Методическая разработка на тему "Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей"
методическая разработка

В данной методической разработке представлены ключевые моменты обучения водителей практическим навыкам управления автмобилем с механической коробкой передач

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей»

Разработал: Гуркин Д. А.,

педагог ДО

2020г.

        Главным в обучении водителей является привитие им практических навыков по вождению и техническому обслуживанию автомобилей, без которых невозможно обеспечить эффективное и безаварийное использование автомобиля по назначению, а также поддержание его в технически исправном состоянии. В подготовке водителей эти два направления являются основными. Они опираются на знания, полученные учащимися на теоретических занятиях. Обучение практическим навыкам проводится после того, как учащиеся уже приобретут определенный запас теоретических знаний.

        В результате производственного обучения учащиеся должны уметь:

- управлять легковыми автомобилями с механической коробкой передач в различных дорожных условиях, днем и ночью;

- уметь выполнять первичное техническое обслуживание изучаемых автомобилей;

- уметь устранять возникающие в пути элементарные эксплуатационные неисправности;

- принимать меры по экономии топлива;

- принимать меры безопасности при управлении автомобилем.

        В учебно-воспитательном процессе обучения вождению автомобиля роль педагога дополнительного образования - ведущая. От его деятельности в конечном счете зависит качественный уровень профессионального формирования водителя транспортного средства.         Одним из важнейших факторов, определяющих успех педагога дополнительного образования в обучении вождению, является психологическое воздействие на обучаемого.

        Педагог должен быть требовательным, принципиальным, и в тоже время скромным и выдержанным. Он должен устанавливать деловой контакт с обучаемыми с учетом индивидуальных особенностей каждого из них, быть примером в соблюдении трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, правил и безопасности дорожного движения.         Педагог всегда обязан помнить, что он является не только преподавателем технических знаний, но и воспитателем, пропагандирующим важность выполнения требований правил безопасности движения.

        Он должен настойчиво, спокойно и терпеливо добиваться от обучаемого правильного понимания задач при выполнении отдельных приемов управления автомобилем путем индивидуального подхода, с учетом психологии каждого обучаемого и применения совершенной методики обучения вождению.

        Совершенно недопустимы во время обучения грубость, окрики, оскорбительные выражения в обращении с обучаемыми. Это приводит к отрицательному психологическому воздействию на обучаемого, вызывает нервозность, растерянность, неуверенность, обиду и, как следствие, резкое снижение усвояемости им приемов управления автомобилем. В этом случае педагог дополнительного образования теряет авторитет и уважение обучаемых.

        Для планирования занятий с учебной группой составляется график очередности обучения вождению.

        Готовясь к проведению занятий, педагог должен изучить методические материалы и составить план проведения занятий с распределением учебного времени.

        Каждое занятие по вождению проводиться в определенной последовательности и состоит из вступительной, основной, заключительной части.

        Во вступительной части каждого занятия педагог осматривает внешний вид обучаемого, обращая внимание на одежду, которая не должна стеснять движения и особенно на обувь; сверяет номер отрабатываемого упражнения с записью в карте индивидуального учета вождения. Затем коротко объясняет обучаемому содержание и цели упражнения, заданий, которые предстоит отработать. Уделяет внимание на основные приемы управления и ошибки, которые наиболее часто допускает обучаемый при выполнении этого упражнения.

        В основной части занятия отрабатываются новые задания, предусмотренные изучаемым упражнением. Задания отрабатываются в такой последовательности: в начале педагог объясняет порядок и приемы выполнения задания, в необходимых случаях показывает сам как это делать, а за тем обучаемый тренируется под его руководством в выполнении указанного задания самостоятельно в пределах отведенного времени.

        Такое построение занятия снижает утомляемость обучаемых, повышает интерес и внимание к отработке новых приемов и, как следствие, улучшает усвояемость. Следует иметь ввиду, что многократное повторение приемов - это основа методики обучения вождению.         Немаловажное значение в методике обучения имеет умение педагога найти связь техники вождения автомобиля с ориентированием в дорожной обстановке и точным выполнением требований ПДД.

