Опыт проведения лабораторно-практических работ на примере исследования качества продуктов питания Т.И. Махова, преподаватель химии, КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»
статья на тему

Цель исследовательской работы – развитие умственных и практических умений, позволяющих повысить адаптивность и мобильность будущих специалистов. Организация исследовательской работы направлена на активизацию познавательной деятельности студентов, более глубокое понимание научных основ технологий и процессов, формирование осознанной необходимости постоянного повышения своей профессиональной компетентности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zametka.docx391.12 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт проведения лабораторно-практических работ на примере исследования качества продуктов питания

Т.И. Махова, преподаватель химии, КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»

” Залогом профессионального успеха уже

не могут служить полученные один раз

в жизни знания. На первый план выходит способность

 людей ориентироваться в огромном

 информационном поле, умение самостоятельно

 моделировать, находить решения и их

 успешно реализовывать.”

В.В.Путин

Цель исследовательской работы – развитие умственных и практических умений, позволяющих повысить адаптивность и мобильность будущих специалистов. Организация исследовательской работы направлена на активизацию познавательной деятельности студентов, более глубокое понимание научных основ технологий и процессов, формирование осознанной необходимости постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

Важнейшими задачами для реализации поставленной цели, являются:

  • развитие умений  ставить и решать проблемы;
  • обучение самостоятельному мышлению путем привлечения знаний из разных областей;
  • умение прогнозировать вариативность результатов.

Технологические основы обучения студентов учебно-исследовательской деятельности включают выполнение лабораторно-практических работ, имитирующих виды реальной  исследовательской деятельности. Для развития индивидуальной творческой деятельности студентов преподавателю необходимо развить у него такие качества, как  самостоятельность, ответственность, оперативность, настойчивость, добросовестность, умение работать в коллективе, способность к «добыванию» новых знаний.

Как показывает опыт, там, где образовательная среда активная, студенты легче преодолевают психологические барьеры, формируют волевые качества, развивают организационные способности, осваивают новые роли.

Любая деятельность включает составляющие части: цель, средство, результат, сам процесс деятельности. В этом процессе можно выделить следующие этапы:

  • подготовительный;
  • экспериментальный;
  • аналитический;
  • отчетный;
  • информационный.

Подготовительный этап предусматривает составление плана по  проведению исследовательской работы. В план включаются следующие разделы:

  • актуальность темы;
  • цели и задачи исследования;
  • реферативный обзор;
  • экспериментальная часть (описание  методики исследования,  постановка эксперимента, использование диаграмм, таблиц);
  • выводы по работе.

Полученные в эксперименте материалы должны быть обработаны и представлены в наглядной форме. Поэтому проводится статистическая обработка данных, составление таблиц, построение диаграмм и графиков. Осуществляется работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, формулируются выводы по работе, составляются рекомендации и предложения.

  Описание того, что и как делал исследователь, представляет собой методику исследования, которая описана  в методической литературе [3]  и используется при обработке полученных результатов. В готовые таблицы студент подставляет данные, полученные при проведении исследования, и затем обрабатывает их. Завершается работа выводами, с изложением полученных результатов.

В качестве примера использовано описание занятия по исследованию продуктов питания. Исследование по этому направлению является актуальным, так как одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, является улучшение состояния здоровья населения, а одной из составляющих нашего здоровья является то, что мы употребляем в пищу. За объект исследования был выбран чай. Описание занятия приведено в технологической  карте.

В КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум» созданы все условия для успешной исследовательской деятельности студентов. Элементы исследовательской деятельности вносятся в занятия по выполнению практической работы. Получение студентами практических навыков исследовательской работы способствует воспитанию специалистов хорошо подготовленных к трудовой деятельности.


Технологическая карта  занятия

Ф.И.О.  преподавателя:  Махова Т.И.  

Предмет: основы аналитической химии

Группа-  Обработка водных биоресурсов

Тип  занятия:

  • по дидактической цели –  познавательно-творческий;
  •  по способу проведения – мультимедийный, исследовательский;

по форме – интегрированный, комбинированный (основы аналитической химии, биохимия)

по составу– групповой

Тема: «  Исследование качества продуктов питания»

Цель:  1.Закрепить знания, полученные на занятиях теоретического и практического обучения необходимых для определения содержания в чае кофеина, танина, витамина С;

2.Научить студентов грамотно используя титриметрический и визуально-колориметрический методы отличать недоброкачественные продукты от качественных.

Задачи:

Образовательные:

-  основные типы чая

- исследование состава чая

- установить зависимость свойств от химического состава

- качественные реакции на кофеин, танин, витамин С

-  области использования данных продуктов

Развивающие:

- развить  самостоятельность и наблюдательность

- сформировать навыки по определению состава  продуктов

- умение сравнивать, анализировать, делать выводы

- способствовать развитию межпредметных связей

- развитие логического мышления о взаимосвязи  состава продуктов и их свойств

- развивать познавательную активность через  исследования Воспитательные:

- умение трудиться в коллективе  

-  показать студентам ведущую роль теории в познании практики

- способствовать развитию интереса к профессии   технолога пищевого производства

 - стремление к творческой, познавательной личности

Планируемый результат

Знать:

- качественный состав, основные свойства, использования данных продуктов

Уметь:

--  выявить связь между типами чая и составом

-   объяснять зависимость свойств от химического состава

 УУД

Личностные:
- Эмоциональный комфорт и психологическая безопасность
- Создание условий для обеспечения успешности деятельности  студента

Регулятивные: 

-Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы

- Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний

Познавательные: 

- Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации

- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно следственных связей через исследовательскую работу.

