Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".
методическая разработка по теме

 

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.

Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования,  построен на основе  проблемного метода обучения.

Ставились учебно-познавательные задачи, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Для организации учебной деятельности были использованы  такие формы как групповая, индивидуальная.

Состоялись дидактические отношения мастер- обучающийся, обучающийся-обучающийся, обучающийся - учебный материал, обучающийся –с/х техника.

 На уроке производственного обучения я формировал  у обучающихся такие компетенции:

·        Целостно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир);

·        Учебно-познавательную (самостоятельная познавательная деятельность);

·        Информационная (деятельность ученика с информацией);

·        Коммуникативная (способность взаимодействия с окружающими людьми).

Для более глубокого восприятия материала обучающимся, придачи наглядности и образности изучаемому вопросу, формированию умения работать с информацией был  использован  компьютер.

Функции мастера на данном уроке производственного обучения: консультант – организатор.  При подведении итогов деятельности обучающихся оценивается результат работы на уроке производственного обучения. 

Методическая разработка может быть использована на уроках производственного обучения и в производственной деятельности по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Михайловский профессионально-педагогический колледж»

городской округ г. Михайловка

Волгоградской области

Предметно-цикловая комиссия

технических и сельскохозяйственных дисциплин

«ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К  РАБОТЕ И  ВОЖДЕНИЕ ЕГО  С  ПРИЦЕПОМ»

методическая разработка инструкционно-технологической карты

для проведения лабораторно-практического занятия

производственного обучения

                                                          Составитель: Редкозубов В.И.

                                                                     мастер производственного обучения

 2012 год.

городской округ г. Михайловка.

Содержание:

 

  1. Пояснительная записка
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература              

Пояснительная записка.

              Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения (длительность урока производственного обучения для начального профессионального образования – 360 минут (6 часов))  по теме «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

             Лабораторно-практические занятия по предметам  «Техническое обслуживание и ремонт машин» проводятся в специально оборудованных лабораториях, где помимо комплектных тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и технологического оборудования, должны находиться и сборочные единицы в количестве, достаточном для организации трех одинаковых рабочих мест по каждому заданию.

             Лабораторно-практические занятия по предмету «Техническое обслуживание и ремонт машин» проводятся в пункте технического обслуживания.

Заключительный инструктаж на лабораторно-практических занятиях и на производственном обучении целесообразно проводить в форме производственного совещания коллектива учебной группы, на котором подводятся итоги выполнения заданий. Оценивается работа каждого звена, выделяются лучшие, выдаются задания на подготовку учащихся к  следующему занятию.

             Программой предусмотрено пять этапов производственного обучения: в лабораториях, учебных мастерских, на учебном полигоне, в учебном хозяйстве и на производстве.

             Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе и работа на них выполняется параллельно с лабораторно-практическими занятиями по предметам «Тракторы и автомобили» и «Сельскохозяйственные машины» в составе звеньев под руководством мастера производственного обучения.

             Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

  1. учебно-производственная  работа  по    теме «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом ».
  2. вопросы по проверке знаний обучающихся по теме.
  3. критерии оценок  выполнения работы.
  4. инструкционная    карта    по    выполнению  операций по подготовке тракторов и прицепа к работе,
  5. материалы  и оборудование,
  6. график  чередования  подзвеньев  по  рабочим  местам,
  7. указания по технике безопасности,
  8. контрольные операции,
  9. список используемой литературы.

             Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при  выполнении практических заданий.

             

          Урок обеспечен в полном объеме  слесарным инструментом, наглядными пособиями,  учебно – методической литературой, подъёмными средствами, мед.аптечкой, подставками противооткатниками и ветошью.  

           В ходе урока  у обучающихся формируются  профессиональные компетенции:

•    Проверять     комплектность,  техническое состояние колесного  и гусеничного тракторов, прицепа  2ПТС - 4;

  1. Осуществлять подготовку, регулировки ходовой части тракторов и прицепов;
  2. Проводить техническое обслуживание колёсных и гусеничных тракторов, различных прицепов;
  3. Осуществлять контроль за  правильностью  эксплуатации машинно – тракторного агрегата.

          Общие компетенции:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
  4. Нести ответственность за результаты своей работы.
  5. Осуществлять   поиск информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач.
  6. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  7. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
  8. Соблюдать правила  эксплуатации  машинно – тракторного агрегата,  правила дорожного движения и техники безопасности.