        В заключительной части занятия педагог дополнительного образования делает разбор допущенных ошибок, указывает на положительные и отрицательные действия обучаемого, объявляет оценку и оформляет учебную документацию.

        Продолжительность занятия и успеваемость обучаемого отмечается в карте учета вождения, а сводный учет вождения - в журнале учета занятий учебной группы.

        На занятии педагог обязан иметь:

- водительское удостоверение;

- свидетельство о прохождении курсов по методике обучения вождению;

- путевой лист;

- план проведения занятия;

- схему маршрута отрабатываемого упражнения;

- график очередности вождения с закрепленными обучаемыми;

- перечень работ по контрольному осмотру перед выездом и по ЕТО автомобиля после работы.

Основные принципы обучения вождению автомобиля

        В основе всякого обучения лежат дидактические принципы: связь теории с практикой, наглядность, сознательность, систематичность и последовательность, доступность, прочность усвоения знаний, умений и навыков. Эти принципы являются руководящими и при обучении водителей автомобиля. На некоторых из них при производственном обучении водителей особое значение следует обратить более подробно.

        Производственное обучение эффективно лишь в том случае, если теорию, которую уже овладели учащиеся, тесно связывают с практикой. Все содержание программы рассматривать в связи с его практической целесообразностью. Из программы выделять главные, первостепенные вопросы, на них делать основной упор и, соответственно отводить больше учебного времени.

        Педагог должен сосредоточить внимание на тех работах, которые водитель наиболее часто выполняет самостоятельно и добиться, чтобы за период обучения учащиеся получили по ним наиболее прочные практические навыки. Значительную часть времени педагог должен отводить на то, чтобы привить учащимся практические навыки по выполнению ЕТО, КО и отдельных работ ТО (несложных, но очень нужных водителю заправочных, смазочных, крепежных и некоторых регулировочных работ).

        Весь объем определенный про граммы обучения практических работ можно делить на три группы.

        В первую группу входят: работы, цель которых привить учащимся практические навыки.         Во вторую группу входят: работы, при выполнении которых учащиеся должны получить умения.

        В третью группу входят работы по закреплению и углублению знаний устройства материальной части.

        Последовательность обучения - очень важный принцип дидактики. Педагог, переходя к следующему разделу программы, предварительно планирует ход работы, при выполнении которых восстанавливает в памяти учащихся изученное ранее и подготавливает таким образом переход к новому.

        Систематичность - очень важный принцип в производственном обучении. Он является одним из основных при выработке у учащихся умений и навыков.

        В автомобильном деле устройства материальной части изучение устройства того или иного агрегата, системы, механизма обычно начинают с изучения двигателя и заканчивают органами управления. Практические занятия по ТО можно выполнять только когда учащиеся хорошо изучили материальную часть автомобиля на теоретических и практических занятиях.         При обучении вождению учащийся не может быть допущен к выполнению очередных упражнений по вождению автомобилей, не изучив соответствующие темы и разделы по правилам движения транспорта и основам безопасности движения. Нарушения этой последовательности снижает качество подготовки водителей.

        Для педагога дополнительного образования рекомендуется выстраивать урок по следующему плану:

План урока

Тема программы: Вождение автомобиля.

Тема урока: Упражнения в приемах пользования органами управления автомобиля.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Привить навыки и координации движения рук и ног, пользования рычагами управления.

Воспитательная цель: Привить любовь к своей профессии и бережного отношения к технике. Методическая цель: Дифференцированный подход к ученикам, использование на уроке элементов передовых педагогических технологий. Составление опорных конспектов.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Место проведения: автомобильный парк.

Время: 1 час на одного учащегося.

МТО: Учебный автомобиль с механической коробкой передач, комплект ключей, аптечка, огнетушитель.

Ход урока

I. Организационный момент 

- наличие учащихся;

- форма одежды;

- готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и практические способы действий

 - основные части автомобиля;

 - повторение законов механики и движения.

Вводный инструктаж.

        Провести инструктаж по технике безопасности, при запуске двигателя автомобиля и вождения. Объяснить назначения и приемы пользования рулем, рычагами и педалями автомобиля. Показать правильную посадку водителя в автомобиле. Выполнить упражнения пользовании рычагами и педалями.