Коммуникативные: 

- Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении

 - Планирование учебного сотрудничества с  преподавателем  и сверстниками - определение цели, функций участников, способы взаимодействия

-Использование  информационных ресурсов для поиска информации.

Комплексно-методическое обеспечение:

На столе преподавателя:

-мультимедийный проектор, компьютер, экран.

На столах студентов:

 -оборудование: электронные весы, часовое стекло, стеклянная палочка, фарфоровый  тигель,  штатив, спиртовка, коническая колба для титрования, бюретка, пипетка, мерная пробирка, универсальный индикатор, пробирки.

-химические реактивы: образцы чая, оксид магния, азотная кислота (концентр),

аскорбиновая кислота, крахмальный клейстер, раствор йода, хлорид железа.

-инструкция по выполнению лабораторной работы.

Методы обучения:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • проблемные

Ход  занятия

Дидактическая

структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организация урока

Приветствие студентов, настрой на положительный результат

Подготовка к занятию, приветствие  преподавателя

2. Мотивация

3.Актуализация

4.Осмысление

5.Рефлексия

Что такое здоровье и что такое красота?  Одним из составляющих нашего здоровья, а, следовательно, красоты, является то, что мы пьем и едим. Девиз  занятия«Качественная продукция – залог здоровья и красоты». 

Часто мы слышим,что в продуктах питания  «Там же одна химия!» Неужели химия приносит только вред?

 О каком продукте будет идти речь?

Притча -  « Мастер Джошу и чай»

Ведущий:    Почти каждый человек в нашем мире каждый день обязательно пьет чай. Важно научиться задумываться о качестве приобретаемого товара, уметь выбрать правильно, в соответствии с потребностями и  требованиями к товару.

 Сформулируйте  цель  данного занятия?

Как мы можем проанализировать состав продукта?

Для выполнения поставленной цели и задач мы работаем по группам (историки, врачи,  биохимики)

Историк. История чая

Биохимик. Химия чая

Практика.

Каждая группа проводит сравнительную характеристику двух видов чая (чёрный и зелёный).  Историки - определяют содержание танина; биохимики - определяют содержание кофеина; врачи - определяют содержание  витамина С. Делаем выводы и составляем диаграмму. 

Физминутка

Врач. Лечебно-профилактические   свойства  чая.

Ведущий

Способы заварки чая.

В чёрном ящике лежат три продукта, чаще всего используемых при чаепитии. Попробуем отгадать их!

Биохимик Лечебные свойства меда.

Историк. Чай использоваться не только как напиток, но и как косметическое средство.

- черный чай более полезен для здоровья, чем  зеленый?

-чай действует на мозг эффективнее, чем кофе?  

- главная ценность чая определяется содержанием в нем танина

-чай в больших количествах вреден людям с больным сердцем и страдающим бессонницей?  

Наше  занятие  подошло к концу, но мы не ответили на главный вопрос:  Неужели химия приносит только вред?    

Отвечают на вопросы (беседа)

Тема: «Исследование качества продуктов питания»

Это чай

Постановка учебной цели: Исследовать состав чая.

Провести качественные реакции.

См. диаграмму 1

Физминутка  для пальцев рук

Лимон,молоко,мёд

показывают недовольство

приветливо машут рукой

показывают недовольство

приветливо машут рукой

Конечно, нет

C:\Users\USer\Desktop\20150211_113953.jpg


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самойленко, П. И. Научно-исследовательская работа студентов как направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов / П. И. Самойленко, Т. В. Гериш // Среднее профессиональное образование. – 2004. – №12. – С. 3–7.

2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. -  М.: Академия, 2005. – 125 с.

 3. Злыднева Т.П. Организация исследовательской деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: методические указания / Т.П. Злыднева. - Магнитогорск :МаГУ, 2005. – 74 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Методическая разработка для студентов и преподавателей для проведения лабораторно-практических занятий по ПМ01 МДК 0102 "Основы профилактики" в объеме 12 часов

Данная разработка включает комплект анкет и опросников, позволяющих определить условия и качество жизни индивидуума, а также наличие вредных привычек и факторов риска. Это первый этап профилактическог...

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению лабораторно-практических занятий по ПМ 07 Выполнение работ по профессии рабочего «Повар»

Предназначена для подготовки студентов по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания". Может быть использована для проведения лабораторно-практических занятий по проф...

Дидактический материал по проведению Лабораторно - практических работ МДК 03.01. « Окрашивание волос» по теме: «Законы цвета» по специальности "Парикмахерское искусство"

Данная методическая разработка помогает в полном обьеме путем практических занятий изучить правила смешивания цветов, законы колористики.Достичь сложение сложных оттенков  путем смешивания первич...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторно-практических работ по профессиональному модулю ПМ.04 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента

Методические рекомендации по лабораторно-практическим занятиям разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43....