Методическая разработка для студентов и преподавателей для проведения лабораторно-практических занятий по ПМ01 МДК 0102 "Основы профилактики" в объеме 12 часов
методическая разработка по теме

Казакова Светлана Борисовна

Данная разработка включает комплект анкет и опросников, позволяющих определить условия и качество жизни индивидуума, а также наличие вредных привычек и факторов риска. Это первый этап профилактического модуля, который позволяет оценить образ жизни пациента. Следующим этапом работы студента является  монитороинг выявленных фаторов риска, чтобы определить наиболее значимый, чтобы объяснить пациенту отдаленные последствия - хронические неинфекционные заболевания. Вдальнейшем на практических занятиях студенты разрабатывают школы здоровья на основе наиболее значимого фактора риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya_1_.doc665.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

«Медицинский техникум № 2»

                                                                                                                 

Методическая разработка для проведения

семинарско-практических занятий

 в количестве 12 часов, для студентов 3 курса

ПМ01 МДК 01.02. ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ

«Оценка качества и условий жизни, выявление факторов риска, прогнозирование отдаленных последствий»

Разработала методическое пособие

преподаватель 1 категории, к.б.н. Казакова С.Б.

Санкт-Петербург, 2013 г.

Приложение 1.

Опросник SF-36

Ф.И.О. ______________________

Дата заполнения______________

1. Как бы Вы в целом оценили состояние Вашего здоровья 
(обведите одну цифру)

2. Как бы Вы в целом оценили свое здоровье сейчас по сравнению с тем, что было год назад 
(обведите одну цифру)

Отличное
Очень хорошее
Хорошее
Посредственное
Плохое

1
2
3
4
5

Значительно лучше, чем год назад
Несколько лучше, чем год назад
Примерно так же, как год назад
Несколько хуже, чем год назад
Гораздо хуже, чем год назад

1
2
3
4
5

3. Следующие вопросы касаются физических нагрузок, с которыми Вы, возможно, сталкиваетесь в течение своего обычного дня.

Ограничивает ли Вас состояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени? (обведите одну цифру в каждой строке)

Да, значительно ограничивает

Да, немного ограничивает

Нет, совсем не ограничивает

А. Тяжелые физические нагрузки, такие как бег, поднятие тяжестей, занятие силовыми видами спорта.

1

2

3

Б. Умеренные физические нагрузки, такие как передвинуть стол, поработать с пылесосом, собирать грибы или ягоды.

1

2

3

В. Поднять или нести сумку с продуктами.

1

2

3

Г. Подняться пешком по лестнице на несколько пролетов.

1

2

3

Д. Подняться пешком по лестнице на один пролет.

1

2

3

Е. Наклониться, встать на колени, присесть на корточки.

1

2

3

Ж. Пройти расстояние более одного километра.

1

2

3

3. Пройти расстояние в несколько кварталов.

1

2

3

И. Пройти расстояние в один квартал.

1

2

3

К. Самостоятельно вымыться, одеться.

1

2

3

4. Бывало ли за последние 4 недели так, что Ваше физическое состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего: (обведите одну цифру в каждой строке)

Да

Нет

5. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего (обведите одну цифру в каждой строке)

Да

Нет

А. Пришлось сократить количество времени, затрачиваемое на работу или другие дела.

1

2

А. Пришлось сократить количество времени, затрачиваемого на работу или другие дела.

1

2

Б. Выполнили меньше, чем хотели.

1

2

Б. Выполнили меньше, чем хотели.

1

2

В. Вы были ограничены в выполнении какого-либо определенного вида работ или другой деятельности.

1

2

В. Выполняли свою работу или другие дела не так аккуратно, как обычно

1

2

Г. Были трудности при выполнении своей работы или других дел (например, они потребовали дополнительных усилий).

1

2

 

6. Насколько Ваше физическое и эмоциональное состояние в течение последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей, друзьями, соседями или в коллективе? 
(обведите одну цифру)

7. Насколько сильную физическую боль Вы испытывали за последние 4 недели? 
(обведите одну цифру)

Совсем не мешало
Немного
Умеренно
Сильно
Очень сильно

1
2
3
4
5

Совсем не испытывал(а)
Очень слабую
Слабую
Умеренную
Сильную
Очень сильную

1
2
3
4
5
6

8. В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала Вам заниматься Вашей нормальной работой (включая работу вне дома или по дому)? (обведите одну цифру)

Совсем не мешала
Немного
Умеренно
Сильно
Очень сильно


1
2
3
4
5

9. Следующие вопросы касаются того, как Вы себя чувствовали и каким было Ваше настроение в течение последних 4 недель.

Пожалуйста, на каждый вопрос дайте один ответ, который наиболее соответствует Вашим ощущениям. (обведите одну цифру)

Все время

Большую часть времени

Часто

Иногда

Редко

Ни разу

А. Вы чувствовали себя бодрым (ой)?

1

2

3

4

5

6

Б. Вы сильно нервничали?

1

2

3

4

5

6

В. Вы чувствовали себя таким(ой) подавленным(ой), что ничто не могло Вас взбодрить?

1

2

3

4

5

6

Г. Вы чувствовали себя спокойным(ой) и умиротворенным (ой)?

1

2

3

4

5

6

Д. Вы чувствовали себя полным (ой) сил и энергии?

1

2

3

4

5

6

Е. Вы чувствовали себя упавшим(ой) духом и печальным(ой)?

1

2

3

4

5

6

Ж. Вы чувствовали себя измученным(ой)?

1

2

3

4

5

6

3. Вы чувствовали себя счастливым(ой)?

1

2

3

4

5

6

И. Вы чувствовали себя уставшим(ей)?

