Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля
учебно-методический материал на тему

Деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профессии, как мастера производственного обучения, заключается в подготовке водителей автомобилей категорий «В». Статистика показывает, что 60-70% дорожно-транспортных происшествий вызвано неправильными действиями (ошибками) водителя, как элемента системы «водитель – автомобиль – дорога» (ВАД), 20-30% обусловлено неудовлетворительными дорожными условиями и 10-15%- отклонениями в техническом состоянии автомобиля, т.е. наиболее слабым и ненадежным звеном в системе ВАД является водитель.

Надежность же водителя во многом определяется уровнем его подготовки и профессионального мастерства. Одним из основных компонентом подготовки водителей является обучение их умению правильно действовать в экстремальных дорожно-транспортных ситуациях . Сложившаяся в настоящее время система подготовки водителей в нашей стране пока не обеспечивает качественного обучения, необходимого для безопасного управления автомобилем. Основной причиной такого положения, на мой взгляд, является недостаточное влияние при обучении водителей вопросам практического формирования у них навыков и умения правильной организации восприятия, оценки и прогнозирования ДТС, принятие наиболее безопасных решений по управлению автомобилем и их эффективной реализации. Восполнение такого серьезного пробела в профессиональной подготовке осуществляется уже самим водителем за счет накопления опыта ценой проб и ошибок в течение довольно большого промежутка времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_zanyatiy.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхопенская СОШ»

Ивнянского района Белгородской области

Мастер п/о     Билецкий А.С

                                                Содержание.

    Введение.                                                                                    ……….1

1. Основные задачи мастера производственного обучения.     ……….2

2. Подготовка автомобиля к эксплуатации.                                ……….3

3. Содержание обучения индивидуальному вождению.             ………4    

4. Приложение №1.                                                                        ……….8

Заключение.                                                                                      …….16

Введение.

        На реализацию проблемы качества подготовки квалифицированных рабочих оказывают влияние значительное количество факторов и условий, определяющим из которых является уровень постановки учебного процесса, на службу которому фактически и работают все звенья современного профессионально-технического учебного заведения. Только при условии высокого качества учебного процесса, прежде всего процесса производственного обучения, возможна качественная подготовка квалифицированных рабочих.

        Эффективность процесса производственного обучения в решающей степени определяется уровнем профессионального мастерства мастера производственного обучения, являющегося основным учителем профессии будущих квалифицированных рабочих.

        Процесс производственного обучения происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практически умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

        Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально организованных условиях (учебные мастерские, учебные лаборатории, тренажеры, полигоны и т.д.) и в реальных дорожных условиях, применительно к той профессии, которой я обучаю.

                 

                   1. Основные задачи мастера производственного обучения.

        Деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профессии, как мастера производственного обучения, заключается в подготовке водителей автомобилей категорий  «В». Статистика показывает, что 60-70% дорожно-транспортных происшествий вызвано неправильными действиями (ошибками) водителя, как элемента системы «водитель – автомобиль – дорога» (ВАД), 20-30% обусловлено неудовлетворительными дорожными условиями и 10-15%- отклонениями в техническом состоянии автомобиля, т.е. наиболее слабым и ненадежным звеном в системе ВАД является водитель.

        Надежность же водителя во многом определяется уровнем его подготовки и профессионального мастерства. Одним из основных компонентом подготовки водителей является обучение их умению правильно действовать в экстремальных дорожно-транспортных ситуациях . Сложившаяся в настоящее время система подготовки водителей в нашей стране пока не обеспечивает качественного обучения, необходимого для безопасного управления автомобилем. Основной причиной такого положения, на мой взгляд, является недостаточное влияние при обучении водителей вопросам практического формирования у них навыков и умения правильной организации восприятия, оценки и прогнозирования ДТС, принятие наиболее безопасных решений по управлению автомобилем и их эффективной реализации. Восполнение такого серьезного пробела в профессиональной подготовке осуществляется уже самим водителем за счет накопления опыта ценой проб и ошибок в течение довольно большого промежутка времени.

        Безопасность вождения автомобиля в различных дорожных условиях может быть достигнута при условии правильного использования его основных эксплуатационных свойств, которые непосредственно связаны с движением и в той или иной степени определяют закономерности этого движения. К таким основным эксплуатационным свойствам автомобиля относятся: динамичность, устойчивость, проходимость, управляемость, плавность хода, топливная экономичность. Перечисленные свойства могут по разному проявляться в зависимости от сочетания дорожных, климатических и других факторов, определяющих в совокупности условия эксплуатации автомобиля.

