МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»
методическая разработка

    Методические рекомендациипо прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обученияПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»050144 «Дошкольное образование»

 

    Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами,  а также  содержат требования по подготовке отчета о практике.

Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм обучения. 

 

    Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015 г.)

 

    Составитель: Л.А.Елизарова

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образование и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение профессионального образования

«Междуреченский агропромышленный колледж»

Составитель:

Л.А.Елизарова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»

050144 «Дошкольное образование»

пгт. Междуреченский, 2015


Рецензент:

Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015 г.)

Л.А.Елизарова

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» 050144 «Дошкольное образование»

Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами,  а также  содержат требования по подготовке отчета о практике.

Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм обучения.

© Бюджетное учреждение  профессионального образования

«Междуреченский агропромышленный колледж»,  2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        Цели и задачи практики        6

2.        Формирование профессиональных компетенций (ПК)        7

3.        Формирование общих компетенций (ок)        7

4.        Содержание практики        8

5.        Организация и руководство практикой        11

6.        Требования к оформлению отчета        14


Уважаемый студент!

Производственная практика является составной частью профессионального модуля ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» по специальности СПО 050144  «Дошкольное образование».

Требования к содержанию практики регламентированы:

федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование»;

учебными планами специальности СПО 050144 «Дошкольное образование»;

рабочей программой ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»;

потребностями ДОУ района;

настоящими методическими указаниями.

По профессиональному модулю ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» учебным планом  предусмотрена учебная и производственная практики.

Учебная практика направлена на приобретение Вами  первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.

Учебная практика организуется и проводится в ОУ. Оценка по учебной практике выставляется по факту выполнения заданий под руководством преподавателя/мастера. Отчет по учебной практике не оформляется.

Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у Вас общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности Организация различных видов деятельности и общения детей. В рамках производственной  практики Вы получаете возможность  организовывать различные виды деятельности и общения детей.

Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.

Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь Вам подготовиться к эффективной деятельности в качестве Воспитателя детей дошкольного возраста. Выполнение заданий практики поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям в сфере дошкольного образования.


Обращаем Ваше внимание:

прохождение производственной  практики является обязательным условием обучения;

студенты, не прошедшую практику без уважительной причины, к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю не допускаются и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

студенты, не прошедшие производственную практику без уважительной причины, отчисляются из ОУ за академическую задолженность.

студенты, успешно прошедшие практику получают «дифференцированный зачёт» и допускаются к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю.

Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, а также конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения производственной практики,  а также  содержат требования к подготовке отчета по практике и образцы оформления его различных разделов. Обращаем Ваше внимание, что внимательное изучение рекомендаций и консультирование у Вашего руководителя практики от ОУ поможет Вам без проблем получить оценку по практике.

Консультации по практике проводятся Вашим руководителем по графику, установленному на организационном собрании группы. Посещение этих консультаций позволит Вам наилучшим образом подготовить отчет.

Желаем Вам успехов!


ПРАКТИКА ПО ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

  1. Цели и задачи практики

Цель практики:

Учить наблюдать, анализировать и организовывать различные виды деятельности и общение детей.

Задачи практики:

учить планировать различные виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) и общение детей;

учить организовывать и проводить творческие игры и игры с правилами;

учить организовывать различные виды трудовой деятельности дошкольников;

учить организовывать общение дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности;

учить организовывать различные виды продуктивной деятельности детей;

учить организовывать и проводить развлечения, формировать желание участвовать в подготовке и проведении праздников в ДОУ.

учить анализировать процесс и результат организации различных видов деятельности детей;

учить анализировать взаимодействие при общении детей со сверстниками.

Требования к умениям студентов:

определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;

определять педагогические условия организации общения детей;

играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность, руководить ею, используя прямые и косвенные приемы;

организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста детей; общаться с детьми, помогать детям, испытывающим затруднения в общении; руководить продуктивными видами деятельности детей;

рисовать, лепить, конструировать; организовывать детский досуг.

Требования к практическому опыту:

планировать различные виды деятельности и общение детей;

организовывать и проводить игровую деятельность детей;

организовывать различные виды трудовой деятельности дошкольников; организовывать общение детей в повседневной жизни и различных видах деятельности; организовывать различные виды продуктивной деятельности дошкольников; организовывать и проводить развлечения и музыкальные досуги.


  1. Формирование профессиональных компетенций (ПК)

Реализация поставленных задач предполагает формирование у студентов профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2. 2.

Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2. 3.

Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2. 4.

Организовывать общение детей.

ПК 2. 5.

Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6.

Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7.

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

Результат обучения должен быть отражён в отчётной документации.

  1. Формирование общих компетенций (ок)

Название ОК

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 9.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


  1. Содержание практики

Виды деятельности на практике (с методическими рекомендациями):

1. Руководство непосредственно организованной деятельностью (НОД) детей младшего дошкольного возраста в области изобразительной деятельности (РИСОВАНИЕ) (Приложение 10).

Схема написания конспекта проведения НОД:

А. Тема

Б. Программное содержание

С. Оборудование

Д. Ход НОД (полный, развернутый конспект НОД).

2.Руководство непосредственно организованной деятельностью (НОД) детей старшего дошкольного возраста в области изобразительной деятельности (РИСОВАНИЕ) (Приложение 10).

Схема написания конспекта проведения НОД:

А. Тема

Б. Программное содержание

С. Оборудование

Д. Ход НОД (полный, развернутый конспект НОД).

3.Руководство непосредственно организованной  деятельностью (НОД) детей младшего возраста в области изобразительной деятельности (ЛЕПКА).

Схема написания конспекта проведения НОД:

А. Тема

Б. Программное содержание

С. Оборудование

Д. Ход НОД (полный, развернутый конспект НОД).

4.Руководство непосредственно  организованной деятельностью  (НОД) детей младшего возраста в области изобразительной деятельности (КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала). Схема написания конспекта проведения НОД:

А. Тема

Б. Программное содержание

С. Оборудование

Д. Ход НОД (полный, развернутый конспект НОД).

5.Руководствонепосредственно организованной деятельностью (НОД) детей старшего возраста в области изобразительной деятельности (АППЛИКАЦИЯ) (Приложение 10).

Схема написания конспекта проведения НОД:

А. Тема

Б. Программное содержание

С. Оборудование

Д. Ход НОД (полный, развернутый конспект НОД).

6. Организация и проведение игры на развитие коммуникативных навыков детей

Я - Я (мимика, пантомимика)

Я - и мой язык (словесные игры, чистоговорки, скороговорки)

Я - и мои чувства (переживание, сочувствие)

Я - и другие (игры в командах, группах).