  1. Основная часть.

Инструкционно-технологическая карта №1.

Профиль: Тракторист - машинист с/х производства

Задание: № 13

Тема занятия: «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

Число учебных часов на задание: 6 часов

Цель занятия: 

- научить  учащихся   подготавливать гусеничные и колёсные  тракторы   к   работе,     составлять   транспортный   тракторный  агрегат, управлять  им на различных передачах с соблюдением правил дорожного  движения и требований охраны труда

- развивать  основы  мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.

- воспитывать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи, любовь к своей будущей профессии.

Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания с элементами самоконтроля

Оборудование и инструменты

1

2

3

1. Провести ЕТО колесного

трактора МТЗ -80

- проверить положение рычага переключения передач - нейтральное положение;

- проверить уровень масла в двигателе;

- проверить уровень масла в гидросистеме трактора;

- проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

- проверить наличие топлива в бачке пускового двигателя;

- проверить наличие топлива в баке основного двигателя;

- проверить состояние ходовой части: давление передних колес - 1,2 кгс/см2; давление задних колес - 1,4 кгс/см2;

- проверка работы электрооборудования трактора;

- убедиться в отсутствии течи двигателя и трансмиссии.

Ветошь, ГСМ, слесарный инструмент, манометр

2. Подготовка колесного

трактора МТЗ -80 к работе с прицепом 2ПТС - 4

- Установить колею трактора на 1400- 1500 мм;

- установить  на навеску трактора гидрокрюк для агрегатирования  его с прицепом;

Слесарный инструмент, домкрат, подставки, рулетка.

3. Агрегатирование МТЗ-80 с прицепом 2ПТС - 4

- Соединить  электропроводку трактора с электрооборудованием прицепа через разъём;

- присоединить гидросистемы трактора с прицепом.

- установить страховочную цепь.

Слесарный инструмент.

Указания по технике безопасности.

1.Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.

2.Техника безопасности при пользовании горюче-смазочными материалами.

3.Техника безопасности при  запуске двигателя трактора МТЗ - 80.

4. Техника безопасности при агрегатировании трактора с прицепом.

5. Техника безопасности при вождении трактора с прицепом.

Контрольные вопросы.

1. Провести  ЕТО трактора МТЗ – 80

2. Установить  колею трактора на 1400- 1500 мм.

3. Отрегулировать давление передних колес - 1,2 кгс/см2; давление задних колес - 1,4 кгс/см2.

4.При включении рычага подьёма прицепа, он не поднимается. Устранить неисправность?

5. Двигатель трактора не запускается,  Устранить неисправность?

6. К чему может привести не стопорение соединительного пальца сприцепом?

Инструкционно-технологическая карта №2.

Профиль:  Тракторист - машинист с/х производства

Задание:  № 13

Тема занятия: «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

Число учебных часов на задание: 6 часов

Цель занятия: 

- научить  учащихся   подготавливать гусеничные и колёсные  тракторы   к   работе,     составлять   транспортный   тракторный  агрегат, управлять  им на различных передачах с соблюдением правил дорожного  движения и требований охраны труда

- развивать  основы  мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.

- воспитывать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи, любовь к своей будущей профессии.


Последовательность выполнения задания



Технические условия и указания к выполнению задания с элементами самоконтроля


Оборудование и инструменты



1

2

3


Провести  ЕТО  трактора  ДТ - 75


1. Проверить уровень масла и при необходимости долить его:

-в картер основного двигателя,



-в корпус топливного насоса, в корпус регулятора частоты вращения коленчатого вала основного двигателя





Во время работы нужно следить за давлением масла и периодически проверять его уровень в картере двигателя. Уровень должен быть между нижней и верхней метками на маслоизмерительном стержне - щупе.



В корпуса топливного насоса и регулятора доливать масло до появления его из контрольного отверстия












ГСМ, лейка, нагнетатель, ветошь.












2. Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения (в радиаторе) и при необходимости долить





В систему охлаждения нужно заливать мягкую и чистую воду через воронку с сеткой до уровня горловины радиатора. Понижение уровня от верхней кромки заливной горловины на 8 см и более не допускается

Ослабленные крепления нужно затянуть, течь устранить


Ветошь, слесарный инструмент, воронка, ёмкость для воды.

