Технологическая карта как средство планирования учебной деятельности учащихся по достижению результатов обучения
методическая разработка

Одной из основных задач современного образования в Российской Федерации является формирование инициативной личности, обладающей творческим мышлением, способной принимать нестандартные решения, ориентироваться в социально-профессиональных отношениях современного общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны приоритетные направления реализации содержания образования, такие, как формирование уверенных навыков самостоятельной деятельности учащихся, способности к самообразованию; совершенствование культуры; готовности к сотрудничеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гусарова Любовь Николаевна

Технологическая карта как средство планирования учебной деятельности учащихся по достижению результатов обучения

Итоговая аттестационная работа

по дополнительной профессиональной программе

профессиональной переподготовки

«Теория и методика преподавания естествознания»

Гусарова Любовь Николаевна,

Учитель физики, астрономии, естествознания,

Высшая квалификационная категория

Челябинск,

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Технологическая карта в планировании учебной деятельности, ее структура и функции

Виды технологических карт и методика их составления

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Технологическая карта урока как средство достижения планируемых результатов обучения

Педагогический эксперимент

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач современного образования в Российской Федерации является формирование инициативной личности, обладающей творческим мышлением, способной принимать нестандартные решения, ориентироваться в социально-профессиональных отношениях современного общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны приоритетные направления реализации содержания образования, такие, как формирование уверенных навыков самостоятельной деятельности учащихся, способности к самообразованию; совершенствование культуры; готовности к сотрудничеству.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? Сегодня учитель должен принципиально изменить подходы к планированию урока и деятельности ученика, а самое главное, по-новому осмыслить свою роль в образовательном процессе.

Актуальность работы заключается в том, что для формирования умений эффективно обрабатывать, фиксировать и представлять информацию при помощи метода «Технологических карт».

Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию выпускников, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Данные требования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, необходимы новые пути и средства. Интерес и внимание пeдaгoгoв к разработке технологических карт уроков обусловлены потребностью в четкой технологической синхронизации деятельности учителя и учеников нa уроке, сoздании технологического обеспечения урока, возможностью грамотного сотрудничества учителя и ученика на уроке. Особенно актуальным становится умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Сегодня учитель должен принципиально изменить подходы к планированию урока и деятельности ученика, а самое главное, по-новому осмыслить свою роль в образовательном процессе. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока. Наибольшие затруднения при составлении вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. Все эти сложности напрямую связаны с отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков, поэтому проблема их составления для педагогов актуальна на современном этапе образовательного процесса. Это и определило тему нашего исследования: «Технологическая карта как средство планирования учебной деятельности учащихся по достижению результатов обучения».

Цель работы: изучение возможностей использования технологических карт на уроках естествознания.

Объект исследования – образовательная деятельность.

Предмет исследования – технологическая карта как средство планирования учебной деятельности.

Исходя из цели, при написании итоговой аттестационной работы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научной психолого – педагогической литературы по теме исследования.

2. Рассмотреть понятие «технологическая карта», выявить преимущества и роль технологической карты в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса.

3. Проанализировать существующие виды технологических карт и методику их составления.

4. Разработать технологические карты урока для педагогов, дать методические рекомендации по заполнению.

4. Провести педагогический эксперимент

Была выдвинута гипотеза: если использовать при планировании уроков технологические карты урока, то это помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса и способствует достижению планируемых результатов обучения.

Методы исследования. В ходе написания выпускной аттестационной работы были использованы теоретические и эмпирические методы:

  • анализ научно-педагогической литературы;
  • разработка материалов по теме аттестационной работы;
  • проведение педагогического эксперимента.

База исследования.

ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Технологическая карта в планировании учебной деятельности, ее структура и функции.

Идея и термин «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.

Иоганн Бекман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология». Технология— в широком смысле— объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства.

Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. В настоящее время в образовании существует несколько определений понятия «технологическая карта».

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта —это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Таким образом, технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которому присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность.

Технологические карты ни в чём не ограничивают творчество учителя, они являются одним из вариантов планирования учебного процесса. Для молодых и мало опытных учителей они представляют большой интерес, так как помогают экономно расходовать время при подготовке к занятию. Опытные учителя найдут здесь материал для анализа, критики, сопоставления своего стиля работы с предложенным. Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в Федеральных государственных образовательных стандартах. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на занятии. Учитель разрабатывает технологическую карту самостоятельно, исходя из своих творческих возможностей и квалификации, уровня обученности и обучаемости учащихся, сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения. Учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.

Технологические карты помогают в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса, в оценке значимости знаний и навыков как средства развития эмоционально-ценностных отношений творческой деятельности ученика, в организации диалога как условия гуманизации образовательного процесса.