1

2

3

4

5

6

10. Как часто за последние 4 недели Ваше физическое или эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т. п.)? 
(обведите одну цифру)

Все время
Большую часть времени
Иногда
Редко
Ни pазу

1

2
3
4
5

11. Насколько ВЕРНЫМ или НЕВЕРНЫМ представляются по отношению к Вам каждое из ниже перечисленных утверждений? 
(обведите одну цифру в каждой строке)

Определенно верно

В основном верно

Не знаю

В основном неверно

Определенно неверно

а. Мне кажется, что я более склонен к болезням, чем другие

1

2

3

4

5

б. Мое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых

1

2

3

4

5

в. Я ожидаю, что мое здоровье ухудшится

1

2

3

4

5

г. У меня отличное здоровье

1

2

3

4

5

Методика оценки качества жизни
Обработка результатов

36 пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: душевное и физическое благополучие.

Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ.

Количественно оцениваются следующие показатели:

  1. Физическое функционирование (Physical Functioning - PF), отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья.
  2. Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning - RP) - влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента.
  3. Интенсивность боли (Bodily pain - ВР) и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале cвидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.
  4. Общее состояние здоровья (General Health - GH) - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже балл по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
  5. Жизненная активность (Vitality - VT) подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении жизненной активности.
  6. Социальное функционирование (Social Functioning - SF), определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
  7. Ролевое функционирование,обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
  8. Психическое здоровье (Mental Health - MH), характеризует настроение наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Шкалы группируются в два показателя "физический компонент здоровья" и "психологический компонент здоровья":

  1. Физический компонент здоровья (Physical health - PH)

Составляющие шкалы:

  • Физическое функционирование.
  • Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием.
  • Интенсивность боли.
  • Общее состояние здоровья.
  1. Психологический компонент здоровья (Mental Health - MH) Составляющие шкалы:
  • Психическое здоровье.
  • Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием.
  • Социальное функционирование.
  • Жизненная активность.

Вопрос

Шкала

Общий показатель

3a

Физическое функционирование, (Physical Functioning - РF)

Физический компонент здоровья

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Phisical Functioning - RР)

7

Интенсивность боли (Bodily pain - ВР)

8

1

Общее состояние здоровья (General Health - GН)

11а

11б

11в

11г

Жизненная активность (Vitality - VT)

Психологический компонент здоровья

6

Социальное функционирование (Social Functioning - SE )

10

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE)

Психическое здоровье (Mental Health - MH)

1. Значение по шкале "Физическое функционирование (Physical Functioning - РF)": 

  1. Суммируйте баллы, полученные при ответах на вопросы: 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к
    РFsum = РF
    903а + РF3б + РF3в + РF3г + РF3д + РF3е + РF3ж + РF3з + РF3и + РF3к
  2. Полученный суммарный балл пересчитайте по следующему ключу: РF = ((РFsum - 10)/20)* 100

2. Значение по шкале "Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Phisical Functioning - RР)": 

  1. Суммируйте баллы, полученные при ответах на вопросы: 4а, 4б, 4в, 4г
    RPsum = RР4а + RР4б + RР4в + RР4г
  2. Полученный суммарный балл пересчитайте по следующему ключу: RР = ((RPsum - 4)/4)* 100

3. Значение по шкале "Интенсивность боли (Bodily pain - ВР) ": 

  1. Перекодируйте баллы, полученные при ответе на вопросы N 7 и N 8, в соответствии с одним из указанных ключей.

А. Если даны ответы на оба вопроса, то перекодируйте "сырой" балл по каждому вопросу по следующему ключу:

"сырой" балл (ВР7) вопрос N7

пересчетный балл (ВР7"91)

"сырой" балл(ВР8) вопрос N8

пересчетный балл (ВР8")

1

6

1 и при условии, что ВР7=1

6

2

5, 4

1 и при условии, что ВР7 имеет значение от 2 до 6

5

3

4, 2

2

4

4

3, 1

3

3

5

2, 2

4

2

6

1

5

1

В. Если дан ответ на вопрос N7 и пропущен ответ на вопрос N8, то перекодируйте "сырой" балл за вопрос N7 по следующему ключу, пересчетный балл для вопроса N8 указывается тот же, что и для седьмого вопроса.

"сырой" балл вопрос N7 (ВР7)

пересчетный балл (ВР7")

пересчетный балл (ВР8")

1

6

6

2

5,4

5,4

3

4,2

4,2

4

3,1

3,1

5

2,2

2,2

6

1

1

С. Если дан ответ на вопрос N8 и пропущен ответ на вопрос N7, то перекодируйте "сырой" балл за вопрос N8 по следующему ключу, пересчетный балл для вопроса N7 указывается тот же, что и для восьмого вопроса.

"сырой" балл вопрос N8 (ВР8)

пересчетный балл (ВР8")

пересчетный балл (ВР7")

1

6

6

2

4,75

4,75

3

3,5

3,5

4

2,25

2,25

5

1

1

  1. Подсчитайте значение по шкале по формуле:

ВР = [((ВР7" + ВР8") - 2 )/10] * 100

4. Значение по шкале "Общее состояние здоровья (General Health - GH)" 

1. Перекодируйте вопрос N1 по ключу:

2. Перекодируйте вопрос 11б по ключу:

3. Перекодируйте вопрос 11г по ключу:

"сырой" балл вопрос N1 (GН1)

пересчетный балл (GН1")

"сырой" балл вопрос N11б (GН11б)

пересчетный балл (GН11б")

"сырой" балл вопрос N11г (GН11г)

пересчетный балл (GН11г")

