Методические рекомендации для студентов:

Перед проведением данного задания познакомить студентов с вопросами для наблюдения, обратить внимание на использование в своей работе различных методов, методических приемов, организацию детского коллектива. Практика проводится в два этапа:

анализ организации режимных процессов в первой половине дня;

анализ организации режимных процессов во второй половине дня.

Вопросы для анализа:

Соблюдение режима дня и организация работы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей.

Знание воспитателем режима дня своей возрастной группы.

Прием детей:

Где проводится прием — в помещении, на участке? Как лучше?

Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?

Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?

Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какие-либо деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?

Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?

Как организует переход к умыванию?

Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

Умывание:

Подготовка к проведению умывания: лежит ли на месте мыло, чистые полотенца.

Как воспитатель организует умывание детей? Сколько детей идет сразу в умывальную комнату? Чем заняты другие дети? Что делают после умывания?

Руководство воспитателя этим процессом. Приемы используемые воспитателем.

Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно?

Проводилась ли в процессе умывания словарная работа?

Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

Обед, завтрак, полдник, ужин:

Смотрел  ли воспитатель за осанкой детей? Начало в соответствии с режимом.

Какую работу провели дежурные по столовой, справились ли они со своими обязанностями?

Стояла ли еда или дети ожидали ее подачу, были ли задержки в подаче еды?

Учитывается ли требования сервировки стола в зависимости от возраста.

Эстетика стола.

Обстановка в группе во время приема пищи

Какие навыки культуры поведения за столом сформированы у детей?

Общение с детьми во время приема пищи. Умение преподнести блюдо

Сколько длится завтрак, обед, полдник, ужин?

НОД:

Продолжительность, соответствие режиму, сетке занятий и гигиеническим требованиям.

Организация перерыва. Успевают ли дети отдохнуть (да, нет, почему?).

Сбор на прогулку:

Создание условий для одевания.

Приемы, используемые при одевании.

Навыки детей в одевании.

Воспитано ли чувство взаимопомощи у детей, бережное отношение к одежде?

Роль младшего воспитания при подготовке  к прогулке

Прогулка:

Какое время отведено, соответствует ли программе?

Осуществление контроля внешнего вида детей.

Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит прогулка. Все ли части прогулки проводились. (Наблюдение, упражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).

Организация  наблюдения за природой и состоянием погоды.

Организация подвижных игр.

Организация труда.

Индивидуальная работа с детьми. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Результаты проведения работы.

Игровая деятельность на прогулке.

Конец прогулки. Как организован сбор игрового материала? Чем закончила воспитатель прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.

Организация сна:

Как организован переход от работы ко сну?

Как дети учатся аккуратно складывать вещи?

Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Индивидуальный подход  к детям.

Уровень навыков раздевания и соответствие  их требованиям программы

Организация подъема детей:

Как организован процесс просыпания детей?

Как организован подъем, одевание, умывание детей?

Умеет ли воспитатель осуществлять постепенный подъем детей с учетом их индивидуальных особенностей?

Как организованы и проведены закаливающие процедуры?

Уровень навыков одевания и соответствие  их требованиям программы.

Приложение 12

Анализ календарных планов

Методические рекомендации для студентов:

Совместно с руководителем практики от ДОУ проанализировать разные виды планов и ответить на вопросы:

Какие виды планов есть в данной возрастной группе?

Как осуществляется реализация задач годового плана в перспективном и календарном планах?

Есть ли перспективный план в группе? Что планируется в нем?

Соответствуют ли формы и методы работы, отраженные в календарном плане задачам перспективного плана (приведите примеры реализации данных задач)?

 Как осуществляется планирование работы воспитателей

Составление проекта календарно – тематического плана

на месяц (июнь).

Методические рекомендации для студентов:

Составить перспективный план на месяц. В перспективном плане запланируйте задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков; задачи по воспитанию культуры поведения; цели и темы занятий. Продумайте методы и приемы для решения целей и задач поставленных вами.

Рекомендации к составлению плана работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в 1-ю половину дня

Прием детей

При планировании работы в дневнике по практике указать, где будет осуществляться прием детей: в группе или на участке. Раскрыть содержание воспитательно-образовательной работы.

Во время утреннего приема создать хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей).

Обратить внимание на внешний вид детей, на то, что пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать.

Проследите, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение (указать какое).

Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Игровая деятельность. Трудовая деятельность.

Индивидуальная работа с отдельными детьми

В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет Вами проводиться, с указанием названия и цели деятельности.

Определяя индивидуальную работу с детьми, необходимо указать тему и цель. Например: с группой детей (указать каких) рассмотреть их одежду. Уточнить знания детей названия одежды, материал, цвет, отдельные детали. Спросить, кто сшил им костюм, платье.

Организовать с детьми беседу об их семье.