Технологическая карта предусматривает планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Указанные показатели являются конечными результатами усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

Как правило, технологическая карта разрабатывается на основе блочного планирования изучения учебного материала по следующему алгоритму:

1. Учебный материал раздела (темы) делится на блоки – логически завершенные части;

2. Определяется количество уроков, необходимых для изучения каждого блока;

3. По каждому блоку определяются преобладающие методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся с учетом их возможностей и способностей, а также особенностей учебного материала;

4. Применительно к учебному блоку конкретизируются знания, которые должны усвоить учащиеся; умения, навыки и способы деятельности, которыми они должны овладеть;

5. Планируется система контроля знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся по каждому блоку, форма итогового контроля по теме (разделу). Система контроля должна включать в себя элементы самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, учительского и административного контроля. Планирование в форме технологической карты организует деятельность учителя при подготовке к системе учебных занятий по блоку и дает ему возможность:

  • маневрировать учебным материалом исходя из реального темпа его усвоения, овладения учащимися умениями, навыками и способами познавательной деятельности и на основе этого детально разрабатывать поурочные планы;
  • более эффективно организовывать учебный процесс;
  • управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных успехов, своевременно выявлять трудности, испытываемые учащимися, и оказывать им дозированную помощь.

Технологическая карта позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам.

Основные виды деятельности учащихся описываются в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Основная роль в нем отводится понятию универсальных учебных действий (УУД), акцент делается на активность и инициативность детей, что развивает их личность. В Стандарте прописаны разновидности деятельности, которыми должен овладеть ученик к завершению образовательного процесса. Итоги подводятся в личностной, предметной и метапредметной плоскости. Что следует понимать под УУД? Это способность школьника к самостоятельному получению знаний, саморазвитию, самосовершенствованию, осознанному и энергичному приобретению нового опыта. Другими словами, учащийся сам усваивает информацию и формирует умения, а также может оценить результаты, понять, что он не знает или не умеет. Фaктически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д.Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектoм деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

  • постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и нeзнания;
  • планировании спoсoбов достижения намеченной цели;
  • oсуществлении контрoля и оценки полученных рeзультатов (самостоятельный и взаимный контроль и oценка);
  • oсуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на oснове собственных затруднений;
  • рeфлeксии дeятельности пo итогам урока;
  • выбoре домашнегo зaдания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возмoжностей.

Пoэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. Нaряду с усвoением кoнкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный учaщимися опыт для получения нового знания. Нaучить работать с тeкстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора истoчников, пoиска и извлечения информации для ответов на вопросы, aргументации своей точки зрения. Пocтавленная задача с этого момента полностью меняет кoнструирoвание современного урокa. Урок – главная составная часть образовательного процесса, которому должно уделяться особое внимание со стороны учителя. Функциями технологической карты урока являются:

1. Организация образовательного процесса в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

2. Обеспечение комплексного обучения, развитие образовательных, развивающих и воспитательных навыков учащихся.

3. Планирование образовательного процесса не на один или несколько

уроков, а на более серьезный срок – четверть, полугодие и даже год.

4. Применение на практике межпредметных связей.

5. Диагностирование уровня освоения материала по этапам темы.

Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности [14].

Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке. За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке.

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности.

Однако, если обратиться к тем подходам при составлении технологической карты урока, которые соответствуют требованиям ФГОС СОО, то можно выделить три ключевые тенденции:

- рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;

- технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

- разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру, внося элементы, отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится: владение конструктивно-планирующими умениями; знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины; умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету; знание условий обучения и возрастных особенностей; учет уровня общего развития обучающимися данного класса.

При конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

- должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

- должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

- должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

- должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

- должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Детальная проработка хода всего занятия еще на стадии планирования позволяет выявить множество проблемных моментов, решить которые можно на бумаге. Так, например, легко определяются и редактируются наиболее сложные элементы материала, для усвоения которых ученикам с медленным темпом работы потребуется большее количество времени.

Являясь по сути тем же конспектом урока, карта отличается от него целостностью и системностью, что позволяет увеличить результативность процесса образования и существенно повысить его качество. В плане-конспекте обозначаются лишь цели урока, в то время как в технологической карте подробно описывается весь процесс учебной деятельности с диагностикой достижения прогнозируемых результатов на каждом из этапов освоения материала школьниками.

Наиболее целесообразной и приемлемой для всех учебных предметов является следующая структура технологической карты:

1. Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.

Название блока (темы) и количество часов определяются исходя из программы на основе значимости учебного материала в обязательном минимуме требований государственного стандарта.

2. Цель освоения учебного содержания.

#1055;ланируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД).

4. Метапредметные связи и организацию пространства.

5. Основные понятия темы.

6. Технологию изучения указанной темы.

На каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения.

7. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС СОО;

- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; - определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного материала системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока пока не существует. Нормативных документов, обязывающих учителя составлять технологическую карту, нет. Школа может разработать внутришкольный документ, содержащий требования к составлению карты, рекомендации по ее форме и содержанию. Однако, все положения данного документа должны быть предварительно обсуждены с членами МО и утверждены на Педагогическом совете и закреплены приказом директора.

Виды технологических карт и методика их составления

Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна. Технологическая карта урока позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам, например:

1) название этaпа урокa;

2) цели этапа урока;

3) содержание этапа;

4) деятельность учителя;

5) деятельность учащихся;

6) формы работы;

7) результат.