3. Проверить техническое состояние наружных креплений и отсутствие подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости,    а   также    электролита

Ослабленные крепления нужно затянуть, течь устранить






Ветошь, щетка, набор ключей, лампочки, масло

4. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня вентилятора

При нажатии большим пальцем руки с усилием 30-50 Н (3-5кгс) ремень должен прогибаться на 10- 15 мм

Слесарный инструмент, угломер, силомер.

5. Завести двигатель, проверить работу контрольных приборов, ослушать двигатель и проверить работу систем сигнализации и освещения. Пустить трактор в движение и убедиться в отсутствии посторонних стуков и шумов в трансмиссии и ходовой части

Эти операции проводить в присутствии и под руководством мастера производственного обучения

Автостетоскоп,

тестер.

                                Указания по технике безопасности.

1.Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.

2.Техника безопасности при проведении ЕТО трактора ДТ - 75.

3.Техника безопасности при натяжении ремня вентилятора.

4. Техника безопасности при пользовании горюче-смазочными материалами.

5. Техника безопасности при запуске двигателя трактора ДТ – 75.

                                    Контрольные вопросы.

1. Провести  ЕТО трактора  ДТ – 75.

2. Трактор не поворачивает на лево. Установить причину и устранить её..

3.Отрегулировать  свободный ход рычагов управления тормозом планетарного механизма поворота трактора.

4. Устранить подтекание топлива в фильтре тонкой очистки .

5. При включении рычага управления навесной гидросистемой в положение «подъём», навесное устройство опускается. Почему? Устранить этот недостаток.

Инструкционно-технологическая карта №3.

Профиль: Тракторист - машинист с/х производства

Задание: № 13

Тема занятия: «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

Число учебных часов на задание: 6 часов

Цель занятия: 

- научить  учащихся   подготавливать гусеничные и колёсные  тракторы   к   работе,     составлять   транспортный   тракторный  агрегат, управлять  им на различных передачах с соблюдением правил дорожного  движения и требований охраны труда

- развивать  основы  мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.

- воспитывать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи, любовь к своей будущей профессии.

Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания с элементами самоконтроля

Оборудование и инструменты

1

2

3


1. Провести ЕТО  прицепа 2ПТС- 4

- очистить от пыли и грязи, проверить  состояние наружных креплений узлов прицепа


- проверить  давление воздуха в шинах и при необходимости подкачать


- проверить крепление сцепной петли


- проверить регулировку подшипников ступиц колес, при наличии люфта в подшипниках отрегулировать




- прицеп должен быть  чистым, наружные крепления затянуты




- давление воздуха в шинах должно быть 0,35 МПА (3,5 ктс/см кв.)



- гайка сцепной петли должна быть затянута до конца


- поднять колесо и установить подставку, снять крышку ступицы, отвернуть регулировочную гайку, снять колесо, промыть подшипники и ступицу, подшипники смазать на 2/3 объема

- колесо устанавливают на ступицу и затягивают без рывков. Гайку затягивают пока колесо туго поворачивает от толчка, затем отпускают на 1,5-2,0 грани для приработанных и 2,0-2,5 новых подшипников

- устанавливают замочную шайбу и затягивают контргайку

- под крышку заполняют смазкой



Ветошь, ГСМ, слесарный инструмент, манометр, домкрат, контрольная лампочка.

2. Проверить работу приборов световой  сигнализации прицепа 2ПТС - 4

-при включении освещения на прицепе должны гореть габаритные огни и освещаться номерной знак.

- при нажатии  на тормоз трактора должны загораться стоп-сигналы прицепа.

- при включении  тумблеров поворота на прицепе должны гореть мигающие огни левого и правого фонарей соответственно.

Отвёртка, тестер.

3. Проверить исправность и герметичность  гидравлической системы прицепа 2ПТС - 4

- не допускается подтекания масла в гидроцилиндре и гидротрассе.

Слесарный инструмент.

Указания по технике безопасности.

  1. Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.
  2. Техника безопасности при регулировке агрегатировании трактора МТЗ – 80 с прицепом  2ПТС - 4.
  3. Техника безопасности при  пользовании подъёмными средствами.
  4. Техника безопасности при  вождении трактора с прицепом по прямой и задним ходом.

Контрольные вопросы.