        Главными факторами, которые  могут значительно изменить эксплуатационные свойства автомобиля, являются: его техническое состояние, окружающие дорожные и климатические условия, в которых используется автомобиль, опыт и квалификация водителя. Профессиональные навыки и субъективные особенности каждого человека, управляющего автомобилем, имеют решающее значение в безопасном использовании всех возможностей автомобиля. Для предотвращения ДТП следует больше внимания уделять качеству подготовки водителей, повышению профессиональных навыков вождения, научить водителей мастерски управлять автомобилем в различных условиях дорожной обстановки, усилить контроль за качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей, тщательно проверять их техническое стояние при выходе в рейс и по возвращению в парк.

        Вместе с тем безопасность движения следует рассматривать не как самоцель, а в неразрывной связи с наиболее полным и эффективным использованием эксплуатационных свойств автомобиля. В связи с этим водителю  необходимо знать основные теоретические положения автомобиля (действие внешних сил на автомобиль при заносе, торможении, преодолении крупных подъемов, спусков и т.п.), а также иметь твердые практические навыки в грамотном правлении автомобилем в различных дорожно-климатических условиях и наиболее рациональным использованием его эксплуатационных возможностей.

        

 

                              2. Подготовка автомобиля к эксплуатации.

Перечень основных работ

Виды операций

Подготовка к рейсу

Ежедневное техническое обслуживание:

а) мойка автомобиля

б) проверочно-крепежные работы

в) регулировочные и заправочные работы

Контрольный осмотр

1. Внимательно осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии повреждений, …… топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей.

2. Протереть номерные знаки, стекла кабины, приборы освещения и сигнализации.

3. Проверить состояние и крепление рулевых тяг. сошки рулевого механизма, свободный ход рулевого колеса.

4. Проверить давление воздуха в шинах колес и их крепление.

5. Проверить заправку двигателя охлаждающей жидкость. и маслом, наличие топлива в баках, при необходимости дозаправить до нормы.

6. Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях.

7. Проверить свободный ход педалей сцепления и тормоза, уровень тормозной жидкости в накопительных бачках главных цилиндров привода сцепления и тормозов.

8. Пустить двигатель, прослушать его работу на разных режимах и убедиться в отсутствии перебоев стуков, ненормальных шумов, течки масла, охлаждающей жидкости, топлива.

9. Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей, сигнала торможения и устройства для обмыва ветрового стекла.

10. Проверить на ходу работу сцепления, рабочей и стояночной тормозных систем, коробки передач и раздаточной коробки, рулевого управления.

11. Проверить комплектность водительского инструмента.

Проверка автомобиля в движении.

Убедиться в исправной работе всех систем и механизмов автомобиля после их окончательного прогрева до рабочей температуры.

                   

                   3. Содержание обучения индивидуальному вождению

  транспортных  средств  категории «В»

10-класс  (24ч.)

п/п

Наименование  заданий

Кол.

часов

маршрута

1.

Посадка. Ознакомление  с  органами  управления.

1

Площадка

2.

Посадка. Ознакомление  с  органами  управления.

1

Площадка

3.

Начало  движения , переключение  передач.

1

Площадка

4.

Начало  движения , переключение  передач.

1

Площадка

5.

Движение  по  прямой , торможение  и  остановка.

1

Площадка

6.

Движение  по  прямой , торможение  и  остановка.

1

Площадка

7.

Разгон. Движение  по  прямой  с  переключением  передач. Способы  торможения.

1

Площадка

8.

Движение  задним  ходом  между  ограничителями , остановка.

1

Площадка

9.

Движение  задним  ходом  между  ограничителями , остановка.

1

Площадка

10.

Движение  по  прямой  с  переключением  передач в  восходящем  и  нисходящем  порядке.

1

Площадка

11.

Способы  перехода  на  низшую  передачу , способы  торможения.

1

Площадка

12.

Остановка  и начало  движения  на  подъемах.

1

Площадка

13.

Разгон  и  торможение  с  остановками  у  стоп-линии.

1

Площадка

14.

Повороты    направо    и    налево ,   между  препятствиями.

1

Площадка

15.

Повороты    направо    и    налево ,   между  препятствиями.

1

Площадка

16.

Движение  задним  ходом  с  поворотами.

1

Площадка

17.

Остановка  в   заданном  месте.

Остановка  у  тротуара , на  обочине , под  углом.

1

Площадка

18.

Подъезд  к  ограничителю  задним  ходом.

1

Площадка

19.

Въезд  в  ворота  передним  и  задним  ходом.

1

Площадка

20.

Постановка  транспортного  средства  в  «бокс».

1

Площадка

21.

Постановка  транспортного  средства  в  «бокс».

1

Площадка

22.

Постановка   Т.С.  на  габаритную  стоянку.

1

Площадка

23.

Постановка   Т.С.  на  габаритную  стоянку.

1

Площадка

24.

Контрольное  занятие  №1

1

                                  Итого:                           24

                                                       

                                                         11-класс  (32ч.)