Любой учитель, который составляет технологическую карту урока, является и инженером проектировщиком, и программистом, и исполнительным рабочим, и контролером – оценщиком.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены этапы урока; время; деятельность учителя; деятельность обучающихся; методы, приемы и формы обучения; прогнозируемый результат образовательной деятельности и учебно-методическое обеспечение:

Таблица1 – Первый вариант технологической карты

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, формы обучения

Прогнозируемый результат

образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Второй вариант технологической карты предусматривает разделение деятельности учителя и учащихся. Деятельность учащихся разделяется на познавательную, коммуникативную и регулятивную деятельности, каждая из которых, в свою очередь, делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности:

Таблица 2 – Второй вариант технологической карты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

Третий вариант технологической карты урока может содержать этапы урока; виды работы, формы, методы, приемы; содержание педагогического взаимодействия делится на деятельность учителя и деятельность обучающихся; формируемые УУД и планируемые результаты:

Таблица 3 – Третий вариант технологической карты

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

С учетом деятельностной направленности уроки по целеполаганию распределяются в четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля, поэтому и технологические карты можно разбить на следующие виды:

1. Технологическая карта урока «открытия» нового знания;

2. Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии;

3.Технологическая карта урока общеметодологической направленности;

4. Технологическая карта урока развивающего контроля.

Различие в целях урока при данной классификации технологических карт приведем в форме таблицы:

Таблица 4 Цели уроков в зависимости от вида технологических карт

технологическая карта

Цели урока

деятельностная

образовательная

1

урoк «oткрытия» нoвoгo знaния

формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации

расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов

2

урок отработки умений и рефлексии

формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа

коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

3

урок

общеметодологической направленности

формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4

урок развивающего контроля

формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Технологические карты помимо целей различаются структурой построения, а именно, реализуемыми на уроке этапами.

Структура графы «этапы урока» технологических карт в зависимости от вида урока будет выглядеть следующим образом:

Таблица 5 – Структура этапов урока

Технологическая карта урока «открытия» нового знания

Этапы урока

1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного учебного действия.

3. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

5. Этап реализации построенного проекта: разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, включающий в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии

Этапы урока

1. Этап мотивации к коррекционной деятельности.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап обобщения затруднений с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Технологическая карта урока общеметодологической направленности

Этапы урока

1. Этап самоопределения учебной деятельности.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Этап постановки учебной задачи, целей урока.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

5. Этап реализации построенного проекта.

#1069;тап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
7. Этап рефлексии учебной деятельности.

Технологическая карта урока развивающего контроля

Этапы урока

1. Этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности.

2. Этап актуализации пробного учебного действия (повторение контролирующих норм, активизация мыслительных операций, внимания, памяти. Индивидуальное написание, сопоставление с эталоном без исправления, фиксация ошибок, самооценка).

3. Этап локализации индивидуального затруднения (проговорить, посмотреть, можно собрать группами).

4. Этап построения проекта коррекции выявленного затруднения (сформулировать индивидуальную цель, выбор способов повторения: по эталону, по учебнику, по аналогичным заданиям).

5. Этап реализации построенного проекта (каждый учащийся должен самостоятельно исправить свои ошибки, в случае затруднения эталон, придумать самому аналогичные задания. У кого нет ошибок - выступает в качестве консультанта или выполняет задания творческого характера).

6. Этап обобщения затруднения с проговариванием во внешней речи (Фронтально. Обсуждение типовых ошибок, проговаривание формул, правил, способов действий, вызвавших затруднения).

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап решения заданий творческого уровня (выполняют другой вариант, задания на подготовку к следующей теме).

9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать универсальную карту. Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров: все известные типы уроков, все УУД, известные цели и задачи, общую концепцию хода урока.

В результате при подготовке технологической карты на урок можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее, согласно тематике урока.

Как уже отмечалось, сегодня существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.

Рассмотрев структуру, виды и роль технологической карты урока в

планировании учебного процесса, мы пришли к следующим выводам:

1. Оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна.

2. Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода.

Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технологической карты.

С целью раскрытия методики составления технологической карты урока, приведем основные методологические позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока:

- она имеет статус документа;

- в ней записан весь процесс;

- указаны операции, их составные части;

- названы материалы;

- перечислено оборудование;

- указаны инструменты;

- обозначены технологические режимы;

- рассчитано время;

- определён квалификационный статус исполнителей.

  1. Работа над технологической картой урока включает в себя:

1. Определение того, какую роль играет именно этот урок во всей теме, выбор вида урока (типовой или необычный, например, урок-конференция).

2. Составление списка из самой главной и вспомогательных целей урока. Их можно взять из любого блока – образовательного, развивающего, воспитательного.

3. Структурирование урока в зависимости от того, к какому виду он относится (расписывание по этапам).

4. Формулирование задач для каждого из этапов урока.

5. Обозначение результатов, которые хотелось бы видеть после каждого из этапов урока.

6. Выбор форм преподнесения материала на уроке.

7. Написание особенностей деятельности учителя и учеников.

Определив основные этапы работы, составим алгоритм, который поможет педагогу сконструировать технологическую карту урока любого вида:

1. Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

2. Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

4. Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников - одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.

5. Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

7. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Проанализировав структуру технологической карты урока и методику их составления можно сделать вывод, что понятие «технологическая карта урока» трактуется достаточно широко: это и привычный всем учителям конспект урока, но уже в графическом изображении, и, одновременно, инструмент для использования инновационных технологий обучения;это проектирование учебного процесса на отдельно взятом уроке и вместе с тем подведение итогов осуществленной учебной деятельности, обобщение и систематизация полученных учащимися знаний и планирование будущих учебных занятий.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Технологическая карта урока как средство достижения планируемых результатов обучения

Педагогический эксперимент, проходил на базе МАОУ «СОШ № 5 г. Челябинска», в 10 классах. В школе естествознание должно рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функцию. Этот предмет необходим всем – «естественникам» и «гуманитариям», так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы. Воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.

В процессе преподавания важно научить всех школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических и химических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса помогает учителю обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить.

Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать целенаправленно, самостоятельно.

Применение технологических карт на занятиях дает возможность чётко организовать урок, облегчить объяснение задания, т. к. карта содержит необходимые сведения, и большинство школьников довольно быстро учатся пользоваться ими. Таким образом, освобождается время, чтобы помочь более слабым ученикам справиться с заданием.

Конечно, предварительное планирование хода работы не исключает помощи со стороны учителя. Однако потребность в ней значительно сокращается, так как учащиеся имеют перед собой предметный план. Изменяется и характер помощи. В основном она заключается в том, что внимание учеников направляется на получение сведений из карты, и только в отдельных случаях показываю способ выполнения отдельных приёмов.

Технологическая карта урока предполагает формулировку основных параметров для каждого учебного занятия. Педагог определяет диагностическое целеобразование, продумывает результативность урока. В таком случае процесс обучения будет действительно эффективным, и гарантировано достижение всех поставленных целей и задач.

Технологическая карта урока предполагает описание всех действий учителя и школьников с указанием способов контроля, особенностей организационного процесса. С ее помощью можно рассматривать процесс обучения как целостную систему учебных занятий, связанных по содержательному, целевому, операционному, контрольному, регулировочному, а также рефлексивному этапам. Она включает в себя планирование развития для каждого конкретного ученика, контроля усвоения им определенных знаний, а также развитие дополнительных специальных навыков.

Для планирования конечных результатов сформированности представлений у ребят по определённой тематике осуществляется отбор правил, фактов, законов, соответствующих психологическим особенностям школьников.

При желании в технологическую карту урока учитель также включает межпредметные связи, определяя преемственность между темами и разделами. Благодаря этому учитель структурирует учебный материал на оптимальном уровне. Каждая тема обязательно разбивается на несколько подразделов, логически связанных между собой.

На начальном этапе составления технологических карт при подготовке к урокам использовались различные формы карт, преодолевались затруднения, возникающие во время разделения занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа.

Учитывая категорию обучающихся и методику работы с ними, для применения при подготовке к урокам была выбрана, наиболее оптимальная структурная форма технологической карты урока, которая позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся на каждом этапе урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс:

Тема урока:

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

Дидактические средства:

Методы обучения:

Планируемые результаты обучения:

Таблица 6 – Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Вариант технологической карты урока содержит общие сведения, которые используются и при составлении конспекта урока, название каждого этапа урока, содержание педагогического взаимодействия (деятельность учителя и деятельность обучающихся) и формируемые УУД.

В предыдущей главе было отмечено, что форма и структура может быть создана по усмотрению учителя, но при этом существует ряд рекомендаций, к которым каждому педагогу стоит прислушаться:

1. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия.

2. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

3. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

4. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

5. Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию)» или «создать условия для формирования (развития или воспитания)».

6. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: чертежи, схемы, тесты.

Руководствуясь опытом, можно однозначно сказать, что при составлении технологической карты урока существенную помощь оказывает следующие опорные таблицы:

Таблица 7 – Цели и содержание этапов организации учебной деятельности

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание и цели этапа

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке путем мотивирования его к учебной деятельности:

- актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Цель: 1) включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;

2) определение содержательных рамок урока;

3) сформулировать основную образовательную цель урока.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивация к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
- фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1) актуализировать учебное содержание;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии;

3) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

3. Выявление места и причины затруднения

Выявление учащимися места и причины затруднения:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения, организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учащиеся в коммуникативной форме

- обдумывают проект будущих учебных действий;

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ;

- строят план достижения цели;

- определяют средства-алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

1) уточнить индивидуальные цели будущих действий; 2) на основе алгоритма исправления ошибок, согласовать и зафиксировать цель и тему урока, организовать согласование плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий; определить средства достижения цели.

4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.

5. Реализация построенного проекта

Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель этапа: Построение и фиксация нового знания, организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

1) интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, и самоконтроль способности к их выполнению;

2) фиксация достижений индивидуальной цели.

8. Включение в систему знаний и повторение

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1) включение используемых способов действий в систему знаний;

2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Таблица 8 – Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Данные рекомендации помогут учителю предметнику правильно разработать технологическую карту урока, что в конечном итоге приведет к положительному результату как работы учителя, так и успехов школьников.

