ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ( ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ) "Мир чисел и фигур"
рабочая программа

Невдобенко Наталья Николаевна

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_chisel_i_figur.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

( ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ)

 Мир чисел и фигур

Направленность: естественнонаучная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель программы:

Невдобенко Наталья Николаевна,

педагог дополнительногообразования

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

Комплекс основных характеристик                                                

  1. Пояснительная записка………………………………………        стр. 4
  2. Цель и задачи программы……………………………………        стр. 6
  3. Планируемые результаты…………………………………….        стр. 6

Раздел 2.

Содержание программы                                                        

Учебно-тематический план………………………………….        стр. 8

Содержание программы……………………………………..        стр. 9

Раздел 3.

Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение программы…………………….        стр.10

Условия реализации программы…………………………….        стр.10

Формы и виды контроля (аттестации)………………………        стр.11

Информационное обеспечение программы…………………        стр.11

Приложения:

  1. Календарно-тематический план………………………………...        стр.12

Раздел 1.

1.1   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Общая характеристика программы включает в себя:

- направленность (профиль) программы - естественнонаучная;

- уровень программы — вводный;

-актуальность программы — доработать учебный материал, вызывающий трудности; различные формы проведения кружка способствуют повышению интереса к предмету; создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремления  развивать свои  возможности.

-педагогическая целесообразность – данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу;

       -  в основу разрабатываемой программы положены:

- «Программа по внеурочной деятельности учащихся «Математика и конструирование»;

- «Программа внеурочной деятельности «Юный математик»;

       Отличительные особенности программы – содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Одной из отличительных особенностей программы является её адаптация с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Поэтому сложность и объём учебного материала уменьшен и облегчён.

1.2   ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - расширение творческих способностей, углубление знаний, полученных на уроке, помощь в преодолении трудностей при изучении математики.

           Задачи программы:

Обучающие:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к   математике и ее приложениям;

2. Возможность реализовать свой интерес к математике;

3. Воспитание высокой культуры математического мышления;

Развивающие:

1. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

2. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике;

3. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.

Воспитательные:

1. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

2. Установление более тесных  контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Категория учащихся, для которой Программа актуальна:

дополнительная  общеобразовательня  общеразвивющая Программа для детей с ОВЗ. 

Формы и режим занятий:

очная; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 40 мин учебного времени).

Срок реализации программы:

9 месяцев.

                   

Планируемые результаты освоения программы:

Предметные результаты – это требования к знаниям (результаты теоретической подготовки) и к умениям и навыкам (результаты практической подготовки). Иными словами, что ребёнок будет знать и уметь.

Личностные результаты – это требования к уровню воспитанности и уровню развития.

Раздел 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Комплектование групп: просмотр, собеседование, прослушивание.

-

Входная диагностика.

2.

Вводное занятие

1

-

3.

История математики

5

3

2

Текущий

4.

Приемы устного счета

5

3

3

Текущий

5.

Тренировка памяти и внимания

5

2

4

Текущий

6.

 Задачи в стихах

5

3

3

Текущий

7.

Старые русские меры

4

2

3

Текущий

8.

 Мы живем в мире больших чисел

5

2

3

Текущий

9.

Геометрия вокруг нас.

5

2

2

Текущий

10.

Итоговое занятие

1

2.2   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

1. Комплектование групп.

Набор детей, просмотр, комплектование группы.

Вводный контроль: выявление уровня знаний школьников, общей эрудиции. 

Вводное занятие. 

Знакомство с учащимися, желающими заниматься в математическом кружке, решение организационных вопросов. Что дала математика людям? Зачем ее изучать?

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

История математики

Когда родилась математика, и что явилось причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать?

Просмотр видеофильмов, написание рефератов

Текущий

3.

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

Приемы устного счета

Как математика стала наукой. Числа правят миром. Некоторые приемы быстрого счета. Задачи на сообразительность, основанные на свойствах чисел.

Написание рефератов. Приемы быстрого счета. Решение задач.

Текущий

4.

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

Тренировка памяти и внимания.

Числовые ребусы и головоломки, математические кроссворды.

Арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства. Решение кроссвордов.

Текущий.

5.

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

Задачи в стихах.

Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».

Решение задач разной сложности в стихах, не сообразительность. Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. 

Текущий.

6.

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

Старые русские меры.

Старинные системы записи мер.

Упражнения, игры, задачи.

Текущий.

7.

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

Мы живем в мире больших чисел.

Возникновение, значение больших чисел.

Знакомство с занимательной математической литературой.  Упражнения, игры, задачи.

Текущий.

8.

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

Геометрия вокруг нас.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓,  указывающие направление движения.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Построение геометрических узоров (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Текущий.

9.

Названия разделов и тем

Краткое содержание

Формы контроля

теория

практика

Итоговое занятие.

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

Раздел 3.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯЙ

3.1  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

       
            1. Виленкин Н.Я."За страницами учебника математики" - М.: "Оникс", 1998 г.


2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За станицами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989


3. Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение, 1965


4. Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинаторные способности. - М.:"Владос", 1996 г.


5. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой 5-11 классы / авт.-сост. Иченская М.А. – Волгоград: Учитель, 2006

            6. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.

          - М.: МЦНМО, 2004 г.

           7. Минсейн Е. М. От игры к знаниям.- М: Просвещение, 1982


8. Перельман Я.И. Живая математика - М.: АО Столетие, 1994 


9. Спивак А.В. Математический кружок 6-7 класс.- М.: Посев, 2003

10. Учебные электронные пособия.


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ (АТТЕСТАЦИИ)

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

Печатные материалы с интернет ресурсов:

1) http://www.alleng.ru/edu/math.htm;

2) http://reshuege.ru/;

3) http://alexlarin.net/;

4) http://neznaika.pro/oge/.

ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ГРАФИК

программы «Мир чисел и фигур»

1 год обучения

занятия п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

Сентябрь

1.

Вводное занятие

1

групповая

-

2.

История математики

4

групповая

наблюдение

Октябрь

История математики

1

групповая

наблюдение

Приемы устного счета

3

групповая

наблюдение

Ноябрь

Приемы устного счета

2

групповая

наблюдение

Тренировка памяти и внимания

2

групповая

наблюдение

Декабрь

Тренировка памяти и внимания

3

групповая

наблюдение

Задачи в стихах

1

групповая

наблюдение

Январь

Задачи в стихах

3

групповая

наблюдение

Февраль

Задачи в стихах

1

групповая

наблюдение

Старые русские меры

3

групповая

наблюдение

Март

Старые русские меры

1

групповая

наблюдение

Мы живем в мире больших чисел

3

групповая

наблюдение

Апрель

Мы живем в мире больших чисел

2

групповая

наблюдение

Геометрия вокруг нас

2

групповая

наблюдение

Май

Геометрия вокруг нас

3

групповая

наблюдение

Итоговое занятие

1

групповая

наблюдение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32»   Принято Советом педагогов...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»...

Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»

Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...