1

5

1

5

1

5

2

4,4

2

4

2

4

3

3,4

3

3

3

3

4

2

4

2

4

2

5

1

5

1

5

1

4. Подсчитайте сумму: GНsum = GН1" + GН11а + GН11б" + GН11в + GН11г"

5. Подсчитайте значение шкалы по формуле: GН = ((GНsum - 5)/20)* 100

5. Значение по шкале "Жизненная активность (Vitality - VT)" 

1. Перекодируйте вопрос 9a по ключу:

2. Перекодируйте вопрос 9д по ключу:

"сырой" балл вопрос N9а (VT9a)

пересчетный балл (VT9a")

"сырой" балл вопрос N9д (VT9д)

пересчетный балл балл (VT9д")

1

6

1

6

2

5

2

5

3

4

3

4

4

3

4

3

5

2

5

2

6

1

6

1

3. Подсчитайте сумму: VТsum = VТ9а" + VТ9д" + VТ9ж + VТ9и

4. Подсчитайте значение шкалы по формуле: VТ = (VТsum - 4)/20)*100

6. Значение по шкале "Социальное функционирование (Social Functioning - SF)" 

1. Перекодируйте вопрос N 6 по ключу:

"сырой" балл вопрос N6 (SF6)

пересчетный балл (SF6")

1

5

2

4

3

3

4

2

5

1

2. Подсчитайте сумму: SFsum = SF6" + SF10

3. Подсчитайте значение шкалы по формуле: SF = ((SFsum - 2)/8) * 100

7. Значение по шкале "Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE)" 

  1. Подсчитайте сумму баллов, полученных при ответе на вопросы: 5а, 56, 5в

RЕsum = RЕ5а + RЕ5б + RЕ5в

  1. Подсчитайте значение шкалы по формуле:

RЕ = ((RЕsum - 3)/3)* 100

8. Значение по шкале "Психическое здоровье (Mental Health - MH)" 

1. Перекодируйте вопрос 9 г по ключу:

2. Перекодируйте вопрос 9з по ключу:

"сырой" балл вопрос 9г (МН9г)

пересчетный балл балл (МН9г")

"сырой" балл вопрос 9з (МН9з)

пересчетный балл (МН9з")

1

6

1

6

2

5

2

5

3

4

3

4

4

3

4

3

5

2

5

2

6

1

6

1

3. Подсчитайте сумму: МНsum = МН9б + МН9в + МН9г" + МН9е + МН9з"

4. Подсчитайте значение шкалы по формуле: МН = ((МНsum - 5)/25)* 100

9. Значение общих показателей "Физический компонент здоровья (Physical health - PH)" и "Психологический компонент здоровья (Mental Health - МН)" 

  1. Подсчитайте Z-значения по восьми шкалам опросника по формулам:
    РF-Z = (РF - 84,52404)/ 22,89490
    RР-Z = (РР - 81,19907)/ 33,797290
    ВР-Z = (ВР - 75,49196)/ 23,558790
    GН-Z = (ОН - 72,21316)/ 20,16964
    VТ-Z = (VI - 61,05453)/ 20,86942
    SF-Z = (ЗР - 83,59753)/ 22,37642
    RЕ-Z = (РЕ - 81,29467)/ 33,02717
    МН-Z = (МН - 74,84212)/ 18,01189

  1. Подсчитайте значение показателя "Физический компонент здоровья (РН)" по формуле:

РНsum = (РF-Z * 0,42402) + (RР-Z * 0,35119) + (ВР-2 * 0,31754) + (SF * - 0,00753) + (МН-Z * -0,22069) + (RЕ-Z * -0,19206) + (VТ-Z * -0,02877) + (GН-Z * -0,24954)

РН = (РНsum*10) + 50

  1. Подсчитайте значение показателя "Психический компонент здоровья (МН)"

МНsum = (РF-Z * -0,22999) + (RР-Z * -0,12329) + (ВР-Z * -0,09731) + (SF * 0,26876) + (МН-Z * 0,48581) + (RЕ-Z * 0,43407) + (VТ-Z * 0,23534) + (СН-2*-0,01571)

РН = (МНsum* 10)+ 50

Чем больше число набранных баллов, тем выше качество жизни.

Приложение 2.

Основные информационные модули, используемые на основных этапах мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний92

Факторы риска

Модули

Основной

Расширенный

Дополнительный (примеры)

Этап I

Демографические

Возраст, пол, образование, проживание в городской или сельской местности

Этническая принадлежность, род занятий, уровень доходов

Численность семьи, семейное положение, бытовая обустроенность

Курение

Частота курения, его продолжительность

Вид потребляемого табака

Пассивное курение, попытки отказаться от курения

Употребление алкоголя

Длительность употребления

Количество и кратность употребления

Знания о вреде употребления aлкоголя

Питание

Употребление овощей и фруктов

Тип питания

Количество приемов пищи

Физическая активность

Наличие/отсутствие движения в связи с используемыми видами транспорта

Средний расход энергии на физические упражнения

Средний расход энергии в свободное время

Прочие

 

 

Нетрудоспособность, психическое здоровье, состояние зубов, использование ремня безопасности, стресс

Этап II

Ожирение

Рост, вес, объем талии

Объем бедер

Анамнестические данные о потере веса, о максимальном весе

Инсульт

Систолическое и диастолическое давление

Прием лекарственных препаратов по поводу артериальной гипертензии

Семейный анамнез по сердечно-сосудистым заболеваниям

Этап III

Диабет

Уровень глюкозы натощак

Лечение по поводу сахарного диабета

Тест на толерантность к глюкозе

Липиды крови

Уровень холестерина крови

Уровень триглицеридов, состав липопротеидов

Результаты предыдущих анализов на холестерин

Приложение 3. Является ли Ваше питание рациональным

Выделите в каждой строке то, что Вы обычно употребляете в течение недели

N

Продукты питания

Каждый день

3-5 раз в неделю

1-2 раза в неделю

Ни разу

1.