С целью доказательства выдвинутой в работе гипотезы нами была разработана по представленному шаблону и применена при обучении технологическая карта урока по теме «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов». В эксперименте участвовали учащиеся 10 класса

Педагогический эксперимент

Для проведения эксперимента были задействованы обучающиеся двух десятых классов: 10А – контрольная группа, 10Б – экспериментальная. В процессе эксперимента учитывалось, что в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить следующие блоки:

1) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

2) познавательный;

3) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях использования метода интеллект-карт.

Для проведения эксперимента использовалась методики П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой «Проба на внимание» регулятивные УУД, а с помощью опросника, составленного Н. Ю. Яшиной, оценивались коммуникативные и познавательные УУД (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). По полученным данным были созданы диаграммы (Рисунок 1 – Уровень сформированности УУД).

Диагностика проводилась в начале учебного года и конце первой четверти.

Рисунок 1 – Уровень сформированности УУД

В течение первой четверти на уроках в экспериментальной группе уроки естествознания проводились по технологическим картам. В конце первой четверти проводилась повторная оценка уровня сформированности основных УУД (Рисунок 2 – Уровень сформированности УУД).

Рисунок 2 – Уровень сформированности УУД

Анализ результатов диагностики показал, что в результате использования технологических карт на уроках естествознания у обучающихся экспериментальной группы наблюдается положительная динамика.

Обучающая среда, разработанная с применением технологических карт, позволяет создать систему обучения на уроках естествознания, которая обобщает, конкретизирует, систематизирует знания, повышает мотивацию обучающихся к изучению этой дисциплины, качество их знаний и эффективность обучения в целом.

По результатам проведенного педагогического эксперимента можно сделать вывод, что применение технологических карт при проведении уроков естествознания обеспечило условия для формирования общеучебных действий, так как:

- учебный процесс проектируется от цели до результата;

- используются эффективные методы работы с информацией;

- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Кроме того, разработка технологических карт позволяет сэкономить время для подготовки к урокам.

Итак, по результатам педагогического эксперимента, можно уверенно сказать, что технологическая карта урока помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса и способствует достижению планируемых результатов обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания итоговой работы проведен анализ научной психолого – педагогической литературы, рассмотрено понятие «технологическая карта», выявлены преимущества и роль технологической карты в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса. По результатам анализа существующих видов технологических карт и методики их составления были разработаны технологические карты урока естествознания и даны рекомендации по их заполнению.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких предлагаемых нововведений стала технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой со временем помогут учителю максимально эффективно провести урок.

2. Понятие «технологическая карта урока» трактуется достаточно широко: это и привычный всем учителям конспект урока, но уже в графическом изображении, и, одновременно, инструмент для использования инновационных технологий обучения;это проектирование учебного процесса на отдельно взятом уроке и вместе с тем также – проведение анализа, подведение итогов осуществленной учебной деятельности, обобщение и систематизация полученных учащимися знаний и планирование будущих учебных занятий.

С ее помощью можно рассматривать процесс обучения как целостную систему учебных занятий, связанных по содержательному, целевому, операционному, контрольному, регулировочному, а также рефлексивному этапам. Она включает в себя планирование развития для каждого конкретного ученика, контроля усвоения им определенных знаний, а также развитие дополнительных специальных навыков.

3. Самостоятельно разработанные технологические карты разделов предмета являются незаменимым инструментом в руках опытного педагога. Технологическая карта как графическая форма отображения разделов предмета позволяет:

- структурировать занятие в соответствии с выбранными параметрами;

- выступает формой планирования образовательной деятельности;

- способствует эффективному учебному процессу;

- реализует принципы деятельностного подхода;

- позволяет сократить время для подготовки к уроку.

Таким образом, технологическая карта – это эффективная форма взаимодействия учителя и учеников, благодаря которой оптимизируется образовательный процесс. И от этого выигрывают обе стороны: и учитель, и ученики. Учитель не выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов, систематизирует свою работу, а ученики всесторонне развиваются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий, пособие для учителя – М. Просвещение , 2010

3. Бондарева, Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012.

4. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе , М., Чистые пруды, 2010

5. Гин, А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. М. Вита-Пресс, 2011

6. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология, М. Народное образование, 2011

7. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования -2014.

8. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны/Муниципальное образование: инновация и эксперимент.-2010. №2.

10. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения, Минск, Белорусский верасень, 2009

11. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011 №12.

12 Лукьянова М.И. и др. Личностно - ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009.

13. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006.

14. Поляков, С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики.

М.: 2010

15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010.

16.Пичугин, С.С. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие , Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013.

17. Тищенко, А.Т. Технология. Технологические карты / Методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2018.

18. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») – М.: Просвещение, 2012.

19. Штурбина ,Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность, М. Чистые пруды, 2010

20. Якушина, Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС, М. 2012

21. Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.

Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин).

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. На новогодней ёлке висело много икрушек.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на количество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

  • 0—2 — высший уровень внимания ( 3 уровень),
  • 3—4 — средний уровень внимания (2 уровень),
  • более 5 — низкий уровень внимания (1 уровень).