Поговорить с детьми (воспитатель должен указать тему и цель разговора). Примерная тематика: знают ли дети свой домашний адрес? Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они дружат? С кем бы хотел дружить? Почему? О растениях, о животных, о временах года, об общественных событиях (праздниках).

Организовать игру с разборными игрушками «Собери матрешек», «Собери пирамидки».

Цель: учить детей различать предметы по величине, цвету.

Поиграть с детьми в игру средней подвижности, поупражнять детей в ловкости, меткости, развивать у детей координацию движений.

Группе детей показать несколько игрушек, из бумаги (назвать). Цель: воспитание у детей умения делать несложные игрушки.

Проведение утренней гимнастики (гимнастику проводит воспитатель). Если гимнастику будет проводить практикант, то он предварительно обговаривает все с воспитателем, а в плане записывает комплекс утренней гимнастики.

Организация умывания проводиться постепенно, небольшими группами. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить детям (напомнить, уточнить с детьми) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2-3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.

В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина…), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, каждый практикант должен руководствоваться программой воспитания своей группы и учитывать особенности развития детей данной группы. Заранее следует обговорить с воспитателем и правильно определить в плане те или иные методические приемы: объяснение и показ отдельных действий умывания, напоминания, указания, оценка действий детей, практическая помощь, использование потешек, стихотворений (коротких), загадывание загадок, контроль над действием детей (внести куклу, мишку, другие игрушки).

Завтрак

В плане можно отразить следующую работу: обратить внимание как накрыть столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню) уточнить название блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положительное настроение.

В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать.

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды (см. программу и согласуйте их с воспитателем).

Подготовка к прогулке

В плане работы необходимо наметить содержание и методику работы с детьми по воспитанию у них навыков правильного и самостоятельного одевания и культуры поведения (взаимоотношения). (См. программу в детском саду по возрастным группам).

Дать детям установку на предстоящую деятельность.

Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок сел рядом около своего шкафчика (на банкетку или стул). Следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания.

Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика и надеть (рейтузы, колготы, затем свитер, кофту, платок, шапку), в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф. Убрать свою обувь в шкаф. Воспитывать у детей культуру общения. Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

По мере того, как большинство детей оденутся, вывести их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.

Примечание: в план работы воспитателя можно включить и образовательные задачи. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначение, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать назад-вперед, левый-правый сапог, ботинок).

Прогулка

В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятельности, которую вы организуете. Эту деятельность необходимо согласовать с воспитателем. В плане записываете не только название деятельности, но и педагогическую задачу, которую вы будете решать в процессе руководства той или иной деятельностью. Необходимо серьезно продумать методику руководства деятельности детей. В плане надо указать, какие виды игрушек, какой инвентарь будет вынесен для организации намеченных игр детей, трудовой деятельности. Необходимо указать в плане последовательность содержания видов деятельности, но при этом помнить, что последовательность на прогулке зависит от предыдущей деятельности (т.е. от занятий), от состояния погоды, от интереса детей, от индивидуальных особенностей детей.

Организация прогулки. Организовать интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке (см. рекомендации перечня видов деятельности на прогулке). Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с наличием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что дети хотели бы поиграть, напомнить детям о правилах игры.

В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегрелись.

Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборке участка (указать содержание труда), т.е. что дети будут делать и педагогическую задачу. Группе детей дать трудовое поручение.

Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут наблюдать).

Необходимо помнить, что за 30 мин. до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдение, словесные игры, беседы с детьми.

Перед уходом с прогулки, проконтролировать, чтобы все игрушки дети убрали на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность. Напомнить детям, что при входе в помещение детского сада, надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате буду следить за тем, чтобы дети разделись быстро, самостоятельно, аккуратно убрали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся, проверю, как дети выполнили указание воспитателя, дать оценку детям, при необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафу.

Подготовка к обеду

Работу во время данного режимного момента в плане можно не отражать, т.к. она проводится так же, как и работа во время подготовки к завтраку и во время завтрака (это надо согласовать с воспитателем и методистом).

Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед, не допускать, чтобы дети засиживались за столом. Проследить (напомнить детям), чтобы они прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.

Подготовка к дневному сну

В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины, дисциплинированности. Создать спокойную обстановку в спальне. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя при этом приемы одобрения, похвалы, замечания. Помочь детям удобно лечь в кровать, руку положить поверх одеяла. Детям предложить проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным.


Приложение 13

Рекомендации по планированию

ДНИ НЕДЕЛИ

В УТРЕННИЕ ЧАСЫ

ПРОВОДИТСЯ

ПРОГУЛКА

В ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ ПРОВОДИТСЯ

• В утренние часы проводится утренняя гимнастика (через 10 дней комплекс меняется).