Хлеб с маслом и вареньем (медом, шоколадной пастой и т.д.)

А

Б

В

Г

2.

Яйца

А

Б

Г

В

3.

Йогурт, кефир, простокваша, молоко, творог, другие молочные продукты

Г

Г

Б

А

4.

Свежие фрукты

Г

Г

Б

А

5.

Зелень

Г

Г

Б

А

6.

Ужин за 1 час до сна или менее

А

Б

В

Г

7.

Мясо

А

Б

Г

В

8.

Хлеб

Г

Г

В

А

9.

Разнообразные овощи (кроме картофеля)

Г

Г

B

А

10.

Салаты из свежих овощей

Г

Г

В

А

11.

Торты, пирожные, выпечка, изделия из теста (кроме хлеба)

А

А

Б

Г

12.

Бутерброды, гамбургеры

А

А

Б

Г

13.

Консервы

А

А

Б

Г

14.

Полуфабрикаты

А

А

Б

Г

15.

Готовые блюда

А

А

Б

Г

16.

Шоколад, в т.ч. белый, шоколадные батончики, шоколадные конфеты

А

Б

В

Г

17.

Хлеб с сыром

Б

В

Г

А

18.

Колбасные изделия

Б

В

Г

А

19.

Алкогольные напитки, включая пиво

А

Б

В

Г

20.

Газированные напитки (кола, спрайт и т.д.)

А

Б

В

Г

21.

Готовые соки

А

Б

В

Г

22.

Готовые приправы к блюдам (соусы, майонез и т.д.)

А

Б

В

Г

23.

Пища ресторанов быстрого питания

А

А

Б

Г

24.

Картофель фри

А

А

Б

Г

25.

Мороженое

А

А

Б

Г

26.

Салаты из свежих фруктов

Г

Г

В

А

Сложите все полученные значения: А - 4 очка, Б - 3 очка, В - 2 очка, Г - 1 очко.

75 очков и более: Ваш организм не получает достаточного количества полезных веществ, Вы едите слишком много мяса, колбасных изделий, сыра и яиц. Бутерброды, жареный картофель, торты хотя и вкусны, однако малополезны и содержат большое количество калорий. Включите в рацион больше овощей и фруктов, мясо замените рыбой, добавьте в меню фасоль, сою.

От 50 до 74 очков: Такое питание в целом правильное. Тем не менее нужно быть осторожнее. Сыры, соусы, мясо, мороженое, шоколад содержат так называемые "скрытые" жиры. Сладкие напитки, апельсиновый сок, торты, варенье-частая причина лишних килограммов, кариеса и диабета, поэтому потреблять указанные продукты нужно в ограниченных количествах.

До 50 очков: Ваше питание сбалансировано. И впредь разнообразьте пищу, контролируйте потребление жиров, умеренно используйте приправы, пейте больше жидкости.

Наиболее выраженные отклонения от рационального питания соответствуют выбору ответа "А". Выработайте алгоритм действий, чтобы данный ответ заменить на "Г" или "В".

Приложение 4.         Расчет химического состава и энергетической ценности на 100 г продуктов питания

Продукт

Ккал

Белки

Жиры

Сахара

 

Продукт

Ккал

Белки

Жиры

Сахара

Бобовые:

Яйцо:

Горох (сушеный)

285

15

2,1

49

В смятку

70

5

5

0

Фасоль (сушеная)

286

16

1,9

50

Яичный порошок

523

50

34

0

Грибы:

Творог:

белые свежие

24

2,3

0,3

3

жирный

222

14

17

1

белые сушеные

234

22

2,6

29

обезжиренный

77

17

0,5

1

сыроежки

12

1

0,3

1

творожная масса сладкая

251

12

15

15

Жиры:

Сладости:

сливочное масло свежее

742

0,5

79

0,5

сахар

406

0

0

99

сливочное масло топленое

875

0

94

0

сахар из фруктозы

380

0

0

36

свиной жир, топленый

832

0,2

89

0

мед

318

0,3

0

77

свиное сало

739

1,8

79

0

какао порошок

414

20

19

38

говяжий жир, топленый

830

0,5

89

0

шоколад

549

5,1

34

51

маргарин разный

724

0,5

77

0,4

карамель

378

0

0

92

растительное масло подсолнечное

882

0

95

0

халва

509

14

29

43

растительное масло соевое

880

0

95

0

печенье

409

10

10

68

Крупы:

Сливки:

овсяная

336

9

5.9

60

10% жирности

115

2,6

9,4

4,2

ячневая

311

7

1,4

66

20% жирности

199

2,4

19

3,6

гречневая

313

9

2,3

62

35% жирности

326

2

33

3

манная

334

9,5

0,7

70

сгущенные с сахаром

396

8

19

47

рис

330

6

0,9

72

50% жирности

345

19

27

3,4

кукуруза

348

13

1,2

69

40% жирности

292

23

20

3,4

Макароны

338

9

0,8

71

30% жирности

237

24

14

2,5

Кефир

64

3,4

3,3

4,8

Мука:

Молоко:

пшеничная грубого помола

315

8

1,4

65

цельное

62

3,6

3,2

4,1

пшеничная 1 сорт

335

9

1

70

порошковое

35

3,8

0,1

4,4

пшеничная высшего сорта

335

9

0,8

71

сгущенное, без сахара

136

7

8

9

ржаная грубого помола

315

7

1,5

66

сгущенное с сахаром

335

7

9

55

ржаная

335

8

1,1

72

козье

64

3,3

3,5

4,4

картофельная

333

0,7

0

80

Мясо:

Рыба свежая:

говядина жирная

261

17

21

0

окунь морской

65

9,3

2,9

0

говядина нежирная

113

20

3,4

0

окунь речной

34

8

0,4

0

телятина жирная

139

18

7

0

камбала

47

8

1,3

0

телятина нежирная

82

19

0,5

0

карп

93

15

3,2

0

баранина жирная

319

15

28

0

карась

87

17

1,7

0

баранина нежирная

132

19

6

0

лосось

118

10

8

0

свинина жирная

366

14

33

0

щука

36

8

0,3

0

свинина нежирная

121

20

4

0

треска

40

9

0,2

0

крольчатина

151

20

7

0

палтус

52

9

1,6

0

Мясные продукты:

салака

52

9

1,7

0

ветчина

359

16

35

0

сом

79

8

5,1

0

колбаса вареная

149

12

10

1,2

сазан

47

9

1,2

0

колбаса полукопченая

356

15

32

0

сельдь атлантическая

72

9,4

3,6

0

колбаса твердокопченая

431

0

37

0

судак

40

9

0,4

0

колбаса ливерная

211

7

20

0,3

угорь

238

9

22

0

сардельки

149

14

9,2

1,4

Рыба копченая:

сосиски

212

14

17

0,4

миноги

308

21

24

0

печень говяжья

124

18

4

2,9

салака

82

13,5

2,8

0

почки говяжьи

106

16

4

0,5

сельдь

131

11

9

0

мозги говяжьи

115

9

9

0

угорь

257

11

23

0

сердце говяжье

156

17

9

0

шпроты в масле

355

16

31

0,6

язык говяжий

209

15

16

0

Орехи:

Овощи:

лесные

255

5,5

22

5,6

баклажаны

18

0,8

0

3,6

грецкие

248

5,4

22

4,7

свекла

33

1

0

7

арахис

410

18

32

11

морковь

29

0,9

0

6

фисташки

274

10

22

8

огурцы свежие

11

0,7

0

1,8

миндаль

237

7

20

4,8

кабачки

14

0,4

0

2,9

Ягоды и фрукты:

брюква

45

1,2

0,3

9

малина

34

0,7

0

8

капуста кочанная

20

1,2

0

3,6

брусника

38

0,5

0

9

капуста цветная

15

1

0

2,7

клюква

35

0,3

0

8

капуста брюссельская

26

2,5

0

3,7

крыжовник

44

0,8

0

10

капуста кольраби

29

1,7

0

5,3

красная смородина

40

0,8

0

9

капуста красная

23

1,2

0

4,5

вишня

64

0,8

0

15

картофель

63

1

0

14

черника

39

0,9

0

9

тыква

21

0,6

0

4,6

черная смородина

51

0,8

0

12

стручковая фасоль

38

2,6

0,2

6

виноград

56

0,5

0

13

корни петрушки

35

1,2

0

7,3

клубника

38

0,8

0

8

стручковый перец

15

0,7

0

3

земляника

31

1,2

0

4,7

лук порей

20

1,3

0

3,6

свежие яблоки

40

1,4

0

9

репа

33

1

0

7

яблоки сушеные

259

2,3

0

61

редис

17

0,8

0

3,3

апельсины

28

0,6

0

6

редька

27

1,1

0

5,6

свежие абрикосы

40

0,4

0

9

ревень

9

0,3

0

1,9

курага

249

3,8

0,4

54

листья салата

13

1

0

2,3

арбуз

22

0,3

0

5

корни сельдерея

35

0,8

0

8

груши

43

0,3

0

10

лук репчатый

40

1,8

0

8

лимоны

20

0,3

0

4,6

зеленый лук

16

0,8

0

3

мандарины

30

,06

0

7

щавель

18

1,9

0

2,5

дыня

14

0,4

0

2,9

шпинат

18

2,2

0

2,2

свежие персики

43

0,5

0

10

зеленый горошек

16

0,8

0

3,1

свежие сливы

49

0,5

0

11

помидоры

62

4,9

0

10

сливы сушеные

201

2,6

0

47

 

изюм

295

1,6

1,2

66

Приложение 5. Определение риска развития атеросклероза

Ответьте на вопросы анкеты исходя из Вашего обычного рациона питания

Продукты питания

1 раз в месяц и реже

2-3 раза в месяц

1-2 раза в неделю

3-4 раза в неделю

Ежедневно

Баллы

0

1

2

3

4

Животные жиры, масло, маргарин

 

 

 

 

 

Жирное мясо

 

 

 

 

 

Молочные и кисломолочные продукты жирностью более 4%

 

 

 

 

 

Сметана, сливки, мороженое

 

 

 

 

 

Печень, мозги, почки

 

 

 

 

 

Колбаса, сосиски, сардельки

 

 

 

 

 

Сыр с жирностью более 30%

 

 

 

 

 

Ветчина

 

 

 

 

 

Творог, творожная масса жирностью более 20%

 

 

 

 

 

Яйца

 

 

 

 

 

Жареная птица с кожей

 

 

 

 

 

Жареные овощи, чипсы

 

 

 

 

 

Подсчитайте сумму баллов.

больше 27 баллов - повышенный риск развития атеросклероза. Необходимо увеличивать потребление жиров растительного происхождения.

18-27 баллов - Вы употребляете большое количество жиров. Если Вам более 45 лет, Вы курите или имеете неблагоприятную наследственность, то у Вас повышен риск развития атеросклероза. Надо сокращать потребление жиров животного происхождения.

меньше 17 баллов - старайтесь придерживаться данного режима питания. У Вас нет алиментарных факторов риска развития атеросклероза.