Навыки сотрудничества (сост.Н.Ю. Яшина)

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

  1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да; б) иногда; в) никогда.

  1. Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.

  1. Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да; б) иногда; в) никогда.

  1. Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

  1. Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да, б) не всегда, в) нет.

  1. Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу условным знаком (+):

Таблица 1

п/п

Ф.И.

Учащегося

Наличие устой-

чивых качеств

Уровень развития качеств

личности

1

2

3

4

5

6

Высокий

Средний

Низкий

Познавательные УУД

Предметы

Вопросы:

1. Какие предметы тебя интересуют больше всего? (Выбери один или несколько и дальше заполняй в графах этого предмета)

2. Люблю предмет потому, что

а) нравится, как преподает учитель

б)получаю удовольствие при изучении

в) легко усваивается

3. Как часто ты занимаешься этим предметом?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

4. Читаешь ли ты дополнительную литературу по интересующему тебя предмету?

а) постоянно, много

б) иногда

в) мало, совсем не читаю

5. Тебе хочется знать, понять, докопаться до сути?

а) почти всегда

б) иногда

в) очень редко

6. Где посещаешь курсы, расширяющие твои знания по этому предмету?

а) в школе

б) в другом месте

в) не посещаю

#1054;ткуда получаешь интересующую тебя информацию по данному предмету?

а) из книг, журналов

б) из интернета

в) только из учебников

8. Задаешь ли ты вопросы учителю по интересующему тебя предмету?

а) часто

б) иногда

в) редко

1- низкий уровень

2- средний уровень

3 – высокий уровень

Результаты обработки данных диагностик вводятся в таблицы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 10

Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Тип урока: информационно-развивающий

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, доклады учащихся, портреты ученых.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями (2);

познавательными УУД: – определять способы решения проблем под руководством учителя (2);

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (2);

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2);

коммуникативными УУД:

– участвовать в коллективном обсуждении проблем (2);

личностными УУД:

– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Таблица 9 – Технологическая карта урока по теме «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов». 10 класс.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(5мин)

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.

Фронтальная

#1055;редлагает объяснить различие линейчатых спектров у химических элементов.

#1055;редлагает вспомнить - с каких времен люди знают о строении атомов.

#1055;росит объяснить менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем.

#1042;споминают строение атомов из курса 8 класса.

#1042;споминают. Смотрят в 1-й абзац на стр. 226 учебника.

3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов.

Предметные УД: осознавать эволюцию взглядов на природу атома;

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Урок – конспект

На каждом этапе урока используются приемы и методы, направленные на формирование у учащихся ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и других сферах.

Цели урока: формирование представлений о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; углубление знаний учащихся о структуре атома.

Задачи урока:

- обучающие

познакомить учащихся с историей открытия явления радиоактивности и физической природой этого явления, углубить имеющиеся знания о строении атома;

-развивающие

формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать факты, применять ранее полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений;

-воспитательные

развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, воспитывать стремление к овладению знаниями.

Тип урока: усвоения новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, дискуссия.

Ход урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Здрaвствуйтe, рeбята! Ceгодня мы приступaeм к изучeнию новой темы . И я очень надеюсь, что к концу урока вы узнаете много нового и интересного. Итак, начнем!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Выполните задание. Из предоставленного списка выберите понятия, обозначающие физические явления. Дайте определение этих понятий.

Проводник, магнит, электрический ток, амперметр, генератор, электромагнитное поле, протон, мощность, электромагнитная индукция, оптика, радиоактивность, магнитный поток, тесла, электризация, колебательный контур.

Физические явления: электрический ток (упорядоченное движение заряженных частиц), электромагнитная индукция (явление возникновения электрического тока в проводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур), радиоактивность, электризация (процесс сообщения телу электрического заряда), радиосвязь (передача и прием информации с помощью радиоволн).

Вопрос: Какому явлению вы пока не можете дать определения?

Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (Радиоактивность). Записываем тему урока в рабочей тетради.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Больше хорошего или плохого в наших ассоциациях? Ответы учащихся.

Сегодня на уроке рассмотрим важные шаги в истории открытия этого явления, поговорим о действии радиоактивности на человека.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель. Предположение, о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад. Частицы были названы атомами, что означает неделимые. То есть Демокрит хотел подчеркнуть, что атом – это мельчайшая, неделимая частица. Но в 19 веке открытия ученых поставили под сомнение представление о неделимости атомов. Самым ярким свидетельством сложного строения атомов стало открытие, сделанное французским физиком Анри Беккерелем.

Сообщение учащегося об открытии Беккереля….

26 февраля 1896 года Беккерель задумал эксперимент: под блюдце с солями урана, поставленное на фотопластинку, завернутую в светонепроницаемую бумагу, он поместил медный крестик. Урановая соль должна была освещаться солнечными лучами. Но эксперимент пришлось отложить: несколько дней стояла пасмурная погода. И Беккерель в ожидании солнечных дней убрал свою конструкцию в ящик. В воскресенье 1 марта 1896 года, так и не дождавшись солнечной погоды, решил на всякий случай проявить фотопластинку и, к своему изумлению, обнаружил на ней четкие контуры крестика. Таким образом, ученый пришел к выводу, что соли урана самопроизвольно, без внешних воздействий излучают. Так было открыто явление радиоактивности, за что в 1903 году Беккерель был удостоен Нобелевской премии по физике.