        Объяснить показания контрольных приборов. Показать приемы запуска двигателя автомобиля. Показать приемы пользования. Выполнить упражнения в приемах трогания автомобиля с места остановки автомобиля с работающим двигателем.

III. Формирование способов действий 

        Развитие навыков руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие органами управления при трогании с места, движении с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, плавном и экстренном торможениях, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).

        Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках. Приемы плавного торможения и остановка.

IV. Применение практических знаний, умений и навыков

         Самостоятельная работа учащихся в выполнении и повторении упражнений показанные педагогом дополнительного образования приемов пользования органами управления автомобилем (отрабатывать при неработающем двигателе).

V. Текущий инструктаж 

        Обратить внимание на правильность выполнения приемов пользования органами упражнения автомобиля. Находясь в кабине автомобиля формировать умение учащихся. В ходе урока обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности.

VI. Заключительный инструктаж 

        Подведение итогов выполненных работ, отметить положительные и отрицательные стороны. Проанализировать не удачные моменты. Выставить оценку, сказать о результатах выполненной операции (упражнений).

VII. Домашнее задание

        

Технологическая карта урока

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащегося

1

2

I. Организационная часть

Проверяет наличие учащегося.

Объясняет тему урока, проверяет внешний вид.

Подготавливает автомобиль к практическому использованию: проверка масла, жидкости в системе охлаждения.

 Приводит в порядок внешний вид.  Выполняет подготовительные операции к практическому использованию автомобиля.

II. Актуализация опорных знаний и практических способов действий

Знакомит с основными частями автомобиля с механической коробкой передач.

Задает вопросы.

Опрашивает учащегося по правилам дорожного движения.

Проводит инструктаж по технике безопасности при пользования педалями управления и рулем.

Показывает порядок правильной посадки в автомобиль.

Выполняет упражнения в пользовании рулевым колесом и педалями, рычагами.

Объясняет учащемуся, что рулевое колесо предназначено для управления автомобилем, выполнения поворотов вправо и влево. Педаль муфты сцепления предназначена для планового трогания с места и остановки автомобиля, переключения передач. Рычаг переключения передач служит для переключения соответствующего движения рельефу местности. Педаль тормоза предназначена для плавного торможения и полной остановки автомобиля. Педаль подачи топлива (т.е. педаль газа) рядом с педалью тормоза для работы с педалями использовать правую ногу. При работе двигателя следить за щитком приборов.

Термометр указывает температуру жидкости в системе охлаждения двигателя (зеленый сектор), если выше, то двигатель перегревается. Амперметр указывает зарядку и разрядку аккумуляторной батареи, т.е. электроэнергию в электрическом оборудовании. Контрольные аварийные лампочки указывают перегрев двигателя или нет давление масла в двигателе, т.е. аварийное состояние двигателя.

Перед запуском проверяем нейтральное положение рычага коробки передач, выжимаем сцепление, включаем замок зажигания, при этом правая нога находится на педали подачи топлива, поворачиваем ключ зажигания, включаем стартер, как только двигатель заведется, руку убираем с ключа зажигания, при этом стартер выключается, а зажигание остается в рабочем положении. Плавно нажимаем левой ногой на педаль сцепления и правой рукой включаем I передачу. Левой рукой включаем переключатель поворотов налево смотрим на указатель поворотов на щитке приборов, если лампочка мигает, значит указатели поворотов работают. Начинаем трогаться с места, при этом руки находятся на руле, смотрим в зеркало заднего вида, если нет помех транспортного средства, левой ногой плавно начинаем опускать педаль сцепления, а правой ногой плавно нажимаем на педаль подачи топлива. Как только тронемся, левую ногу убираем с педали сцепления. Руками вращаем руль в левую сторону, после возвращаем руль в положение для езды прямо. Для остановки автомобиля нажимаем педаль сцепления левой ногой, а правой ногой на педаль тормоза и при этом правой рукой рычаг переключения передач ставим в нейтральное положение, после остановки автомобиля правой рукой включаем рычаг стояночного тормоза, т.е. натягиваем назад на 3, 4 щелчка, после этого убираем ногу с тормоза и педали муфты сцепления. Выключаем замок зажигания на «0» левой рукой, при этом двигатель должен заглушиться.