п/п

Наименование  заданий

Кол.

часов

маршрута

1.

Отработка  навыка  движения  глаз.

1

№1

2.

Движение  в  транспортном  потоке.

1

№2

3.

Остановка  и  начало  движения  в  транспортном  потоке.

1

№2

4.

Движение    на    поворотах    с    ограниченной  видимостью.

1

№1

5.

Движение  на  подъемах  и  спусках  с остановками и  началом  движения.

1

№1

6.

Проезд     мест    остановок     общественного  транспорта.

1

№2

7.

Проезд  пешеходных  переходов.

1

№1

8.

Встречный  разъезд  в  узких  проездах.

1

№2

9.

Движение  по  мостам  и  путепроводам.

1

№2

10.

Объезд     препятствия  ,   отработка    приемов  парковки.

1

№1

11.

Проезд  перекрестка , оценка  перекрестка.

1

№1,2

12.

Контрольное задание № 2

1

№1,2

13.

Проезд  нерегулируемых  перекрестков.

1

№2

14.

Проезд  нерегулируемых  перекрестков.

1

№1

15.

Выбор  траектории  движения  на  перекрестке.

1

№2

16.

Выбор  скорости  движения  на  перекрестке.

1

№3

17.

Формирование  безопасного  пространства  вокруг транспортного  средства.

1

№3

18.

Движение  в  транспортном  потоке  с  большой   интенсивностью.

1

№3

19.

Остановка  и  начало  движения  на  дорогах  с  большой  интенсивностью.

1

№2

20.

Движение   на   поворотах    с    ограниченной  видимостью.

1

№3

21.

Проезд    обозначенного    места    остановки  общественного  транспорта.

1

№3

22.

Проезд  пешеходных  переходов  на  дорогах  с  большой  интенсивностью.

1

№3

23.

Отработка  приемов  парковки.

1

№3

24.

Встречный  разъезд  на  узких  участках  дорог  с  большой  интенсивностью.

1

№3

25.

Встречный  разъезд  на  узких  участках  дорог  с  большой  интенсивностью.

1

№3

26.

Проезд  железнодорожных  переездов.

1

№3

27.

Проезд  перекрестков , определение  расстояния  до  приближающего  транспортного  средства.

1

№3

28.

Контрольное задание № 3

1

№3

29.

Вождение  в  различных  дорожных  условиях.

1

№3

30.

Вождение  в  различных  дорожных  условиях , с  выявлением  недостатков.

1

№3

31.

Вождение  в  различных  дорожных  условиях , с  выявлением  недостатков.

1

№3

32.

Контрольное задание № 4

1

№3

                              Итого:                                  32

                         Экзамен:                                  1

                                                                  Всего:                                56

        Правильна посадка водителя за рулем имеет важное значение для безаварийной работы. При правильной посадке обеспечивается хороший обзор дороги, удобство пользования органами управления, наименьшая утомляемость водителя. Для этой цели к конструкции отечественных автомобилей предусмотрены регулировки сиденья водителя как по высоте, так и по наклону спинки передних сидений и по расстоянию от органов управления, а также регулировки положения зеркал заднего вида.

        При этом стараюсь использовать знания, которые учащиеся получили в процессе изучения теоретического курса. Такой подход побуждает учащихся к добросовестному изучению специальных предметов, так как они убеждаются во взаимосвязи теории с практикой.

        Действия водителей при пуске и остановке карбюраторного двигателя различаются в зависимости от температуры окружающей среды (воздуха). Используя теоретические знания учащихся, выясняю факторы, которые необходимо учитывать при пуске двигателя в холодное время года. А затем практически на автомобиле показываю действие водителя, облегчающие запуск двигателя. Обращаю внимание учащихся на то, что правильный запуск двигателя и подготовке автомобиля к движению значительно увеличивает межремонтные пробеги автомобилей. Трогание с места отрабатываю ни на ровной дороге, так и на подъеме. При этом обращаю внимание ученика на то, что при трогании с места следует обязательно уступить дорогу любому другому уже движущемуся транспортному средству, не создавая ему помех.                                                                                      

Чтобы выработать правильные приемы пользования коробкой передач  необходимо иметь четкое представление о явлениях, происходящих в них. Правильное переключение передачи зависит от выбора передачи, соответствующей условиям движения и умения в необходимый момент ее легко и бесшумно включить. Отработка переключения передач проводится в двух направлениях: с низшей на высшую и наоборот. Обращаю внимание учащихся на то, что не следует прикладывать к рычагу переключения больших усилий, а также переключаться рывком. Правильные действия при переключении значительно продлевают срок службы трансмиссии.