Приложение 6.

Определение уровня потребления пищевых волокон

Ответьте на вопросы анкеты исходя из Вашего обычного рациона питания. Подсчитайте сумму баллов.

Продукты питания

1 раз в месяц и реже

2-3 раза в месяц

1-2 раза в неделю

3-4 раза в неделю

Ежедневно

Баллы

0

1

2

3

4

Хлеб белый, серый

 

 

 

 

 

Хлеб черный

 

 

 

 

 

Вареный картофель

 

 

 

 

 

Другие овощи

 

 

 

 

 

Макароны, рис, ячмень, пшено, перловая крупа

 

 

 

 

 

Овсяная, гречневая крупа

 

 

 

 

 

Бобовые

 

 

 

 

 

Свежие фрукты

 

 

 

 

 

Ягоды, сухофрукты

 

 

 

 

 

меньше 30 баллов - достаточное потребление пищевых волокон. Старайтесь придерживаться подобной диеты и в дальнейшем.

20-29 баллов - недостаточное потребление пищевых волокон. Надо увеличить частоту употребления тех продуктов, которые Вы редко едите.

больше 20 баллов - у Вас недостаточное потребление пищевых волокон, связанное с повышенным риском развития хронических неинфекционных заболеваний.

Рассчитайте отношение суммы баллов за анкеты в приложениях 6 и 5:

Отношение = сумма баллов: Приложение 6/ сумма баллов: Приложение 5 

Если данное отношение меньше 1,5, то у Вас повышен риск развития сердечно-сосудистых заболеваний

Приложение 7.

Содержание витаминов в съедобной части продуктов

Витамин

Количество

Пищевые продукты

Витамин А

очень большое

Печень (говяжья, свиная и тресковая)

большое

Масло сливочное, яйца, икра кетовая

умеренное

Сметана и сливки 20% жирности, сыр, творог жирный, почки, палтус, шпроты, икра осетровых

очень большое

Облепиха, морковь красная, шпинат, перец красный, лук зеленый, щавель

Каротин (провитамин А)

большое

Печень говяжья, абрикосы, салат, тыква, томаты, морковь желтая, перец зеленый сладкий, рябина черноплодная

умеренное

Масло сливочное, сыр, маргарин молочный, горошек зеленый, дыня, айва, черешня, смородина красная, томатный сок

Витамин В1

очень большое

Свинина мясная, горох, фасоль, крупы (овсяная и гречневая), пшено

большое

Печень (говяжья и свиная), сардельки свиные, колбаса любительская, свинина жирная, горошек зеленый, хлеб из муки II сорта, ячневая крупа

умеренное

Телятина, мясо кролика, ставрида, карп, хек, макароны, крупы (манная, кукурузная и перловая), хлеб из муки высшего сорта, картофель, капуста цветная

Витамин В2

очень большое

Печень говяжья, яйца, сыр, скумбрия, творог

большое

Кефир, говядина, мясо куриное, колбасы вареные, сельдь, треска, крупа гречневая, горошек зеленый, шпинат

умеренное

Молоко, сметана, свинина, мясо кролика, хек, камбала, крупа овсяная, хлеб из муки II сорта, капуста цветная, лук зеленый, перец сладкий, укроп

Витамин В3

большое

Зерновые, бобы, картофель, печень, яйца, рыба

Витамин В6

большое

Зерно, бобы, мясо, печень, дрожжи, рыба. Синтезируется нормальной микрофлорой кишечника.

Витамин В12

большое

Печень. Cинтезируется нормальной микрофлорой кишечника

Витамин С

очень большое

Шиповник (сухой и свежий), перец (сладкий красный и зеленый), смородина черная, петрушка, укроп

большое

Капуста (цветная и белокочанная), щавель, шпинат, рябина, апельсины, клубника, лимоны, смородина белая

умеренное

Печень, брюква, лук зеленый, горошек зеленый, томаты, редис, картофель молодой, салат, кабачки, дыня, мандарин, крыжовник, морошка, кизил, малина, айва, брусника, черешня, вишня, клюква, смородина красная, капуста квашеная

Витамин Д

большое

Печень и мясо млекопитающих, печень рыб, яйца

Витамин Е

большое

Растительные масла, зеленые листья овощей, яйца

Витамин К

большое

Зеленые листья овощей, печень. Синтезируется нормальной микрофлорой кишечника

Витамин Н

большое

Зеленые листья овощей, мясо, печень, молоко, дрожжи. Синтезируется нормальной микрофлорой кишечника

Фолиевая кислота

очень большое

Печень, почки, зелень петрушки, фасоль, шпинат, салат

большое

Творог, многие сыры, крупы, хлеб, макароны, горошек зеленый, укроп, лук-порей, капуста (цветная и белокочанная ранняя)

умеренное

Яичный желток, сельдь, ставрида, хек, судак, баклажаны, кабачки, лук-перо, капуста белокочанная поздняя, свекла, ревень, клубника, инжир

Витамин РР

очень большое

Печень говяжья, почки, язык, мясо (куриное и кролика, телятина, говядина, баранина), крупа гречневая, кофе

большое

Свинина, колбасы вареные, треска, горох, фасоль, горошек зеленый, крупы (перловая и ячневая), хлеб пшеничный из муки II сорта, орехи

умеренное

Сельдь, ставрида, хек, судак, хлеб пшеничный из муки высшего сорта, рис, пшено, крупы (овсяная, кукурузная и манная), макароны, морковь

95Приложение 7 цитируется по: Гуревич К.Г и др. Введение в здоровый образ жизни. — М.: Макс-пресс, 2004. — 184 с

Приложение 8.