Учитель. Итак, Беккерель открыл явление радиоактивности. Позже было доказано, что не только уран обладает такой способностью. Все химические элементы в таблице Менделеева начиная с 83 номера являются радиоактивными. Дальнейшие попытки обнаружить химические элементы, обладающие способностью к излучению, были предприняты супругами Кюри. Давайте все вместе попробуем сформулировать определение радиоактивности. Записываем определение в рабочую тетрадь..

Радиоактивность – это способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению.

Сообщение учащегося на тему «Вклад супругов Кюри в изучение явления радиоактивности»

Работу Беккереля продолжили Пьер Кюри и Склодовская-Мария Кюри, которые занялись исследованием явления излучения металлов, в том числе и урана. Свои исследования они проводили в заброшенном сарае, который принадлежал Парижской школе. Условия работы были невыносимы: входящий в лабораторию должен был задержать дыхание, чтобы не задохнуться парами кислот, зимой окна держали открытыми, поэтому температура в сарае не превышала 6°С тепла. Напряженный труд дал результаты: 18 июля 1898 года Пьер и Мария Кюри сообщили об открытии нового металла, который они предложили назвать полонием в честь родины Марии Кюри, его активность была в 400 раз выше активности урана. 26 декабря 1898 года супруги сообщили об открытии нового элемента, очень похожего по химическим свойствам на барий, обладающий сильной радиоактивностью. Новый элемент назвали радием. Его активность в 900 раз превышала активность урана. А само свойство веществ испускать невидимые лучи Пьер и Мария Кюри назвали радиоактивностью.

После радия и полония Кюри открыли ряд других радиоактивных элементов. Ученые установили, что все тяжелые элементы, расположившиеся в нижних клетках таблицы Менделеева, обладают радиоактивными свойствами. В 1906 году Пьер и Мария обнаружили, что радиоактивностью обладает элемент, содержащийся в клетках всех живых существ на Земле — изотоп калия. За свои открытия супруги Кюри в 1903 году были удостоены Нобелевской премии.

Пьер Кюри трагически погиб, когда, углубленный в свои мысли о предстоящем эксперименте, переходил улицу и попал под почтовый экипаж. Мария пережила мужа на много лет и умерла от мучительной лучевой болезни.

Учитель. А что собой представляет этот вид излучения? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда в 1899 году провели эксперимент по изучению состава радиоактивного излучения.

1. Радиоактивное излучение состоит из трех составляющих.

2. Одна из них собой излучение, не имеющее заряда, т.к. не отклонилась в магнитном поле.

3. Две другие составляющие имеют заряды противоположных знаков, т.к. отклонились в магнитном поле в противоположные стороны.

Учитель. А что же представляют собой эти составляющие радиоактивного излучения вы узнаете, поработав с текстом и заполнив таблицу в рабочих листах. (Учащиеся самостоятельно работают с текстом и заполняют таблицу в рабочих листах.)

Природа радиоактивности.

В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения. Магнитное поле разделило это излучение на три составляющие. Две составляющие, пройдя через магнитное поле, отклонились в противоположные стороны. Это указывает на наличие у этих излучений электрических зарядов противоположных знаков. Третья составляющая совсем не отклонилась магнитным полем. Следовательно, была электрически нейтральна. Положительно заряженный компонент излучения получил название альфа-лучей, отрицательно заряженный – бета-лучей и нейтральный – гамма-лучей (α-лучи, β-лучи, γ-лучи). Некоторое время спустя в результате исследования физических характеристик и свойств частиц, из которых состоят эти лучи, удалось установить природу радиоактивных излучений.

Альфа частицы - это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Альфа-лучи обладают небольшой проникающей способностью. Они полностью поглощаются поставленным на их пути листком бумаги, практически не проникает через кожный покров, но при попадании в организм, например, через порезы, очень опасны и пагубно действуют на внутренние органы.

Бета - частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. При этом пучок бета-лучей расширяется при отклонении, что свидетельствует о разных скоростях частиц в пучке. Проникающая способность больше, чем у альфа-лучей. Данный вид радиации проникает через тонкую одежду и кожу глубоко в ткани. Задержать бета-излучение можно при помощи алюминиевого листа в несколько миллиметров или толстой деревянной доски.

Гамма-излучение действует на фотопластинку, ионизирует воздух, не отклоняется магнитным полем. Следовательно, представляет собой электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн - 300000 км/с. Гамма - лучи обладают самой большой проникающей способностью. Для защиты от них нужно использовать толстый слой бетона или пластину из тяжёлых металлов таких, как платина и свинец.

Итак, явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом альфа-, бета- и гамма-частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.