        Водителю как-то приходится изменять направление движения автомобиля. Поэтому для обеспечения требуемой безопасности необходимо усвоить основные приемы выполнения различных поворотов и разворотов. При повороте автомобиля в любых условиях требуется повышенная осмотрительность, осторожность и постоянное наблюдение за дорогой в направлении намечаемого движения и сзади с обязательным использованием зеркал заднего вида. Разворот рекомендую производить по возможности без применения заднего хода. Если ширина проезжей части недостаточна и  развернуться за один маневр не удается, разворот выполняется в несколько приемов.

        Остановка и стоянка автомобиля производится в соответствии с правилами дорожного движения. Приучаю учащихся к правильным действиям после остановка: перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Затянуть ручкой тормоз и включить указатель поворота и зажигание. Для надежности закрепления автомобиля но стоянке включить первую передачу или передачу заднего хода, а в темное время суток, при плохой видимости включить габаритные или стояночные огни. Скорость движения автомобиля выбирается водителем от вида, ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения, метеорологических условий, наличие пешеходов на проезжей части или около, перевозимого груза, технического состояния автомобиля. Одним из главных качеств водителя считаю умение выбирать необходимую скорость движения в соответствии с дорожными условиями. Поэтому при отработке большинства упражнений фиксирую внимание учащегося на выборе скорости  и соблюдении дистанции, особенно при движении по дорогам с большой интенсивностью.

        Такой раздел, как движение в ограниченных проездах, отрабатываю на автодроме. Постепенно усложняю задание, добиваясь, чтобы ученик мог выезжать из ворот передним и задним ходом с последующим разворотом.

        Обгон является наиболее сложным и опасным маневром. Безопасный обгон требует от водителя хорошего газометра, умного расчета и строгого выполнения правил обгона. Особенно опасен обгон на дорогах с небольшой шириной проезжей части, когда для его выполнения приходится выезжать на встречную полосу, что может помешать нормальному встречному движению.

        К отработке этого задания приступаю убедившись в том, что ученик грамотно ведет автомобиль по прямой, правильно маневрирует, не глядя на рычаги управления, умело и вовремя включает и выключает сигналы поворота. Имеет некоторые особенности и встречный разъезд.

         При встречном разъезде водитель должен перестроиться вправо настолько, насколько это позволяет ширина проезжей части, наличие других участников движения. Если встречный разъезд затруднен, водитель на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.

        После усвоения учащимся правил движения по дороге перехожу к  вождению с различной интенсивностью движения. В основном использую вождение по улицам р.п. Шилово. На  этом этапе обучения включаю и такие элементы, как движение на площади и проезд железнодорожных переездов. При отработке этих элементов требую от учащихся четких знаний по правилам дорожного движения и грамотного их использование в практическом вождении. Выполнение всех перечисленных разделов обучения позволяет

                                                                 

готовить водителей, способных к самостоятельной работе после окончания обучения в школе.

         На вождение легкового автомобиля отводится 56 часов. Как правило учащиеся приступают к вождению легкового автомобиля после того, как получили определенные навыки вождения  закрытой площадки. Для этого составляется график выхода учащихся на учебное вождение, в котором предусмотрена эта последовательность.

        

   ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«Вождение в темное время суток»

Учебные цели: научить успешному овладению   необходимыми дополнительными умениями   и навыками управления автомобилем в новых условиях Место: на загородных дорогах и в городских условиях. Метод занятия:   рассказ, показ и тренировка.

Вводная часть - 5 Объявляется тема, цель занятия, напоминаются меры безопасности, проверяются знания ПДД.

Основная часть:

Задание выполняется на загородных дорогах и в городских условиях. Используются для этого учебные маршруты, на которых ранее отрабатывались упражнения в дневное время. В учебные маршруты обязательно включаются повороты, подъем, спуск и проезд через населенный пункт.

Вождение в темное время суток имеет свои особенности. Это объясняется тем, что ночью видимость ухудшается, а вместе с ней ухудшается необходимая информация о дороге. Водителю приходится пользоваться только тем, что попадает в поле зрения при искусственном освещении.

Перед началом выполнения упражнения следует напомнить учащемуся требования ПДД о пользовании внешними световыми приборами при управлении автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

При отработке упражнения по вождению автомобиля в темное время суток па загородных дорогах, следует учить своевременному переключению света с дальнего на ближний, чтобы не ослепить водителя встречного транспортного средства. Это следует делать при встречном транспортном движении на расстоянии не менее 150 метров до транспортного средства, а так же при большом расстоянии, если водитель встречного транспорта сообщает об этом путем переключения светом фар; перед поворотом, на подъемах и спусках. Снова перейти на дальний свет можно непосредственно перед разъездом, если на дороге не окажется другого встречного транспорта.

Необходимо перейти на ближний свет и при движении на близком расстоянии от впереди идущего транспортного средства.