7. Проведение анкетирования   воспитателей,   родителей.

Цель: выявить характер нарушения коммуникативных умений дошкольника (Конспект лекций).

8. Проведение наблюдения и анализа стиля общения ребёнок-ребёнок

Цель: выявить особенности взаимодействия ребёнка в системе ребёнок – ребёнок (Приложение 12).

9.Организация и проведение музыкально-дидактической игры (познакомить со звучанием нового инструмента) (Приложение 11).

Составление конспекта игры по алгоритму:

Название игры;

Дидактическая задача;

Материалы;

Игровые действия;

Игровые правила.

10. Организация и проведение дидактической игры (настольно-печатной) (Приложение 7).

Составление конспекта игры по алгоритму:

Название игры;

Дидактическая задача;

Материалы;

Игровые правила;

Игровые действия.

11.Организация и проведение СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (Приложение 7).

Составление конспекта игры по алгоритму:

Название игры;

Задачи (воспитательные, образовательные, развивающие);

Материалы, пособия, оборудование;

Ход игры:

сбор детей на игру - мотивация;

распределение ролей и атрибутов;

сюжет игры;

игровые действия;

содержание игры.

12.Организация и проведение игры-драматизации

Составление конспекта по алгоритму:

Название игры;

Задачи;

Материалы и оборудование;

Ход игры:

организация детей на игру - мотивация;

беседа по содержанию произведения (сказки);

распределение ролей и атрибутов;

сюжет игры.

13. Организация и проведение музыкально-ритмической игры с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 11).

Составление конспекта по алгоритму:

Название игры;

Задачи;

Материалы и оборудование;

Ход игры:

организация детей на игру - мотивация;

14. Организация наблюдения и проведение хозяйственно-бытового труда (Приложение 9)

Составление конспекта по алгоритму:

Цель;

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные);

Мотивация;

Планирование детьми деятельности и трудовых действий;

Показ новых трудовых действий;

Результат труда.

15. Руководство непосредственно организованной деятельностью (НОД) детей старшего возраста в области трудовой деятельности (РУЧНОЙ ТРУД) (Приложение 9)

Составление конспекта по алгоритму:

Цель;

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные);

Мотивация;

Планирование детьми деятельности и трудовых действий;

Показ новых трудовых действий;

Результат труда.

16. Организация и проведение труда в уголке природы (Приложение 9)

Составление конспекта по алгоритму:

Цель;

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные);

Мотивация;

Планирование детьми деятельности и трудовых действий;

Показ новых трудовых действий;

Результат труда.

17. Организация и проведение МУЗЫКАЛЬНОГО ДОСУГА. (Приложение 11)

Составление конспекта по алгоритму:

Название досуга;

Задачи;

Материалы и оборудование;

Ход досуга.

18. Проведение диагностики по игровой деятельности (Приложение 8)

Критерии оценки деятельности студентов для руководителя практики от ДОУ:

Критерии оценки организации игровой деятельности (Приложение 13)

Критерии оценки организации трудовой деятельности (Приложение 14)

Критерии оценки организации и проведения НОД по изобразительной деятельности (Приложение 15)

Критерии оценки организации и проведения НОД по музыкальной деятельности (Приложение 16)

Составление отчета по практике:

что нового вы познали на этой практике;

испытывали ли Вы затруднения на практике, и какие;

чем можете объяснить возникшие трудности;

как Вы решали возникшие проблемы;

какую помощь Вам оказали педагоги ДОУ и колледжа;

 отличия в организации и проведения практики в разных возрастных группах.

Руководителю практики предоставить папку с отчетом, состоящим из следующих документов:

Дневник с подробными конспектами;

Листы оценивания с практики;

Отчет по практике.

  1. Организация и руководство практикой

Общее руководство практикой осуществляет заведующий отделением (начальник учебно-производственного комплекса/зам. директора по УПР или иное должностное лицо). Ответственный за организацию практики утверждает общий план её проведения, обеспечивает контроль проведения со стороны руководителей/мастеров производственного обучения, организует и проводит инструктивное совещание с руководителями практики, обобщает информацию по аттестации студентов, готовит отчет по итогам практики.

Практика осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и предприятиями, в соответствии с которыми последние предоставляют места для прохождения практики (при наличии у студента путевки с указанием даты и номера приказа по колледжу). В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики. Консультирование по выполнению заданий, контроль посещения мест производственной практики, проверка отчетов по итогам практики и выставление оценок осуществляется руководителем практики от ОУ.

Перед началом практики проводится  организационное собрание. Посещение организационного собрания и консультаций по практике – обязательное условие её прохождения!

Организационное собрание проводится с целью ознакомления Вас  с приказом, сроками практики, порядком организации работы во время практики в организации, оформлением необходимой документации, правилами техники безопасности, распорядком дня, видами и сроками отчетности и т.п.

ВАЖНО! С момента зачисления практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и  внутреннего распорядка, действующие на предприятии!

5.1.Основные обязанности студента в период прохождения практики

Перед началом практики Вы должны:

принять участие в организационном собрании по практике;

получить направление (договор) на практику;

получить задания;

изучить задания и спланировать прохождение практики;

согласовать с руководителем практики от образовательного учреждения структуру своего портфолио и свой индивидуальный план прохождения практики.

В процессе оформления на  практику Вы должны:

иметь при себе документы, подтверждающие личность, для оформления допуска к месту практики, направление;

подать в отдел кадров договор и направление на практику;

в случае отказа в оформлении на практику или при возникновении любых спорных вопросов в процессе оформления немедленно связаться с руководителем практики от ОУ или заведующим практикой;

в трёхдневный срок представить руководителю практики подтверждение о приёме на практику (договор 2-х сторонний).

В процессе прохождения  практики Вы должны:

соблюдать трудовую дисциплину, правила техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, выполнять требования внутреннего распорядка предприятия;

ежедневно согласовывать состав и объём работ с наставником;

информировать наставника о своих перемещениях по территории предприятия в нерабочее время с целью выполнения отдельных заданий;

вести записи в дневниках в соответствии с индивидуальным планом;

принимать участие в групповых или индивидуальных консультациях с руководителем практики от образовательного учреждения и предъявлять для проверки результаты выполнения заданий в соответствии с индивидуальным планом;

с разрешения (руководителя практики от предприятия/наставника) участвовать в производственных совещаниях, планёрках и других административных мероприятиях.

По завершению практики Вы должны:

принять участие в заключительной групповой консультации;

принять участие в итоговом собрании;

получить характеристику-отзыв (руководителя практики от предприятия/наставника);

представить отчет по практике руководителю от ОУ.