Внимательно слушает педагога, осматривает автомобиль.

Отвечает на поставленные вопросы.

Отвечает на вопросы по ПДД.

Слушает инструктаж по ТБ.

Наблюдает порядок выполнения педагогом ДО упражнения посадки водителя в автомобиль.

Смотрит и слушает педагога ДО.

Наблюдает за действиями педагога, запоминает.

Наблюдает за действиями и слушает объяснения педагога.

Наблюдает за действиями и слушает объяснения педагога.

III. Формирование способов действий

При неработающем двигателе автомобиля показывает навыки руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие с педалями и рычагами при трогании с места, порядок переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможениях, остановках.

Рассказывает о возможных ошибках при переключении передач. Без нажатия на педаль сцепления передачи не включить и не выключить. Правильность положения ног на педалях.

Инструктирует учащихся о правильном выполнении упражнения.

Наблюдает за действиями и слушает объяснения педагога.

IV. Применение практических знаний, умений и навыков

Наблюдает за правильностью выполнения приемов управления автомобилем.

Находясь в кабине автомобиля, закрепляет знание и умение учащихся, частично опрашивает в ходе урока правила вождения.

Проводит предпусковой осмотр, проверяет уровень масла в двигателе, наличие жидкости в системе охлаждения.

Отрабатывает правильность посадки в автомобиль.

Находясь в автомобиле выполняет и повторяет упражнения, показанные педагогом дополнительного образования, приемы пользования органами управления автомобилем (отрабатывает при неработающем двигателе).

Выполняет упражнения: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности; действие педалями и рычагами при трогании с места, порядок переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможениях, остановках.

Отрабатывает правильность положения ног на педалях, несколько раз выполняет правила запуска двигателя.

V. Текущий инструктаж

Обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности, правильность действий учащихся при остановке автомобиля. Правильность действий по выполнению запуска двигателя. Точность и синхронность действий учащихся при управлении автомобилем.

Внимательно слушает и запоминает

VI. Заключительный инструктаж

Подводит итоги выполненных работ, отмечает положительные и отрицательные стороны. Анализирует неудачные моменты. Выставляет оценку, объявляет о результатах выполненной операции.

Слушает объяснения педагога

Проводит самоанализ

 

VII. Домашнее задание

Педагог задает ряд заданий на дом

Учащийся запоминает

Используемые методы

        При проведении занятий применяются словесные, наглядные, ИКТ-технологии, практические методы. Особенно при вождении автомобиля применяются:

- метод личного показа приемов;

- словесно-наглядный метод;

- беседа;

- использование электронных образовательных ресурсов.

Заключение

        В данной работе затронуты основные проблемы обучения вождению легкового автомобиля с механической коробкой передач, даны методические рекомендации построения уроков, знание которых будет полезно педагогу дополнительного образования.  

        Теоретическая часть содержит методы формирования умения навыков для применения на уроках обучения вождению, где происходит систематический, сознательный и целенаправленный учебно-производственный труд.

        Практическая часть содержит цели по привитию правильных практических умений и навыков пользования органами управления автомобилем с механической коробкой передач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля

Деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профес...

Методическая разработка учебного практического занятия по вождению автомобиля

Тема занятия " Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку....

Методическая разработка «Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей»

В данной разработке описаны: структура занятий по вождению, основные принципы обучения вождению автомобиля, план урока....

Методика проведения занятий производственного обучения по вождению автомобиля

В условиях перехода страны на рыночную экономику успеха, добиваются те отрасли народного хозяйства, где упор делается на качество производимой продукции, что делает ее конкурентно способной как внутре...

Методическая разработка Методика проведения занятий по лыжным гонкам

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее...

Методическая разработка. Методика проведения занятий по лыжной подготовке.

Методика проведения занятий по лыжной подготовке...