Учащийся должен переключить дальний свет на ближний перед началом обгона, чтобы не ослепить водителя обгоняемой машины и перейти снова на дальний свет не ранее момента ее опережения. При перестроении автомобиля на первоначальную полосу движения переключить дальний свет на ближний обязан водитель обгоняемого транспортного средства.

При проезде через населенные пункты следует быть всегда в готовности к внезапному появлению на дороге пешеходов и велосипедистов. Если необходимо предупредить других участников движения о своем приближении, необходимо воспользоваться переключением света фар. На остановках включать габаритные огни.

При ослеплении учащийся должен включить аварийную световую сигнализацию   и. не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Заключительная часть - 5   Подводится итог занятия, объявляются оценки, указываются недостатки и ошибки. Дается задание на самоподготовку.

     «Вождение по дорогам с различной интенсивностью движения».

Учебные цели: научить вождению по дорогам с различной интенсивностью движения

Место: населенный пункт

Метод занятия: рассказ, показ, тренировка.

Вводная часть-5        Объявляется тема, цель занятия, напоминаются меры безопасности,

проверяются знания ПДЦ

Основная часть:

Задание включает обучению вождению сначала на загородных дорогах и в населенном пункте с небольшим движением транспортных средств, а затем - в условиях большой интенсивности движения. На первых занятиях скорость движения автомобиля не должна превышать 25-30 км/ч. По мере приобретения учащимся необходимых навыков и умений вождения, скорость движения может быть увеличена до установленной ПДД.

С приобретением достаточных умений и навыков необходимо перейти к выработке у подопечного быстрой реакции,   инициативы и смекалки, для чего целесообразно по ходу движения   подавать неожиданные команды, направленные на практическое усвоение ПДД, например, «Сделать остановку», «Развернуться для движения в обратном направлении», «Повернуть направо» и т.д.

Выезд на улицы населенного пункта.

При его выполнении требуется проявлять большую осторожность и осмотрительность. Если при выезде на проезжую часть необходимо предварительно пересечь тротуар, то перед ним надо приостановиться, чтобы обозначить себя и пропустить пешеходов.

Перед поворотом направо потребовать от будущего водителя включить указатель поворота, пропустить транспортные средства, двигающиеся по прилегающей стороне, и при наличии перерыва между машинами тронуться. Перед поворотом налево надо убедиться в отсутствии запрещающих знаков или разметки и пропустить транспортные средства, движущиеся в том и другом направлениях.

Движение в транспортном потоке.

Занятия начинаются с вождения по загородным дорогам. Учащийся должен научиться выбирать безопасную скорость, положенные интервалы между машинами и необходимую дистанцию до впереди движущегося транспортного средства с учетом условий движения и складывающейся обстановки.

Обычно дистанция устанавливается в зависимости от скорости движения. Например, при скорости 30 км/ч дистанция должна быть не менее 30 метров, а при скорости 50 км/ч - 50 метров. Дистанция увеличивается на скользкой дороге и в снегопад, при густом тумане, на крутых подъемах и спусках.

Интервал между транспортными средствами выбирается с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и качества дороги. При наличии дорожной разметки автомобиль должен находиться строго на ее границах. Наезжать и пересекать прерывистую линию разметки разрешается только при перестроении с одной полосы на другую. Недопустимо чтобы автомобиль находился одновременно на двух полосах.

При отсутствии дорожной разметки и соответствующих знаков проезжая часть должна делиться на две полосы движения мысленно самим водителем с учетом ее ширины. Во время занятий этому следует научить учащегося.

С первого же занятия необходимо добиваться от подопечного умения прогнозировать дорожную ситуацию, тем более, что это делать в условиях небольшого потока транспортных средств гораздо проще чем по загруженной дороге. Для этого нужно обязать учащегося постоянно следить за обстановкой на дороге не только вблизи автомобиля, но и на дальнем расстоянии.

Вождение в транспортном потоке должно осуществляться ближе к правому краю проезжей части. При этом необходимо обращать внимание учащегося на принятие мер предосторожности во время движения вдоль тротуара, где находится много пешеходов.

На    крутом    уклоне    не    допускать    выключение    сцепления,    а    также    резкого торможения при скользком дорожном покрытии. Во время остановок на подъеме или спуске требовать торможение автомобиля стояночным тормозом.

Проезд пешеходных переходов,

В ходе занятия необходимо напомнить, что согласно ПДД п. 14.1 "Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу" и требовать снижения скорости во время подъезда к нему, чтобы в случае необходимости уступить дорогу пешеходу.

На регулируемых пешеходных переходах не следует спешить трогаться, пока пешеходы не закончат переход по проезжей части. При возникновении затора за пешеходным переходом необходимо остановиться перед ним.

Перед началом каждого занятия необходимо предупреждать учащегося, что любой перекресток для водителя является зоной повышенной опасности, т.к. на нем сходятся, маневрируют и разъезжаются по различным направлениям потоки транспортных средств, а проезжую часть пересекают пешеходы.