5.2.  Обязанности руководителя практики от ОУ:

провести организационное собрание студентов перед началом практики;

установить связь с куратором практики от организации, согласовать и уточнить с ним индивидуальный план  практики, исходя из особенностей предприятия;

обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и нормативов работы студентов на предприятии;

посетить предприятие, в котором студент проходит практику, встретиться с руководителями базовых предприятий с целью обеспечения качества прохождения практики студентами;

обеспечить контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;

оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;

провести итоговый контроль отчета по практике в форме дифференцированного зачета с оценкой, которая выставляется руководителем практики на основании оценок со стороны куратора практики от предприятия, собеседования со студентом с учетом его личных наблюдений;

вносить предложения по улучшению и совершенствованию проведения  практики перед руководством ОУ.

5.3. Обязанности куратора  практики от  предприятия

Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на руководителя (куратора) практики от ДОУ, в котором студенты проходят практику.

Куратор практики:

знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте; знакомит практиканта с правилами внутреннего распорядка; предоставляет максимально возможную информацию,  необходимую для выполнения заданий практики; в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов; по окончании практики дает характеристику о работе студента-практиканта; оценивает работу практиканта во время практики.

  1. Требования к оформлению отчета

Отчет по производственной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики; материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике. Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.

Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:

п/п

Расположение материалов в отчете

Примечание

Титульный лист

Шаблон в приложении 1

Внутренняя опись документов, находящихся в отчете

Шаблон в приложении 2

Индивидуальный план прохождения практики

Шаблон в приложении 3

Отзыв о прохождении производственной практике

Шаблон в приложении 4

Отзыв пишется от первого лица

Аттестационный лист по производственной практике

Шаблон в приложении 5

Аттестационный лист по производственной практике является обязательной составной частью дневника по практике. Аттестационный лист заполняется куратором практики от предприятия по окончанию практики. Отсутствие оценок в листе не позволит практиканту получить итоговую оценку по практике и тем самым он не будет допущен до квалификационного экзамена по ПМ.

Дневник по производственной практике с приложениями

Заполняется ежедневно. Оценки за каждый день практики ставит куратор от предприятия.

Требования к оформлению текста отчета

Отчет пишется:

от первого лица;

оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;

поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1;

отступ первой строки – 1 см;

размер шрифта - 14;

межстрочный интервал - 1,5;

расположение номера страниц - сверху по центру;

нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;

верхний колонтитул содержит ФИО, № группы, курс, дата составления отчета.

 

Каждый отчет выполняется индивидуально.

Содержание отчета формируется в скоросшивателе.


Приложение 1

ШАБЛОН ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА

____________________________________________________________

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«МЕЖДУРЕЧЕНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей

050144 «Дошкольное образование»

Студента (ки) гр. _______________

_______________________________

 (Фамилия, И.О.)

Организация:___________________

_______________________________

Наименование места прохождения практики

Руководитель практики

 (Фамилия, И.О.)

Оценка__________________

пгт. Междуреченский, 2015


Приложение 2

ШАБЛОН ВНУТРЕННЕЙ ОПИСИ ДОКУМЕНТОВ

____________________________________________________________

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ

документов, находящихся в отчете

студента(ки)                                                гр.

п/п

Наименование документа

страницы

Индивидуальный план прохождения практики

Отзыв о прохождении практики

Аттестационный лист по производственной практике

Дневник по практике

Приложения:

Конспект НОД по рисованию для детей младшего возраста

Конспект НОД и самоанализ НОД по рисованию для детей старшего возраста

Конспект НОД и самоанализ НОД по лепке для детей младшего возраста

Конспект НОД и самоанализ НОД по лепке для детей старшего возраста

Конспект НОД и самоанализ НОД по конструированию (из строительного материала) для детей младшего возраста

Конспект НОД и самоанализ НОД по аппликации для детей старшего возраста

Подборка игр на развитие коммуникативных навыков детей старшего возраста

Анкета взаимодействия воспитателей, родителей

Протокол-наблюдения детей в свободной деятельности

Конспект музыкально – дидактической игры для детей младшего возраста. Анализ

Конспект музыкально – дидактической игры для детей старшего возраста. Анализ

Конспект дидактической игры для детей младшего возраста. Анализ

Конспект дидактической игры для детей старшего возраста. Анализ

Конспект сюжетно - ролевой игры для детей старшего возраста. Анализ

Конспект игры – драматизации  для детей младшего возраста. Анализ

Конспект музыкально – ритмической игры   для детей старшего возраста. Анализ

Конспект хозяйственно – бытового труда для детей старшего возраста. Анализ

Конспект НОД по организации ручного труда для детей старшего возраста. Анализ

Конспект музыкального досуга. Анализ

Диагностические карты

00.00.0000

Примечание: внутренняя опись документов располагается после титульного листа и содержит информацию о перечне материалов отчета, включая приложения.


Приложение 3

ШАБЛОН ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

____________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО

Наставник от предприятия

________________И.О. Фамилия

        подпись

_____ _________________ 0000 г.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель практики от ОУ

________________И.О. Фамилия

          подпись

_____ ________________ 0000 г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

прохождения практики

п/п

Наименование

мероприятий

Дата

Отметка о выполнении

Вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности

Ознакомительная экскурсия по предприятию.

Выполнение заданий на рабочем месте:

Руководство НОД по рисованию для детей младшего возраста

Руководство НОД и самоанализ НОД по рисованию для детей старшего возраста

Руководство НОД и самоанализ НОД по лепке для детей младшего возраста

Руководство НОД и самоанализ НОД по лепке для детей старшего возраста

Руководство НОД и самоанализ НОД по конструированию (из строительного материала) для детей младшего возраста

Руководство НОД и самоанализ НОД по аппликации для детей старшего возраста

Организация игр на развитие коммуникативных навыков детей старшего возраста

Организация и проведение музыкально – дидактической игры для детей младшего возраста

Организация и проведение музыкально – дидактической игры для детей старшего возраста

Организация и проведение дидактической игры для детей младшего возраста

Организация и проведение дидактической игры для детей старшего возраста

Организация и проведение сюжетно - ролевой игры для детей старшего возраста

Проведение диагностики игровой деятельности

Организация и проведение игры – драматизации  для детей младшего возраста

Организация и проведение музыкально – ритмической игры   для детей старшего возраста

Организация и проведение хозяйственно – бытового труда для детей старшего возраста

Организация и проведение НОД по организации ручного труда для детей старшего возраста

Организация и проведение музыкального досуга

Проведение диагностики игровой деятельности

Итоговое (собрание/конференция)

Студент(ка)                                         Фамилия И.О.