Содержание минеральных веществ съедобной части продуктов

Минеральное вещество

Количество минерального вещества

Пищевые продукты

Железо

очень большое

Печень (свиная и говяжья), язык говяжий, мясо (кролика и индейки), крупы (гречневая, овсяная и ячневая), пшено, черника, персики, икра осетровых

большое

Мясо куриное, говядина, баранина, колбасы копченые, скумбрия, горбуша, яйца, крупа манная, хлеб из муки II сорта, айва, хурма, груши, яблоки, сливы, абрикосы, шпинат, щавель

умеренное

Свинина, колбасы вареные, сосиски, икра кеты, рис, макароны, укроп, томаты, свекла, капуста, редис, лук зеленый, брюква, морковь, арбузы, крыжовник, вишня, смородина черная, клубника, черешня, малина, земляника

Йод

большое

Йодированная поваренная соль, морепродукты, рыбий жир; овощи, выращенные на обогащенных йодом почвах

Калий

очень большое

Урюк, фасоль, морская капуста, чернослив, изюм, горох, карто фель, бананы

большое

Говядина, свинина мясная, треска, хек, скумбрия, филе кальмаров, крупа овсяная, горошек зеленый, томаты, свекла, редис, лук зеленый, черешня, смородина, виноград, абрикосы, персики

умеренное

Мясо куриное, свинина жирная, судак, пшено крупа гречневая, хлеб из муки II сорта, морковь, тыква, капуста, кабачки, клубника, груши, сливы, апельсины

Кальций

очень большое

Сыр (голландский и плавленый), кефир, молоко, творог, фасоль, петрушка, лук зеленый

большое

Сметана, яйца, крупы (гречневая и овсяная), горох, морковь, ставрида, сельдь, сазан, икра

умеренное

Масло сливочное, скумбрия, окунь, судак, треска, пшено, крупа перловая, хлеб из муки II сорта, капуста, редис, горошек зеленый, свекла, абрикосы, вишня, слива, виноград, апельсины, клубника

Кобальт

большое

Печень

Магний

очень большое

Отруби пшеничные, морская капуста, крупа овсяная, урюк, фасоль, чернослив, пшено

большое

Скумбрия, сельдь, филе кальмаров, яйца, крупы (гречневая и перловая), горох, хлеб из муки II сорта, салат, укроп, петрушка

умеренное

Куры, крупа манная, сыры, свекла, зеленый горошек, морковь, вишня, изюм,черная смородина

Медь

большое

Яйца, печень, почки, рыба, шпинат, сухие овощи, виноград

Натрий

очень большое

Колбасы, сыры (голландский, плавленый, брынза)

большое

Хлеб пшеничный, консервы рыбные, булочки, масло соленое сливочное

умеренное

Мясо животных и птиц, рыба свежая, молоко, кефир, мороженое, масло сливочное несоленое, шоколад, яйца, свекла, лук зеленый

Сера

большое

Мясо, печень, рыба, яйца

Фосфор

очень большое

Сыры (голландский и плавленый), фасоль, икра, овсяная и перловая крупы, печень говяжья

большое

Творог, куриное мясо, рыба, крупа гречневая, пшено, горох, шоколад

умеренное

Говядина, свинина, колбасы вареные, яйца, кукурузная крупа, хлеб из муки II сорта

Фтор

большое

Рыбопродукты, фторированная пищевая соль

Хлор

большое

Поваренная соль, копченые продукты, морепродукты

Цинк

большое

Крабы, мясо, бобы, яичный желток, кукуруза, кукурузное масло, грибы,арахис, мидии, соя

95Приложение 8 цитируется по: Гуревич К.Г и др. Введение в здоровый образ жизни. — М.: Макс-пресс, 2004. — 184 с

Приложение 9.        Пищевые аллергии

Пищевая аллергия - реакция иммунной системы на продукты питания. Клинические симптомы могут проявляться от легкого дискомфорта до жизнеугрожающих состояний.

Как правило, аллергические реакции на пищевые продукты проявляются в течение от нескольких минут до часа после употребления пищи. Они могут сохраняться до нескольких дней. Диагноз ставит врач-аллерголог.

Распространенность пищевых аллергий составляет 1-3% среди взрослых и 4-6% среди детей. Однако оценка распространенности пищевых аллергий затруднена, так как она меняется с течением времени. Так, достаточно часто у детей наблюдается аллергия на молоко и яйца, проходящая в процессе их взросления.

Пищевые аллергии могут вызывать более 70 продуктов питания. Большинство аллергических реакций вызывают фрукты, овощи, орехи и арахис. Так как единственным способом профилактики пищевых аллергий является избегание употребления соответствующих продуктов, то во многих странах мира обязательной маркировке подлежат:

  • изделия из дробленого зерна, содержащие глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень);
  • моллюски, ракообразные и продукты из них;
  • яйца и яичные продукты;
  • рыба и рыбопродукты;
  • арахисы,соя и продукты из них;
  • молоко и молочные продукты, а также лактоза;
  • лесные орехи, продукты из лесных орехов;
  • сульфиды концентрации более 10 мг/кг.

Данный перечень далеко не полный. Так, в странах Евросоюза дополнительно маркируют сельдерей, горчицу, семена сезама.

Приложение 10.

