Инструкционно – технологическая карта как средство обучения по профессии
статья

Чушкова Елена Александровна

Учебно – методический комплекс включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативного обучения и контроля учебно-производственного процесса. Особое место в УМК отводится документации письменного инструктирования как средству создания и поддержания у обучающихся эффективной ориентировочной основы учебно – производственной деятельности, в частности инструкционно – технологические карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsionno_-_teh_karta.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкционно – технологическая карта как средство обучения по профессии

В связи с реализацией ФГОС СПО  3, внедрением ФГОС СПО по ТОП-50 и ориентацией профессионального образования на практикоориентированный подход в подготовке будущих специалистов, востребованность  инструкционно-технологических карт на учебных занятиях значительно возрастает.

Актуальность разработки и применения инструкционно-технологических карт не  вызывает сомнения, поскольку их содержание включает информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий и их последовательность. Использование инструкционно-технологических карт в системе учебно методического комплекса по профессии способствует формированию технологической грамотности и профессиональной самостоятельности обучающихся. Применение инструкционно-технологических карт, как показывает опыт, дает возможность не только в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого обучающегося, но и повысить самостоятельность обучающихся в процессе обучения.

        В классификации средств обучения для учебной практики можно выделить: дидактические  и технические средства обучения  и отдельной группой можно выделить дидактические средства для обучающихся, к которым относятся инструкционно – технологические карты.

        Обладая высокой степенью наглядности, инструкционно-технологические карты дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для каждого обучающегося.

        При использовании инструкционно - технологических карт соблюдаются основные принципы дидактики:

              Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли    отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности обучающегося.

            Последовательность и цикличность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.

            Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание обучающимися содержания и средств своей деятельности. Инструкционно - технологическая карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий по освоению профессиональных компетенций. Здесь решающее значение имеет уровень знаний преподавателя и умение отобрать, ограничить материал.

          Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение в инструкционно - технологических картах разноуровневых заданий.

         Наглядность.

Содержанием инструкционно - технологических карт являются сведения о характере выполняемых заданий, требования к ним, материалы, инструменты, оборудование и приспособления, трудовые операции и их последовательность, а также приемы организации работы, возможные ошибки и неполадки, способы их устранения. Объем этих сведений может быть разным в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Хочется отметить, что любой вид инструкционно-технологической карты должен  раскрывать изучаемую операцию с двух позиций: «что делать» и «как делать» с обязательным указанием последовательности действий. Главное в инструкционно-технологической карте - «как делать», в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела карты - «порядок выполнения упражнений».

Только в процессе применения знания приобретается четкость, системность, прочность.

Этому способствует эффективное применение инструкционно-технологических карт, основным преимуществом которых является  уникальное сочетание теоретической части и практики.

Инструкционно - технологические карты, разработанные непосредственно в образовательной организации, являются своеобразным «аккумулятором» педагогического опыта, а их применение на уроках учебной практики формирует культуру передачи  профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Комплект инструкционных технологических карт по профессии "Маляр"

Комплект инструкционных технологических карт предназначен для подготовки и проведения уроков учебной практики по профессии "Маляр"...

Доклад На тему: «Инструкционно - технологические карты, как средство организации самостоятельной работы обучающихся на уроках учебной практики»

Инструкционно- технологическая карта– это документ, содержащий в сжатой форме сведения о характере выполняемого  задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспо...

Комплект инструкционно -технологических карт по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной сварки(наплавки)»

Комплект инструкционно -технологических карт  по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной  сварки(наплавки)»...

Доклад .«Использование инструкционно-технологических карт на уроках производственного обучения по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) »

Для практики производственного обучения, прежде всего в учебных мастерскиххарактерны следующие основные виды документов письменного инструктирования:инструкционные карты - применяются при освоении и о...

приложение к докладу Использование инструкционно-технологических карт на уроках производственного обучения

Изучив инструкционно-технологическую карту, Вы сможете: Организовать рабочее место для выполнения учебно-производственного задания, Подобрать и пользоваться инструментами и приспособлениями, Выполн...