(подпись студента)

Примечания:

В план включаются основные мероприятия, которые студент обязан выполнить за время практики с учетом специфики предприятия.

В графе «Дата» по согласованию с руководителем и наставником практики указывается дата, либо количество дней, отводимых на тот или иной вид деятельности. Если планируется вид деятельности, осуществляемый каждый день, то в графе пишется: «ежедневно».

Отметка о выполненных мероприятиях должна совпадать с записями в дневнике.

План подписывается студентом.


Приложение 4

ШАБЛОН ОТЗЫВА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

________________________________________________________

ОТЗЫВ О ПРОХОЖДЕНИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Я, Фамилия Имя, студент группы указать номер проходил практику указать название организации.

Завершившая практика совпала/не совпала с моими  ожиданиями в том, что_______________________________________________________________

Своим главным достижением во время прохождения практики я считаю____________________________________________________________

Самым важным для формирования опыта практической деятельности  было ________________________________________________________________

Прохождение производственной практики повлияло/не повлияло на возможный выбор места работы в будущем, так как______________________________________________________________

При выполнении выпускной квалификационной работы я хотел/не хотел  получить возможность проходить преддипломную практику на данном предприятии, так как_____________________________________________

Студент(ка)     ______________                    ______________________

   подпись                                                           И.О. Фамилия


Приложение 5

ШАБЛОН СВОДНОЙ ВЕДОМОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПК

___________________________________________________________________

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

___________________________________________________________________

Ф.И.О.

обучающейся на II курсе (группа  ЗДО12-1) по специальности «Дошкольное образование».

успешно прошел (а) производственную практику по профессиональному модулю

ПМ . 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»

в объеме  108   час. С « 02 » июня по « 27 » июня  2015г.,

в организации  (наименование  и юридический адрес)   _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название ПК

Основные показатели оценки результата (ПК)

Оценка

выполнения каждого вида работ

ПК 2.1.Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

- владение методами перспективного и календарного планирования целей, задач, форм и методов педагогической работы по разным видам деятельности  и общения детей

-осуществление планирования с учетом  особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

-определение целей и задач руководства игровой деятельностью в соответствии с особенностями овладения детьми раннего и дошкольного возраста игровой деятельностью

-владение формами, методами и средствами руководства творческими играми и играми с правилами

-отбор эффективных методов и приемов стимулирования  самостоятельной игровой деятельности детей с использованием прямых и косвенных приемов руководства игрой

-применение педагогического наблюдения для определения уровня сформированности  игровых умений дошкольников.  

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

- выбор методов, приемов и способов организации разных видов трудовой деятельности детей;

-точное определение цели, задач руководства трудовой деятельностью в соответствии с программой, возрастными особенностями детей

-владение формами,

методами, средствами организации посильного труда с учётом возраста и вида трудовой деятельности

ПК 2.4.Организовывать общение детей.

-использование наблюдения и  методик для оценки формирования трудовой деятельности дошкольников

- выбор методов, приемов и способов организации общения детей

-грамотность составления и полнота реализации коррекционных программ, рекомендаций для воспитателей и родителей по эффективному общению дошкольников

-целесообразность отбора диагностических методик и грамотное составление программ обследования межличностных отношений дошкольников

-обеспечение учета особенностей возраста детей и отдельных воспитанников при организации общения в разных видах деятельности

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

- выбор методов, приемов и способов организации разных видов продуктивной деятельности;

-владение организацией и руководством различными видами продуктивной деятельности детей (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием) на занятиях и вне занятий с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы.

-использование наблюдения и других способов оценки продуктов детской деятельности для определения развития творческих способностей и мелкой моторики дошкольников.

-обоснованность рекомендаций по результатам диагностики развития творчества, мелкой моторики дошкольников.

П.К 2.6.

Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

- участие в подготовке и проведении праздников и развлечений в ДОУ;

-уверенность владения организацией и проведением разных видов развлечений в разных возрастных группах

-активность участия в организации и проведении праздников в ДОУ

-использование наблюдений для оценки развития творческих музыкальных способностей детей, выявления эффективных форм и методов музыкального воспитания детей дошкольного возраста

П.К 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

- использование диагностических  материалов для определения результатов различных видов деятельности и общения детей

-установление соответствия целей, задач формирования видов деятельности и общения программным требованиям

-определение целесообразности выбора форм, методов, средств организации и руководства различными видами деятельности и общения детей

-обоснованность рекомендаций по результатам анализа процесса организации разных видов деятельности и общения детей

Интегральная оценка:

Руководитель практики___________    _________________________

                                                  подпись                            И.О. Фамилия

М.П.

00.00.0000

                                             


Приложение 6

Методические рекомендации для студентов

Во время экскурсии обратите внимание на создание развивающей среды:

оформление и оборудование групп;

методический кабинет и его оснащение;

физкультурный и музыкальные залы, студии и др., оснащение;

условия для экологического воспитания детей;

вспомогательные помещения (медицинский кабинет, физиопроцедурный кабинет, прачечная, кухня и др.);

участок дошкольного учреждения.

Сделайте выводы о том, насколько учитываются интересы ребенка, принципы построения развивающей среды.

Дайте заключение о соответствии развивающей среды эстетическим требованиям.

Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (В.А.Петровский):

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Принцип активности, самостоятельности творчества.

Принцип стабильности - динамичности.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Принцип открытости и закрытости.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Литература:

Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / Дошкольное образование России в документах и материалах.- М., 2001

Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003


Приложение 7

МДК.02.01. Теоретические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

1). Наблюдение игровой деятельности в I или во II. половине дня.

Методические рекомендации для студентов:

При анализе игры следует придерживаться следующего плана:

Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным играм. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

Приемы руководства разными видами игр. Окончание игры.

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем:

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:

расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

интересовался: «Во что играете?»;

предлагал новые игровые действия;

предлагал новые роли;

вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

предлагал новые игровые ситуации;

давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

давал оценку (анализ) игры;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры?

вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);

предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

побуждал детей объединять разные игры между собой;

использовал какие-то другие приемы.

Театрализованные игры

Какие приемы использовал педагог для организации игры;

Подготовка обстановки для игры: создается ли она специально (ширма, герои-игрушки кукольного театра, маски и т.д.) или дети действуют полностью в воображаемой ситуации;

Используемые воспитателем методы и приемы, помогающие детям точно и выразительно передавать образ героя;

Воспитательные задачи, решаемые педагогом в ходе игры-драматизации;

Индивидуальный подход к детям: как он реализуется;

Элементы сотворчества в руководстве игрой;

Конец игры. Имела ли игра свое завершение или была прервана. К какой деятельности перешли дети после игры.

Оценка воспитателем деятельности детей.

Дидактические игры

Название игры. К какому виду дидактических игр она относится?

Воспитательно-образовательная ценность игры.

В какой группе может быть использована игра и почему?

Степень освоения детьми содержания и правил игры.

Занимательность и новизна содержания; увлеченность детей игрой.

Стиль и тон общения воспитателя с дошкольниками в процессе игры, эмоциональное состояние детей.

Оценка приемов ознакомления с игрой и руководства ее ходом.

Верно ли подобраны методы и приемы в зависимости от возраста. Являются ли они действенными ( способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий)

Строительные игры

Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности?

Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?

Умеют ли ребенок строить по чертежу?

Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых?

Проявляется ли творчество в создании игры (выбор тем)?

Какие условия созданы для организации строительной игры? Используют ли пространственную среду для развертывания игры?

Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?

2). Организация и проведение студентами игр в первой и второй половине дня в дошкольных группах.

Методические рекомендации для студентов:

Составить конспект, подготовить наглядный материал для организации игр. Продумать эффективную тактику проведения разных видов игр в своей возрастной группе. В сюжетно-ролевой игре попытайтесь непосредственно включиться в детскую игру, взяв на себя определенную роль.

До завтрака:

2-3 дидактические игры (по подгруппам);

игры - забавы (в младшей группе – пальчиковые, хороводные, в старших группах - хороводные, игры малой подвижности);

После завтрака и между занятиями:

игры малой и средней подвижности;

На прогулке:

2-3 подвижные (разной степени подвижности);

Дидактические (по подгруппам);

2-3 сюжетно-ролевые;

Игры с природным материалом (песок, снег);

Во второй половине дня:

2-3 дидактические игры;

1-2 строительные  (настольные и напольные);

2-3 сюжетно-ролевые;

театрализованная игра;

игры-забавы;

музыкально-дидактические  игры;

подвижные игры.


Литература:

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М.: Просвещение, 1990.

Давыдчук А.И. Конструктивное творчество дошкольников.- М.: Просвещение, 1975.

Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М.: Просвещение, 1996.- 160 с.

Лиштван Е.В. Конструирование.- М.: Просвещение, 1981.

Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре// Дошкольное воспитание.- 1993.-№3.

Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-Пресс, 2003.-160с.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ под ред. Дубровской, С.А. Козловой.- М.: изд. «Академия», 2002.- 256с.

Методические рекомендации

2). Наблюдение сюжетно – ролевой игры

Цель: изучение проявляемых детьми особенностей сюжетно-ролевой игры. Материал: специального материала нет. Ход работы: провести наблюдение за особенностями прохождения свободной сюжетно-ролевой игры, оформить выявленные особенности в схеме (приложение 9). Дать анализ соответствия наблюдаемой игры особенностям возрастного развития.

Схема наблюдения:

Количество играющих, фамилия, имя, возраст детей

Организация игры

(кто организатор)

Примерное время

игры

Роли, принимаемые детьми в игре

Сюжет игры

(вид)

Содержание

игры

Использование атрибутов

в ходе игры

Конфликты (их наличие, причины,

вывод из конфликтов)

1

2

3

4

5

6

7

8

Заполнить схему наблюдения, сделать анализ относительно выявленных в ходе задания особенностей свободной игры детей и соответствия этих особенностей необходимым для наблюдаемого возраста нормам.

Приложение 8

Диагностика игровой деятельности

Проведение исследования. Проводят наблюдение за детьми

 2-7 лет в игровой деятельности.

Обработка данных.

 Полученные протоколы анализируют по схеме.

Диагностическая карта сюжетно-ролевой игры (младшая группа)

Дата

обследования

Ф.И.

ребенка

Уровень развития

сюжетно – ролевой

игры как деятельности

Уровень взаимоотношений

Уровень развития

творчества

Примечание

Придумает вместе с воспитателем несложный сюжет

Умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий

Умение самостоятельно подбирать атрибуты

Доброжелательное отношение к  товарищу

Охотно принимает предложение поиграть, обменивается игрушками

Желание участвовать в совместных играх

Проявляет чувство симпатии к партнеру по игре

Умение играть в группе по 2-3 человека

Дополняет игровую обстановку недостающими предметами, игрушками

Использует в играх игрушки и заменяющие их предметы


Диагностическая карта сюжетно – ролевой игры (средняя группа)

Дата

обследования

Ф.И.

ребенка

Уровень развития

сюжетно – ролевой

игры

как деятельности

Уровень

взаимоотношений

Уровень развития

творчества

Примечание

В играх отражает не только быт, но и труд людей

Умение самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом

Умение самостоятельно объединять несколько игровых действий в один сюжет

Умение выбирать место, подбирать игрушки, атрибуты

Умение играть в одну игру 30-40 мин. и более

Умение считаться с интересами  товарища

Умение оказывать посильную  помощь

Умение играть в группе по 3-5 человек

Отражает в игре не только личный опыт, но и то, о чем читали, рассказывали

Широко использует в игре предметы- заменители

Шире применяет различные средства изображения (игрушки, действия, мимику, жест, интонацию голоса)


Диагностическая карта сюжетно - ролевой игры (старшая группа)

Дата

обследования

Ф.И.

ребенка

Уровень развития

сюжетно – ролевой игры

как деятельности

Уровень

взаимоотношений

Уровень развития

творчества

   Примечание

Умение самостоятельно выбирать тему для игры

Развивает сюжет на основе полученныхзнаний

Распределяет роли самостоятельно

Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия  

Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов к игре

Умеет согласовывать свои действия с действиями партнеров

Умеет объективно оценивать действия партнеров

Выполняет правила поведения в совместной игре

Проявляет дружеские взаимоотношения

Следует хорошему примеру

Совместно планирует игру

Распределение ролей

Создание и использование условий

Придумывание новых сюжетов


Диагностическая карта сюжетно – ролевой игры

(подготовительная группа)

Дата

обследования

Ф.И.

