Статья на тему: «Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму»
статья

Гайдашова Юлия Николаевна

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» является формирование толерантной среды коллектива и воспитанников организации на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydashova_yu_n.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере

 «Скажем STOP терроризму»

Выполнила:

Воспитатель Ю.Н. Гайдашова

        Проблема распространения экстремистской и террористической идеологии является злободневной и одной из самых обсуждаемых.

        Отдельная категория это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые имеют наследственную патологию, другие многочисленные отклонения, что является отягощающим фактором становления личности.

        Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» является  формирование толерантной среды коллектива и воспитанников организации на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

        Поэтому целевая аудитория для реализации данной программы не только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, но и педагогический состав, специалисты и работники детского дома.

        К сожалению, в организациях педагоги, специалисты не всегда достаточно внимательны к данной проблематике по множеству причин:

  • приоритет других аспектов воспитательной работы;
  • недооценка степени важности и серьезности описываемой проблемы ввиду отсутствия четкого представления о формах и методах работы современных террористических и экстремистских организаций;
  • отсутствие необходимых знаний в области правовых и профилактических аспектов.

Поэтому, работа по формированию антиэкстремистского мировоззрения воспитанников я начала с единых согласованных педагогических позиций в среде взрослых участников воспитательно - образовательной среды: администрации, сопровождающего персонала, воспитателей, специалистов, всех тех, кто непосредственно контактируют с подростками. Любая психологическая поддержка со стороны взрослых дала практически сразу необходимый коррекционный результат при условии обретения взрослыми авторитетной позиции в глазах подросткового сообщества. В этом значительную роль сыграл эмоциональный контакт и личностно-заинтересованное общение специалистов-психологов и педагогов с воспитанниками. Стоит отметить, что специфика воспитательной среды от педагогического состава потребовала определенных компетенций, в том числе учета возрастных, психологических и когнитивных особенностей развития воспитанников.

Для педагогического состава мною были проведены мероприятия по воспитанию и профилактике экстремистской деятельности среди воспитанников:

  • тематические воспитательные часы;
  • дни Правовых знаний;
  • патриотические мероприятия (День Победы и др.);
  • библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные, но мы вместе»);
  • разъяснительные беседы «Преступление против личности, общества и государства», «Экстремизм – угроза человеку и государству»;
  • клуб свободного общения «Как работать с воспитанниками «группы риска»;
  • организация спортивных праздников.

          В рамках программы «Скажем STOP терроризму» воспитанники прошли:

  1. диагностическое обследование, направленное на выявление среди воспитанников «потенциала вербуемости» и исследование социального самочувствия воспитанников в подростковой среде;
  2. заполнили анкету «Выявление сферы интересов и общения подростков», разработанная для выяснение сферы интересов и общения подростков и реального отношения респондентов к экстремизму и терроризму;
  3. выполнили проективные методики, рисуночные тесты - для понимания психоэмоционального состояния подростков «Человек под дождем»;
  4. Тест «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию» Н.В. Киршева – Н.В. Рябчикова;
  5. Тест на определение внушаемости Е. Мерзляковой;
  6. Валидные апробированные тесты, направленные на выявление уровня честности и открытости испытуемого (по шкале лжи).

        В качестве основанного и дополнительного инструментария я  использовала комплекс компьютерных психодиагностических методик Эффектон - студио.

        Результаты диагностирования позволили оценить степень удовлетворенности воспитанниками условиями проживания в учреждении, провести анализ знаний и отношения подростков к проблеме, в том числе, отношение к различным молодежным субкультурам.

        Тематический план   мероприятий   с   воспитанниками   к   программе

«Скажем STOP терроризму» включает три блока:

  1. диагностико-аналитический — 3 часа;
  2. коррекционно-профилактический — 21 час;
  3. итоговый — 2 часа.

   За 1 полугодие 2021 года в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» мною было проведено 9 занятий:

        Диагностико-аналитический блок:

  1. Диагностическое обследование воспитанников:

- Анкета «Выявление сферы интересов и общения подростков»

- Тест на определение внушаемости Е. Мерзляковой;

  1. Дополнительное диагностическое обследование для воспитанников, получивших не удовлетворительные результаты по анкете, с использованием комплекса компьютерных психодиагностических методик Эффектон-студио;
  2. Анализ результатов обследования. Выявление группы воспитанников для работы по направлению «вторичная профилактика» - социометрия.

           Результаты диагностирования позволили оценить степень удовлетворенности воспитанниками условиями проживания в учреждении, провести анализ знаний и отношения подростков к проблеме, в том числе, отношение к различным молодежным субкультурам.

         Необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дала практически никакого эффекта. В связи с чем я выстроила систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность. Поэтому, после подведения результатов диагностирования разработала цикл практических занятий, поскольку только в случае эмоционального «проживания» можно формировать новые установки, мотивы и потребности подростков. Профилактические мероприятия я направила на изменение психологии подростков и формирование правильного воздействия на их мировоззрение. Целенаправленно организованные коррекционно – профилактические занятия способствовали формированию антитеррористической идеологии, разрешению социальных, культурных проблем и противоречий.

         Коррекционно-профилактический блок:

  1. Проведение работы по недопущению правонарушений и антиобщественных действий со стороны воспитанников группы риска - профилактические беседы; заседания совета по профилактике;
  2. Консультативно-обучающее мероприятие: «Как тебя могут вовлечь в экстремистскую организацию?» - семинар;
  3. Информационное мероприятие, направленное на гармонизацию межнациональных отношений:

- «Учимся уважать культуру и традиции многонационального государства»;

  1. Разъяснительное мероприятие по ст.13 ФЗ №114 «О противодействии экстремистской деятельности»

- Тема: «Запрещённые в РФ организации. Что относится к экстремистской литературе?»;

  1. Информационное мероприятие на тему «Негативное влияние социальных сетей и Интернет»;
  2. Фестиваль социально-творческих работ:

- «Дети против экстремизма».

        Одним из эффективных направлений профилактики являлось взаимодействие детского дома и полиции по данной проблематике. Привлечение сотрудников полиции к профилактическим формам работы с воспитанниками повысило авторитет и значимость мероприятий, способствовало повышению качества знаний в данной области. В рамках своих компетенций представители МВД осуществили профилактическую работу по противодействию экстремизма.

        Важно отметить, что мною использовались не только психологические инструментарии, также изучались вербальные и визуальные маркеры проявления виртуальной жизни подростков: самопрезентация молодых людей в социальных сетях (статусы, "аватарки", визуальные изображения, их интернет-интересы и др.). Поэтому, следует отдельно сказать о правилах работы с информацией в сети «Интернет», представляющей угрозу жизни и здоровью воспитанников. Специалистами учреждения периодически просматривались гаджеты воспитанников, страницы соц. сетей, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

«Основы профилактики» по теме: «Профилактика сахарного диабета».

«Основы профилактики»по теме: «Профилактика сахарного диабета»....

Статья "Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках изучения учебных дисциплин "История" и "Обществознание"

     Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг. в рамках изучения учебных дисциплин в ОГБПОУ" Смоленский автотранспортный коллед...

Методическая разработка проведения практического занятия №4 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»

Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач ...

Материалы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма

Информационно-пропагандистские материалы по профилактики идеологии терроризма и экстремизма...

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...

22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"

22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...