Рекомендации назначения физической нагрузки лицам с гиподинамией

  1. Умеренная физическая нагрузка рекомендуется всем лицам с гиподинамией вне зависимости от продолжительности гиподинамии. Подобная физическая нагрузка позволяет снизить риск развития целого ряда хронических неинфекционных заболеваний, а в случае, если эти заболевания уже имеются у индивидуума, то сделать их течение более благоприятным (замедлить прогрессирование заболевания).
  2. Продолжительность начальной физической нагрузки должна составлять 5-10 мин в зависимости от физической работоспособности индивидуума и не должна причинять ему дискомфорта.
  3. Рекомендуется начинать физическую нагрузку с 8-12 упражнений, направленных на растяжение и разработку различных групп мышц. Каждое упражнение повторяется 5-10 раз - до появления легкой усталости. Через 2-3 недели комплекс увеличивается, легкие упражнения усложняются или заменяются.
  4. Комплекс упражнений рекомендуется начинать с ходьбы или бега. После этого начинают выполнять упражнения, вовлекающие в работу мышцы разных групп. Рекомендуется чередовать упражнения для рук, плечевого пояса, туловища и ног. Упражнения на развитие силы должны предшествовать упражнениям на гибкость. Завершать комплекс упражнений должны движения, направленные на расслабление мышц.
  5. Во время выполнения упражнений не следует задерживать дыхание. Если при выполнении упражнения возникают те или иные сложности, то следует ограничить амплитуду движений или сократить количество повторений. Не следует увлекаться физической нагрузкой, следует ориентироваться наличное самочувствие и пульс.
  6. В начале выполнения физических упражнений могут возникнуть неприятные болезненные ощущения в мышцах различных групп. Им не следует придавать значения, они проходят самостоятельно в течение 2-3 недель после регулярных занятий. При выраженном болевом синдроме можно рекомендовать массаж или самомассаж наиболее болезненных групп мышц.
  7. При простуде, гриппе, высокой температуре, недомогании лучше на время отказаться от выполнения физических упражнений.
  8. Во время беременности физическая нагрузка согласовывается с врачом.
  9. После физических нагрузок рекомендуется переходить к водным процедурам.
  10. Время для физических нагрузок следует подбирать с учетом индивидуальной суточной активности. Рекомендуется заниматься физическими нагрузками в одно и то же время, через 2-2,5 ч после приема пищи или натощак.

Приложение 11. Опросник для определения физической активности

Вспомните свою физическую нагрузку за последнюю неделю и ответьте на вопросы анкеты.

Вопрос

Ответ

Баллы

1. Сколько раз в неделю Вы занимались интенсивной физической нагрузкой?

___дней

= число дней

2. Сколько обычно длится Ваша интенсивная физическая нагрузка?

до 10 мин
10-20 мин
20-40 мин
40-60 мин
1 ч и более

0
1
3
5
7

3. Сколько раз в неделю Вы занимаетесь неинтенсивной физической нагрузкой?

___дней

= число дней

4. Какова обычная продолжительность Вашей неинтенсивной физической нагрузки в течение дня?


до 20 мин
20-40 мин
40-60 мин
60-90 мин
1,5 ч и более

0
1
3
5
7

5. Сколько дней в неделю Вы ходите пешком?

___дней

= число дней

6. Какова обычная продолжительность Ваших пеших прогулок в течение дня?


до 20 мин
20-40 мин
40-60 мин
60-90 мин
1,5 ч и более

0
1
3
5
7

7. Сколько обычно часов Вы проводите в сидячем положении

8 ч и более
7-8 ч
6-7 ч
5-6 ч
4-5 ч
3-4 ч
3-1 ч
менее 1 ч

0
1
2
3
4
5
6
7

При этом под интенсивной физической нагрузкой понимается та, которая длится более 10 мин и приводит к повышению пульса более чем на 20% (плавание, бег, шейпинг и т.д.).

Данный опросник может использоваться в эпидемиологических исследованиях для определения факторов, влияющих или связанных с физической активностью. Также он может приняться для оценки физической активности индивидуума в динамике.

Определите сумму баллов.

Для точечной оценки уровня физической активности индивидуума в данный момент времени можно воспользоваться следующими граничными условиями для суммы баллов за опросник. О гиподинамии свидетельствует сумма:

  • для лиц молодого возраста, подростков - менее 21 баллов;
  • для лиц среднего возраста - менее 14 баллов;
  • для лиц пожилого возраста - менее 7 баллов.

Приложение 12.

Экспресс-опросник, позволяющий выявить признаки депрессии

Вспомните свое состояние за последние 2 недели. Выберите те признаки, которые для Вас наиболее характерны или же бывали практически каждый день:

  • депрессивное или раздраженное настроение, отмечаемое либо Вами, либо окружающими;
  • заметное уменьшение или потеря интереса к обычным видам деятельности;
  • изменение в весе (потеря или прибавка), изменение аппетита (снижение или повышение);
  • нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость);
  • возбужденное или заторможенное состояние, отмечаемое окружающими;
  • усталость и потеря энергии;
  • сниженная способность к мышлению, концентрации внимания, невозможность принятия решения;
  • чувство ненужности, недовольства собой, чрезмерной вины;
  • появляющиеся суицидальные мысли или попытки.

Если Вы выбрали 5 или более признаков, то, возможно, у Вас имеется депрессия. Обратитесь за консультацией к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...

Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...

Основные методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия

Данная презентация может быть использована как для самообразования так и для выступления на педагогическом совете, методическом объединении (комиссии). В работе даны определения понятиям: лабораторные...

Опыт проведения лабораторно-практических работ на примере исследования качества продуктов питания Т.И. Махова, преподаватель химии, КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»

Цель исследовательской работы – развитие умственных и практических умений, позволяющих повысить адаптивность и мобильность будущих специалистов. Организация исследовательской работы направлена на акти...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению лабораторно-практических занятий по дисциплине МДК.02.02. Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок

В настоящей методичесой разработке представлены основные методические материалы к выполнению лабораторных работ по  МДК.02.02. «Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации...