Статья на тему: «Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму»
статья

Гайдашова Юлия Николаевна

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» является формирование толерантной среды коллектива и воспитанников организации на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydashova_yu_n.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере

 «Скажем STOP терроризму»

Выполнила:

Воспитатель Ю.Н. Гайдашова

        Проблема распространения экстремистской и террористической идеологии является злободневной и одной из самых обсуждаемых.

        Отдельная категория это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые имеют наследственную патологию, другие многочисленные отклонения, что является отягощающим фактором становления личности.

        Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» является  формирование толерантной среды коллектива и воспитанников организации на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

        Поэтому целевая аудитория для реализации данной программы не только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, но и педагогический состав, специалисты и работники детского дома.

        К сожалению, в организациях педагоги, специалисты не всегда достаточно внимательны к данной проблематике по множеству причин:

  • приоритет других аспектов воспитательной работы;
  • недооценка степени важности и серьезности описываемой проблемы ввиду отсутствия четкого представления о формах и методах работы современных террористических и экстремистских организаций;
  • отсутствие необходимых знаний в области правовых и профилактических аспектов.

Поэтому, работа по формированию антиэкстремистского мировоззрения воспитанников я начала с единых согласованных педагогических позиций в среде взрослых участников воспитательно - образовательной среды: администрации, сопровождающего персонала, воспитателей, специалистов, всех тех, кто непосредственно контактируют с подростками. Любая психологическая поддержка со стороны взрослых дала практически сразу необходимый коррекционный результат при условии обретения взрослыми авторитетной позиции в глазах подросткового сообщества. В этом значительную роль сыграл эмоциональный контакт и личностно-заинтересованное общение специалистов-психологов и педагогов с воспитанниками. Стоит отметить, что специфика воспитательной среды от педагогического состава потребовала определенных компетенций, в том числе учета возрастных, психологических и когнитивных особенностей развития воспитанников.

Для педагогического состава мною были проведены мероприятия по воспитанию и профилактике экстремистской деятельности среди воспитанников:

  • тематические воспитательные часы;
  • дни Правовых знаний;
  • патриотические мероприятия (День Победы и др.);
  • библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные, но мы вместе»);
  • разъяснительные беседы «Преступление против личности, общества и государства», «Экстремизм – угроза человеку и государству»;
  • клуб свободного общения «Как работать с воспитанниками «группы риска»;
  • организация спортивных праздников.

          В рамках программы «Скажем STOP терроризму» воспитанники прошли:

  1. диагностическое обследование, направленное на выявление среди воспитанников «потенциала вербуемости» и исследование социального самочувствия воспитанников в подростковой среде;
  2. заполнили анкету «Выявление сферы интересов и общения подростков», разработанная для выяснение сферы интересов и общения подростков и реального отношения респондентов к экстремизму и терроризму;
  3. выполнили проективные методики, рисуночные тесты - для понимания психоэмоционального состояния подростков «Человек под дождем»;
  4. Тест «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию» Н.В. Киршева – Н.В. Рябчикова;
  5. Тест на определение внушаемости Е. Мерзляковой;
  6. Валидные апробированные тесты, направленные на выявление уровня честности и открытости испытуемого (по шкале лжи).

        В качестве основанного и дополнительного инструментария я  использовала комплекс компьютерных психодиагностических методик Эффектон - студио.

        Результаты диагностирования позволили оценить степень удовлетворенности воспитанниками условиями проживания в учреждении, провести анализ знаний и отношения подростков к проблеме, в том числе, отношение к различным молодежным субкультурам.

        Тематический план   мероприятий   с   воспитанниками   к   программе

«Скажем STOP терроризму» включает три блока:

  1. диагностико-аналитический — 3 часа;
  2. коррекционно-профилактический — 21 час;
  3. итоговый — 2 часа.

   За 1 полугодие 2021 года в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» мною было проведено 9 занятий:

        Диагностико-аналитический блок:

  1. Диагностическое обследование воспитанников:

- Анкета «Выявление сферы интересов и общения подростков»

- Тест на определение внушаемости Е. Мерзляковой;

  1. Дополнительное диагностическое обследование для воспитанников, получивших не удовлетворительные результаты по анкете, с использованием комплекса компьютерных психодиагностических методик Эффектон-студио;
  2. Анализ результатов обследования. Выявление группы воспитанников для работы по направлению «вторичная профилактика» - социометрия.

           Результаты диагностирования позволили оценить степень удовлетворенности воспитанниками условиями проживания в учреждении, провести анализ знаний и отношения подростков к проблеме, в том числе, отношение к различным молодежным субкультурам.

         Необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дала практически никакого эффекта. В связи с чем я выстроила систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность. Поэтому, после подведения результатов диагностирования разработала цикл практических занятий, поскольку только в случае эмоционального «проживания» можно формировать новые установки, мотивы и потребности подростков. Профилактические мероприятия я направила на изменение психологии подростков и формирование правильного воздействия на их мировоззрение. Целенаправленно организованные коррекционно – профилактические занятия способствовали формированию антитеррористической идеологии, разрешению социальных, культурных проблем и противоречий.

         Коррекционно-профилактический блок:

  1. Проведение работы по недопущению правонарушений и антиобщественных действий со стороны воспитанников группы риска - профилактические беседы; заседания совета по профилактике;
  2. Консультативно-обучающее мероприятие: «Как тебя могут вовлечь в экстремистскую организацию?» - семинар;
  3. Информационное мероприятие, направленное на гармонизацию межнациональных отношений:

- «Учимся уважать культуру и традиции многонационального государства»;

  1. Разъяснительное мероприятие по ст.13 ФЗ №114 «О противодействии экстремистской деятельности»

- Тема: «Запрещённые в РФ организации. Что относится к экстремистской литературе?»;

  1. Информационное мероприятие на тему «Негативное влияние социальных сетей и Интернет»;
  2. Фестиваль социально-творческих работ:

- «Дети против экстремизма».

        Одним из эффективных направлений профилактики являлось взаимодействие детского дома и полиции по данной проблематике. Привлечение сотрудников полиции к профилактическим формам работы с воспитанниками повысило авторитет и значимость мероприятий, способствовало повышению качества знаний в данной области. В рамках своих компетенций представители МВД осуществили профилактическую работу по противодействию экстремизма.

        Важно отметить, что мною использовались не только психологические инструментарии, также изучались вербальные и визуальные маркеры проявления виртуальной жизни подростков: самопрезентация молодых людей в социальных сетях (статусы, "аватарки", визуальные изображения, их интернет-интересы и др.). Поэтому, следует отдельно сказать о правилах работы с информацией в сети «Интернет», представляющей угрозу жизни и здоровью воспитанников. Специалистами учреждения периодически просматривались гаджеты воспитанников, страницы соц. сетей, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Статья "Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках изучения учебных дисциплин "История" и "Обществознание"

     Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг. в рамках изучения учебных дисциплин в ОГБПОУ" Смоленский автотранспортный коллед...

Методическая разработка проведения практического занятия №4 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»

Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач ...

Материалы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма

Информационно-пропагандистские материалы по профилактики идеологии терроризма и экстремизма...

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...

22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"

22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...