Отработка любого маневра начинается с приближения к перекрестку. Важно научить будущего водителя умению определить тип перекрестка. Он должен ознакомиться с имеющимися дорожными знаками и разметкой, наличием светофора и регулировщика. После этого занять правильное положение на проезжей части, чтобы продолжить движение в нужном направлении. В зависимости от вида перекрестка и обстановки на нем, будущий водитель обязан: снизить скорость, перейти на пониженную передачу и остановиться (при запрещающем сигнале, приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком, синего цвета и специальным звуковым сигналом, при помехе справа на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог) или увеличить скорость и проехать перекресток (при разрешающем сигнале и отсутствии помехи).

При приближении к перекресткам с круговым движением важно выяснить какая дорога является главной - на кругу или примыкающая к нему, и в соответствии с этим определить, кто обязан уступить дорогу для движения. Необходимо напомнить о его обязанностях, уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим переход. Следует запомнить, что ПДД п. 13.2 "Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей», если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствия для движения транспортных средств в поперечном направлении. Во время движения через перекресток по главной дороге необходимо обращать внимание на принятие мер предосторожности при пересечении с второстепенной дорогой, откуда может внезапно появиться транспортное средство. Вместе с тем, следует напомнить, что преимущественнее право проезда сохраняется не только когда осуществляется движение по главной дороге, но и при съезде с нее на второстепенную дорогу.

Для совершения поворота или разворота важно научить своевременно, осуществлять перестроение и занимать соответствующую полосу движения.

Особое внимание следует обращать на последовательность действий при перестроении. Для этого учащийся должен с помощью зеркал посмотреть назад, убедиться в отсутствии помехи для совершения маневра, затем включить указатель поворота и только после этого начинать перестроение.

Основная цель отработки поворотов - научить технике их выполнения с соблюдением требований безопасности и ПДД.

|3аключительная часть - 5     Подводится итог занятия, объявляются оценки, указываются недостатки и ошибки.

Для перестроения с одной полосы движения на другую учащийся должен:

•     с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии помех сзади и со стороны полосы, на которую намечено перестроиться;

•    включить соответствующий указатель поворота и проехать в прямом направлении не менее 3-5 секунд;

•     при отсутствии помехи перестроиться на намеченную полосу движения без снижения скорости;

•     выключит указатель поворота.

Следует напомнить учащемуся, что ПДД обязывают водителя при перестроении уступать дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. В случае одновременного перестроения транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

   Начало движения и остановка.

Сначала оно проводится с использованием только правой полосы движения, а после приобретения учащимся необходимых умений и навыков - в сочетании с предварительным перестроением из одной полосы движения на другую. Перед выполнением этого маневра необходимо напомнить учащемуся требования пункта 8.12 ПДД: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

При отработке приемов трогания с места надо уделить внимание обучению учащегося как действовать в более сложной ситуации, когда автомобиль блокирован спереди и сзади другими машинами и обзор ограничен. В таких случаях водитель должен немного выехать из ряда и только при вторичной оценки возможности безопасного выезда начать движение.

Будущего водителя следует учить выдержке. Так, если при трогании с места сзади подъезжает вереница машин, то указатель поворота следует включать только после их проезда.

При выполнении остановки в загородных условиях необходимо предупредить учащегося, что съезд на обочину без твердого покрытия и особенно с размягченным после дождя грунтом может привести к заносу и даже опрокидыванию автомобиля.

При выполнении остановок в городских условиях, необходимо обращать внимание учащегося на правильную постановку автомобиля у тротуара.

Необходимо требовать от учащегося проявлять осторожность при открывании двери во время выхода из автомобиля.

Движение на поворотах.

Отрабатывается на загородных дорогах. Сначала упражнение выполняется на поворотах с незначительным радиусом закругления, а с приобретением необходимых умений и навыков - на зигзагообразных и крутых поворотах.

Перед тем как приступить к выполнению данного упражнения, необходимо предупредить учащегося, что безопасность преодоления поворотов зависит от умения водителя прогнозировать ситуацию, выбирать соответствующую траекторию движения и положенную скорость в зависимости от радиуса поворота, ширины и профиля проезжей части, наличия груза.

Необходимо также объяснить, что на поворотах вследствие действия центробежной силы транспортное средство наклоняется в сторону противоположную закруглению дороги. Эта сила растет с увеличением скорости движения и уменьшением радиуса поворота.

С     учетом      вышеизложенного     повороты      водителем     должны      выполняться в     следующей последовательности:

1.    на участке до начала левого поворота автомобиль направляется к правой части полосы движения с одновременным притормаживанием и переходом на низшую передачу;

2.    находясь еще на прямолинейном участке, постепенно увеличивает подачу топлива, а при выезде на изгиб дороги плавно поворачивает рулевое колесо в сторону поворота, не уменьшая подачу топлива, что будет способствовать сохранению сцепления колес с дорогой и компенсировать действие боковой силы инерции;

3.    направляет автомобиль по прямой, проходящей вблизи изгиба поворота;

4.    постепенно поворачивает рулевое колесо влево, вправо, направляет автомобиль к правой части полосы движения с одновременным увеличением подачи топлива;

5.    при выезде на прямолинейный участок возвращает рулевое колесо в нейтральное положение.

Преодоление подъемов и спусков.

Проводится с учетом постепенного усложнения условий их выполнение. Сначала следует научить преодолевать подъемы небольшой протяженности с разгона на одной из высших передач. Затем перейти к преодолению подъемов большей протяженности на низших передачах без разгона и с таким расчетом, чтобы двигатель имел запас мощности.

При преодолении подъемов необходимо требовать от учащегося соблюдения безопасной дистанции до- впереди движущегося транспортного средства. А во время преодоления крутых подъемов не начинать движения, пока впереди идущий автомобиль не освободит подъем.

При движении на спусках отрабатывать комбинированное торможение двигателем и рабочим тормозом. Не допускать движения на длинных спусках по инерции с выключенным двигателем. На крутом уклоне не допускать выключения сцепления, а также резкого торможения при скользком дорожном покрытии.

Остановки на подъемах и спусках вначале отрабатывать в указываемых мастером местах, в последующем после приобретения соответствующих умений и навыков места для остановки учащийся выбирает самостоятельно.

При возобновлении движения на подъеме и спуске внимание учащегося должно быть обращено на принятие мер предосторожности по отношению к движущимся в попутном направлении транспортным средствам, своевременному включению указателя левого поворота и на согласованные действиями педалями сцепления, не допуская скатывания автомобиля назад.

Проезд пешеходных переходов.

Упражнение направленно на воспитание у будущего водителя чувства уважения по отношению к пешеходу. Особую внимательность и осторожность он должен проявлять при проезде нерегулируемых пешеходных переходов, так как на них наиболее велика вероятность появления пешеходов.

Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка или высадка производятся на проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

На нерегулируемых пешеходных переходах не следует спешить начинать движение на разрешающий сигнал светофора, пока пешеходы не закончили переход проезжей части. При возникновении затора, за пешеходным переходом необходимо остановиться перед ним.

Объезд и встречный разъезд.

Это два маневра, которые совершают водители транспортных средств в повседневной работе. Поэтому будущий водитель в процессе обучения должен овладеть ими. Однако трудности, с которыми встречается этот мастер, заключается в том, что места для их выполнения заранее спланировать невозможно.

При обнаружении на дороге препятствия, учащийся должен оценить ситуацию на проезжей части, включить указатель левого поворота, определить траекторию движения; при необходимости снизить скорость и начать объезд.

Следует предупреждать учащегося, что объезжать препятствие нельзя, если этим маневром создается помеха встречному или попутно движущемуся по соседней полосе транспортному средству.

При объезде необходимо обращать внимание на выдерживание интервала, позволяющего без помех открыть дверь на стоящем транспортном средстве. По завершению объезда требовать от учащегося возвращения транспортного средства на ранее занимаемую полосу движения.

Особая осторожность должна быть проявлена во время проезда стоящего на остановках общественного транспорта, когда неожиданно может появиться пешеход, вышедший из автобуса или спешащий на посадку.

Будущему водителю надо напоминать, что в непосредственной близости от встречного транспортного средства нельзя резко тормозить и изменять направление движения, особенно по скользкой и мокрой проезжей части.

Обгон - это самый сложный вид маневра. А так как он выполняется  с выездом на полосу встречного движения, то является наиболее опасным.   В соответствии с ПДД Обгон опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения. Отработка данного упражнения включает три периода:

1.    Подготовительный - учащийся должен убедиться в отсутствии   дорожных знаков и разметки, запрещающих обгон.

2.    Исполнительный   -   необходимо занять исходное   положение,   чуть сместившись влево для улучшения обзора впереди.

3.    Заключительный -        поравнявшись с обгоняемым      транспортным средством, включить правый показатель поворота и продолжить движение вперед.

Вождение автомобиля по мостам, путепроводам и в тоннелях.

Перед тем как выехать на мост следует обратить внимание на наличие дорожных знаков, оценить ширину проезжей части, снизить скорость движения, увеличить дистанцию до впереди идущего транспортного средства.

При въезде в тоннель необходимо обратить внимание на требования дорожных знаков, светофоров, включить ближний (дальний) свет в фарах. Во время движения в тоннеле надо следить за скоростью движения и не допускать резких маневров. Дистанция между машинами должна быть увеличена.

Движение через железнодорожные пути.

