Основные методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия
презентация к уроку на тему

Трунов Алексей Иванович

Данная презентация может быть использована как для самообразования так и для выступления на педагогическом совете, методическом объединении (комиссии). В работе даны определения понятиям: лабораторные работы, лабораторные занаятия, практические работы, лабораторно-практические занятия. Приведены виды лабораторных работ, их назначение. Приведены требования к современному лабораторно-практическому занятию. Дана структура урока и охартерезованы его элементы. Охарактеризована лаборатрно-практическая работа как метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_lpz.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия Семинар-практикум по теме «Особенности организации и методика проведения лабораторно-практических и практических работ по ПМ» 03.03.2015 1 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум

Слайд 2

Эпиграф 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 2 Подготовка преподавателя к занятиям - это нелегкий повседневный творческий труд , в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие.

Слайд 3

Эпиграф 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 3 Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянно изобретать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс его повседневной деятельности.

Слайд 4

03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 4 Основные понятия

Слайд 5

В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 5 урок, лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа, практическая работа, контрольная работа (экзамен, коллоквиум, зачёт…), конференция, др. виды учебных занятий.

Слайд 6

От лат. laborare , что значит работать 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 6 ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

Слайд 7

Практические работы – 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 7 один из видов учебной деятельности школьников, по целям и задачам аналогичный лабораторным занятиям. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212

Слайд 8

Применяется также термин «лабораторно-практическая работа» 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 8 (например, в методике трудового и профессионального обучения), которым обозначаются задания, направленные на формирование у школьников знаний, умений и навыков по монтажу и демонтажу механизмов, для освоения приемов обслуживания технических устройств. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212

Слайд 9

Лабораторно-практические работы – 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 9 организационная форма (метод) профессионального обучения. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с. Занимают промежуточное место между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики.

Слайд 10

Виды лабораторно-практических работ 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 10 1) наблюдение и анализ (описание) различных технических явлений, процессов, предметов труда (свойств материалов, сырья, конечных продуктов);

Слайд 11

2) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 11 наблюдение и анализ (описание) устройства и работы орудий и средств труда (машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов);

Слайд 12

3) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 12 исследование количественных и качественных зависимостей между технологическими явлениями, величинами, параметрами, характеристиками; определение оптимальных значений этих зависимостей;

Слайд 13

4) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 13 изучение устройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами;

Слайд 14

5) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 14 диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка различных технических объектов; изучение способов их обслуживания.

Слайд 15

Лабораторно-практическое занятие позволяет: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 15

Слайд 16

Лабораторно-практическое занятие позволяет: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 16

Слайд 17

03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 17 Требования к современному лабораторно - практическому занятию

Слайд 18

Требования к ЛПЗ условно можно поделить на четыре группы 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 18

Слайд 19

Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 19 Обеспечивать познавательную активность, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемными, использовать работу со справочной литературой,.

Слайд 20

Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 20 Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой и обучения с жизнью.

Слайд 21

Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 21 Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений учащихся и коррекцию их учебных усилий.

Слайд 22

Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 22 Приучать обучающихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Слайд 23

Воспитательные требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 23 Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Слайд 24

Гигиенические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 24 Соблюдение температурного режима в лаборатории, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе , монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Слайд 25

Психологические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 25 Преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения обучающимися каждого требования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.

Слайд 26

Самое сложное при проведении ЛПЗ - это соблюсти следующие условия: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 26

Слайд 27

03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 27 Структура урока

Слайд 28

Традиционно, лабораторно-практические занятия состоят из трех этапов: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 28

Слайд 29

Структура урока производственного обучения 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 29 Структура лабораторно-практического занятия

Слайд 30

Вводная часть (этап) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 30 Задания по выполнению лабораторных работ являются инструкциями. Они представляют собой план по достижению учебной цели, единой для всех учащихся, минимум действий, которые нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата

Слайд 31

Задания 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 31 Основные требования при проведении ЛПЗ, которые необходимо учитывать при разработке инструкций: понимание обучающимися необходимости данной работы для своей специальности , связь с теоретическим материалом ; разумная сложность и конкретность работы, обеспечивающая обучающимся возможность понять физические процессы и сделать выводы.

Слайд 32

Иструктивно - технологическая карта 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 32 лабораторно-практической работы содержит: Тему из программы по предмету; Цель лабораторной работы (то, чему научатся обучающиеся, выполнив данную работу); Краткие теоретические положения и понятия; Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности обучающихся, формы представления результатов; Выводы по работе; Контрольные вопросы или задания.

Слайд 33

Основная часть (этап) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 33

Слайд 34

Текущий контроль 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 34 рекомендуется выполнять во время целевых обходов. Первый обход проводится после вводной части и расстановки учащихся по рабочим местам и носит организационный характер.

Слайд 35

Текущий контроль 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 35 При втором обходе выясняется правильность организации рабочих мест; способы работы (не допускаются ли шибки); правильность приемов; правильность использования инструментов; соблюдение правил техники безопасности и т.д. Последующие обходы носят коррекционный характер

Слайд 36

Заключительный этап 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 36 Примерное содержание отчета по лабораторно-практической работе: 1. Цель работы; 2. Краткие теоретические сведения; 3. Описание экспериментальной установки и методики эксперимента; 4. Экспериментальные результаты; 5. Анализ результатов работы; 6. Выводы.

Слайд 37

Заключительный этап 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 37 Очень важным, заключительным этапом выполнения лабораторно-практической работы является вывод. В нем учащийся анализирует, процесс достижения поставленных целей, объясняет результаты своей работы, доказывает их правильность, используя справочные материалы.

Слайд 38

Сущность лабораторно-практических работ как метода обучения. 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 38 Лабораторно-практическая работа это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Слайд 39

Лабораторно-практические работы 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 39 как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике.

Слайд 40

ЛПЗ – как метод обучения 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 40 Особенность проведения лабораторных (практических) работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся.

Слайд 41

ЛПЗ – как метод обучения 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 41 И эту возможность необходимо использовать как можно полнее. Учащийся должен не только самостоятельно познакомиться с оборудованием и выполнить работу, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.

Слайд 42

Критерий выставления оценок 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 42

Слайд 43

03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 43 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине «Контрольно-измерительные приборы» в виде набора заданий.

Методические рекомендации  по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине "Контрольно-измерительные приборы" в виде набора заданий. Для профессии начального  профессиона...

Методические рекомендации по подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля

ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...

Методические рекомендации по подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля

ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Данное методическое пособие рекомендовано в помощь преподавателю/учителю для подготовки и проведения уроков по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, с целью ознакомления...