ребенка

Уровень развития

сюжетно – ролевой игры

как деятельности

Уровень

взаимоотношения

Уровень развития

творчества

Примечание

Может творчески использовать в играх знаний об окружающей жизни

Умеет совместно развернуть игру

Выполняет роли в соответствии с сюжетом игры

Самостоятельно распределяет между собой обязанности и роли

Принимает участие в подготовке атрибутов к игре

Выполняет правила в совместной игре

Проявляет дружеские взаимоотношения, взаимопомощь

Умеет считаться с интересами и мыслями товарищей

Проявляет в игре честность и справедливость

Вводит в игру новые сюжеты

Умеет проявлять инициативу, творчество

Умеет создать образ с перевоплощением


Приложение 9

МДК.02.02.Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

I. Просмотр разных видов и форм труда

Методические рекомендации для студентов:

Заместитель по УМР организует  в ДОУ проведение воспитателями труда с детьми. Студенты с методистом наблюдают разные виды труда и формы организации в разных возрастных группах.

Вопросы для анализа наблюдения трудовой деятельности детей

Коллективная трудовая деятельность

1. Содержание коллективного труда.

Какие виды были включены в содержание коллективного труда?

Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе данной группы?

Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (трудным)?

2. Оборудование коллективного труда.

Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?

Каковы эстетические качества трудового оборудования?

3. Организация обстановки для коллективного труда.

Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?

Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил воспитатель, что основную заботу по подготовке обстановки взял на себя (переложил на детей)?

Соблюдались ли гигиенические условия:

хорошо ли освещены рабочие места детей?

сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной?

поддерживались ли в обстановке порядок и чистота?

соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей?

сильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительность во времени?

4. Организация и методика проведения коллективного труда.

Как была организована работа с детьми (объяснение: посадили их на стулья или слушали объясненье воспитателя стоя)? Как правильно?

Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

Имел ли место показ приемов работы?

Правильно ли поступил воспитатель, что ограничился только словесными объяснениями и указаниями (или правильно ли поступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет)?

Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось?

Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или, что оно было).

Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6. Как закончился коллективный труд?

Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?

Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих случаях дать оценку, правильно ли это).

Оценил ли воспитатель работу детей? Насколько методически правильно это было сделано? (какие оценки преобладали — положительные или отрицательные, что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь).

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при проведении анализа. Участие детей в анализе.

Ручной труд

Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

Тон воспитателя, его речь.

Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

Каков уровень умений и навыков у детей по ручному труду. Все ли дети умеют правильно работать с предлагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мышцы рук, самостоятельная работа с мелкими деталями на занятии?

Был ли материал, даваемый детям трудным или наоборот, не достаточно трудным?

Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю.

Как и в какой форме оказывал воспитатель помощь детям в работе?

Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

Побеседовать с детьми о том, какой материал в работе по ручному труду они используют, с каким любят работать больше всего и почему.

Хозяйственно - бытовой труд.

Эффективность организации труда.

Методы стимулирования детей.

Объем работы.

Мотивация труда, его эффективность и соответствие возрасту.

Планирование работы.

Уровень умений и навыков у детей в хозяйственно-бытовом труде.

Выполнение работы (самостоятельность, помощь воспитателя).

Оценка труда воспитателем.

Труд в природе.

Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

Реализация поставленной цели в процессе труда.

Организация детского коллектива.

Приемы постановки и объяснения трудового задания, закрепления материала.

Взаимодействие детей в процессе труда.

Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений, значимость для жизни живого.

Отношение к труду (с интересом, безразлично).

Уровень умений и навыков у детей по уходу за животными и растениями.

Экологическая направленность труда детей.

Оценка деятельности, самооценка.

Самообслуживание.

Организация условий труда, их рациональность

Уровень умений и навыков у детей по самообслуживанию.

Организация детей, соблюдение поочередности в выполнении режимных моментов.

Приемы обучения детей навыкам самообслуживания (в процессе труда и вне него)

Самостоятельность и прочность в выполнении навыков самообслуживания.

Эффективность выбранных методов и приемов организации труда.

Эффективность анализа и оценки деятельности.

Литература:

Козлова С.А. Дошкольная педагогика /С.А.Козлова, Т.А.Куликова – М.: Изд.ц. «Академия», 2004. – 416 с.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос,2004.-144 с.

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / под ред. С.А..Козловой. - М.: Академия, 2002.-192 с.

II План целенаправленного наблюдения за освоенностью дошкольниками трудовой деятельности

Вид труда, в котором наблюдали проявление самостоятельности

Какое отношение проявляет ребенок к труду?

Как ребенок включается в трудовую деятельность?

Как ребенок планирует трудовую деятельность?

Трудится охотно, с радостью

Трудится только по побуждению взрослого

Равнодушен  к этому труду

Не любит трудиться

Самостоятельно, охотно, с радостью

Охотно, но по побуждению взрослого

По предложению детей

Неохотно, но по просьбе воспитателя

Отказывается участвовать в труде

Самостоятельно ставит цель: может  сказать, что хочет сделать и для чего это надо сделать, самостоятельно планирует, что и в какой последовательности будет делать  

Принимает цель, поставленную перед ним взрослым, и самостоятельно планирует деятельность

Самостоятельно ставит цель, но не умеет планировать деятельность  

Принимает цель, поставленную перед ним взрослым, и выполняет задание с его помощью

Ручной труд

Труд в уголке

природы

Хозяйственно-

бытовой

труд: уборка групповой

комнаты

Труд по

самообслуживанию: одевание  на

прогулку

(зимой)

Ф.И. ребенка _______________________________________________

Как ребенок владеет

необходимыми трудовыми умениями и

навыками?

Какова реакция

ребенка, на

возникающие в

процессе труда,

трудности?

Достигает ли ребенок

результата труда?

Умения и навыки сформированы, действует независимо

Требует показа трудовых действий

Требует словесного напоминания, что  делать и как

Выполняет необходимые трудовые действия только подражая взрослому

Бросает работу, отказывается от помощи

Преодолевает трудности сам

Преодолевает трудности с помощью  взрослого

Старается обойти трудности

Бросает работу, если  не получает помощи

Преодолевает трудности с помощью детей

Доводит работу до конца, достигает поставленной цели

С помощью взрослого доводит работу до конца и достигает

поставленной цели

С помощью детей доводит работу до конца

и достигает поставленной цели

Не доводит работу до конца и не достигает

поставленной цели  

Количество и характер отвлечений ___________________________

Качество выполнения работы _______________________________

Приложение 10

МДК.02.04.Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Методические рекомендации для студентов:

1). При анализе занятия следует придерживаться следующего плана:

Записать вид занятия, тему, цель, задачи обучения.

Описать гигиенические, педагогические и эстетические условия проводимого занятия.

Описать подготовленность и качество материала, наглядных пособий, оборудования, его расположение.

Отметить организацию детей на занятии, приемы переключения на другой вид деятельности.

Зафиксировать, какова длительность каждой части занятия.

Проследить, как каждая задача, определяемая программным содержанием, решается воспитателем в первой, второй и третьей частях занятия.

