Основные методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия
презентация к уроку на тему
Данная презентация может быть использована как для самообразования так и для выступления на педагогическом совете, методическом объединении (комиссии). В работе даны определения понятиям: лабораторные работы, лабораторные занаятия, практические работы, лабораторно-практические занятия. Приведены виды лабораторных работ, их назначение. Приведены требования к современному лабораторно-практическому занятию. Дана структура урока и охартерезованы его элементы. Охарактеризована лаборатрно-практическая работа как метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_lpz.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 2 Подготовка преподавателя к занятиям - это нелегкий повседневный творческий труд , в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие.
Эпиграф 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 3 Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянно изобретать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс его повседневной деятельности.
03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 4 Основные понятия
В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 5 урок, лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа, практическая работа, контрольная работа (экзамен, коллоквиум, зачёт…), конференция, др. виды учебных занятий.
От лат. laborare , что значит работать 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 6 ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
Практические работы – 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 7 один из видов учебной деятельности школьников, по целям и задачам аналогичный лабораторным занятиям. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212
Применяется также термин «лабораторно-практическая работа» 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 8 (например, в методике трудового и профессионального обучения), которым обозначаются задания, направленные на формирование у школьников знаний, умений и навыков по монтажу и демонтажу механизмов, для освоения приемов обслуживания технических устройств. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212
Лабораторно-практические работы – 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 9 организационная форма (метод) профессионального обучения. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с. Занимают промежуточное место между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики.
Виды лабораторно-практических работ 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 10 1) наблюдение и анализ (описание) различных технических явлений, процессов, предметов труда (свойств материалов, сырья, конечных продуктов);
2) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 11 наблюдение и анализ (описание) устройства и работы орудий и средств труда (машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов);
3) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 12 исследование количественных и качественных зависимостей между технологическими явлениями, величинами, параметрами, характеристиками; определение оптимальных значений этих зависимостей;
4) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 13 изучение устройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами;
5) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 14 диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка различных технических объектов; изучение способов их обслуживания.
Лабораторно-практическое занятие позволяет: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 15
Лабораторно-практическое занятие позволяет: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 16
03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 17 Требования к современному лабораторно - практическому занятию
Требования к ЛПЗ условно можно поделить на четыре группы 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 18
Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 19 Обеспечивать познавательную активность, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемными, использовать работу со справочной литературой,.
Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 20 Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой и обучения с жизнью.
Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 21 Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений учащихся и коррекцию их учебных усилий.
Дидактические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 22 Приучать обучающихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 23 Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Гигиенические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 24 Соблюдение температурного режима в лаборатории, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе , монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
Психологические требования 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 25 Преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения обучающимися каждого требования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.
Самое сложное при проведении ЛПЗ - это соблюсти следующие условия: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 26
03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 27 Структура урока
Традиционно, лабораторно-практические занятия состоят из трех этапов: 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 28
Структура урока производственного обучения 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 29 Структура лабораторно-практического занятия
Вводная часть (этап) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 30 Задания по выполнению лабораторных работ являются инструкциями. Они представляют собой план по достижению учебной цели, единой для всех учащихся, минимум действий, которые нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата
Задания 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 31 Основные требования при проведении ЛПЗ, которые необходимо учитывать при разработке инструкций: понимание обучающимися необходимости данной работы для своей специальности , связь с теоретическим материалом ; разумная сложность и конкретность работы, обеспечивающая обучающимся возможность понять физические процессы и сделать выводы.
Иструктивно - технологическая карта 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 32 лабораторно-практической работы содержит: Тему из программы по предмету; Цель лабораторной работы (то, чему научатся обучающиеся, выполнив данную работу); Краткие теоретические положения и понятия; Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности обучающихся, формы представления результатов; Выводы по работе; Контрольные вопросы или задания.
Основная часть (этап) 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 33
Текущий контроль 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 34 рекомендуется выполнять во время целевых обходов. Первый обход проводится после вводной части и расстановки учащихся по рабочим местам и носит организационный характер.
Текущий контроль 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 35 При втором обходе выясняется правильность организации рабочих мест; способы работы (не допускаются ли шибки); правильность приемов; правильность использования инструментов; соблюдение правил техники безопасности и т.д. Последующие обходы носят коррекционный характер
Заключительный этап 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 36 Примерное содержание отчета по лабораторно-практической работе: 1. Цель работы; 2. Краткие теоретические сведения; 3. Описание экспериментальной установки и методики эксперимента; 4. Экспериментальные результаты; 5. Анализ результатов работы; 6. Выводы.
Заключительный этап 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 37 Очень важным, заключительным этапом выполнения лабораторно-практической работы является вывод. В нем учащийся анализирует, процесс достижения поставленных целей, объясняет результаты своей работы, доказывает их правильность, используя справочные материалы.
Сущность лабораторно-практических работ как метода обучения. 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 38 Лабораторно-практическая работа это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Лабораторно-практические работы 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 39 как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике.
ЛПЗ – как метод обучения 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 40 Особенность проведения лабораторных (практических) работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся.
ЛПЗ – как метод обучения 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 41 И эту возможность необходимо использовать как можно полнее. Учащийся должен не только самостоятельно познакомиться с оборудованием и выполнить работу, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.
Критерий выставления оценок 03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 42
03.03.2015 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ СПО ЯО Переславский политехнический техникум 43 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине «Контрольно-измерительные приборы» в виде набора заданий.
Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине "Контрольно-измерительные приборы" в виде набора заданий. Для профессии начального профессиона...
Методические рекомендации по подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля
ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...
Методические рекомендации по подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля
ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ ДЛЯ СЛОЖНОЙ КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Методические рекомендации...
Методические рекомендации по подготовке и проведению олимпиады по дисциплине "Математика"
для студентов первых курсов НПО и СПО...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Данное методическое пособие рекомендовано в помощь преподавателю/учителю для подготовки и проведения уроков по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, с целью ознакомления...