• Планируется игровая деятельность детей под руководством воспитателя (воспитатель создает условия для организации знакомых игр, новые игры не даются)

• Планируется трудовая деятельность (поручения, дежурства).

• Индивидуальная работа с детьми.

• Воспитание КГН, культуры поведения.

• Воспитатель организует наблюдение с детьми.

• Организуется групповая деятельность детей через поручения,     коллектив трудится на огороде, участке, цветнике.

• Планируется игровая деятельность.

• Индивидуальная работа по развитию речи, индивидуальной математике.

• Подвижная игра по основным видам движений (спортивные   игры,  упражнения).

• Воспитание взаимоотношений (беседа).

• В вечерние часы планируется прогулка. Планируется игровая  деятельность, где воспитатель побуждает детей к организации совместной игры и индивидуальной игры.

• Раз в неделю планируется коллективный труд.

• Раз в десять дней планируется вечер досуга.

• Индивидуальная работа с детьми.

• Подготовка к определенным занятиям (математика, ИЗО).

• Работа с родителями.

• Самостоятельная театрализованная деятельность.

Понедельник

• Игры с предметами (дидактическими игрушками, разборными игрушками, кубиками, мозаикой, разрезными картинками)

• Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми.

• Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности.

• Дежурства, поручения.

• Наблюдения за сезонными явлениями (отмечать характер особенностей времен года), чтение

стихотворений, загадок о природных явлениях.

• Трудовые поручения.

• Подвижная игра (лазанье).

• Игры с сюжетными игрушками.

• Строительные игры (групповые, коллективные,  совместные  постройки воспитателей и детей).

• Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности.

• Музыка в быту (знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкально-дидактические игры).

• Привлечь детей к подготовке занятий по изодеятельности.

Вторник

• Строительные игры (по иллюстрации, по схеме, по условиям, на тему, предложенную воспитателем).

• Наблюдения за трудом детей,   индивидуальные поручения.

• Работа с детьми по звуковой культуре речи, игры на звуковое подражание, развитие дыхания, слуха, чтение чистоговорок.

• Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности.

• Прогулка по улице (наблюдения за транспортом, пешеходами).

• Подвижные игры (бросания, ловля).

• Индивидуальная работа по математике (ориентировка, форма,   количество).

• Трудовые поручения.

• Игры с предметами (дидактическими игрушками, кубиками, мозаикой, шашками, разрезными картинками).

• Индивидуальная работа по математике (количество, величина,  форма, ориентировка).

• Настольно-печатные игры.

• Индивидуальная работа с родителями.

Среда

• Настольно-печатные игры.

• Работа с детьми в уголке природы (наблюдение за животными, растениями, зарисовки календаря природы).

• Дидактические игры на развитие словаря

• Индивидуальная работа по формированию КГН.

• Дежурства.

• Наблюдения за животным миром.

• Наблюдения за растительным миром.

• Труд на огороде, цветнике, участке.

• Игры с природным материалом (снег, песок, вода)

• Подвижные игры (прыжки).

• Самостоятельные игры свободного содержания

• Сюжетно-ролевые игры (игры с сюжетными игрушками).

• Индивидуальная работа по обучению детей рассказыванию (по картинке, игрушке, рассказ из личного опыта).

• Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с природой.

• Ручной труд (с ткань, бумагой).

• Индивидуальная работа по математике.

Четверг

• Сюжетно-ролевые игры (игры с сюжетными игрушками).

• Работа с детьми по звуковой культуре речи (дидактические игры на закрепление звука в словах).

• Индивидуальная работа с детьми по математике.

• Отметить с детьми погоду (учить детей подмечать характер    особенностей дня, зависимость одежды людей от погоды).

• Словарная работа (игра «Подбери слово»).

• Подвижная игра (метание).

• Игры, хороводы.

• Работа в уголке книги (рассматривание книги, беседа по содержанию, беседа по книге, о писателях, художественных иллюстраторах, починка книги в присутствии детей).

• Рассматривание тематических папок и беседы по их содержанию.

• Вечера досуга.

• Игры драматизации.

Пятница

• Индивидуальная работа с детьми по формированию грамматического строя речи.

• Наблюдение за играми детей (содержанием, тематикой, взаимоотношением детей).

• Игры драматизации.

• Воспитание КГН.

• Дежурства.

• Наблюдения за изменениями на участке (прогулка в лес, парк).

• Дидактические игры природоведческого содержания.

• Подвижные игры.

• Труд на природе.

• Индивидуальная работа по обогащению словаря.

• Коллективный труд.

• Игры на развитие словаря.

• Индивидуальная работа по звуковой культуре речи (чтение стихов, скороговорок, пересказ художественных произведений).

• Работа с родителями.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»

  Методические рекомендациипо прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обученияПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» 44.02.01 «Дошкольное образование»

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» 44. 02....

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.01 «Дошкольное образование»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...