Таблица 10 – Сравнение видов излучения

Заряд

Природа

Проникающая способность

Альфа-лучи

Положительный

Ядра атомов гелия

Небольшая

Бета-лучи

Отрицательный

Поток быстрых электронов

Средняя

Гамма-лучи

Не имеют заряда

Электромагнитные волны

Большая

Обсуждение результатов заполнения таблицы. Сравнение видов излучения по заряду, природе, проникающей способности.

Учитель. Радиоактивность - это природное явление. Радиоактивными являются почва, осадки, горные породы, вода. Ядерная энергия - источник всего существующего. Солнце и звезды сияют благодаря ядерным реакциям, происходящим в их недрах.

Учащиeся отвечают на вопросы

1. Естественные источники радиации.

2. Применение радиоактивного излучения.

3. Биологическое действие радиации.

4. Первичная проверка понимания.

Учитель. Итак, открытие явления радиоактивности стало свидетельством сложного строения атома. Давайте вспомним из курса физики 8 класса модель строения вещества. Она появилась в результате экспериментальной проверки модели атома, предложенной английским физиком Томсоном в 1903 году. Согласно этой модели, атом представляет собой шар, по всему объему которого распределен положительный заряд. Электроны находятся внутри этого атома. Резерфорд, пытаясь проверить эту модель, в 1911 году провел следующий эксперимент. Внимание на экран.

Просмотр «Опыт Резерфорда. Модель атома»

Давайте полностью сформулируем модель атома, предложенную Резерфордом. Выполняем задание 5 в рабочих листах. Вставить в текст пропущенные слова.

В центре атома находится массивное положительно заряженное ядро, занимающее малый объем атома.

Вокруг ядра движутся электроны, масса которых значительно меньше массы ядра.

Атом электрически нейтрален, т.к. заряд ядра равен модулю суммарного заряда электронов.

5. Первичное закрепление.

Выполнение теста с последующей взаимопроверкой.

1. Переведите с древнегреческого слово «атом».

А. Простой Б. Твердый В. Неделимый Г. Маленький

2. Кто из ученых открыл явление радиоактивности?

А. Томсон Б. Беккерель В. Резерфорд Г. Кюри

3. Что представляют собой α-лучи?

А. Поток положительно заряженных частиц

Б. Поток отрицательно заряженных частиц

В. Поток нейтральных частиц

4. Какая из составляющих радиоактивного излучения представляет собой поток быстрых электронов?

А. α-лучи Б. β-лучи В. γ-лучи

5. Какая из составляющих радиоактивного излучения обладает самой большой проникающей способностью?

А. α-лучи Б. β-лучи В. γ-лучи

6. В центре атома находится…

А. электрон Б. протон В. нейтрон Г. ядро

7. Вокруг ядра движутся…

А. электроны Б. протоны В. нейтроны Г. ионы

8. В электрически нейтральном атоме заряд ядра…

А. больше суммарного заряда электронов

Б. равен суммарному заряду электронов

В. меньше суммарного заряда электронов

Количество правильных ответов: __________ Оценка__________

1–2 «2» Ответы: 1 В; 2Б; 3А; 4Б; 5В; 6Г; 7А; 8Б.

3–4 «3»

5–6 «4»

7–8 «5»

Учитель. Мы начали наш урок с ваших ассоциаций со словом радиоактивность. Так, что же такое радиоактивность: добро или зло, подарок или проклятие, друг или враг? Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность?

Ответы учащихся.

Человек всегда должен помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. В своих действиях нужно руководствоваться правилом: «Не навреди!”, быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное - всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты. Радиоактивность отнюдь не новое явление, новизна лишь состоит в том, как люди пытались ее использовать.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: §52, сопоставить положительные и отрицательные аспекты явления радиоактивности. Заполнить таблицу

Домашнее задание: §52, сопоставить положительные и отрицательные аспекты явления радиоактивности.

Таблица 11 – Домашнее задание

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Учитель:

Я прошу каждого из вас оценить свою работу на уроке. Кто из вас не работал на уроке, кому было неинтересно - поднимет красный кружок. Кто работал на всех этапах урока, кому было интересно, кто получил новые знания поднимите желтый кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Цель математического образования в колледже  не только  приобретение выпускниками знаний, умений и навыков, но и  формирование умений использовать математические аппарат в будущей профе...

Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаго...

Инструкционно – технологическая карта как средство обучения по профессии

Учебно – методический комплекс включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативного обучения и контроля учебно-производственного процесса. Особое место в УМК отв...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Главной задачей современной системы образования является создание условий для формирования личности ученика, который способен к дальнейшему самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию и сот...

Доклад На тему: «Инструкционно - технологические карты, как средство организации самостоятельной работы обучающихся на уроках учебной практики»

Инструкционно- технологическая карта– это документ, содержащий в сжатой форме сведения о характере выполняемого  задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспо...

Технологическая карта открытого урока по учебной практике

Технологическая карта открытого урока по учебной практике по профеччии 23.01.10 "Слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава" , по разделу "Слесарное" дело", Тема...

Технологическая карта занятия по дисциплине Педагогика "Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения"

Технологическая карта открытого занятия по дисциплине Педагогика на тему "Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности" предназначена для студентов 2 кур...