Записать речь воспитателя (доступность, краткость, эмоциональность), его действия, реакцию детей: их речь, выражение чувств, действия.

Определить приемы привлечения и сосредоточения внимания детей на теме:

приемы подачи педагогом цели занятия, приемы мотивации детской деятельности;

приемы объяснения способов решения учебных задач (обследование, показ способов действия, объяснения и т.д.);

приемы формирования эмоциональности и интереса детей, создания творческой атмосферы на занятии;

приемы активизации детей – их воображения, чувств, речи;

приемы руководства процессом изобразительной деятельности (всей группы детей и каждого ребенка в отдельности).

Проанализировать соответствие методов и приемов обучения задачам занятия.

Определить, присутствует ли индивидуальный, дифференцированный подход к руководству детской деятельностью и решению задач воспитания и развития.

Проследить за анализом детских работ, участием самих детей в анализе. Понять специфику педагогической оценки на занятиях разного типа и вида.

Дать оценку приемам работы воспитателя и педагогическому процессу в целом.

Определить качество детских работ (выразительность, грамотность, оригинальность), степень самостоятельности выполнения работ.

Оценить доступность предложенного детям содержания.

Определить подготовку воспитателя к занятию.

Оценить целесообразность выбора художественных материалов для наиболее полного и выразительного раскрытия темы.

Выяснить, как планируется использовать результаты детской деятельности в последующей воспитательной работе.

2).Организация и проведение  занятий студентами по методике изобразительной деятельности.

Методические рекомендации для студентов:

Студент с воспитателем ДОУ выбирают цель, тему занятия. Поощряется проведение занятий интегрированного или комплексного характера. Студентка пишет конспект проведения занятия, который проверяется и подписывается воспитателем группы и руководителем практики в установленное время. Но не позже, чем за день до практики. Утром, до прихода детей, следует приготовить все необходимые материалы к занятию.

3). Организация и проведение  дидактических и художественно-развивающих игр, индивидуальной работы по изобразительной деятельности.

Методические рекомендации для студентов

В период пробной практики студенты подбирают и проводят дидактические и художественно-развивающие игры или индивидуальную работу с детьми по знакомству с цветом, формой, по построению композиций, передаче движений.

В утренний, вечерний отрезок времени рекомендуется проведение работы по изотерапии, по развитию воображения детей, рассматриванию произведений изобразительного искусства, предметов народного творчества.

Литература:

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М.: Просвещение.-1988;

Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз-Дидактика, 2006.-192с.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.:Мозаика-Синтез, 2006.-192с.

Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб: Акцидент,  1996.-112 с.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль: Академия развития, 1997,-240с.

 Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. – М..: Владос, 2001.

Приложение 11

МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

1).Студенты наблюдают НОД в разных возрастных группах.

Методические рекомендации для студентов:

При анализе занятия следует придерживаться следующего плана:

Записать вид занятия, тему, цель, задачи обучения.

Описать гигиенические, педагогические и эстетические условия проводимого занятия.

Описать подготовленность и качество материала, наглядных пособий, оборудования, его расположение.

Отметить организацию детей на занятии, приемы переключения на другой вид деятельности.

Зафиксировать, какова длительность каждой части занятия.

Записать речь музыкального руководителя, воспитателя (доступность, краткость, эмоциональность), действия взрослых, реакцию детей.

Узнать по какой программе работает ДОУ.

Схема анализа наблюдения музыкальных занятий

Анализ программного содержания:

соответствие задач программы возрастной группы, виду занятий и виду музыкальной деятельности;

объем программного содержания;

конкретность формулировок.

Анализ деятельности музыкального руководителя:

качество исполняемого музыкального репертуара и уровень его использования;

соответствие содержания деятельности виду занятия;

схема построения занятия, выдержана ли она с учетом возраста и музыкального развития детей;

соответствие  приемов решения задач программному содержанию и возрасту детей;

приемы работы в каждом виде музыкальной деятельности (как возраст детей, этап разучивания определяет их выбор);

использование приемов активизирующих познавательную деятельность детей;

осуществление контроля над деятельностью детей;

стиль общения;

совместная деятельность с воспитателем, роль воспитателя в разных частях занятия;

включение творческих заданий в различные виды музыкальной деятельности.

Анализ деятельности детей:

проявление интереса, эмоциональные реакции, предпочтения;

самочувствие, соответствие нагрузок возрасту;

степень активности;

навыки самостоятельной деятельности;

качество знаний, умений, навыков в каждом  виде деятельности.

Схема анализа оборудования музыкальной среды

Кабинет музыкального руководителя, оформление, содержание материала - музыкальные инструменты и игрушки;

пособия к музыкально-дидактическим играм;

атрибуты, элементы костюмов для инсценировок;

музыкальные пособия (портреты, картины, иллюстрации, т.п.);

музыкальный репертуар( музыкальная литература, аудиокассеты, диски, альбомы и т.д.);

ТСО;

методический материал.

Музыкальный уголок в группе (удаление от мест шумных игр, оформление).

Оборудование музыкального уголка:

детские музыкальные инструменты и игрушки;

неозвученные музыкальные игрушки;

пособия к музыкально-дидактическим играм;

атрибуты для игр с пением.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию (консультации, беседы).

2) Организация и проведение  занятий студентами по методике музыкального воспитания.

Методические рекомендации для студентов:

Студент с музыкальным руководителем ДОУ выбирают цель, тему занятия, определяют задачи и репертуар. Студент пишет конспект проведения занятия, который заверяется у музыкального руководителя и методиста. Во время занятия студент должен показать навык игры на музыкальном инструменте (одно произведение). Необходимо продумать приемы организации в каждом виде музыкальной деятельности, внесение атрибутов. На занятие можно использовать детские музыкальные инструменты. Студент должен самостоятельно  продумать и приготовить наглядность.  

3) Организация и проведение  музыкально-дидактических игр и индивидуальной работы по музыкальному воспитанию.

Методические рекомендации для студентов:

В период практики (утренний и вечерний отрезок времени) студенты подбирают и проводят музыкально-дидактические игры или индивидуальную работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.

4) Участие студентов в праздничных утренниках и развлечений.

Методические рекомендации для студентов:

Студенты активно включаются в подготовку и проведение праздничных утренников и разных видов развлечений (кукольные, настольные театры, развлечения с элементами музыки).

Приложение 12

МДК.02.06. Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Методика №5. «Наблюдение в свободной  деятельности»

Цель: выявить особенности взаимодействия ребёнка в системе ребёнок – ребёнок.