Прежде чем приступить к отработке этого упражнения, необходимо напомнить учащемуся о требованиях соответствующих статей ПДД и появления особой внимательности и осторожности.

Приближаясь к  Ж.Д. переезду, учащийся должен следить за предупреждающими дорожными знаками. Надо напомнить ему, что за 50 метров до переезда стоянка транспорта запрещена.

Если движение через переезд запрещено, необходимо остановить автомобиль у стоп -линии, у знака «движение без остановки запрещено» или у светофора Не следует выезжать на переезд, если за ним образовался затор.

Останавливаться на переезде запрещено. При вынужденной остановке принять меры для того, чтобы убрать автомобиль с железнодорожного полотна Если это сделать невозможно, а к переезду приближается поезд, необходимо приказать пассажирам покинуть автомобиль, а затем уйти самому.

Движение через населенные пункты.

Следует отрабатывать   по улицам с   небольшим движение транспорта,   избегая проезда мимо мест возможного скопления пешеходов на проезжей части.   Приближаясь к населенному пункту, учащийся должен внимательно следить за дорожными знаками и указателями и выполнять их требования.   Если установлен знак 5.22 «Начало населенного пункта», необходимо снизить скорость до 60 км/ч.   При движении по населенному пункту значительно возрастает вероятность появления помех движению и в месте появления пешеходов и домашних животных. Особую опасность представляют дети

Проезд перекрестков.

Занятие проводится с учетом имеющихся возможностей и городе и с учетом известного правила - идти от простого к сложному. Первоначальные занятия проводятся на четырехстороннем нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог, а затем - на нерегулируемом перекрестке неравнозначных дорог и в заключении - на регулируемом перекрестке.

Перед началом каждого занятия необходимо предупреждать учащегося, что любой перекресток для водителя является зоной повышенной опасности, так как на нем сходятся,

маневрируют и разъезжаются по различным направлениям потоки транспортных средств, а проезжую часть пересекают пешеходы.

Отработка любого маневра начинается с приближения к перекрестку. В этот момент важно научить будущего водителя умению определить тип перекрестка. Он должен ознакомиться с имеющимися дорожными знаками, разметкой, светофора или регулировщика. После этого занять правильное расположение на проезжей части, чтобы продолжить движение в правильном направлении.

В зависимости от вида перекрестка и обстановки на нем будущий водитель обязан снизить скорость, перейти на пониженную передачу и остановиться или увеличить   скорость   и   проехать перекресток.

При приближении к дороге с круговым движением, важно определить какая дорога является главной, по кругу или примыкающая к нему, в соответствии с этим определить, кто обязан уступить дорогу для движения.

Необходимо предупреждать учащегося от поспешных действий при включении разрешающего сигнала светофора и напомнить о его обязанностях - уступить дорогу транспортным средствам, совершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход.

Во время движения через перекресток по главной дороге необходимо обращать внимание учащегося на принятие мер предосторожности при пересечении с второстепенной дорогой, откуда может внезапно появиться транспортное средство.

Для совершения поворотов или разворотов важно научить будущего водителя своевременно осуществлять перестроение и занимать соответствующую полосу для движения.

Заключительная чисть - 5 . Подводится итог занятия, объявляются оценки, указываются недостатки, ошибки. Дается задание для самоподготовки.

Заключение.

        Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам мастер.

        Если ученик видит, что тот человек, который его учит, является настоящим специалистом в своем деле – успех обучения на половину обеспечен. Учащийся имеет перед собой цель – научиться работать так же, как мастер.

        По изложенной выше методике провожу занятие уже в течение 5-ти лет.

        За эти годы не было ни одного отрицательного результата при сдаче вождения на легковом автомобиле. По мере возможности стараюсь поддерживать связь со своими бывшими учениками и после окончания ими училища. Многие из них повышают свою квалификацию, имеют свидетельства на право управления другим  видом транспортных средств, некоторые стали инструкторами по вождению.

        

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"

Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния,  с целью повторения с ними методики пров...

Урока производственного обучения. По индивидуально-тренировочному занятию вождения комбайна. Тема «Вождение самоходного комбайна в различных дорожных условиях»

                     Урок производственного обучения  По индивидуально-тренировочному занятию  вождения комбайна .Тема «Вождение...

Методическая разработка на тему "Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей"

В данной методической разработке представлены ключевые моменты обучения водителей практическим навыкам управления автмобилем с механической коробкой передач...

Методическая разработка «Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей»

В данной разработке описаны: структура занятий по вождению, основные принципы обучения вождению автомобиля, план урока....

Методика проведения занятий производственного обучения по вождению автомобиля

В условиях перехода страны на рыночную экономику успеха, добиваются те отрасли народного хозяйства, где упор делается на качество производимой продукции, что делает ее конкурентно способной как внутре...