         

  1. Провести  ЕТО  прицепа  2ПТС- 4.
  2. Отрегулировать давление  воздуха в шинах давление воздуха в шинах 0,35 МПА (3,5 ктс/см кв.)
  3.  При подъёме прицепа, он поднимается не внужном направлении. Почему?
  4. К чему может привести эксплуатация прицепа со слабым давлением воздуха в шинах?

  1. Заключение.

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.

               Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования,  построен на основе  проблемного метода обучения.

              Ставились учебно-познавательные задачи, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

             Для организации учебной деятельности были использованы  такие формы как групповая, индивидуальная.

           Состоялись дидактические отношения мастер- обучающийся, обучающийся-обучающийся, обучающийся - учебный материал, обучающийся –с/х техника.

 На уроке производственного обучения я формировал  у обучающихся такие компетенции:

  1. Целостно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир);
  2. Учебно-познавательную (самостоятельная познавательная деятельность);
  3. Информационная (деятельность ученика с информацией);
  4. Коммуникативная (способность взаимодействия с окружающими людьми).

           Для более глубокого восприятия материала обучающимся, придачи наглядности и образности изучаемому вопросу, формированию умения работать с информацией был  использован  компьютер.

               Функции мастера на данном уроке производственного обучения: консультант – организатор.  При подведении итогов деятельности обучающихся оценивается результат работы на уроке производственного обучения.  

               Методическая разработка может быть использована на уроках производственного обучения и в производственной деятельности по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства».

  1. Литература.

Тракторы и автомобили

Родичев В.А. Тракторы: учеб. пособие / В.А. Родичев. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

Родичев В.А. Грузовые автомобили: учебник  / В.А. Родичев. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник / В.А. Родичев. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Родичев В.А.Легковой автомобиль: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007

Котиков В.М.Тракторы и автомобили: учебник. – М.: Академия, 2008

Сельскохозяйственные машины   и оборудование животноводства

Кирсанов В.В. Механизация и автоматизация животноводства: учебник.- М.:Академия,2006.

Конаков А.П. Техника для малых животноводческих ферм. – М.: Академия, 2006

Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины: учебник. – М.: Академия, 2006

Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006

Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006

Легеза В.Н.Животноводство: учебник. – М.: Академия, 2006

Никульников В.С. Биотехнология продукции  животноводства: учебное пособие – М.: КолосС, 2008

Костомахин Н.М Животноводство: учебник.- М.: КолосС, 2006

Родионов Г.В. Технология производства и переработки животноводческой продукции. - М.: КолосС, 2005

Технология производства продукции растениеводства

Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006

Третьяков Н.Н. Агрономия: учебное пособие. – М.: Академия, 2004

Основы агрономии: учебник. – М.: Академия, 2003

Технология хранения зерна: учебник /под ред. Е.М. Вобликова. – СПб: Лань, 2006

Щербакова Л.Н. Защита растений: учебное пособие. – М.: Академия, 2008

Гатаулина Г.Г Технологическое оборудование для переработки продуктов растениеводства. – М.: КолосС, 2007

Механизация и автоматизация технологических процессов в растениеводстве

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: учеб. пособие / Н.И. Верещагин и др. – М.: Академия, 2005

Ковалев Ю.Н. Основы ведения  фермерского хозяйства: учеб. пособие / Ковалев Юрий Николаевич.- М.: Академия, 2006.

Воробьев В.А. Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства: учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: КолосС, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов и преподавателей для проведения лабораторно-практических занятий по ПМ01 МДК 0102 "Основы профилактики" в объеме 12 часов

Данная разработка включает комплект анкет и опросников, позволяющих определить условия и качество жизни индивидуума, а также наличие вредных привычек и факторов риска. Это первый этап профилактическог...

Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля

Деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профес...

Методические рекомендации для мастеров производственного обучения для проведения лабораторно-практических занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению лабораторно-практических занятий по МДК 01. «Приготовление блюд из овощей и грибов»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению лабораторно-практических занятий по дисциплине МДК.02.02. Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок

В настоящей методичесой разработке представлены основные методические материалы к выполнению лабораторных работ по  МДК.02.02. «Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации...

Методика проведения занятий производственного обучения по вождению автомобиля

В условиях перехода страны на рыночную экономику успеха, добиваются те отрасли народного хозяйства, где упор делается на качество производимой продукции, что делает ее конкурентно способной как внутре...