Показатели наблюдения:

- инициативность;

- чувствительность к воздействиям сверстника;

-преобладающий эмоциональный фон.

Протокол наблюдения.

Объект наблюдения: _____________________(Ф. И. дошкольника)

Пол ________________

Возраст __________

Условия  наблюдения:_______________________________

Дата  наблюдения:_____________________________________

Параметры наблюдения

Результаты наблюдения: (написать ответы)

1

Инициативность

легко вступает в контакты со сверстниками;

активно взаимодействует со сверстниками;

сам организует игры со сверстниками;

сам придумывает игры;

своими действиями побуждает других детей  действовать.

2

Чувствительность к воздействиям сверстника:

1.откликается на предложение  сверстников;

согласовывает собственные действия с действиями сверстников;

3. замечает пожелание других;

4.определяет настроение сверстников

3

Эмоциональный  фон

1.Преобладающая

эмоциональная окраска в процессе взаимодействия со сверстниками:

 позитивные эмоции

 негативные

 нейтральные

 нейтрально - деловые

Приложение 13

Критерии оценок по организации и проведении игр.

Оценка «5»

Планирует различные виды игр - творческие и игры с правилами в соответствии с программой данной группы, опытом детей. Продумывает игровой материал и его расположение. Использует игровую деятельность для формирования качеств личности (формирования взаимоотношения). Умеет заинтересовать, увлечь детей игрой. Подбирает приемы руководства в зависимости от вида игр, от возраста, от этапа игры. Качественно изготавливает необходимые пособия для игр. Продумывает логическое окончание игры, дает установки на будущее. Продумывает варианты проведения знакомых игр.

Оценка «4»

Студент соблюдает указанные выше условия, но допускает некоторые ошибки в методике руководства детской деятельностью.

Оценка «3»

Студент правильно составляет конспект проведения игры, но допускает ошибки в методике проведения. Не всегда изготавливает необходимые пособия для игры и его расстановку, или изготавливает не качественно. Недостаточно уверенно держится с детьми, не проявляет должной находчивости в работе, не эмоционален, иногда упускает из поля зрения отдельных детей, недостаточно активен в процессе руководства игровой деятельностью детей, оценка игры поверхностна. Затрудняется придумывать варианты игр.

Оценка «2»

Студент допускает в работе грубые методические ошибки и не владеет коллективом детей.

Приложение 14

Критерии оценок по организации трудовой деятельности дошкольников

Оценка «5»

Планирует различные виды (хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной, самообслуживание) и формы труда - коллективный, поручения, дежурства  в соответствии с программой данной группы. Продумывает оборудование для труда – количество, эстетические качества трудового оборудования, его организацию (удобство, участие дети в подготовке обстановки), соблюдает гигиенические условия. Обеспечивает эффективность  выбранных методов и приемов обучения в соответствии с этапами работы. Активно руководит процессом труда, оценивает методически правильно, привлекает детей к анализу.

Оценка «4»

Студент соблюдает указанные выше условия, но допускает некоторые ошибки в методике руководства детской деятельностью.

Оценка «3»

Студент правильно составляет конспект проведения труда, но допускает ошибки в методике проведения. Не всегда продумывает необходимое оборудование для труда и его расстановку. Недостаточно уверенно держится с детьми, не проявляет должной находчивости в работе, не эмоционален, иногда упускает из поля зрения отдельных детей, недостаточно активен в процессе руководства трудовой деятельностью детей, оценивает поверхностно.

Оценка «2»

Студент допускает в работе грубые методические ошибки и не владеет коллективом детей.


Приложение 15

Критерии оценок по МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Оценка «5»

Студент грамотно, на основе требований, используемых в ДОУ программ, составляет конспект занятия, методически правильно и эмоционально проводит занятие, используя современные технологии, специфические методы обучения детей изобразительной деятельности, обеспечивает эффективность наглядных средств, опирается на опыт детей. Продумывает организацию проведения каждой части занятия, организует коллектив детей, проводит индивидуальную работу по формированию у детей технических навыков и умений, способов выполнения, работает над обогащением замысла. Обеспечивает эмоциональную включенность каждого ребенка в процесс выполнения, демонстрирует педагогическую культуру, добивается решения  поставленных целей занятия. В соответствии с возрастом и поставленными задачами организует анализ и оценку детских работ.

Оценка «4»

Студент соблюдает указанные выше условия, но допускает некоторые ошибки в методике руководства детской деятельностью.

Оценка «3»

Студент правильно составляет конспект занятия, но допускает ошибки в методике проведения занятий, недостаточно уверенно держится с детьми, не проявляет должной находчивости в работе, не эмоционален, иногда упускает из поля зрения отдельных детей, нет инициативы в работе, не обеспечивает решение всех задач.

Оценка «2»

Студент допускает в работе грубые методические ошибки и не владеет коллективом детей.


Приложение 16

Критерии оценок по МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Оценка «5»

Студент грамотно, на основе требований, используемых в ДОУ программ, составляет конспект занятия, методически правильно и эмоционально проводит занятие, используя навыки работы на музыкальных инструментах, использует специфические методы обучения детей музыкальной деятельности (по развитию слуха, голоса), обеспечивает эффективность наглядных средств. Продумывает приемы работы в каждом виде музыкальной деятельности, учитывает этап разучивания, осуществляет работу по навыкам (певческие, музыкально ритмические, по восприятию музыки) возраст детей, организацию проведения каждой части занятия, организует коллектив детей, работает над качеством пения и движений. Обеспечивает эмоциональную включенность каждого ребенка в процесс занятия, демонстрирует педагогическую культуру, добивается решения  поставленных целей занятия. В соответствии с возрастом и поставленными задачами организует оценку детскому исполнению.

Оценка «4»

Студент соблюдает указанные выше условия, но допускает некоторые ошибки в методике руководства детской деятельностью.

Оценка «3»

Студент правильно составляет конспект занятия, но допускает ошибки в методике проведения занятий, недостаточно уверенно держится с детьми, не проявляет должной находчивости в работе, не эмоционален, иногда упускает из поля зрения отдельных детей, не обеспечивает решение всех задач, не работает над качеством пения, движений, недостаточно активен в различных видах деятельности.

Оценка «2»

Студент допускает в работе грубые методические ошибки и не владеет коллективом детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО по ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста.

Здесь вы можете посмотреть различные виды деятельности и общения детей дошкольного возраста,проведенные мною на практике пробных занятий и наблюдений....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

   Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.)     Составитель: Л.А.Елизарова    Методи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» 44.02.01 «Дошкольное образование»

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» 44. 02....

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.01 «Дошкольное образование»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...